Устройство для управления электродвигателем переменного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями переменного тока, в частности трехфазными и четырехфазными шаговыми электродвигателями. Целью изобрете- ВИЯ является расширение области применения . Поставленная цель достигается введением второго релейного элемента 6, двух пороговых элементов 7,8, управляемого коммутатора 9 и управляемого ключевого элемента 10. Устройство позволяет управлять как 3-фазными, так и 4-фазными электродвигателями , причем изменение фазности выходного напряжения устройства достигается лишь за счет изменения напряжения уставок, подаваемых на релейные и пороговые элементы . Частота и направление вращения подключенных к устройству электродвигателей определяется амплитудой и знаком входного сигнала, подаваемого на выявитель 1 модуля и знака входного сигнала. 5 ил. (Л оо со (S)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) с5в 4 H 02 P 7/42. "1 5rY рОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1

pt

j c

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3933804/24-07 (22) 19. 07. 85 (46) 23.05.87. Бюл. 1(19 (7 1) Физико-технический институт им. А, Ф. Иоффе (72) М. Н, Глазов и Л, Ф. Иванцов (53)621.313.13- 133.3-525(088.8) (56) Дискретный электропривод с шаговыми двигателями. / Под ред. М, Г, Чиликина, М.: Энергия, 1971.

Авторское свидетельство СССР

Ф 782 117 кл. Н 02 P 7/628, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями переменного тока, в частности трехфазными и четырехфазными шаговыми электродвигателями. Целью изобрете- ния является расширение области применения, Поставленная цель достигается введением второго релейного элемента 6, двух пороговых элементов 7,8, управляемого коммутатора 9 и управляемого ключевого элемента

10, Устройство позволяет управлять как З-фазными, так и 4-фазными электродвигателями, причем изменение фазности выходного напряжения устройства достигается лишь за счет иэменения напряжения уставок, подаваемых на релейные и пороговые элементы. Частота и направление вращения подключенных к устройству элек-, тродвигателей определяется амплитудой и знаком входного сигнала, подаваемого на выявитель 1 модуля и знака входного сигнала. 5 ил.

t 13

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигате лями переменного тока, в частности трехфаэными и четырехфаэными шаговыми электродвигателями.

Целью изобретения является расширение области применения как на четырехфазные, так и на двух-трехфазные электродвигатели.

На фиг, l представлена структурная схема устройства для управления электродвигателем перемнного тока; на фиг ° 2 - схема вь1явителя; на фиг. 3 — схема управляемого коммутатора; на фиг. 4 и 5 — временные диаграммы, поясняющие работу устройства.

Устройство для управления электродвигателем переменного тока содержит выявитель 1 модуля и знака входного сигнала, управляемый переключатель 2, делитель 3 напряжения, интегратор 4, первый 5 и второй 6 релейные элементы, первый 7 и второй 8 пороговые элементы, управляемый коммутатор 9, управляемый ключевой элемент 10, первый ll и второй

12 диоды, первый 13, второй 14 и третий 15 усилители мощности. Первый выход выявителя 1 модуля и знака входного сигнала через управляемый переключатель 2 и делитель 3 напряжения подключен соответственно к инвертирующему и неинвертирующему входам интегратора 4, а второй выход выявителя 1 модуля и знака входного сигнала соединен с управляющим входом управляемого коммутатора 9, Выход интегратора 4 соединен непосредственно с входом второго релейного элемента 6 и с первыми входами первого 7 и второго 8 пороговых элементов и через первый репейный элемент 5 с управляющим входом управляемого переключателя 2 и с входом первого усилителя 13 мощности.

Выход второго релейного элемента 6 подключен к первому входу управляемого коммутатора 9 и к силово.му входу управляемого ключевого элемента 10, выход которого через первый диод ll соединен с вторым входом управляемого коммутатора 9. Выход первого порогового элемента 7 через второй диод 12 соединен с вторым входом управляемого коммутатора

9, выходы которого подключены к

127!3 2

t0 лителя 22, 50

45 входам соответственно второго 14 и третьего 15 усилителей мощности.

