Способ восстановления зубьев зубчатых колес

 

Изобретение относится к обработке металлов давлением. Цель изобре- : тения - повьшение качества восстанавливаемых зубчатых колес. Восстанавливаемое колесо закрепляется в накатном устройстве, где на изношенный зубчатый профиль проводится накатка двухслойной металлической ленты. Наружный слой ленты вьшолнен из легированной стали, а внутренний - из более пластичного и легкоплавкого металла. На ленту сверху наносится слой цементационной пасты и жаростойкой обмазки. Затем зубчатый венец нагревается до температуры плавления внутреннего слоя ленты и образования тонкого слоя расплавленного металла, обеспечивающего надежное соединение ленты с восстанавливаемым колесом. Одновременно со стороны цементационной пасты происходит насьщение углеродом наружного слоя ленты. При зтом обмазка обеспечивает герметизацию восстанавливаемого участка, предохраняя наружный слой ленты от выгорания легирующих элементов,, При этом снижается трудоемкость и повышается эффективность обработки. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. « (Л со 00 со 4 О

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9l (((> 1 (51)4 В 21 Н 5 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ CBNPETEJlbCTBV (21) 4005543/25-27 (22) 13.01.86 (46) 23.09.87. Бюл. № 35 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин AH БССР (72) О.В.Берестнев, В.Л.Басинюк, А.А.Якимович, А.А.Сусин, Л.С.Митина и А.В.Корзун (53) 621 ° 771.29(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 490543, кл. В 21 Н 5/00, 1974. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЬЕВ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением. Цель изобретения — повышение качества восстанавливаемых зубчатых колес. Восстанавливаемое колесо закрепляется в накатном устройстве, где на изношенный зубчатый профиль проводится накатка двухслойной металлической ленты. Наружный слой ленты выполнен из легированной стали, а внутренний — из более пластичного и легкоплавкого металла. На ленту сверху наносится слой цементационной пасты и жаростойкой обмазки. Затем зубчатый венец нагревается до температуры плавления внутреннего слоя ленты и образования тонкого слоя расплавленного металла, обеспечивающего надежное соединение ленты с восстанавливаемым колесом. Одновременно со стороны цементационной пасты происходит насьпцение углеродом наружного слоя ленты. При этом обмазка обеспечивает герметизацию восстанавливаемого участка, предохраняя наружный слой ленты от выгорания легирующих элементов. При этом снижается трудоемкостьи повьппается эффективность обработки. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

1338946

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использонано для восстановления изношенных зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение качества восстанавливаемых колес за

15 счет увеличения адгезии и улучшения качества наносимого покрытия.

На фиг, 1 показана двухслойная 10 лента, сечение; на фиг. 2 — схема накатки двухслойной ленты на зубья восстанавливаемого колеса; на фиг. 3то же, вид сверху; на фиг. 4 — зуб с нанесенной двухслойной лентой, сечение.

Восстанавливаемое зубчатое колесо

1 подвергают очистке, устанавливают в накатное устройство и обкатывают накатником 2 с одновременной подачей 20 между колесом и инструментом двухслойной металлической ленты„ причем материал слоев выбирают из условия

Т„ Тн и Т > Тн, где Тн, Т>, Т температуры плавления материалов со- 25 ответственно наружного, внутреннего слоев ленты и восстанавливаемого зубчатого колеса. Так, наружный слой ленты 3 выполняют из легированной стали 12х2Н4А, а внутренний слой 4 — 30 из модифицированного чугуна СЧ 12-28, причем толщина внутреннего слоя принимается равной 0,2-0,4 от толщины наружного слоя. В процессе накатываHHH JIeHTbl внутренний слой деформируется, перераспределяясь вдоль эвольвентной поверхности, заполняя изношенные и выкрашенные участки восстанавливаемого профиля. Его излишки выдавливаются со стороны торцов зуб- 4р чатого колеса. Кроме того, чугунный слой ленты заполняет участки с поднутрением у ножек зубьев, обеспечивая надежное технологическое крепление ленты при последующей обработке. 45

На полученный после накатки металлической ленты профиль наносят послецователъно слой цементационной пасты и слой жаростойкой обмазки, например суспензии на этилсиликате-40 с пылевидным кварцем н виде наполнителя, и осуществляют нагрев до температуры, равной температуре плавления внутреннего слоя ленты. После расплавления внутреннего слоя его температуру поддерживают равной температуре плавления в течение 6-8 мин для насыщения наружного слоя углеродом. Затем зубчатое колесо охлаждают и удаляют цементационную пасту и жаростойкую обмазку.

Повышение надежности сцепляемости ленты с восстанавливаемым зубчатым колесом достигается в результате тоо го, что при нагреве,цо 1150 С внутренний слой ленты расплавляется, образуя тонкий слой расплавленного металла, обеспечивающий надежное соединение ленты с восстанавливаемым зубчатым колесом. При этом обмазка обеспечивает герметизацию восстанавливаемого участка, исключая необходи— мость дополнительной защитной среды, предохраняя высококачественный легированный наружный слой ленты от выгорания легирующих элементов.

П р е р. Восстанавливают зубчатое колесо из стали 20Х2Н4А, имеющее модуль m = 5 мм, число зубьев

z = b

= 60 мм.

На изношенный до 0,8 мм зубчатый профиль накатывают двухслойную ленту толщиной 1, 1 мм, наружный слой которой, имеющий толщину 0,8 мм, выполнен из стали 12Х2НЧА, внутренний, толщиной 0,3 мм — из чугуна СЧ 12-28 с пластификатором. На ленту наносят цементационную пасту следующего состава, 7.: сажа 40; углекислый барий

40; желтая кровяная соль 10; щавелено-кислый натрий 10. Зубчатое колесо покрывают суспензией на основе этилсиликата-40 с пылевидным кварцем в виде наполнителя и обсыпкой кварцевым песком 1К016. Осуществляют сушку, нагрев зубчатого колеса до 1150— о

1200 С, выдержку при этой температуре о

8 мин, охлаждение до 1100 С, очистку от покрытия и закалку в масле с последующим отпуском, после чего восстановленный профиль шлифуют, Предлагаемый способ позволяет повысить нагрузочную способность восстановленных зубчатых колес по сравнению. с известным н 1,26-1,6 раза.

Формула изобретения

1. Способ восстановления зубьев зубчатых колес, при котором на восстанавливаемый зубчатый профиль наносят накаткой металлическую ленту и осуществляют нагрев током высокой частоты, отличающийся тем, что, с целью повышения качества зубчатых колес, ленту наносят в два слоя, причем материалы слоев выбирают

1338946

Фиг.2 из условия (T„ > T и Т„ > T, где

Т„ — температура плавления материала наружного слоя; Tg — температура плавления материала внутреннего слоя; с

Тц — температура плавления материала восстанавливаемого колеса, затем на восстанавливаемый профиль последовательно наносят слой пасты и слой жаростойкой обмазки, осуществляют нагрев до температуры плавления внутреннего слоя ленты, после чего удаляют и пасту, и обмазку.

2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что в качестве жаростойкой обмазки используют суспензию на этилсиликате-40 с пыпевидным кварцем в качестве наполнителя.

1338946

Составитель С. Чукаева

Редактор Н. Тупица Техред Л.Олийнык Корректор А. Обручар

Заказ 4166/8

Тираж 582 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ восстановления зубьев зубчатых колес Способ восстановления зубьев зубчатых колес Способ восстановления зубьев зубчатых колес Способ восстановления зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при упрочнении зубчатых колес

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и предназначено для накатки зубьев кинемат тической пары

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и предназначено для накатки зубьев кинемат тической пары

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для упрочнения зубьев колеса методом поверхностного пластического деформирования

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления зубчатых колес

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к инструментам для прокатки зубчатых колес, и может быть использовано в цехах с прогрессивной технологией изготовления зубчатых колес прокаткой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при поверхностной электротермообработке зубчатых колес

Изобретение относится к обработке металлов давлением и предназначено для изготовления концевого режущего инструмента типа сверл, фрез, метчиков и т.п

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к холодному накатыванию зубчатых колес методом пластической деформации, например калиброванию конических колес

Изобретение относится к устройствам для получения деталей машин в В1ще зубчатых колес,Устройство позволяет повысить качество получаемых деталей и упрощает конструкцию за счет того, что плунжеры запорной части камеры сжатия при воздействии силовой рамы производят пластическое деформирование обрабатываемой детали посредством упругой среды

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано на ремонтных предприятиях при накатке внутренних зубчатых профилей в трубчатых деталях, в частности, при их восстановлении

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при холодном накатывании зубчатых профилей

Изобретение относится к области изготовления деталей типа дисков, в частности конических зубчатых колес, пластическим деформированием и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к металлообработке поверхностно-пластическим деформированием и может быть использовано для накатывания шлицевых и зубчатых профилей на валах
Наверх