Цветомузыкальное устройство

 

Изобретение относится к устройствам автоматического светового сопровождения музыки. Цель - повышение выразительности и глубины зрелищного эффекта от цветомузыкального устройства. Для этого в каждый канал блока амплитудно-частотного преобразователя введены усилитель 8 мощности и распределитель 7, а также анализатор 10 динамического развития (АДР). В описании изобретения приведена электрическая схема АДР. 2 з. п. ф-лы, 4 ил. (Л О5 N5 00 Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

SU„„1301423

А1

mg4A 63 J 1700

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Х ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3838110/24 — 21 (22) 04.01.85 (46) 07.04.87. Бюл. № 13 (71) Ленинградский институт авиационного приборостроения (72) А. Ю. Заозерский, Д. В. Яковлев, С. Д. Васенко и А. Б. Иванов (53) 621.828 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 659162, кл. А 63 3 17/00, 1975.

Авторское свидетельство СССР № 659163, кл. А 63 J 17/00, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 1122330, кл. А 63 J 17/00, 1978. (54) ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к устройствам автоматического светового сопровождения музыки. Цель — повышение выразительности и глубины зрелищного эффекта от цветомузыкального устройства. Для этого в каждый канал блока амплитудно-частотного преобразователя введены усилитель 8 мощности и распределитель 7, а также анализатор 10 динамического развития (АДР).

В описании изобретения приведена электрическая схема АДР. 2 з. и. ф-лы, 4 ил.

1301423

Изобретение относится к устройствам а втом атического светового сопровождения музыки и может быть использовано в концертных залах, комнатах отдыха, в интерьерах зданий для декоративных целей и повышения эмоционального восприятия музыки.

Целью изобретения является повышение выразительности и глубины зрелищного эффекта.

На фиг. 1 представлена функциональная схема цветомузыкального устройства; на фиг. 2 — динамический диапазон огибающей звукового сигнала, которому соответствует динамический диапазон потока источников света; на фиг. 3 — вариант расположения групп источников света одного канала на экране; на фиг. 4 — функциональная схема анализатора динамического развития.

«О

lI5

Цветомузыкальная установка (фиг. 1) 20 содержит источник 1 стереофонического сигнала, первый и второй входы которого соединены с входом соответственно первого 2 и второго 3 блоков амплитудно-частотного преобразователя, каждьюй из которых состоит из и параллельных каналов, содержащих каждый последовательно соединенные фильтры 4-1 — 4-3, детекторы 5-1 — 5-3, интеграторы 6-1 — 6-3, распределители 7-1 — 7-3, первые — третьи выходы которых соединены с входами первых — третьих усилителей 30

8-1 — 8-9 мощности, связанных с соответствующими источниками 9-1 — 9-9 света. Первый и второй входы анализатора 10 динамического развития соединены с соответствующими входами источника I стереофонического сигнала, а выход с вторыми входами интеграторов 6-1 — 6-3 каждого канала блоков 2 и 3 амплитудно-частотного преобразователя.

Анализатор 10 динамического развития содержит делитель 11 частоты и последо- 40 вательно соединенные сумматор 12, первый и второй входы которого являются соответствующими первым и вторым входамианализатора 10 динамического развития, дополнительный детектор 13, первый фильтр

14 низкой частоты, дифференциатор 15, 45 триггер 16, зарядный блок 17, второй фильтр 18 низкой частоты, выход которого является выходом анализатора 10 динамического развития, причем вход делителя

11 частоты соединен с выходом триггера

16, а выход — с вторым входом зарядного блока 17.

Устройство работает следующим образом.

Звуковой сигнал с выходов стереофонического 1 источника звукового сигнала M поступает на вход первого 2 и второго 3 блоков, амплитудно-частотного преобразователя, которые выполняют одинаковые функции, а именно функции поступающего музыкального сигнала по частоте и амплитуде. Каждый из и каналов блока амплитудно-частотного преобразователя производит амплитудный анализ сигналов в полосе частот, определяемой полосовым и фильтрами 4-1 — 4-3, с выходов которых сигнал поступает соответственно на детекторы

5-1 — 5-3, которые производят выпрямление поступившего сигнала. Далее сигнал проходит на интеграторы 6-1 — 6-3, которые осуществляют его выпрямление.

