Зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Целью изобретения является повышение надежности зубчатой передачи. Зубчатое колесо 3 установлено на сферической опоре 2 вала 1. Разрезные упругие сегментные шпонки 4 имеют клиновидные рабочие грани. Вершина клина обращена в осе (Л 00 to со to

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) д 4 F 16 Н 55/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

",!3 .,",„,13

БУ1Ы!:",0ТБКА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4065354/25-28 (22) 10.03.86 (46) 07.07.87. Бюл. Ф 25 (7i) Институт. проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О.В.Берестнев, А.А.Якимович, Г.В.Мойсенович и В.Л.Басинюк (53) 621 ° 833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР к 1130714, кл. F 16 Н 55/14, 1983. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Целью изобретения является повышение надежности зубчатой передачи. Зубчатое колесо 3 установлено на сферической опоре 2 вала t. Разрезные упругие сегментные шпонки 4 имеют клиновидные рабочие грани. Вершина клина обращена в осе1321972 вом направлении колеса 3 в сторону центра 0 сферы опоры 2. Между шпонкой 4 и колесом 3 имеется зазор d в радиальном направлении колес.а 3. В зазоре У размещена гофрированная пластина 7, закрепленная на торце колеса 3.

Средний диаметр делительного конуса конического зубчатого колеса 3 расположен от центра 0 сферы на расстоянии, равном а=0,5 d tgy, где d — средний диаметр делйтельного конуса; угол делительного конуса. При работе крутящий момент от колеса 3 на вал 1 передается через шпонки 4. Конструкция позволяет самоустанввливаться колесу 3 по зубьям сопряженной с ним шестерни. 3а счет своей клиновидности шпонки 4 воспринимают рабочими гранями как тангенциальную, так и осевую нагрузки в зацеплении, работая в обоих случаях на сжатие. Благодаря условию выбора расстояния 4 равнодействующая R от составляющих нагрузки в кониче< ком зацеплении перпендикуляр- на сферической поверхности опоры 2.

1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.

Цель изобретения — повышение надежности зубчатой передачи эа счет повышения нагрузочной способности шпоночного соединения колеса с валом.

На фиг. 1 изображено колесо зубчатой передачи (вариант конического зацепления); на фиг. 2 — разрезная 10 упругая сегментная шпонка.

Зубчатая передача содержит шестерню (не показана), вал 1 со сферической опорой 2, установленное на ней зубчатое колесо 3 и соединяющие колесо 3 с опорой 2 вала 1 разрезные упругие шпонки 4. Шпонки 4 выполнены сегментными и с рабочими гранями 5, образующими между собой клин, вершина которого обращена в осевом направ- 20 лении колеса 3 в сторону центра 0 сферы опоры 2, Шпонки 4 имеют прорези 6 и установлены относительно колеса 3 с зазором d в радиальном направлении. В зазоре d размещена гофриро- 25 ванная пластина 7, закрепленная на торце колеса 3, например, винтом 8.

Средний диаметр делительного конуса колеса 3 расположен от центра 0 сферы на расстоянии, равном 3О

4 =0,5 d tgy, где d — средний диаметр делительВср ного конуса; — угол делительного конуса.

Установку колеса 3 на опору 2 вала 1 производят в следующем порядке.

Колесо 3 устанавливают на сферической поверхности опоры 2. Закладывают сегментные шпонки 4, что возможно благодаря наличию зазора d после чего вставляют в зазор d гофрированную пластину 7 и закрепляют ее на торце колеса 3 винтом 8.

При работе передачи крутящий момент от шестерни передается.на зубчатое колесо 3 и через упругие шпонки 4— на вал 1.

Конструкция зубчатой передачи обеспечивает воэможность поворота и осевого смещения зубчатого колеса 3 относительно вала 1 для устранения концентрации нагрузки у торца при перекосе осей вращения в результате неточностей изготовления, монтажа и упругих деформаций деталей передачи, т.е. самоустановку зубчатого колеса 3 по зубьям сопряженной шестерни за счет упругих деформаций шпонки 4 и пластины 7 и за счет сопряжения зубчатого колеса 3 и опоры 2 по сферической поверхности.

Равнодействующая R от составляющих нагрузки в коническом зацеплении перпендикулярна сферической поверхности опоры 2 благодаря условию выбора расстояния 4. При этом не возникает усилий, стягивающих колесо 3 с опоры 2.

За счет своей клиновидности шпонки 4 воспринимают рабочими гранями 5 как тангенциальную, так и осевую нагрузки в зацеплении, причем в обоих случаях работают на сжатие, что повышает их нагрузочную способность

Составитель В.Сергеев

Редактор Н.Тупица Техред. Л.Сердюкова Корректор Т.Колб

Заказ 2741!30 Тираж 811 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород,, ул.Проектная, 4

3 f3219 формула изобретения

1. Зубчатая передача, содержащая шестерню, вал со сферической опорой, установленное на ней зубчатое колесо и соединяющие колесо с валом разрезные упругие шпонки, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, раэреэные упругие шпонки выполнены сегментными и с рабочими

rpанями, образующими между собой клин, вершина которого обращена в осевом направлении колеса в сторону центра сферы, и установлены относи— тельно колеса с зазором в радиальном 15

72 4 направлении, зубчатая передача снабжена гофрированными пластинами, разме- . щенными в зазоре и закрепленными на торце колеса.

2, Передача по п, 1, о т л и ч а ю.— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности при выполнении колес коническими, средний диаметр делительного конуса колеса расположен от центра сферы на расстоянии, равном л =0,5 d>„ где d > — средний диаметр делительного конуса; у — угол делительного конуса.

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с пониженным уровнем вибраций и шума

Изобретение относится к маши ностроению и может использоваться в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах нормальной точности и малой виброактивности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх