Устройство для регулирования скорости электропривода

 

Изобретение относится к автоматике и может использоваться в прецизионных устройствах для регулированияскорости электропривода. Цель изобретения - повышение быстродействия и точности устройства для регулирования скорости электропривода при изменяющихся внешних возмущающих воздействиях. Цель достигается введением в устройство дополнительного контура регулирования, состоящего из преобразователя временной интервал - код 15, сумматора кодов 16, блока задания скорости 17, позволяющего увеличить добротность устройства . Дополнительный контур позволяет формировать управляющий широтно-импульсный сигнал как за счет изменения частоты и фазы сигнала fj, , так и за счет изменения частоты и фазы эталонного сигнала fj одновременно. Устройство содержит генератор импульсов 1, управляемые делители частоты 2, 3 и 4, логический блок сравнения 5, силовой преобразователь 6, исполнительный двигатель 7, датчик скорости 8, формирователи импульсов 9, 14, элемент ИЛИ 10, элемент задержки 11, триггер 12, блок расширения импульсов 13. 3 ил. i (Л СлЭ to to ю со fe./

СВОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,Я0„„1322229

А1 (др 4 G 05 В 11/26 G 05 D 13/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4024214/24-24 (22) 02.01.86 (46) 07.07.87. Бюл. Н 25 (72) А.С.Белов и А.В.Бестугин (53) 62.50(088.8) (56) Трахтенберг P.М. Импульсные ас" татические системы электропривода с дискретным управлением. — М.: Энергоиздат, 1982, с. 160.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1107241, кл. Н 02 Р 5/16, 1983.

Хоровиц П., Хилл У. Искусство схемотехники. Т. 2. М.: Мир, 1983, с. 372.

Авторское свидетельство СССР

Ф 559226, кл. G 05 D 13/00, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (57) Изобретение относится к автоматике и может использоваться в прецизионных устройствах для регулирования. скорости электропривода. Цель изобретения — повьппение быстродействия и точности устройства для регулирования скорости электропрнвода при изменяющихся внешних возмущающих воздействиях. Цель достигается введением в устройство дополнительного контура регулирования, состоящего из преобразователя временной интервал — код 15, сумматора кодов 16, блока задания скорости 17, позволяющего увеличить добротность устройства. Дополнительный контур позволяет формировать управляющий широтно-импульсный сигнал как эа счет изменеI ния частоты и фазы сигнала f, так и за счет изменения частоты и фазы

1 эталонного сигнала f одновременно.

Устройство содержит генератор импульсов 1, управляемые делители частоты

2, 3 и 4, логический блок сравнения

5, силовой преобразователь 6, исполнительный двигатель 7, датчик скорости 8, формирователи импульсов 9, 14, элемент ИЛИ 10, элемент задерласи 11, триггер 12, блок расширения импульсов 13. 3 ил.

1 13222

Изобретение относится к управляемым системам автоматического регупирования скорости электропривода, построенным на основе замыкания системы по разности фаз сравниваемых частотных сигналов, и может быть использовано в прецизионных устройствах, к которым предъявляются высокие точностные требования по управлению и стабилизации частоты и фазы вращения 10 выходного вала.

Цель изобретения — повышение быстродействия и точности устройства для регулирования скорости электроприво- 15 да при изменяющихся внешних возмущающих воздействиях в широком диапазоне.

На фиг. 1 приведена блок-схема устройства для регулирования скорости электропривода; на фиг. 2 — граф-ра- 20 боты и временные диаграммы, поясняющие работу логического блока сравнения, на фиг. 3 — структурная схема устройства для регулирования скорости электропривода (— схема известного регулятора скорости; 6 — схема, отражающая логическую сущность работы устройства, В- отражающая динамику системы).

Устройство для регулирования ско- 30 рости электропривода содержит генератор 1 импульсов, делители 2 4 частоты, логический блок 5 сравнения, силовой преобразователь 6, исполнительный двигатель 7, датчик 8 скорости, первый формирователь 9 импульсов, элемент ИЛИ 10, элемент 11 задержки, триггер 12, блок 13 расширения импульсов, второй формирователь 14 импульсов, преобразователь 15 временной 40 интервал — код, сумматор 16 кодов и блок 17 задания скорости.

Работа устройства для регулирования скорости основана на принципах импульсных астатических систем элект- 45 ропривода с дискретным управлением, основной контур которых замкнут по разности фаз сравниваемых частотных сигналов эталонной частоты f и час3 тоты f с датчика скорости. 50

Устройство работает следующим образом.

Блок 17 задания скорости представляет собой ручное или автоматическое устройство, вещающее и разрядш Й дво- 55 ичный KAIl, в форме злектрических сигналов вьн окове и низкого уровней.

В простейшем случае — это кнопочныйй наборнпк кода, при автоматичес29 ком задании кода — программо-задающее устройство ипи 3ВМ.

Блок 17 задания скорости выдает код о, соответствующий требуемому значению скорости на управляющие входы управляемых делителей 3 и 4 частоты и на вход сумматора 16 кодов. В соответствии с заданным кодом во втором 3 и третьим 4 делителях частоты устанавливаются требуемые значения коэффициентов деления N N „ соответственно. В первом делителе 2 частоты коэффициент деления N устанавливается значением кода q вьщаваер 1 мым сумматором 16 кодов.

Управляемые делители 2-4 частоты могут быть выполнены по традиционной схеме, в которых реверсивный счетчик типа СТ2 охвачен обратной связью, с выхода О на вход С. ГЯ

Эталонная частота f — — где и

7 частота кварцевого генератора 1 ги импульсов, поступает на первый вход логического блока 5 сравнения.

Сигнал с частотного датчика 8 скорости с числом импульсов Z на оборот вала двигателя 7 с помощью первого формирователя 9 импульсов и второго делителя 3 частоты с коэффициентом деления Np преобразуется в частоту

Е

27 N F, пропорциональную скорости вращения

Л,1 вала исполнительного двигателя

7, которая поступает на входы элемента 11 задержки и корректирующего устройства (фиг. 1, пунктирная рамка).

Корректирующее устройство, содержащее третий делитель 4 частоты, элемент ИЛИ 1О, триггер 12, блок 13 расширения импульсов и второй формирователь 14 импульсов, преобразует частоту f в новую последовательность

I импульсов f<,сдвинутую по фазе по отношению к fp, которая поступает на второй вход логического блока 5 сравнения. Частотный датчик 8 скорости 8 предназначен для выработки частотного сигнала, строго пропорционального скорости вращения вала двигателя 7.

Формирователь 9 импульсов усиливает периодический сигнал с датчика

8 скорости, преобразует его в частоту и обычно состоит из операционного усилителя и компаратора.

Корректирующее устройство, как и в непрерывных системах, предназначено

13222 для обеспечения устойчивой работы устройства для регулирования скорости и придания ему желаемых динамических свойств.

Получение сигнала сводится к двум операциям: выявлению отклонения периода частоты fp от эталонного периода частоты f и расширению полученного э отклонения (импульса) в необходимое число раз, определяемое из условия 10 устойчивости системы.

Расширение импульса, осуществляемое блоком 13 расширения импульсов, может быть осуществлено известным образом. Получение стабильного вре- 15 менного интервала Т„ производится путем вычитания иэ периодов частоты fp периодон частоты f„, выдаваемых третьим делителем 4 частоты, коэффициент деления которого N< по отношению 20 к коэффициенту деления N первого делителя 2 частоты определяется соотношением

N» 2k 1

N 2k 25 где k — коэффициент расширения блоP ка 13 расширения импульсов.

Регулирование временного интервала Т» во всем диапазоне рабочих ско- 30 ростей устройства происходит синхронно с изменением эталонной частоты f, в соответствии с сигналами с блока 17 задания скорости за счет изменения коэффициента деления N делителя 4 частоты. Компаратор и блок разделения импульсов объединены в логический блок 5 сравнения, который производит сравнение ло фазе импульсов частоты !

f u fp, поступающих на его входы, и по результатам этого сравнения формируют широтно-импульсный сигнал (фиг. 2б), который поступает на вход силового преобразователя 6.

На фиг. 2а представлен рациональ- 45 ншй алгоритм работы блока 5 пропорционального типа в виде направленного графа, обеспечивающий нормальную работу устройства при всех возможных комбинациях частот íà его входах при разгоне, торможении и в установившемся режиме синхронных скоростей, когда

Е =й =й

P э

Например, при пуске двигателя есть !

f, и нет f p Блок 5 переходит в состояние Ь, идет разгон, редко появляются Ч„, т.е. f р (i f происходит кратковременный переход иэ Ь Ь Ь .

Двигатель разгоняется, приходят под29 4 ряд дна импульса t при этом блок 5 переходит из Ь - 1! Ь . Установив-! з г шийся режим, когда f p = f имеют место переходы Ьг Ь, Ь, - b, и т.д., т.е. разгон, торможение. При фазовом рассогласонании большем периода блок 5 занимает дна крайних состоя— ния Ь или b, в которых осуществляется блокировка сигнала от опрокидынания.