Выход второго порогового элемента 8 соединен с управляющим входом управляемого ключевого элемента 10. Выходы усилителей 13, 14 и 15 мощности предназначены для подключения к фаз" ным обмоткам электродвигателя, а вторые входы первого 7 и второго 8 пороговых элементов — для подключения к соответствующим источникам опорных напряжений.

Выявитель 1 модуля и знака входного сигнала содержит сумматор 16 и диодный ключ 17. Объединенные вход сумматора 16 и диодного ключа 17 образуют вход выявителя 1 модуля и знака входного сигнала, а выходы сумматора 16 и диодного ключа 17 являются соответственно первым и вторым выходами выявителя 1 модуля и знака входного сигнала. Сумматор

16 выполнен на операционном усилителе (ОУ) 18 с входными резисторами

19 и 20 и резистором 21 обратной связи, Диодный ключ 17 содержит операционный усилитель 22 с диодом

23 и резистором 24 в цепи основной отрицательной обратной связи (ООС), входной резистор 25, нелинейную отрицательную обратную связь, состоящую из стабилитрона 26, диода 27 и резистора 28 смещения, предотвращающую насыщение операционного усилителя 22 при отрицательных входных сигналах, когда цепь основной отрицательной обратной связи с диодом

23 разрывается.

Кроме того, операционный усилитель 22 охвачен положительной обратной связью (ПОС) на резисторах 29 и 30, обеспечивающей скачкообразное изменение напряжения на выходе диодного ключа 17, образованном катодом диода 31, анод которого подключен к выходу операционного усиНа фиг, 3 приведена схема управляемого коммутатора 9, содержащего управляемые ключи 32 — 35 с общей цепью 36 управления, первым 37 и вторым 38 входами, Ключи 32 и 35 являются нормально замкнутыми, а ключи 33 и 34 — нормально разомкнутыми, Нормальное (исходное) состояние ключей соответствует нулевому управляющему напряжению в цепи 36 управления.

3 13127

Устройство для управления электродвигателем переменного тока работает следующим образом.

При управлении 3-фазным двигателем в исходном состоянии при отсут- 5 ствии входного сигнала устройство находится в заторможенном состоянии.

При U> 0 напряжения U и U на выходах диодного ключа (на аноде диода 23) и сумматора 16 равны нулю, 10 вследствие чего интегратор 4 не изменяет своего выходного напряжения и находится в насыщении. Поэтому релейные элементы 5 н 6 и пороговые элементы 7 и 8 не переключаются и íà j5 две или одну из трех обмоток двигателя подается напряжение ° Так, если

;интегратор 4 находится в состоянии положительного насыщения, то на выходе первого релейного элемента 5 20 действует единичный сигнал (положительное напряжение), включающий обмотку 1, подсоединенную к неинвертирующему выходу усилителя 13 мощнос" ти. При этом второй релейный эле- 25 мент 6 устанавливается в нулевое положение, а пороговые элементы 7 и

8 — в единичное, в результате чего в зависимости от положения управляемого коммутатора 9 включается об- 30 мотка управления, подсоединенная к усилителю 14 или 15 мощности. Если же интегратор 14 находится в состоянии отрицательного насыщения, то первый релейный элемент 5, пороговые элементы 7 и 8 устанавливаются в нулевое положение, а второй релейный элемент 6 — в единичное, Это приводит к размыканию управляемого ключевого элемента 10 и в зависимости от положения коммутатора 9 одна из обмоток управления (II или III) оказывается под током. (Обмотка I на выходе усилителя 13 мощности в этом случае обесточена), 45

Таким образом, при положительном насыщении интегратора 4 две из трех обмоток двигателя находятся под током, а при отрицательном насыщении под током оказывается одна обмотка.

Независимо от числа обмоток, находящихся под током, при отсутствии входного сигнала двигатель, подключенный к устройству управления, остается в заторможенном состоянии, поскольку его обмотки управления не переключаются.

