Средство для борьбы с гололедом и скользкостью дорожного покрытия

 

Изобретение относится к веществам для борьбы с гололедом и скользкостью дорожных покрытий. Отходы лома огнеупорной кладки аппаратов титаномагниевого производства представляют собой шамотную крошку на поверхности , в порах которой содержатся хлоридные соли. При нанесении вещества на гололед происходит взаимодействие хлоридных солей поверхностной солевой оболочки шамотной крошки с льдом и его растворение. Вещество имеет высокую водоустойчивость, т.к. вымывание хлоридных солей из пор продолжается длительное время.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Е 01 Н 10 00

Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2)) 4062244/22-11 (22) 23.04.86 (46) 15.07.87. Бюл. М 26 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт титана и

Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат им. 50-летия Октябрьской революции (72) А.Б.Комаров, И.Ю.Свядощ, Ю.H.×åðåäíè÷eíêo, А.А.Колядзин, И.Ш.Сулейманов и В.M.Âåäåíèí (53) 625.766.5(088.8) (54) СРЕДСТВО ДЛЯ БОРЬБЫ С ГОЛОЛЕДОМ

И СКОЛЬЗКОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ

„„SU, I 323636 А 1 (57) Изобретение относится к веществам для борьбы с гололедом и скользкостью дорожных IIoкрытий. Отходы лома огнеупорной кладки аппаратов титаномагниевого производства представляют собой шамотную крошку на поверхности, в порах которой содержатся хлоридные соли. При нанесении вещества на гололед происходит взаимодействие хлоридных солей поверхностной солевой оболочки шамотной крошки с льдом и его растворение. Вещество имеет высокую водоустойчивость, т.к. вымывание хлоридных солей из пор продолжается длительное время.

1 1 3235

Изобретение относится к веществам для борьбы с гололедом и скользкостью дорожных покрытий.

Отходы лома огнеупорной кладки ( аппаратов титаномагниевого производства по структуре представляют собой шамотную крошку, которая на поверхности и в порах содержит хлоридные соли. Тем cBMbIM получается композиция из твердой водонерастворимой матрицы, которая содержит как на внешней поверхности, так и во внутренних пороговых пространствах хлориды металлов, растворимые в воде. Этим достигается высокая водоустойчивость вещества, улучшается его сцепление с дорожным покрытием.

При нанесении вещества на поверхность происходит взаимодействие хлоридных солей поверхностной солевой оболочки шамотной крошки с поверхностью льда. В результате этого происходит растворение малых площадок льда под каждой из частиц смеси и

"внедрение" их в нижние слои льда.

Вода попадает в поры шамотной крошки и постепенно растворяет хл<зридные соли, содержащиеся в них. Получаемые растворы также взаимодействуют со льдом и растворяют его. Таким образом, процесс разрушения структуры льда осуществляется не только на поверхности, но и по всему объему, на глубину внедрения частиц состава, 35

Водоустойчивость предлагаемого средства выше, чем известной механической смеси песка и соли, поскольку хлорицные соли содержатся не только на поверхности крошки но и в ее поЭ

;< (\ рах и их вымывание происходит постепенна.. По истечении времени в работу вовлеиаются соли из более глубоких пор, чп"о увеличивает .срок действия средст<на, Коэффициент трения дорожного покрытия в случае применения предлагаемого средства несколько вьппе, чем при применении традиционных средств предотвращения проскальзывания

50 песка, гравия и т.д., эа счет внедрения шамотной крошки в ледовую по верхность, что увеличивает ее механическое сцепление с поверхностью дороги.

Предлагаемый состав может быть приготовлен дроблением отхода металлургической промышленно< ти, например лома огнеупорной кладки ванн магниевых электролиэеров, карналлитовых хлораторов и нанн солевых хлоратсров тита-, нового производства, Химический состав лома огнеупорной кладки аппаратов производства титана и магния приводится в табл,1, В процессе работы аппаратов хлорной металлургии происходит активное проникновение расплавов хлоридных солей в структуру огнеупорных изделий, что интенсифицируется наличием атомарного хлора. При этом происходит потеря механических (и огнеупорных) свойств иэделий. Поэтому лом огнеупорной кладки легко подвергается меxàHè÷åñêoìó дроблению.

Лом огнеупоров относится к IV классу опасности и, следовательно, может

I применяться без ограничений при обработке дорожных покрытии.

Пс интенсивности действия дроблений лом огнеупорной кладки солевых титановых хлораторсв наиболее предпочтителен, однако при его применении происходит незначительное (до рН=б) подкисление вод, санитарными нормами. Применение отходов огнеупорной кладки аппаратов магниевого произ)зсдства не изменяет кислотности п<зчв.

Пример. Для обработки ледо1зых поверхностей были использованы раздробленные отходы производства: лом огнеупорной кладки солевых титановых хлораторов; лом огнеупорной кладки ванн магниевых электролизеров; лом огнеупорной кладки карналлитовых хлораторсв.

Образцы обледеневшей поверхности подготавливались путем охлаждения керамических (шлакоситаловых)< плит в криогненной установке с последующим нанесением на нее пульверизатором мелких водяных брызг до образо зания ровной ледовой поверхности (расход воды стабильный 500 мл на м поверхности).

