Делительное устройство

 

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в станках, содержащих поворотно-делительные устройства. Целью изобретения является повышение надежности фиксации планшайбы за счет силового замыкания последней с корпусом и выбора всех люфтов при отсутствии осевого перемещения вала планшайбы. При повороте ведомого зубчатого колеса 1 от механизма поворота планшайбы оно перемещается по валу 2 в осевом направ-зении, так как установлено на последнем по резьбе и упирается в торец упорного кольца 6, жестко свяванного с валом 2, при этом планшайба отжимается от торца 32 и свободна для поворота, или упирается в торец. 9 корпуса, при этом планшайба поджимается к торцу 32 последнего. 1 з.п. ф-лы, 9 ил. РМ8. Г (Л с: со 05 ел

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (1Q) (111

А1 (51)4 В 23 q 16/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /

H ABTGPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 Я f g 32

f2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3958135/25-08 (22) 09.08.85 (46) 30,05.87. Вюл. ¹ 20 (75) В.п. Буцкивский (53) 62-589.8(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1000233, кл. В 23 Q 1166//0066, 1981. (54) ДЕЛИТЕЛЬ НОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в станках, содержащих поворотно-делительные устройства. Целью изобретения является повышение надежности фиксации планшайбы за счет силового замыкания последней с корпусом и выбора всех люфтов при отсутствии осевого перемещения вала планшайбы. При повороте ведомого зубчатого колеса 1 от механизма поворота планшайбы оно перемещается по валу 2 в осевом направлении, так как установлено на последнем по резьбе и упирается в торец упорного кольца 6, жестко связанного с валом 2, при этом планшайба отжимается от торца 32 и свободна для поворота, или упирается в торец 9 корпуса, при этом планшайба поджимается к торцу 32 последнего.

1 з и. ф лы, 9 ил. l313651 ва> а . У<—

25

s g i

360 где б — величина зазора; шаг резьбы резьбового соединения; угол поворота храповогс колеса; передаточное отношение между ведомым и ведушим зубчатыми колесами.

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в станках, содержащих поворотно-де лительные устройства.

Целью изобретения является повышение надежности фиксации планшайбы за счет силового замыкания последней с корпусом и выбора всех люфтов при отсутствии осевого перемещения вала планшайбы.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, сечение по основному валу; на фиг. 2 — вид A на фиг.1: на фиг. 3 — вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 5 — разрез Г-Г на фиг. 2; на фиг. 6 — разрез Е-Е на фиг. 4; на фиг.7 — разрез Д-Д на фиг.4; на фиг. 8 — разрез Е-Е на фиг. 4 (в момент холостого хода устройства),* на фиг, 9 — разрез Д-Д на фиг. 4 (в момент холостого хода устройства).

Ведомое зубчатое колесо 1 сопря-. жено с основным валом 2 устройства посредством резьбового соединения своей внутренней резьбовой поверхности 3 с наружной резьбовой поверхностью 4 конца 5 вала 2. Кроме того, на конце 5 вала 2 неподвижно закреплено упорное кольцо 6, предназначен.ное для ограничения в процессе работы у.стройства осевогс перемещенкя ко леса 1 влево по валу 2. Вал 2 своим концом 7 вмонтирован в корпус.8 с возможностью проворота в нем. Торцоваь поверхность 9 корпуса 8 служит во время работы устройства ограничи-телем осевого перемещения колеса 1 вправо, Ведомое зубчатое колесо 1 расположено между торцами корпуса и упорного кольца 6 с возможностью поочередного KDHòàêтироззания с последним:- и осевого перемещения на величину определяемую из уравнения

Кроме того и» конце 7 тановлена планшайба 10 с павками 1 1, выл оп.:: еп ными рик планшайбы под штырь жиненный пружиной 13 и с фиксатор. 3<1креплснный в

Ведомое колесо 1 с;oei» з дезумя ка. по периф»12, подпрубразуюший корпусе 8, убчатсй гсверхностью постоянно находится в :за цепленки с ведущим зубчатым колесом

14, установленным свободно на консольной части 15 дополните. »ьного вала

16. Вал 16 выполнен з виде вала-шестерни, зубчатая часть кстсрсгс находится в зацеплении с приводной зубчатой рейкой 17. Кроме того, на ступице ведущего зубчатого колеса 14 неподвижно закрепле;- ы посредством шпснки 18 два храпсвых колеса 19 и

20 с противополох но направленными зубьями.

Храповые колеса 19 к 20 расположены с зазором внутри обоймь ?1. жестко закрепленной посредcòrroì шпонки 22 и айкк 23 на консо.пи 15 дополнительного вала 16. В цилкндри::: ской части обоймы 21 выполнены д-:за ок:.rr

24 и 25„ в которых шари:pно зак„,"-илены подпружиненные пружинами 26 собачки 27 и 28, причем ссб.".чк"-, .. 7 снабжена кроме рабочсгс зэуб; c:ободной хвостовой частью 29.

Часть цилиндрической псверхвсст:.: обоймы 21 концентричнс (с зазором, ограничена ограничителем 30,;,е=.-ко прикреплеíHûì к торцовой †.:сверх)-ости

31 8. Плалшайба установлена с возможностью контактированкя с тор-. цом 32 корпуса, а канавки 11 выпол-нены с односторонним скосом 33.

Устройство работает следующим образом.