Силовой преобразователь 6 производит усиление широтно-импульсного сигнала, поступающего с выхода блока 5, и подает его на якорную обмотку двигателя 7. Силовой преобразователь 6 работает н ключевом режиме.

Из временных диаграмм, иллюстрирующих работу устройства (фиг. 2б), следует, что относительная длительность широтно-импульсного сигнала возрастает с увеличением момента нагрузки М на валу исполнительного двигателя. Причем изменение происходит только за счет изменения часто1 ты и фазы сигнала fp или тоже самое за счет ошибок стабилизации скорости и фазы вращения вала исполнительного двигателя. Величина этих ошибок н основном определяется величиной коэффициента усиления D или добротностью системы. Аналогичная картина формирования у происходит и н случае изменения управляющего ноздействия, т.е. изменение установки скорости определяемой

Дополнительный контур регулирования, состоящий из блока 17 задания скорости, сумматора 16 кодов и преобразователя 15 временной интервал код позволяет формировать управляющий широтно-импульсный сигнал у как за счет изменения частоты и фазы сигна-! ла f<, так и за счет изменения частоты и фазы эталонного сигнала f од3 нонременно. Такое управление регулятором увеличивает быстродействие привода и существенно уменьшает ошибки стабилизации скорости и фазы вращения двигателя.

Временные диаграммь!, иллюстрирующие формирование широтно-импульсного сигнала т в устройстве, приведены на фиг. 2в для наглядности при коэффициенте суммирования ошибки К вЂ” — 1. физическая сущность и реализация дополнительного контура заключается н следующем.

Широтно-импульсный c игнал, поступающий на вход преобраз! вателя 15

5 13222 временной интервал — код с блока 13 расширения импульсов Т„ = dT„Kр, где

ЬТ = Тр — Т вЂ” временной интервал

М формируемый на выходе триггера 12, Тр и T„— периоды uac o bt Гр ты f, получаемой с выхода третьего делителя 4 частоты. В установившемся режиме работы устройства, когда частоты f f f = f временной

Р у интервал Т„, = Ь То К выбирается из 10 условия получения симметричной характеристики регулятора равным половине периода частоты f, т.е.

Так как в этОм Режиме Т р = Т3 ТО

dT

В случае, когда f tt f и Т Т то имеет место отклонение по скорости, величина которого пропорциональна временному интервалу срТ = Тр — T> .

Тогда выражение для широтно-импуль ского сигнала Т„ может быть записано в виде Т„= аТ„К = Т /2 + KP.

Из полученного выражения следует, чтО Щиротно импульсный сигнал Т поступающий на вход преобразователя

15 временной интервал — код иэ блока

13 расширения импульсов, содержит информацию об отклонении скорости и может изменять свою величину в линейной зоне регулятора в пределах О . ст„с Т

Преобразователь 15 временной интервал — код выполнен по традиционной схеме и в простейшем случае содержит

35 генератор частоты заполнения Е, элемент И, счетчик импульсов и регистр.

В этом преобразователе длительность широтно-импульсного сигнала Т„ преобразуется в и-разрядный двоичный 40 код, численное значение которого. q„ =

К„ Т„f, где К вЂ” коэффициент преобразователя — выбирается таким, что в установившемся режиме при Тр = Т, значение кода О в точности равно 4S и коду q, выдаваемому блоком 17 задания скорости. В частности при использовании для заполнения частоты генератора 1 импульсов f, = f,„K „= 2.

Полученные в преобразователе 15 50 коды q q поступают на входы суммаи тора 16 кодов, который с ними вычисляет разность dq = q, — q„, а также алгебраическую сумму q = q, †. к дц, rpe k = 1,2,..., и — коэффициент сум- 55 мирования ошибки.

Сформированный таким образом код

q поступает на информационные входы р первого делителя 2 частоты, изменяя

29 6 его коэффициент деления N = N 1 л N а следовательно, и эталонную частоту — f, f

Очевидно, в установившемся режиме работы устройства, когда ошибка по скорости равна нулю, имеют место

1 р

q9 Ч„инр Ир, f Ер Ер

Эталонная частота fð изменяет свою величину пропорционально выявленному отклонению скорости, причем изменеI ние частоты f3 происходит всегда в направлении, обратном изменению ! t частоты Гр, т. е. если f р (f °, то

f > f, и наоборот.

