Подводный исследовательский комплекс

 

1. Подводный исследовательский комплекс, содержащий кабель-трос, одним концом соединенный с установленным на надводном судне спускоподъемным устройством, а другим концом - с имеющим отрицательную плавучесть коммутационным блоком, узлы электрического соединения этого блока с поисковыми аппаратами, каждый из которых снабжен движителями и направляющим устройством с управляемым зажимом для подсоединения к кабелю-тросу, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем обеспечения автономности поисковых аппаратов, в нем каждый поисковый аппарат снабжен аккумулятором энергии, а каждый из упомянутых узлов электрического соединения выполнен из двух разъемных относительно друг друга частей, одна из которых установлена на верхней поверхности коммутационного блока, а другая расположена на основной плоскости каждого поискового аппарата и электрически соединена с установленным на нем аккумулятором энергии, при этом каждая часть узлов электрического соединения коммутационных блоков с поисковыми аппаратами включает в себя эластичный изолятор, внутри которого герметично установлены токоведущие контакты с обеспечением герметичности при их взаимодействии с токоведущими контактами, расположенными в эластичном изоляторе другой части узлов.

2. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен электрическими разъемами для одновременного подключения поисковых аппаратов к кабель-тросу, установленными на последнем на расстоянии друг от друга не менее высоты поискового аппарата. Изобретение относится к техническим средствам исследования и освоения Мирового Океана, а именно для поиска затонувших объектов, проведения подводно-технических работ. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств комплекса путем обеспечения автономности поисковых аппаратов. На фиг. 1 схематично изображен общий вид подводного комплекса в развернутом состоянии; на фиг. 2 показан электромеханический разъем в разрезе в момент касания двух его половин; на фиг. 3 то же, в момент соединения токоведущих контактов; на фиг. 4 вид А на фиг. 1. Подводный комплекс содержит судно-носитель 1 с установленными на нем лебедкой 2, спуско-подъемным устройством 3 и пультом 4 дистанционного управления, а также кабель-трос 5, балластный коммутационный блок 6 и подвижные поисковые аппараты 7 с исследовательскими приборами. При этом каждый из поисковых аппаратов выполнен автономным с возможностью закрепления с помощью направляющего устройства 8 и управляемого зажима 9 на трос-кабеле 5, касания с балластным коммутационным блоком 6 и присоединения с помощью одной части 10 узла электрического соединения блока с аппаратами, соединенной с цифровой вычислительной машиной (ЦВМ) 11 аппарата и его аккумулятором энергии 12 и установленной на основной плоскости 13 аппарата, к другой части 14, установленной в верхней части балластного блока 6 и электрически соединенной с помощью трос-кабеля 5 с пультом 4 дистанционного управления. Причем токоведущие контакты 15 его одной части 10 и контакты 16 его другой части 14 до касания находятся под защитным слоем эластичного изолятора 17, герметично сопрягающегося в момент касания частей 10 и 14 разъема и предохраняющего соединение токоведущих контактов 15 и 16 от проникновения воды. Кроме того, с целью ускорения пополнения энергоресурса аккумуляторов 12 и оперативного обмена информацией с судном-носителем 1 комплекс дополнительно снабжен разъемами 18, установленными на трос-кабеле 5, расположенными друг от друга на расстоянии не менее высоты поискового аппарата и снабженными активными маяками (на чертеже не показаны), например гидроакустическими. Подводный поисковый комплекс работает следующим образом. К месту проведения поисковых работ комплекс доставляют надводным судном-носителем 1. В исходном состоянии кабель-трос 5 свернут на лебедке 2 и одним концом прикреплен к коммутационному блоку 6, на котором сверху установлены один на другом автономные поисковые аппараты 7. Зажим 9 жестко фиксирует соответствующий аппарат 7 на кабеле-тросе 5. Часть 10 узла электрического соединения, установленная на основной плоскости 13 аппарата 7, соединена с частью 14 этого узла, установленной на балластном коммутационном блоке 6. В этом положении токоведущие контакты 15 и контакты 16 находятся в соприкосновении, а эластичный изолятор 17 герметизирует место контакта от воды. Пульт 4 дистанционного управления электрически соединен через трос-кабель 5, коммутационный блок 6 и контакты 15 и 16 с ЦВМ 11 и аккумулятором 12 автономного аппарата 7. Постановку комплекса производят спуско-подъемным устройством 3 судна 1. Для этого сначала опускают связку из балластного коммутационного блока 6 и аппаратов 7. Коммутационный блок 6, находясь в нижнем положении и обладая отрицательной плавучестью, способствует устойчивому заглублению связки. По мере заглубления связки стравляют кабель-трос 5. После выхода связки на заданный рабочий горизонт заглубление прекращают. По командам, подаваемым с борта судна по кабельному каналу связи, управляют ЦВМ аппарата 7 и зажимом 9. Во время развертывания комплекса подают сигнал управления на зажим 9, в результате чего он полностью открывается. После этого аппарату 7 сообщают общий ход. Последний отходит от трос-кабеля 5, приближается к дну и производит по программе от ЦВМ поиск объектов и другие работы, на выполнение которых затрачивается энергия аккумуляторов 12. Причем все аппараты могут отходить от трос-кабеля 5 одновременно. Свертывание поискового комплекса производят по программе ЦВМ в обратной последовательности. Для этого аппарат 7 направляют по сигналам активного маяка на кабель-трос 5 и сообщают ему передний ход. Благодаря широкой полосе захвата направляющего устройства 8 поисковый аппарат 7 перемещается до соединения частей узла соединения. При этом прикрепление аппаратов 7 к кабелю-тросу 5 производят в местах установки разъемов по числу автономных аппаратов. Прикрепление аппаратов может выполняться в любой последовательности. После прикрепления аппаратам сообщаются ход вниз. Их опускают до касания токоведущих контактов 16 и 15 и жестко фиксируют зажимами 9 на кабеле-тросе 5. В этом положении связка аппаратов испытывает наименьшее гидродинамическое сопротивление в вертикальном направлении, что позволяет повысить скорость подъема всего комплекса. После подъема комплекс закрепляют на палубе судна. Следует отметить, что поисковые работы с помощью данного подводного комплекса можно производить как при стоящем на якоре судне, так и при движении судна в режиме буксирования балластного коммутационного блока с поисковыми аппаратами, распределенными вдоль дна по фронту движения. 1 2