На вторые входы интеграторов 6-1 — 6-3 одновременно поступает сигнал с выхода анализатора 10 динамического развития, несущий информацию о степени динамичности музыкального сигнала, и изменяет постоянную времени интеграторов 6-1—

6-3 следующим образом: чем динамичнее музыкальное произведение, тем больше напряжение на втором входе интеграторов

6-1 — 6-3 и тем меньше постоянная времени интегрирования.

Такое управление позволяет интеграторам 6-1 — 6-3 автоматически с высокой точностью отслеживать за динамической огибающей по частоте и амплитуде, чем и определяется направление мелодического развития анализируемого музыкального произведения.

Сигнал, по величине прямо пропорциональный силе звука и характеризующий его динам ический характер, с выходов интеграторов 6-1 — 6-3 поступает на входы схем

7-1 — 7-3 распределения, которые производят разделение динамического диапазона входного сигнала таким образом, что на каждом из трех их выходов сигнал изменяется только на 15 дБ. При этом, если уровень входного сигнала изменяется от 0 до 15 дБ, появляется сигнал прямо пропорциональный входному сигналу на первом выходе распределителя. При дальнейшем увеличении входного сигнала от 15 до

30 дБ напряжение на первом выходе распределителя не возрастает, а увеличивается напряжение на втором его выходе от 0 до 15 дБ. И далее, если напряжение на входах схем 7-1 — 7-3 распределения повышается от 30 до 45 дБ, то на вторых выходах сигнал не возрастает, а увеличивается значение напряжения на третьих выходах распределителей 7-1 — 7-3 от 0 до 15 дБ.

Напряжение с выходов распределителей

7-1 — 7-3 поступает на первые — третьи усилители 8-1 — 8-9 мощности, которые управляют световым потоком первой, второй и третьей групп источников 9-1 — 9-9 света.

Так, при возрастании сигнала от 0 до

15 дБ возрастает световой поток Ф первой группы источников 9-1 — 9-9 света (фиг. 2).

При достижении сигналом уровня 15 дБ первые группы источников 9-1 — 9-9 света имеют

1301423 максимальный световой поток Ф i .-, который далее не увеличивается, а начинает увеличиваться световой поток Ф второй группы источников 9-1 — 9-9 света. При достижении сигналом уровня 30 дБ поток Ф имеет максимальное значение Р,.а и далее не возрастает. При повышении уровня входного сигнала от 30 до 45 дБ возрастает световой поток Р третьей группы источников 9-1—

9-9 света.

Поскольку группы источников 9- i — 9-9 света имеют разные мощности, то максимальный световой поток 9 ...- первой группы источников 9-1 — 9-3 должен быть равен минимальному потоку Ф м. второй 9-1 — 9-3 группы источников света, а максимальный поток второй группы источников 9-1 — 9-3 света равен минимальному потоку Ф з." третьей группы источников 9-1 — 9-3 света.

Таким образом, достигается сопряжение динамических диапазонов музыкального сигнала и суммарного светового потока экрана, при этом удается также линеаризовать суммарную яркостную характеристику источников 9-1 — 9-3 света.

На фиг. 3 показан вариант расположения групп источников 9-1 — 9-3 света одного канала выделения на экране. При повышении силы звука загораются источники 9 — 1 света первой группы, при дальнейшем повышении силы звука — источники 9 — 2 света второй группы и затем третьей группы

9-3, т.е. наблюдается эффект подобный эффекту бегущего огня — кажущееся перемещение светового рисунка вверх с одновременным расширением его площади. Рисунок как бы «разворачивается» и «сворачивается» на экране в соответствии с изменением силы звука. Поскольку световые потоки групп источников 9-1 — 9-9 света подобраны так, чтобы выполнялось условие

Ф 1 макс= Ф g мии, Ф макс= Ф з чин, где Ф 1 макс, Ф макс — максимальный световой поток соответственно первой и второй групп источников 9-1 — 9-9 света;

Ф 2мнн, Ф 3 макс — минимальный световой поток соответственно второй и третьей групп источников 9-1 — 9-9 света, то подъем светового рисунка происходит плавно вместе с постепенным загоранием источников 9-1—

9-9 света первой, второй и третьей групп. Световой рисунок «переливается» от одной группы источников 9-1 — 9-9 света к другой группе с постепенным движением вверх.

В предлагаемой установке путем использования и-канальных амплитудно-частотных преобразователей 2 и 3 осуществляется также динамическое развитие картины (движение) в зависимости от высоты звука, так как группы источников 9-1 — 9-9 света, входящие в состав каналов выделения, расположены в разных местах экрана.

Кроме того, группы источников 9-1 — 9-9 света, подключенные к выходам первого 2 и второго 3 амплитудно-частотных преобразователей, расположены так что между ними нет четкой пространственной границы в центральной части экрана в результате достигается «взаимопроникновение» цветодинами5 ческих рисунков амплитудно-частотных преобразователей 2 и 3 друг в друга.

Работа анализатора 10 динамического развития основана на измерении времени между минимумами и максимумами огибаю10 щей музыкального сигнала. Чем выше темп музыки и выше скорость нарастания и спада огибающей (что определяется постепенной или внезапной сменой частей музыкального произведения), тем меньше время между очередными минимумами и максимальными огибающей звукового сигнала.

Пример выполнения анализатора 10 динамического развития представлен на фиг. 4.

Сигнал с первого и второго выхода стереофонического 1 источника звукового сигнала (фиг. 4) поступает на первый и второй входы сумматора 12 который производит суммирование сигналов первого и второго каналов стереофонического 1 источника звука, превращая их в монофонический сигнал. Последний выпрямляется детектором

13 и поступает на первый фильтр 14 низкой частоты, который производит формирование огибающей звукового сигнала. Далее оги бающая подвергается дифференциированию в дифференциаторе 15, на выходе которого образуется последовательность положитель30 ных и отрицательных импульсов, соответствующих минимумам и максимумам огибающей. Эти импульсы поступают на триггер 16 который формирует прямоугольные импульсы с длительностью, равной времени между положительными и отрицательными

35 импульсами. Чем выше темп и более динамичнее музыка, тем чаще следуют импульсы с выхода триггера 16 и тем меньшую длительность они имеют. Эти прямоугольные импульсы поступают с выхода триггера 16 на зарядную схему 17 и делитель 11. На выходе зарядной схемы 17 формируется линейно-возрастающее напряжение в моменты присутствия прямоугольных импульсов на втором входе.

С окончанием действия прямоугольного импульса зарядная схема запоминает напря45 жение до прихода следующего импульса и затем снова начинает заряд.

После прихода определенного числа импульсов, например 1000, определяемого делителем 11, формируется импульс обнуления на выходе делителя 11, и накопленное на50 пряжение на зарядной схеме 17 сбрасывается по второму входу. Таким образом, зарядная схема формирует напряжение пропорциональное времени действия 1000 импульсов

Если, например, музыка медленная, плавная, то напряжение на выходе зарядной схемы 17 имеет большее значение, чем при быстром, динамичном проведении. Пульсации с выхода зарядной схемы 17 сглаживаются интегратором 18.

1301423

В результате на выходе анализатора 10 динамического развития формируется постоянное напряжение, пропорциональное темпу и динамичности музыкального произведения. Это напряжение поступает на вторые входы интеграторов 6-1 — 6-3 и изменяет постоянную времени интегрирования в соответствии с динамикой музыкального сигнала, что дает возможность точнее интегратором 6-1 — 6-3 отслеживать огибающую звуковую сигнала.

В качестве стереофонического источника

1 звукового сигнала используется, например, магнитофон.

Полосовые фильтры 4-1 — 4-3 выполнены на микросхемах по схеме (фиг. 1).

Детекторы 5-1 — 5-3 собраны на микросхемах.

На этих же микросхемах с применением полевых транзисторов собраны интеграторы 6-1 — 6-3.

Схема распределения 7-1 — 7-3 представляет собой три параллельно соединенных усилителя-ограничителя, выполненных на транзисторах.

Усилители 8-1 — 8-9 мощности выполнены на тиристорах. Экран изготовлен, например, из двух рядов перпендикулярно расположенных прозрачных цилиндрических трубок. В качестве источника 9-1 — 9-9 света различной мощности использованы, например, лампы накаливания, включенные параллельно.