Сумматор кодов может быть выполнен по традиционной схеме с использованием любых микросхем типа SM, Введение дополнительных элементов и связей (фиг.3б, в) увеличивает добротность системы устройства в (1 +

+ К„р К ) раз, не повьппая порядка ее астатиэма.

В этом случае устойчивость системы обеспечивается соответствующим выбором величины коэффициента расширения Кр устройства коррекции.

Повьппение точностных качеств электропривода устройства осуществляется не только благодаря увеличению добротности системы в (1 + К„р К ) раз, но главным образом за счет фазового сдвига эталонной частоты и в переходных режимах, которая участвует в формировании сигнала управления т тем эффективнее, чем вьппе значение К .

Формула изобретения

Устройство для регулирования скорости электропривода, содержащее генератор импульсов, первый, второй и третий делители частоты, элемент ИЛИ, элемент задержки, триггер, блок расширения импульсов, первый и второй формирователи импульсов, логический блок сравнения, выход которого через последовательно соединенные силовой преобразователь, исполнительный двигатель, датчик скорости, первый формирователь импульсов подключен к входу второго делителя частоты, выход которого соединен с входом сброса третьего делителя частоты, с первым входом элемента ИЛИ и через элемент задержки — с входом сброса триггера, подключенного выходом через последовательно соединенные блок расширения импульсов и второй формирователь им1322?29

1р 1

1 11 пульсов к второму входу логического блока сравнения, первый вход которого соединен с выходом первого делителя частоты, подключенного входом к выходу генератора импульсов и к входу третьего делителя частоты, выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ, подключенного выходом к входу триггера, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия и точности устройства для регулирования скорости электропривода, в него введены блок задания скорости, сумматор кодов и преобразователь временной интервал код, вход которого соединен с выходом блока расширения импульсов, а выход— с первым входом сумматора кодов, второй вход которого подключен к выходу блока задания скорости и к управляющим входам второго и третьего делителей частоты, причем управляющий вход первого делителя частоты соединен с выходом сумматора кодов.

1322229

Составитель E.Âëañîâ

Техред Л.Олийнык Корректор Г.Решетник

Редактор О.Головач

Тираж 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 2863/43

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для регулирования скорости электропривода Устройство для регулирования скорости электропривода Устройство для регулирования скорости электропривода Устройство для регулирования скорости электропривода Устройство для регулирования скорости электропривода Устройство для регулирования скорости электропривода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам регулирования скорости

Изобретение относится к автоматическому управлению, может быть применено в устройствах, предназначенных для привода синхронных генераторов , и является дополнительным к

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах импульсного регулирования частоты, в частности частоты дизель-генератора

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению, иможет быть использовано для автоматического регулирования угловой скорости

Изобретение относится к области электротехники и автоматики

Изобретение относится к технике регулирования угловой скорости

Изобретение относится к способам регулирования скорости вращения паровых турбин и является усовершенствованием изобретения по авт

Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано в устройствах записи и воспроизведения информации , намоточных станках, линиях по производству полимерных материалов

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах регулирования скорости и является дополнительным к авт

Изобретение относится к устройствам для преобразования угловой скорости в давление жидкости, в частности к устройствам для регулирования числа оборотов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в системах управления с шаговым приводом

Изобретение относится к области робототехники и к станкостроению и может найти широкое применение при управлении промьшшенными механизмами, в которых необходимо высокоточное регулирование как по положению, так и по скорости в широком диапазоне, как, например, в станках с программным управлением, роботах и манипуляторах

Изобретение относится к устройствам автоматики и может быть использовано при автоматизации объектов , требующих одновременного регулирования большого числа технологических параметров в энергетике

Изобретение относится к автоматическому регулированию и может быть использовано для автоматического регулирования инерционных объектов с запаздыванием

Изобретение относится к областиавтоматического управления-и контроля , приборостроения и может быть использовано в различных устройствах автоматики и измерительной техники при контроле, измерении и регулировании различных параметров

Изобретение относится к автоматическому регулированию и может быть - использовано для автоматического регулирования инерционных объектов с запаздыванием

Изобретение относится к вычислительной технике и может найти применение в установках, в которых требуется синфазное и синхронное вращение ведущего и ведомых валов, которые разнесены на расстояние, при котором имеет существенное значение количество соединительных проводов между блоками привода

Регулятор // 1269094
Изобретение относится к автоматизированным системам управления технологическими процессами

Изобретение относится к области станкостроения и может найти применение в станках с числовым программным .управлением

Изобретение относится к области сельского хозяйства и предназначено для автоматизации полива
Наверх