Осущест:влению поворота вала 2 с планшайбой 10 на заданный угол (18С ) всегда предшествует отвод ведомого зубчатого колеса 1 от торца 9 корпуса 8, т.е. планшайбу 10, поджатую (c помощью завинчивапия резьбового соединения колеса 1 с валом 2) к торцу 32 корпуса 8, отжимают. Для этого включается прямой ход приводно. зубчатой рейки 17, которая приводит вс врашечке против часовой стрелки „.опслнктельный вал 16 с жестко эакрепленной на его консоли 15 обоймой 2;. При этом собачка 28 обоймы 21, иа:.n, rrrùàяся постоянно под воздейст-!!» . пружины 26 в зацеплении = .=.;бьям-i:храпового колеса 2С, сгу <есвляет поворот этого храпово -о ко:reca, которое

ski

360 о где

3 1313 в свою очередь посредством шпонки 18 поворачивает ведущее зубчатое колесо 14. Кс òåño 14 при этом переда ет крутящий момент колесу 1, которое отвинчивается по резьбе 4 конца 5 ва- 5 ла 2 цо упора в упорное кольцо 6. До этого момента колесо 1 осуществляет поворот на = 45 . При дальнейшем вращении колесо 1 поворачивается еще на о

180, после чего движение рейки 17 10 прекращается и поворот колеса 1 прекращается.

Одновременно, после упора колеса . 1 в торцовую поверхность упорного кольца 6, колесо 1 начинает повора- 15 чиваться вместе с валом 2 на заданный угол, т.е. осуществляется поворот планшайбы 10, закрепленной на валу о

2, на угол 180 . При этом фиксатор

12 выходит из канавки 11 по ее ско- 20 шенной поверхности 33 и после проворота планшайбы на 180 попадает в следующую канавку 11. Таким образом производится фиксация планшайбы после ее поворота на заданный угол, т.е. предварительная фиксация.

После этого производится окончательная фиксация планшайбы, т.е. ее поджим к торцу 32 корпуса 8 с помощью завинчивания резьбового соеди- З0 нения колеса 1 и вала 2. Для этого включается обратный ход рейки 17, которая приводит во вращение по часовой стрелке вал 76 с обоймой 21. При этом собачка 28 проскальзывает по. 35 зубьям храпового колеса 20, а собачка 27 в этот момент совсем не контактирует с храповым колесом 19, так как ее хвостовая часть 29. находится в контакте с ограничителем 30. После 40 поворота обоймы 21 на 180 хвостовая о часть 29 собачки 27 под действием пружины 26 выходит из контакта с ограничителем 30, собачка 27 поворачивает и входит в контакт с храповым 45 колесом 19.

3а счет этого храпового зацепления оставшаясь часть хода рейки 17 осуществляет поворот колеса 1 (через колесо 14) на 45, которое переме- 50

6.5 1 4 щается по резьбе и поджимается к торцу 9 корпуса 8. Так как окончательно фиксируется планшайба 10.

Формула и з о б р е т е н и я

7. Делительное устройство, в корпусе которого размещен с возможностью поворота вал, несущий планшайбу и ве-. домое зубчатое колесо, расположенное с возможностью поворота относительно него и кинематически связанное посредством ведущего зубчатого колеса, расположенного на дополнительном валу, с храповым механизмом поворота планшайбы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности фиксации планшайбы, устройство снабжено упорным кольцом, жестко установленным на основном валу, причем последний и ведомое зубчатое колесо выполнены соответственно с на-. ружной и внутренней резьбовыми поверхностями, а ведомое зубчатое колесо расположено между торцами корпуса и упорного кольца с возможностью поочередного контактирования с последними и осевого перемещения на величину Ъ, определяемую иэ уравнения.,à — шаг резьбы реэьбового соединения; — угол поворота храпового колеса; — передаточное отношение между ведомым и ведущим зубчатыми колесами.

2. Устройство по и. t, о т л ич а ю щ е е с я тем, что храповый механизм выполнен в виде двух храповых колес с противоположно направленными зубьями, установленных на ведущем зубчатом колесе, и двух собачек, которые связаны с дополнительным валом.

13! 3651

=Т ф

1 3

1313á51

Г - Г

1313651

Яо ?м г

Составителе R. Кутурин

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни

Редактор Т. Парфенова

Заказ 2166/15

Тираж 73/ Почписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. ч/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, ч

Делительное устройство Делительное устройство Делительное устройство Делительное устройство Делительное устройство Делительное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в металлорежущих станках , оснащенных роботизированными устройствами

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в поворотных столах металлорежущих станков с механизмами зажима приспособлений-спутников

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в часовой промьшшенности на многопозиционных станках

Изобретение относится к автоматическим транспортно-загрузочным устройствам, где необходимо осуществлять подъем и поворот заготовок

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в поворотно-делительных устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных видах оборудования для перемещения рабочих органов как по круговой , так и по прямолинейной траектории

Изобретение относится к поворотным столам обрабатывающих машин и может найти применение в машиностроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке изделий в плоскостях, расположенных под углом друг к другу

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано на станках с ЧПУ в качестве автоматического делительного стола

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях транспортных средств, а именно в конструкциях автоматических линий и роботизированных комплексов для шагового перемещения различных предметов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению, и может найти применение, например, при сборке и сварке панели пола автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности металлообработки, и может быть использовано в качестве технологической оснастки на металлорежущих станках для установки и закрепления на ней обрабатываемой заготовки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для перемещений изделий и грузов с позиции на позицию, и может быть использовано при создании робототехнических устройств, тактовых столов, конвейеров периодического действия и т.д

Изобретение относится к станкостроению, а именно к делительным механизмам для различных целей поворота

Изобретение относится к высокоточным делительным машинам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании автоматических линий для обработки сверлением цилиндрических деталей
Наверх