Сумматор 12, детектор 13, первый фильтр

14 низкой частоты, дифференциатор 15, зарядную схему 17 и второй фильтр 17 низкой частоты можно выполнить на операционных усилителях, а триггер 16 и делитель 11 — на цифровых микросхемах:

Формула изобретения

1. Цветомузыкальное устройство, содержащее источник стереофонического сигнала, первый и второй входы которого соединены с входом соответственно первого и второго блоков амплитудно-частотного преобразователя, каждый из которых состоит из и параллельных каналов, а каждый из каналов содержит первый усилитель мощности, выход которого подключен к первой группе источников света, и последовательно соединенные полосовой фильтр, вход которого является входом блока., детектор, интегратор, отличающееся тем, что, с целью повышения выразительности и глубины зрелищного эффекта, введены в каждый канал

10 блока амплитудно-частотного преобразователя второй, третий усилители мощности, соответственно вторая и третья группы источников света, подключенных к выходам соответственно второго и третьего усилителей мощности, распределитель, вход которого соединен с выходом интегратора, а первый, второй, третий выходы — с входами первого, второго, третьего усилителей мощности соответственно, и анализатор динамического развития, первый и второй входы которого соединены с соответствующим входом источника стереофонического сигнала, а выход — с вторым входом интегратора каждого канала блока ам плитудночастотного преобразователя.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что анализатор динамического развития содержит делитель частоты и последовательно соединенные сумматор, первый и второй входы которого являются соответствующими первым и вторым входами анализатора динамического развития, дополнительный детектор, первый фильтр низкой частоты, дифференциатор, триггер, зарядный блок, второй фильтр низкой частоты, выход которого является выходом анализатора динамического развития, причем вход делителя частоты соединен с выходом триггера, а выход — с вторым входом зарядного блока.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что первые группы источников света

40 расположены в нижней части, вторые группы источников света — в средней части, а третьи — в верхней части экрана.

1301423

4 мокс ф ч5 — " динамический диапаин " сдетодого потока канала дыделения.

" динамический диапазон

"" гдукодого сигнала P1 миноги гбукодого сигнала иг. 2

X X XX

Х X X

XX ХХ

X Х Х х х х

Х Х

X ,6Х Ь Л

X X

Х Ь Ь

Х х х

X источник сбета пербои группы источник сбета дторой группы

О

О Ь Ь

О О

Кажущееся напра бление дбижения сдетодого рисунка источник c8ema третьей группы чиг. о

Составитель Г. Доценко

Реда кто р A. Петро в Техред И. Верес Корректор Л. Патай

За каз 924/5 Тираж 397 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Цветомузыкальное устройство Цветомузыкальное устройство Цветомузыкальное устройство Цветомузыкальное устройство Цветомузыкальное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для автоматического светового сопровождения музыки

Изобретение относится к устройствам для светового сопровождения музыки

Изобретение относится к светомузыке, а именно к устройствам для автоматического сопровождения звука световыми эффектами

Изобретение относится к области создания анимационных эффектов, связанных с цветных изображением, в частности, трехмерным, усиливающих эмоциональное воздействие при сопровождении соответствующих звуковых произведений, и может быть использовано при проведении зрелищных мероприятий

Изобретение относится к системам акустического и светового сопровождения музыки и предназначено преимущественно для свето-акустического оформления залов сферической или куполообразной формы

Изобретение относится к области цветовой музыки и может быть использовано в пограничных областях звука и звуковых волн, светового, теплового и других излучений, медицине и вычислительной технике

Изобретение относится к системам и устройствам, предназначенным для формирования и воспроизведения цветных динамических изображений высокого разрешения, изменяющихся во времени в определенном соответствии с изменениями параметров звуковых сигналов

Изобретение относится к области цветомузыкальных устройств и предназначено для формирования цветных динамических цветомузыкальных изображений высокого качества

Изобретение относится к области цветомузыкальных устройств и предназначено для формирования объемных цветомузыкальных изображений

Изобретение относится к технике ароматизации воздуха, может быть использовано в бытовой, игровой, а также медицинской сфере при создании систем эмоциональной и психологической разгрузки с использованием музыки и служить как развлекательным, так и лечебно-профилактическим целям
Наверх