Рассмотрим работу устройства при наличии входного сигнала Ug> . Пусть

13 4

Б „ (О. В этом случ е на выходе

ОУ 18 возникает положительное напряжение, под действием которого замыкается ПОС через резисторы 19 и

20 и нелинейная ООС через стабилитрон 26 и диод 27. В результате на втором выходе выявителя 1 модуля и знака входного сигнала появляется положительное напряжение U> примерно равное опорному напряжению стабилитрона 26, Это напряжение управляет коммутатором 9, устанавливая его в положение, при котором замыкаются ключи 33 и 34 и размыкаются ключи 32 и 35. В результате первый вход коммутатора 9 (фиг. 3) соединяется с входом усилителя 15 мощности, а второй вход — с входом усилителя !4 мощности, Поскольку напряжение U = 0 (диод 23 не проводит), напряжение U на первом выходе выявителя 1 модуля определяется выражением

Rzi

U - =--- U

R 19 вХ где R15 1 „ " сопротивления резисторов 19 и 21.

При R = Rz„ U =lUв,!, Напряжение

U поступает на интегратор 4, причем в зависимости от состояния переключателя 2 происходит линейное увеличение или уменьшение выходного напряжения интегратора U„, Так, если первый релейный элемент 5 находится в единичном состоянии, поло жительное напряжение U поступая на оба входа интегратора 4, доминирует на его инвертирующем входе, посколь-, ку на его неинвертирующем входевключен резистивный делитель 3. Поэтому выходное напряжение Uä интегратора 4 убывает до порога отI пускания U релейного элемента 5 (временные диаграммы на фиг. 4).

В момент времени t когда U „ достигает значения Б, релейный элемент 5 переходит в нулевое состояние, при котором переключатель 2 переключается, При этом напряжение

U через делитель 3 поступает только на неинвертирующий вход интегратора 4, что изменяет направление интегрирования, и выходное напряжение

U интегратора 4 начинает увеличиваться, Напряжение Бц достигает в момент времени t порога срабаты и

2 вания 11, после чего первый релейный элемент 5 вновь устанавливается

5 13 в единичное состояние и процесс повторяется.

При одинаковых резисторах дели" теля 3 напряжения скорость убывания и нарастания напряжения U„ Hà выходе интегратора 2 одинакова. Поэтому при выполнении равенства

lЦ =!!1 1 Ц интеРвалы времени нарастания и убывания напряжения U„ равны, и на выходе интегратора 4 возникают симметричные колебания треугольной формы, Скорость изменения напряжения UÄ IIa выходе интегратора 4 определяется током заряда (разряда х. ) конденсатора интегрлтора 4.

Частота колебаний f напряжения

UI, прямо пропорционально напряжению входного сигнала U бх

Выходное напряжение первого релейного элемента 5, поступающее на вход усилителя 13 мощности и также изменяющееся с частотой f, используется для управления (коммутации) первой обмотки управления (I) двигателя.

В процессе изменения напряжения происходит переключение второго релейного элемента 6 и пороговых элементов 7 и 8 в соответствии с временными диаграммами, показанными на фиг. 4. Так, второй релейный элемент 6., формирующий второе управляющее напряжение (U, ), устанавливается в единичное состояние, когда напряжение U достигает порога сра,и батывания Б, и переходит в нулевое состояние, когда 0 равно порогу отпускания U6 Пороги U и U6 выби-! (! (! раются исходя из требуемого фазового сдвига q между первым (П ) и вторым (U-) управляющими напряжениtI я ми °

Для 3-фазного двигателя при

120 необходимо обеспечить (U = U = --, Моменты переключения !! Uc

6 6 3 пороговых элементов 7 н 8 определяются уставками U u U, причем для получения третьего управляющего напряжения (11;„), сдвинутого относительно второго (U -) на 120, должны !

19 выполняться условия 1! =П = — и

Ц9

= U = — —. Положительный полупе3!

27!3 6 складывается иэ двух последовательных интервалов времени, и . В интервалах t., когда И„П +, первый пороговый элемент 7 вырабатывает по

5 ложительное напряжение которое че рез второй диод !2 поступает на второй вход коммутатора 9. В этих интервалах второй пороговый элемент

8 также находится в единичном состоIp янин, благодаря чему управляемый ключевой элемент IO замыкается.

Однако первый диод II не пропускает отрицательное напряжение с выхода второго релейного элемента 6 на второй вход коммутатора 9, В интервалах времени Г„ на тот же вход коммутатора 9 через первый диод II и клю- чевой элемент 10, замыкаемый единичным сигналом второго порогово2О го элемента 8, поступает положительное напряжение с выхода второго релейного элемента 6.

Таким образом, на входах коммутатора 9 действуют второе (U-) и тре-!! тье (U;„) управляющие напряжения, изменяющиеся с частотой, пропорциональной входному напряжению U

Рассмотрим работу устройства при подаче на вход положительного сигна3п ла UII<. При этом происходит скачкообразное изменение сигнала U на

Z выходе выявителя 1 модуля и знака входного сигнала. Этот скачок из единичного состояния в нулевое обусловлен появлением на выходе ОУ 22 отрицательного напряжения, которое не проходит через диод 31. На пер- вом выходе выявителя 1 по-прежнему действует положительное напряжение

4О U>Ä, Отрицательное напряжение на выходе ОУ 22 открывает диод 23 и ОУ 22 охватывается ООС через этот диод и резистор 24 °

Напряжения U9 u U на выходах

45 диодного ключа 17 и сумматора !6 определяются выражениями

Rgy

Ри R2 9((R30 Вли янием ПОС пренебрегаем

RZo 25 19

Если выполняется условие

К2ф 2

2о 29 19 то напряжение риод третьего управляющего напряжения (U;), формируемого на втором входе управляемого коммутатора 9, R2< Usx

19

25

55

131 и при К„ К „имеем 0 Б „. Поэтому работа устроиства при положительном входном сигнале происходит так же, как и в рассмотренном выше случае, когда U< О. Отличие состоит лишь в том, что при U О коммута" тор 9 устанавливается в положение, при котором замыкаются ключи 32 и

35, а ключи 33 и 34 размыкаются. В результате второе управляющее напряжение (111) прикладывается к входу усилителя 14 мощности, а третье (U;„) — к усилителю !5 мощности, и обмотки управления двигателя переключаются в прямой последовательносTH I-Т,II-II-1?, III-III-IIII I и т.д., что обеспечивает изменение направления вращения двигателя.

Скорость вращения двигателя, пропорциональная частоте f коммутации обмоток управления, по-прежнему изменяется прямо пропорционально входному напряжению U бх

Работа устройства в режиме управления 4-фаэным двигателем происходит следующим образом.

Напряжение на выходе интегратора

4 Uz опережает напряжение П первого релейного элемента 5 на угол

Т(/2 (фиг. 4), а напряжение Ц на выходе второго релейного элемента 6 при нулевых порогах переключения этого элемента находится в противофазе с напряжением U интегратора 4.

Поэтому между напряжениями Ug и U на всех частотах сохраняется фазовый сдвиг It/2. Напряжения U и Ug на выходах пороговых элементов 7 и

8 при нулевых уставках U +, U сов" падает по фазе с напряжением U интегратора 4 и, следовательно, опережают напряжение U< на tt/2. Выходное напряжение U используется для управления I u II фазами двигателя.

Управление II u IV фазами двигателя осуществляется напряжениями с выходов Вых1, Вых2 коммутатора 9, на входы которого поступают сигналы U и U — причем управляемый ключевой элемент 10 в положительные полупериоды напряжения U разомкнут, так как управляющее напряжение БВ поступающее на его управляющий вход, в эти полупериоды отрицательно. Следовательно, коммутации обмоток управления II u IV осуществляется двумя противофаэными напряжениями, одно из которых (U ) опережает на угол и/2, а другое (U ) отстает

2713 8 от Ut; на It/2. При этом, если U „ 7 О (ключи 32 и 34 замкнуты), то обмотка II переключается под действием напряжения Б, обмотка ?Ч вЂ” под действием U, благодаря чему обеспечивается прямой порядок коммутации обмоток управления IV 1-I II-II

III-III,IV-,... и т.д.