Формула изобретения

1. Подводный исследовательский комплекс, содержащий кабель-трос, одним концом соединенный с установленным на надводном судне спускоподъемным устройством, а другим концом с имеющим отрицательную плавучесть коммутационным блоком, узлы электрического соединения этого блока с поисковыми аппаратами, каждый из которых снабжен движителями и направляющим устройством с управляемым зажимом для подсоединения к кабелю-тросу, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем обеспечения автономности поисковых аппаратов, в нем каждый поисковый аппарат снабжен аккумулятором энергии, а каждый из упомянутых узлов электрического соединения выполнен из двух разъемных относительно друг друга частей, одна из которых установлена на верхней поверхности коммутационного блока, а другая расположена на основной плоскости каждого поискового аппарата и электрически соединена с установленным на нем аккумулятором энергии, при этом каждая часть узлов электрического соединения коммутационных блоков с поисковыми аппаратами включает в себя эластичный изолятор, внутри которого герметично установлены токоведущие контакты с обеспечением герметичности при их взаимодействии с токоведущими контактами, расположенными в эластичном изоляторе другой части узлов. 2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он снабжен электрическими разъемами для одновременного подключения поисковых аппаратов к кабель-тросу, установленными на последнем на расстоянии друг от друга не менее высоты поискового аппарата.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к техническим средствам исследования и освоения мирового океана, а именно для поиска затонувших объектов, проведения подводно-технических работ

Изобретение относится к транспортировке грузов водным путем и может быть использовано для транспортировки любых грузов

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортному устройству для транспортировки, преимущественно, экологически опасного груза водным путем

Изобретение относится к техническим средствам изучения и освоения морей и океанов, в частности к устройствам стабилизации подводных носителей измерительной аппаратуры

Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию, специально предназначенному для буксировки объектов или судов, находящихся под водой

Изобретение относится к области подводной техники, а более конкретно к подводным необитаемым самоходным или буксируемым аппаратам

Изобретение относится к морской технике и может быть использовано при эксплуатации буксируемых подводных аппаратов, опускаемых платформ и при проведении работ в скважинах нефте- и газодобычи

Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемным устройствам для постановки/выборки буксируемых линий
Наверх