Лом отработанных сгнеупоров раздробили до крупности не более 5 мм и полученнои крошкой обработали подготовленные ледовые поверхности.

Расход крошки составил 0,8 кг/м (0,4 м /1000 м,После обработки плиты выдерживали 1 ч в криогенной установ ке при -5 Г

После выдержки определили величину коэффициента сцепления каждой из

132

Таблица 1

Отходы производства

Содержание компонентов, вес. Е

Силикаты КС1 NaC1 NgC1> А1С1> FeC1>

Лом огнеупорной кладки ванн, электролиза магния 87,5-97,0 1,3-4,5 1,3-3,0 0,4-5,0

Лом огнеупорной кладки хлоратов обезвоживания карналлита

87,5-95,0 1,2-4,5 1,0-3,0 2,8-5,0

Лом огнеупорной кладки солевых титановых хло8310 9515 2 ° О 7эО 1эО ЗьО Оэ5 3 ° 0 1э0-4,0 раторов испытуемых поверхностей с применением прибора ударного действия (тип

ППК-НАДИ). После размораживания талые воды были исследованы на рН среды.

Результаты исследований приведены в табл. 2 (примеры 2-4).

Для определения степени водоустойчивости плиты с ледовой поверхностью, обработанной различными отходами огнеупоров, подвергались обработке струей воды в течение 5 с. Расход воды составил 4 л/м, скорость течения воды 0,5 м/с. Струя направлялась перпендикулярно к плоскости плиты, в ее центр.

После обработки водой плиты повторно замораживали в криогенной установке в течение 15 мин при -10 Г.

После повторного замораживания проводили измерение коэффициента сцепления, тем самым устанавливалась величина изменения коэффициента сцепления в результате интенсивной водной обработки, т.е. водоустойчивость состава.

Результаты проведенных испытаний представлены в табл. 2 (примеры ?-4).

ЗбЗб 4

Для сравнения провели испытания по этой же методике применения смеси песка с добавкой бЕ-ного хлористого натрия, как наиболее эффективного известного решения (см. табл. 2, пример 1).

Из приведенных опытных данных видно, что применение отходов титано10 магниевого производства - лома огнеупорной кладки аппаратов для борьбы с гололедом и скользкостью на дорожных покрытиях — позволяет повысить коэффициент сцепления обработанных

15 дорожных покрытий при неизменных нормах расхода составов. Кроме того, водоустойчивость предлагаемых состаI вов значительно выше, чем у известных. щ Ф о р м у л а изобретения

Применение отходов лома агнеупорной кладки аппаратов титаномагниевого производства в качестве средства

25 для борьбы с гололедом и скользкостью дорожного покрытия, 1323636

Т а б л и ц а 2

Коэффициент сцепления Коэффициент

Средство, применяемое для борьбы с гололедом и рН талых одо стоГ

В после об- после чивости, вод

1 без обскользкостью дорожных покрытий работки работки, Ч, 1 Песка-солевая смесь (состав-аналог) 0,48 0,39 5,33

0,18

7,1

0,18 О,бб 0,62 16,5

0,18 0,62 0,58 15,5

7,1

0,18 0,63 0,58 12,6

7,1

0,18

7,2

0,18

5 Без обработки

Составитель Т.Кашликова

Редактор M.Áàíöóðà Техред М.Дидык Корректор А. Зимокосов

Заказ 4534 Тираж 488 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г..жг р д, у . р

> Ужго о л. П оектная, 4

При-. мер, Ф

2 Огнеупорная кладка соленых титановых хлораторов, дробленая

3 Огнеупорная кладка ванн магниевых электролизеров, дробленая

4. Огнеупорная кладка карналлитовых хлораторов, дробленая обработки, K А М,— г,

Средство для борьбы с гололедом и скользкостью дорожного покрытия Средство для борьбы с гололедом и скользкостью дорожного покрытия Средство для борьбы с гололедом и скользкостью дорожного покрытия Средство для борьбы с гололедом и скользкостью дорожного покрытия 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию дорожных машин, используемых для очистки и обработки поверхности дорог, улиц и других территорий пескосоляной смесью или сыпучими химреагентами и материалами

Изобретение относится к области эксплуатации дорог в зимних условиях, а конкретно к способам создания шероховатости на снежно-ледяных поверхностях

Изобретение относится к коммунальному машиностроению

Изобретение относится к дорожному и коммунальному машиностроению

Изобретение относится к дорожному и коммунальному машиностроению

Изобретение относится к коммунальному машиностроению

Изобретение относится к области эксплуатации дорог в зимних условиях, а именно к способам повышения коэффициента трения снежно-ледяных поверхностей

Изобретение относится к способу стационарной выдачи жидкого оттаивателя, а также к разбрызгивателю и устройству для разбрызгивания оттаивателя

Изобретение относится к устройствам для распределения сыпучих материалов и может быть использовано в коммунальном хозяйстве при распределении сыпучих материалов

Изобретение относится к устройствам для распределения сыпучих материалов и может быть использовано в коммунальном хозяйстве при распределении сыпучих материалов
Наверх