Способ оценки ассоциативной памяти детей

 

Изобретение относится к психофизиологии . Цель изобретения - повышение точности и оценки памяти у детей более раннего возраста за счет определения динамики изменения характеристик ассоциативной памяти.Ребенку предъявляют 6 пар знакомых ему предметов, сходных по назначению в каждой паре в темпе 6-10 с на пару, повторное предъявление начинают через 20-30 с. Общее количество предъявлений каждой из пар не менее пяти с интервалом между предъявлениями пар 3-6 с. Результаты воспроизведения регистрируют после первого и каждого из повторных предъявлений . Полученные данные рассчитывают по формуле регрессивной функции .1 А, () + А,, где у - число правильных опознаний, х - число их предъявлений. А,,, -- коэффициенты регрессии. При отклонении коэф|1ициентов регрессии от допустимых пределов А, 1151 8, А, 0,61 1 0,08, А -12±8 диагностируют отклонения ассоциативной памяти ребенка от нормы . СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (111

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

И Д BTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 3867352/28-14 (22) 28.03.85 (46) 28.02.87.Бюл. К - 8 (71) Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины

AMH СССР (72) М.И.Лохов и И.И.Степанов (53) 615.475 (088.8) (56) Блейхер В.M. Клиническая патопсихология. Ташкент: Медицина, 1976, с.64. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ АССОЦИАТИВНОЙ

ПАМЯТИ ДЕТЕЙ (57) Изобретение относится к психофизиологии. Цель изобретения — повышение точности и оценки памяти у детей более раннего возраста за счет определения динамики изменения характеристик ассоциативной памяти.Ребенку предъявляют 6 пар знакомых ему предметов, сходных по назначению в каждой паре в темпе 6-10 с на пару, повторное предъявление начинают через 20-30 с. Общее количество предъявлений каждой из пар не менее пяти с интервалом между предъявлениями пар 3-6 с. Результаты воспроизведения регистрируют после первого и каждого из повторных предъявлений. Полученные данные рассчитывают по формуле регрессивной функции

I = А, (1-е ") + А,, где у — число правильных опознаний, х — число их предъявлений, А, — коэффициенты регрессии. При отклонении коэффициентов регрессии от допустимых пределов А, = 115 8, А = 0,61+ 0,08, А = -12+8 диагностируют отклонения

5 ассоциативной памяти ребенка от нормы °

1292733

7 8

84 100 100

33 33 67 84 84

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии.

Цель изобретения — повьппение точности и оценки памяти у детей более раннего возраста за счет определе- 5 ния динамики изменения характеристик ассоциативной памяти.

Способ осуществляют следующим образом.

Ребенку предъявляют 6 пар знако- 0 мьи ему предметов, сходных по назначению в каждой паре, в определенном темпе (6-10 с на пару) и просят назвать каждый из предметов. Затем предъявляют один из предметов пары

t5 и просят назвать второй предмет.Правильное название второго предмета пары в течение 6-10 с (время, затраченное экспериментатором на показ одного предмета плюс время ответа ис20 пытуемого) засчитывается за положительный ответ. Независимо от того, называется или нет второй предмет в течение указанного времени, его показывают, называют эа 3-6 с и предъявляют первый предмет следующей пары на такое же время. Таким образом тестируют запоминание вторых предметов каждой из 6 пар. Повторное предъявление начинают через 20-30 с (время, затраченное экспериментатором на подготовку пар предметов к следующему показу), меняя порядок предъявлений случайным образом.Общее количество предъявлений каждой из пар не менее 5, Допускается во время предъявления первого предмета пары стю:улировать ребенка к воспроизведению дополнительными фраза40 ми, не называя при этом второй пред-, мет., Результаты воспроизведения реги- . стрируют после первого и каждого из повторных предъявлений. Полученные данные описывают экспоненциаль,Номер предъявления (без контрольного) 1 2

Количество воспроизведенных вторых предметов, 7

Обработка указанных данных методами регрессиОнного анализа показала, что динамика запоминания испытуемым Б. вторых из 6 пар предметов описывается уравнением: У=110 (1 — еп 5" ) — 10. Коэффициенты регрессии имеют следующие интервальные ной зависимостью вида У=А (1-е " " )+

+ Аэ. Параметры экспоненты получают путем обработки экспериментальных данных методами регрессивного анализа. Результаты обработки анапитически (и графически) сравнивают с усредненными статистическими результатами аналогичной обработки данных по 30 и более здоровым детям, близким по возрасту к исследуемому ребенку, которые принимаются эа норму.

Об ассоциативной памяти испытуемого судят по отклонению коэффициентов регрессии от нормы.

После тестировки на предметы ребенку предъявляют 6 пар знакомых ему изображений предметов (отличных от предметов> показанных ранее) и повторяют в точности все описанные выше- действия, Оценку ассоциативной памяти испытуемого производят путем сравнения коэффициентов регрессии, полученных по каждому из двух тестов, с соответствующими коэффициентами нормы, полученными на большой группе детей 4—

5 лет и составляющими: А< = 115 8, Аг = 0 61+0 08 Ап = 12 8 )Если хотя бы один из коэффициентов (с учетом доверительных интервалов) по любому из двух тестов для данного испытуемого выходит за указанные пределы соответствующего коэффициента нормы,делают вывод об отклонении ассоциативной памяти от нормы. По сравнению с нормой для каждого из тестов и величине остаточной дисперсии оценивают дополнительные характеристики динамики ассоциативной памяти ис- пытуемого и дают рекомендации для дальнейшего исследования в случае необходимости, Пример. Испытуемому Б., 5 лет, предъявляют 6 пар предметов.

Результаты представлены ниже. оценки при 95Х-ном уровне доверительной вероятности: А = 110 10, А =

= 0,55+0,05, A = †10+. Остаточная дисперсия: Д „= 150.

Сравнение коэффициентов регрессии с объединенной группой здоровых детей показывает, что отличия соответ1292?33

Номер предъявления (без контрольного) 3 4. 5

6 7 8 9 10

1 2

Количество воспроизведенных вторых изображений, %

О 33 50 33 67 67 84 84 100 100 ствующих коэффициентов не выходят за границы интервальных оценок, т.е. достоверно не отличаются. Однако сравнение остаточных дисперсий по критерию Фишера показывает, что результаты испытуемого Б. плохо (вероятность меньше 95%) описываются экспоненциальной зависимостью. Поэтому хотя по данному тесту испытуемый входит в группу здоровых детей, Обработка указанных данных методами регрессионного анализа показала, что динамика запоминания испытуемым Б. вторых из 6 пар иэображений описывается уравнением: У = 127 (1 — е 023 )21, Коэффициенты регрессии имеют следующие интервальные сцен- 25 ки при 95Х-ном уровне доверительной вероятности: А, = 127+11, А

= 0,23+ 0,03, А3 = -21+8. ОстаточДисперсия: Доет =

Сравнение полученных коэффициен- 30 тов с коэффициентами регрессии для группы здоровых детей показывает, что при одинаковом 95%-ном уровне доверительной вероятности наблюдается достоверное отличие коэффициентов, особенно А2, который в 2,5 раза меньше для испытуемого Б. Этот же коэффициент достоверно отличается и при сравнении данных испытуемого Б. с объединенной группой здоро- 4О вых детей. В то же время сравнение ! коэффициентов регрессии испытуемого

Б, с коэффициентами регрессии для группы умственно отсталых детей показывает, что несмотря на значитель- 45 ную величину остаточной дисперсии, при 95Х-ном уровне доверительной вероятности не наблюдается достоверного отличия коэффициентов регрессий.

Таким образом, испытуемый Б, с веро- 5р ятностью 95Х относится к умственно отсталым детям. Из-за наличия изменений в характере динамики ассоциативного обучения требуется дальней- шее исследование с целью выявления 55 возможной патологии ЦНС.

В последующем снятие ЭЭГ у испытуемого Б. и ее анализ показали наличие параксизмальной активности в характер динамики запоминания у него отличается от такового для здоровых испытуемых. Этот факт может свидетельствовать о наличии каких-то патологических процессов ЦНС, влияющих на ассоциативную память.

Затем испытуемому Б. предъявляют

6 пар изображений. Получают следующие результаты: височной области .левого полушария.

Поставлен диагноз — предэпилептиформное состояние, и назначено соответствующее лечение.

Предварительное официальное обследование испытуемого Б. невропатологом и психиатором не выявило никаких отклонений.

Проведенное специальное исследование по способу-прототипу (психометрическое исследование памяти по шкале

Векслера) также не выявило существенных отличий от нормы — набран 101 балл. По 7-у субтесту испытуемый набрал 2,5 балла, что мало повлияло на общую сумму.

Способ позволяет повысить точность оценки ассоциативной памяти за счет строгой стандартизации условий опыта, связанных с характером предъявляемых тестов (предметы и изображения) и скоростью предъявления тестов, что дает возможность математически обработать полученные по каждому тесту экспериментальные данные.

Тестирование на ассоциативное запоминание пар предметов является эффективным с самого раннего возраста (2,5-3 года), что позволяет оценивать характер возрастной динамики развития ребенка дошкольного возраста.

Способ обладает высокой чувствительностью: достоверные изменения коэффициентов регрессии sa пределами доверительных интервалов измеряются долями процента, что позволяет замечать незначительные изменения в дина" мике ассоциативной памяти по сравнению с нормой и принимать меры для eel

1292733

Составитель М.Позняк

Техред Л.Олейник Корректор А.Ильин

Редактор К.Волощук Тираж 596 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета ССС1? по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Заказ 306/4

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4 коррекции и для более детального исследования данного ребенка.

Формула изобретения

Способ оценки ассоциативной памяти детей путем последовательного предъявления парных изображений знакомых и сходных по назначению в паре предметов с последующей регистрацией воспроизведения ребенком вторых в паре изображений, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности и оценки памяти у детей более раннего возраста, дополнительно предъявляют пары знакомых и сходных по значению в паре мулятей— предметов с последующим воспроизведением вторых в паре предметов, при этом каждую пару предъявляют н течение 6-10 с не менее пяти раз с интервалом между предъявлениями.пар

3-6 с и между предъявлениями 6 пар для повторных опознаний 20-30 с,после чего процесс опознания рассчитывают по формуле регрессионной функции

Y = A (1-e ) + А

1 эь

f0 где Y — число правильных опознаний;

X — число их предъявлений;

А,, А, А>- коэффициенты регрессии, и при отклонении коэффициентов регрессии от допустимых пределов А

115+ 8 А = 0 61+0 08 Аз

= -12+8 диагностируют отклонения ассоциативной памяти ребенка от

НоpMb4 .

Способ оценки ассоциативной памяти детей Способ оценки ассоциативной памяти детей Способ оценки ассоциативной памяти детей Способ оценки ассоциативной памяти детей 

 

Похожие патенты:

Тремометр // 1251865

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх