Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки

 

Изобретение относится к подъемным установкам, в частности к электроприводам постоянного тока для шахтных подъемных установок, и обеспечивает повышение производительности путем повышения точности регулирования. Электродвигатель 1 шахтной подъемной установки соединен с якорем генератора 2, обмотки 3 возбуждения которого подключена к выходу тиристорного преобразователя 4. Регулятор 5 напряжения, датчик 6 напряжения, соединенный с потенциометром 7, образуют контур регулирования напряжения генератора 2. Pery. iHiop 8 ЭДС, выход которого подключен к входу регулятора 5 напряжения, второй датчик И) напряжения, соединенный с потенциометром 12, образуют контур регулирования ЭДС двигателя 1. Задаюп1ее устройство 13 и задатчик интенсивности 9 обесиечивают задание скорости подъема. Датчик тока 15, соединенный с шунтом 16, и блок 14 задержки обеспечивают ограничение тока двигатс,1я. Командное устройство 19 и блок 1 1 переключений обеспечивают снятие нап|П1жеипя с генератора 2 при остановке и наложении тормоза. Датчик частоты вращения и п/кж 17 выделения оп1ибки подключены к ; 1.ругпму входу задатчика интенсивности и обеспечивают введение коррекции сигнала задания при изменении параметров приноаа иг температуры окружающей среды и нагревания самих элементов привода ири работе, что повышает точность регулирования. 1 и.1. о (Л со о яш1 СП К

COlO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!1 - !1 66 В 1, 21

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2>

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1141551 (21) 3921387/31-11 (22) 02.07.85 (46) 07.04.87. Бюл. ¹ 13 (71) Сибирский металлургический институт им. Серго Орджоникидзе (72) В. Ю. Островлянчик, В. И. Кузнецов, В. А. Килин и Э. Б. Цинкер (53) 621.876.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1141551, кл. Н 02 P 5/06, 1983. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО

ТОКА ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ (57) Изобретение относится к подъемным установкам, в частности к электроприводам постоянного тока для шахтных подъемных установок, и обеспечивает повышение производительности путем повышения точности регулирования. Электродвигатель 1 шахтной подъемной установки соединен с якорем генератора 2, обмотки 3 возбуждения которого подключена к выходу тиристорного преоб" (» 13()1757 А 2 разователя 4. Регулятор 5 напряжсни», да>.— чик 6 напряжения, соединенный с нотснциометром 7, образуют контур pclулирон»ния напряжения генератора 2. Регулятор 8

ЭДС, выход которого подключен к входу регулятора 5 напряжения, второй д»тчик 10 напряжения, соединенный с потенциомстром ! 2, образуют контур регулиров»ния ЭДС двигателя 1. Задающее устройство 13 и з»д»тчик интенсивности 9 обеспечивают зал»нщ скорости подъема. Датчик тока 1;;. соединенный с шунтом 16, и блок 14 з»дср>кки обеспечивают ограничение тока дниг»тсл».

Командное устройство 19 и блок !! переключений обеспечивают снятие напр»жснн» с генератора 2 нри остановке и н»ло>кснни тормоза. Датчик частоты вращсни» и блсч 1 выделения ошибки подключены к друг<»>у входу задатчика интенсивности и обссщ швают введение коррекпии сигнал» з»д»ни» при изменении параметров привод» ог температуры окружающей среды II н;>грен»ния самих элементов привода нри р»б>отс, что повышает точность рсгулиров»ни». ил.

1301757

Изобретение относится к под.ьемным установкам, в частности к электроприводам постоянного тока для шахтных подъемных установок, и является усовершенствованием устройства по авт. св. № 1141551.

Цель изобретения — повышение производительности путем повышения точности регулирования скорости.

На чертеже представлена функциональная блок-схема предлагаемого устройства.

Электродвигатель 1 шахтной подъемной установки соединен с якорем генератора 2, обмотка 3 возбуждения которого подключена к выходу тир исторного преобразователя

4, соединенного входом с выходом регулятора 5 напряжения, первый вход которого соединен с выходом первого датчика 6 напряжений (вход последнего соединен с потенциометром 7). Регулятор 5 напряжения, тиристорный преобразователь 4, генератор 2, потенциометр 7 и первый датчик 6 напряжения образуют контур регулирования напряжения генератора, который обеспечивает оптимальную работу генератора 2.

Второй вход регулятора 5 напряжения соединен с выходом регулятора 8 ЭДС, первый вход которого соединен с выходом задатчика 9 интенсивности, второй вход — — с выходом второго датчика IO напряжения, а третий вход — с выходом блока 11 переключения. Вход второго датчика 10 напряжения соединен с потенциометром 12. Первый вход задатчика 9 интенсивности соединен с выходом задающего устройства 13, второй вход — с выходом блока 14 задержки, вход которого подключен к выходу датчика 15 тока, соединенного с измерительным шунтом 16. Третий вход задатчика 9 интенсивности соединен с выходом блока 17 выделения ошибки, первый вход которого соединен с выходом датчика частоты вращения электродвигателя 1.

Датчик частоты вращения электродвигателя содержит генератор 18.1 и преобразователь 18.2 напряжения. Второй вход блока 17 подключен к выходу задающего устройства 13. Первый вход блока 11 переключения соединен с выходом датчика 15 тока, а второй вход — с выходом командного устройства 19 управления механическим тормозом.

Контур регулирования ЭДС электродвигателя, включающий в себя регулятор 8 ЭДС, контур регулирования напряжения генератора, электродвигатель 1, потенциометр 12, второй датчик 10 напряжения, измерительный шунт 16 и датчик !5 тока, определяет оптимальную работу электропривода.

Электропривод работает следующим образом.

Задающим устройством 13 подается сигнал управления на первый вход задатчика 9 интенсивности и на второй вход блока 17 выделения ошибки. Задатчик 9 интенсивности представляет собой известный задатчик интенсивности, включающий в себя два операционных усилителя постоянного тока и блок связи, в котором располагаются вспомогательные элементы: резисторы и конденсатор.

Сигнал управления подается на вход первого усилителя, работающего в релейном режиме с регулируемым ограничением. Выходное напряжение релейного элемента интегрируется во времени с помощью второго усилителя, являющегося интегрирующим элементом.

Выходное напряжение интегрирующего элемента является выходным напряжением задатчика интенсивности.

Первый вход задатчика 9 интенсивности образуется с помощью первого входного резистора, подключенного к входу релейного элемента, второй вход — с помощью второго резистора, подключенного к входу интегрирующего элемента, третий вход — с помощью третьего входного резистора, подключенного к входу релейного элемента.

Оба усилителя задатчика 9 интенсивности обхвачены жесткой отрицательной обратной связью с коэффициентом передачи, равным единице. В результате выходное напряжение интегрирующего элемента в процессе отработки устанавливается равным напряжению, подаваемого с задающего устройства 13.

Пока выходное напряжение задатчика 9 интенсивности не достигло уровня напряжения задания, жесткая отрицательная обратная связь блокирована и релейный элемент имеет выходное напряжение, равное напряжению ограничения, и не зависит от величины входного сигнала (напряжения задания). В момент, когда выходное напряжение задатчика 9 интенсивности сравнивается по величине с напряжением задания, выходное напряжение релейного элемента резко уменьшается до нуля и процесс интегрирования при этом прекращается.

Таким образом, задатчик 9 интенсивности

40 изменяет входное напряжение по вполне определенному закону. Тем самым формируется диаграмма движения подъемных сосудов, определяющая ускорение и установившийся режим работы электропривода. Режим торможения осуществляется при снятии сигнала

4> с входа задатчика 9 интенсивности.

Входное напряжение задатчика 9 интенсивности является задающим для регулятора 8 ЭДС, на входе которого сравниваются задающее напряжение, пропорцио50 нальное заданному значению ЭДС электродвигателя (а следовательно, пропорциональное заданной частоте вращения), и направленное встречно напряжение, пропорциональное измененному значению ЭДС. Сигнал, пропорциональный измеренному значению ЭДС электродвигателя, выделяется непосредственно на входе регулятора 8 ЭДС, разделенного с силовой частью вторым датчиком 10 напряжения и датчиком 15 тока.

1301757

20 где U—

1

R—

35

При отклонении измеренного значения

ЭДС от заданного появляется сигнал рассогласования, определящий регулирующее воздействие на регулятор 8 ЭДС. При этом выходное напряжение регулятора 8 ЭДС изменяется таким образом, что устраняется возникшее рассогласование. Например, увеличилась частота вращения электродвигателя 1, что вызывает увеличение измеренного значения ЭДС. Значит, появляется сигнал рассогласования, вызывающий уменьшение выходного напряжения регулятора 8

ЭДС. Это напряжение, являясь задающим для регулятора 5 напряжения, уменьшает его выходное напряжение, что вызывает уменьшение выходного напряжения тиристорного преобразователя 4, а значит, и напряжения генератора 2. Это приводит к уменьшению частоты вращения электродвигателя 1, тем самым возникшее увеличение частоты вращения ликвидируется.

Так работает контур регулирования ЭДС электродвигателя 1. Аналогично работает контур регулирования напряжения генератора 2 при отклонении напряжения генератора 2 от заданного значения.

Первый датчик 6 напряжения и второй датчик 10 предназначены для ввода в систему регулирования обратной связи по напряжению постоянного тока с гальваническим разделением входной и выходной цепи.

Датчик 15 тока предназначен для выделения сигнала, пропорционального току якорной цепи, путем усилия напряжения, снимаемого с шунта 16, до унифицированного уровня с одновременным гальваническим разделением входной ц измеряемой цепи.

Блок 11 переключения и командное устройство 19 управления механическим тормозом работают в конце и в начале каждого цикла пбдъема. В конце цикла подъема при остановке электродвигателя 1 шахтной подъемной установки и наложении тормозов на выходе командного устройства 19 управления механическим тормозом появляется напряжение, поступающее на второй (управляющий) вход блока 11 переключения. При этом в блоке 11 происходит разрыв цепи, соединяющей выход датчика 15 тока с входом регулятора 8 ЭДС. Тем самым с входа 8 ЭДС отключается сигнал положительной обратной связи по току якорной цепи. На входе регулятора 8 ЭДС остается только один. сигнал отрицательной обратной связи по напряжению электродвигателя (в этот момент напряжение задания равно нулю). При этом регулятор 8 ЭДС начинает выполнять роль регулятора напряжения электродвигателя. Следовательно, в системе регулирования в этом режиме работают два контура регулирования напряжения, которые действуют таким образом, что происходит интенсивное снижение напряжения генератора.

Ограничение тока якорной цепи осуществляется токоограничением, выполненным в виде задержанной отрицательной обратной связи по току якоря. Токоограничение работает следующим образом. Блоком 14 задержки (может быть выполнен в виде цепи стабилитронов) определяется величина напряжения уставки. Если выходное напряжение датчика 15 тока превышает величину уставки (что соответствует превышению током якорной цепи допустимого значения), то на выходе блока 14 задержки появляется напряжение, т. е. появляется сигнал отрицательной обратной связи по току якорной цепи. Это напряжение подается на второй вход задатчика 9 интенсивности, интегрирующий элемент которого начинает работать в режиме регулятора тока н в системе регулирования начинает действовать контур регулирования тока якорной цепи, что вызывает снижение тока до определяемого уставкой блока 14 задержки уровня.

ЭДС электродвигателя определяется из уравнения электрического равновесия

E =U+ RI + 1

Й1 напряжение на якоре электродвигателя: ток якорной цепи; сопротивление якоря электродвигателя; индуктивность якоря электродвигателя.

В процессе работы электропривода происходит нагрев электрических машин, соединительных шин, изменяется сопротивление щеточного контакта. Это вызывает изменение значения сопротивления якорной цепи и индуктивности. Тем самым нарушается соответствие между измеренным значением ЭДС и действительным значением ЭДС электродвигателя, что приводит к появлению соот40 ветствующей ошибки регулирования по ЭДС электродвигателя. Значит действительная скорость вращения электродвигателя отличается от заданной.

В предлагаемом элекгроприводе измерения действительной скорости вращения

45 электродвигателя осуществляется датчиком частоты вращения электродвигателя. Преобразователь 18.2 напряжения служит для потенциального разделен ия силовых цепей генератора 18.1 и цепей управления, а также для снижения выходного напряжения генератора 18.1 до унифицированного уровня.

При отсутствии ошибки при измерении

ЭДС электродвигателя выходное напряжение датчика частоты вращения по величине равно напряжению задания ЭДС, т. е. действительная частота вращения электродвигателя в статическом режиме соответствует заданной. При этом сигнал ошибки (выходное!

ЗП1757

I

Формула ((зобретения

Составитель Л. Лысяков

Реда кто р О. Голо в ач Техред И. Верес Корректор М. Самборская

Заказ 938/22 Тираж 721 Подписное

В1-!ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж- -35, !зау<нская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4,: : t,,,К I,< П ч

И(.! > I I <.. К!.

ГЗ <С :< I <. Ii.,:." « » . I(. IÑ !!I"! (,", с (;1 II <: тель пост.<я<1<о(о /(1::::., к;:г< г ы ; <14.1(:./ !<я< роль сумматор;; и ма(.I. . i 8<11<(п <; .<рсобразователя. 3,ва резистора, <ц1 н, II() ц нных к

Всяк ДУ УГИЛИТ(.ЛЯ> ОО,)aЗУК/т ПЕРВЫ И 11 !1ТО!)(1И входы блока 7 выделения ошибки.

Если напряжение, соответствующее дейстгитель1 ой скорости движения сосуда, отли"1àåãñÿ от напряжения задания, то на выходе блока 17., выделения ошибки появляется напряжение, пропорциональное ошибке регулирования от внутренних возмущений.

Этот сигнал поступает на третий вход задатчика 9 интенсивности, который отрабатывается системой управления и устраняет разницу между действительной скоростьк> и зяд(<иной. Тем самым в предлагаемом элек- ро(!риводе обеспечивается в статическом ре;+.<. I(совпадение заданной и действительной астоты вращения электропривода. (.!<(гемы автоматического регулирова I!1! скорости вращения с обратной связью ,). !(. электродвигателя позволяют попу:1,11 более высокое качество переходных !!р<н(е<.соз llо сравнению с системами автогпагического регулирования с обратной свя:<; ю I!o скорости (c тахогенератором в ка<сс.ip<. датчика скорости). Поэтому предлагаемый электропривод использует в своей системе автоматического управления в кач(стве измерителя скорости объект управления, т. е. электродвигатель. При этом измеряемая ЭДС электродвигателя пропорциональнаа его скорости вра(цения.

На сигнал, пропорциональный скорости нра!цения электродвигателя, оказывают влия5 ние пульпации и помехи на выходе датчика 18 частоты вращения, а также сочленеIIHs1 в механических передачах. При подаче этого сигнала на вход задатчика 9 интенсивности влияние указанных низкочастотных пульсаций и нелинейностей на качество

10 управления исключается вследствие достаточно высокой инерционности задатчика 9 интенсивности, применяемого в шахтных подьемных установках.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет за счет исключения ошибки регулирования обеспечить необходимую точность отработки тахограм мы движения сосудов, что уменьшает длительность цикла подъема и повышает производительность электропривода подъемной установки.

Электропринод постоянного тока шахтноЙ подъемной установки по авт. св. Хо 1141551, отличающийся тем, ч-.о, с целью повь<шения

25 производительности путем повышения точности регулирования скорости, он снабжен датчиком частоты вращения электродвигателя и блоком выделения ошибки, входы которого подключены соответственно к выходам задающего блока и датчика частоты

30 вращения электродвигателя, а выход — к входу задатчика интенсивности.

Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области шахтного подъема, а конкретно - к системам управления торможением нгахтных подъемных машин

Изобретение относится к системам контроля, и в частности к дистанционным системам для электрического контроля лифтов

Изобретение относится к системам контроля, и в частности к дистанционным системам для электрического контроля лифтов

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в устройствах управления электроприводом доменного производства

Изобретение относится к способам и устройствам определения динамической массы и средней силы трения, в частности, двери лифта

Изобретение относится к автоматизированным системам управления подъемно-транспортными механизмами и может быть использовано, в частности, для управления электрич

Изобретение относится к устройствам для осуществления коммутационных операций в электрических цепях и может быть использовано, в частности, в системе автоматического управления всех типов скоростных, пассажирских, больничных и грузовых лифтов общего и специального назначения с внешним, внутренним и смешанным управлением для административных, жилых и производственных зданий

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидравлических приводах грузоподъемных машин и механизмов, к которым предъявляются повышенные требования безопасности работы

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к приводам подъемных механизмов, работающих в условиях значительной неуравновешенности нагрузки, например, электрогидравлические приводы стрелового оборудования экскаваторов, кранов, подъемников и т.п

Изобретение относится к подъемному транспорту, а именно к средствам безопасности, используемым на пассажирских лифтах с автоматическим приводом дверей
Наверх