Таким образом, изобретение позволяет управлять как З-фазными, так и 4-фазными электродвигателями переменного тока, причем изменение фазности выходного напряжения устройства достигается лишь при изменении напряжений уставок, а частота и направление вращения подключенных к нему электродвигателей определяется амплитудой и знаком входного сигнала. формула изобретения

Устройство для управления электродвигателем переменного тока, содержащее выявитель модуля и знака входного сигнала с двумя выходами, первый выход которого через управляемый переключатель и делитель напряжения подключен соответственно к инверти30 рующему и не Hвepтирующему входам интегратора, выход которого соединен с входом первого релейного элемента, три усилителя мощности, выходы которых предназначены для подключения к фазным обмоткам электродвигателя, вход первого усилителя мощности соединен с выходом первого релейного элемента и с управляющим входом управляемого переключателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения области применения как на четырехфазные,. так и на двух-трехфазные электродвигатели введены второй релейный элемент, два пороговых элемента, управляемый ключевой элемент, два диода и управляемый коммутатор, первый усилитель мощности снабжен инверсным выходом, вход второго релейного элемента и первые входы первого и второго пороговых элементов объединены и подключены к выходу интегратора, второй выход выявителя модуля и знака входного сигнала подключен к управляющему входу управляемого коммутатора, выход второго релейного элемента соединен с первым входом управляемого коммутатора и с силовым входом управляемого карпиевого элемен9 1 та, выход которого через первый диод соединен с вторым входом управляемого коммутатора, выходы которого соединены с входами соответственно второго и третьего усилителей мощности, выход первого порогового элемента через второй диод соединен с вторым входом управляемого коммута312713 !О тора, выход второго порогового элемента подключен к управляющему входу управляемого ключевого элемента, вторые входы первого и второго пороговых элементов предназначены для подключения к соответствующим источникам опорных напряжений.

ФиаЯ

1312713

Ц

Вх

Составитель С. Позднуков

Техред Л.Сердюкова Корректор А. Тяско

Редактор А. Шандор

Заказ 1978/54 Тирам 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Укгород, ул. Проектная, оектная 4

Устройство для управления электродвигателем переменного тока Устройство для управления электродвигателем переменного тока Устройство для управления электродвигателем переменного тока Устройство для управления электродвигателем переменного тока Устройство для управления электродвигателем переменного тока Устройство для управления электродвигателем переменного тока Устройство для управления электродвигателем переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в позиционных механизмах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах подач и главного движения металлорежущих станков

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах -подач и главного движения металлорежущих станков

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для частотного управления тяговыми электродвигателями подвижного состава

Изобретение относится к электронике и может быть использовано для регулирования частоты вращения механизмов, приводимых во вращение асинхронными короткозамкнутыми двигателями

Изобретение относится к э.лектротехнике и может быть использовано для управления электронриводо.м сменного ротора центрифуги

Изобретение относится к области электроте.хники, в частности к устройствам унравления частотно-регулируемыми электроприводами металлорежущих станков, выемочных машин и др

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в химической , горнодобывающей, металлургической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в низкоскоростном технологическом оборудовании

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и непосредственно касается асинхронных тяговых приводов локомотивов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения m-фазного электродвигателя переменного тока

Изобретение относится к управляемым электроприводам переменного тока с преобразователями частоты

Изобретение относится к электротехнике, а именно к силовой преобразовательной технике, и может быть применено в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями для управления трехфазным непосредственным преобразователем частоты с естественной коммутацией, содержащим по меньшей мере восемнадцать управляемых вентилей (УВ), связывающих фазы источника питания (ИП) частотой f1 с выходными фазными выводами (ФВ) преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах регулирования скорости или углового положения нагрузки
Наверх