Цистерна для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - устранение потерь от испарения и обеспечение полной заполняемости цистерны перевозимой жидкости, а следовательно, и устранение возможности возникновения статического электричества на транспортном средстве и динамических инерционных нагрузок на него. Это достигается путем выполнения цистерны с тремя равного объема емкостями , из которых первая, устанавливаемая над цистерной и сообщаемая с ней, является расширительным бачком, заполненным перевозимой жидкостью до расчетного уровня через вентиль в днище цистерны. Вторая и третья емкости являются вспомогательными , устанавливаются на цистерне или транспортном средстве на одном уровне, их полости в нижней части сообщены трубопроводом . Одновременно верхние части первой и второй емкостей соединены трубопроводом , а верхняя часть третьей емкости через сапун сообщается с атмосферой. Вторая емкость заполняется до рассчетного уровня вспомогательной трудноиспаряющейся герметизирующей жидкостью (например, отработанными автомаслами). Объем емкостей и уровень заполнения расширительного бачка определяются в зависимости от объема перевозимой жидкости и от максимально возможного перепада температуры в процессе ее транспортировки. 2 ил. | NU

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН..„SU„„1301744

А1

yg 4 В 65 D 88/12, 90/30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3873554/27-1 3 (22) 18.03.85 (46) 07.04.87. Бюл. № 13 (75) Г. М. Деканозов (53) 621.642.3 (088.8) (56) Рыбаков К. В. и др. Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов.— М.: Транспорт, 1979, с. 58. (54) ЦИСТЕРНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЕГКОИСПАРЯЮЩИХСЯ ЖИДКОСТЕЙ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения— устранение потерь от испарения и обеспечение полной заполняемости цистерны перевозимой жидкости, а следовательно, и устранение возможности возникновения статического электричества на транспортном средстве и динамических инерционных нагрузок на него. Это достигается путем выполнения цистерны с тремя равного объема емкостями, из которых первая, устанавливаемая над цистерной и сообщаемая с ней, является расширительным бачком, заполненным перевозимой жидкостью до расчетного уровня через вентиль в днище цистерны.

Вторая и третья емкости являются вспомогательными, устанавливаются на цистерне или транспортном средстве на одном уровне, их полости в нижней части сообщены трубопроводом. Одновременно верхние части первой и второй емкостей соединены трубопроводом, а верхняя часть третьей емкости через сапун сообщается с атмосферой. Вторая емкость заполняется до рассчетного уровня вспомогательной трудноиспаряющейся герметизирующей жидкостью (например, отработанными автомаслами). Объем емкостей и уровень заполнения расширительного бачка определяются в зависимости от объема перевозимой жидкости и от максимально возможного перепада температуры в процессе ее транспортировки. 2 ил.

1301744

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а точнее к конструкции транспортных цистерн и судовых танков, для транспортировки легкоиспаряюшихся жидкостей.

Цель изобретения — устранение потерь от испарения и обеспечение полной заполняемости цистерны, в результате чего исключаются опасные динамические инерционные нагрузки на транспортное средство ввиду колебаний жидкости в неполностью заполненной цистерне, возникновение по той же причине зарядов статического электричества на транспортном средстве и постоянное наличие вокруг цистерны газовой среды, опасной в пожарном отношении.

Полное заполнение цистерн перевозимой жидкостью (в некоторых случаях) не осуществляется, так как даже незначительное изменение объема перевозимой жидкости неизбежно вызывает разрыв или смятие цистерны. Воздух, находящийся в незаполненной цистерне, является буфером для изменяющей свой объем жидкости. Величина недолива цистерн зависит от ее объема, коэфициента объемного расширения перевозимой жидкости и от возможного максимального перепада температуры перевозимой жидкости. Так, например, если принять возможный перепад температуры перевозимой жидкости 30 С, то недолив должен быть в пределах 4Я от объема цистерны.

На фиг. 1 изображена цистерна, вертикальный разрез; на фиг. 2 — то же, план.

Цистерна для транспортировки легкоиспаряющейся жидкости содержит корпус 1, герметически закрывающийся колпак 2, сливно-наливное приспособление — вентиль 3, технологический вентиль 4 для контроля уровня жидкости в цистерне и (емкости для компенсации температурных расширений жидкости) расширительном бачке

5, в который перевозимая жидкость поступает через отверстие 6, перепускной трубопровод 7, соединяющий верхнюю часть расширительного бачка с верхней частью вспомогательной емкости 8, в которую (наполовину объема) через вентиль 9 заливается вспомогательная трудноиспаряемая жидкость, уровень которой контролируется указателем уровня (не показан), второй емкости 10 объемом, равным объему емкости

8, нижняя часть которой соединена перепускным трубопроводом 11 с нижней частью первой вспомогательной емкости. Верхняя часть емкости 10 через сапун 12 соединена с атмосферой (13 и 14 — соответственно уровни вспомогательной жидкости в емкостях 8 и! О).

Подобное статическое состояние цистерны имеет место по завершении работ перед ее транспортировкой, сам же процесс подготовки цистерны состоит в заполнении через технологический вентиль 9 вспомогательных емкостей трудноиспаряемой жидкостью.

Далее через вентиль 3 полностью заполняются цистерна 1 и расширительный бачок

5 через отверстие 6 до расчетного уровня, контролируемого указателем уровня (не показан) .

Объем расширительного бачка и вспомогательных емкостей определяется в зависимости от объема цистерны, объемного коэффициента расширения перевозимой жидкости и возможного максимального перепада температуры перевозимой жидкости.

Так, например, если принять перепад температуры 40 С, т.е. 20 С, а коэффициент объемного расширения 0,00125 (для бензина), то для цистерны емкостью 60 м объем расширительного бачка (а следовательно, и других емкостей) 1,5 м или объем залитой жидкости в каждой емкости 0,75 м, что сои-авляет 1,2Я от объема цистерны.

После окончания подготовительных раот в процессе транспортировки жидкости цистерна в динамике работает следующим образом.

Ввиду полного заполнения цистерны какие-либо колебания жидкости в цистерне исключены, а следовательно, исключено также воздействие на транспортное средство инерционных нагрузок. По этой же причине исключено возникновение зарядов статического электричества. При повышении температуры перевозимой жидкости избыток ее объема поступает через отверстие 6 в расширительный бачок 5, в результате уровень жидкости в нем повышается, выдавливая находящийся в нем воздух во вспомогательную емкость 8 по трубопроводу 7. Под давлением этого воздуха уровень вспомогательной жидкости в емкости 8 понижается, а во второй вспомогательной емкости 10 соответственно повышается, выдавливая находящийся над ней воздух через сапун в атмосферу.

При понижении температуры перевозимой жидкости имеет место аналогичный процесс, но только в противоположном направлении.

Таким образом, вспомогательная жидкость, полностью изолируя перевозимую жидкость от внешней атмосферы, выполняет роль гидравлического поршня, действующего в оба направления, что полностью исключает потери перевозимой жидкости от испарения.

Использование изобретения полностью устраняет недостатки, присущие цистернам, предназначенным для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей, не требует какихлибо принципиальных конструктивных переделок применяемых в настоящее время цистерн, исключает необходимость применения клапанов, требующих постоянного надзора и регулировок, а также монтажа внутри цистерн трудномонтируемых подвижных приспособлений.

1301744

f0 Ðèã. 2

Составитель Н. Панфилов

Редактор О. Головач Техред И. Верес Корректор Н. Король

Заказ 936/21 Тираж 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Формула изобретения

Цистерна для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей, включающая корпус со сливно-наливными приспособлениями и связанную с ним емкость для компенсации температурных расширений жидкости, отличающаяся тем, что, с целью устранения потерь от испарения и обеспечения полной заполняемости цистерны, она снабжена двумя дополнительными емкостями, равными по объему емкости для компенсации температурных расширений и последовательно соединнеными с ней и между собой, емкость, связанная с корпусом, сообщена со смежной емкостью в верхней части, а последняя — с крайней емкостью по типу сообщающихся сосудов, крайняя емкость сообщена с атмосферой, а средняя заполнена наполовину трудноиспаряющейся герметизирующей жидкостью.

Цистерна для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей Цистерна для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей Цистерна для транспортировки легкоиспаряющихся жидкостей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспорта , в частности к автоцистернам

Изобретение относится к транспортноторговому оборудованию, а именно к контейнеру для хранения,транспортирования и про3 тZir r TZl дажи из него хлебобулочных изделий

Контейнер // 1227560

Контейнер // 2103208
Изобретение относится к средствам транспортировки и хранения грузов, в частности, полимерных изделий, и может быть использовано в контейнерах для них с состыкованным из отсеков цилиндрическим корпусом

Изобретение относится к емкости для хранения и транспортировки жидкости и может быть использовано на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте
Наверх