Устройство для оценки эмоциональной устойчивости операторов

 

Изобретение относится к инженер- - ной психологии и может быть использовано в целях профессионального отбора . Цель изобретения - расширение функциональных возможностей. Для достижения цели в устройство введены формирователь 3 импульсов, управляемый инвертор 4, формирователь 5 величин стимула и блок 6 разрешения стимуляции. Устройство вырабатывает стимулируюпше импульсы, по величине пропорциональные времени неверного решения задачи. 1 нл. (Л 00 О5 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (д1) 4 А 61 В 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ а

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (2 1 ) 3925104/2 8-1 4 .(22) 04,07,85 (46) 23.10.87, Бюл. 9 39 (72) С.Ф.Сергеев и И,М,Пронин (53) 615.47 (088. 8) К A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (56) Зильберман П.Б, Эмоциональная устойчивость оператора, — Очерки, психологии труда операторов, М,:

Наука, 1974, с, 153-158, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОПЕРАТОРОВ

Яюератор (57) Изобретение относится к инженерной психологии и может быть использовано в целях профессионального отбора. Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей. Для достижения цели в устройство введены формирователь 3 импульсов, управляемый инвертор 4, формирователь 5 величин стимула и блок 6 разрешения стимуляции, Устройство вырабатывает стимулируюшие импульсы, по величине пропорциональные времени неверного решения задачи. 1 ил.

l. 1346133

Изобретение относится к инженерной психологии и может быть использовано в целях профессионального отбора, Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства путем учета структуры эмоционально-волевой устойчивости оператора, На чертеже представлена структур— ная схема устройства, Устройство для оценки эмоциональной устойчивости операторов содержит тренажер 1, электрический стимулятор

2, последовательно соединенные формирователь 3 импульсов, управляемый инвертор 4, формирователь 5 величины стимула, блок 6 разрешения стимуляции, причем первый и второй выходы тренажера 1 соединены с вторым и третьим входами управляемого инвертора 4, выход которого соединен с вторым входом блока 6 разрешения стимуляции, выход которого соединен с первым входом электрического стимулятора 2, а выход формирователя 5 величины стимула соединен с вторым входом электрического стимулятора 2 °

Устройство работает следующим образом.

Инструктор с помощью формирователя 3 импульсов подает на управляющий вход управляемого инвертора 4 сигнал, соответ ствующий режиму работы управляемого инвертора без инверсии входного сигнала, При этом реализуется режим работы устройства по определению полной эмоциональной устойчивости оператора в деятельности ° Оператор с надетой на кисть руки манжетой с контактами электрического стимулятора 2 получает задачу для выполнения на тренажере 1, причем инструктором подается предупреждение, что за ошибки при выполнении задачи он (оператор) будет немедленно наказываться импульсами электрического тока и чем дольше ошибка не будет исправлена, тем больше будет величина электрических стимулов, При исправлении ошибки и безошибочной работе величина стимулов равна нулю.

Таким образом, у оператора включаются основные психологические механизмы, обеспечивающие его эмоциональную устойчивость — мотивационные и эмоционально-волевые контуры регулирования. Уровень сложности задачи

50 выбирается опытным путем таким, что оператор работает на границе предела своих возможностей по выполнению задачи и вероятность появления ошибок велика. В момент начала выполнения задачи с тренажера 1 на первый информационный вход управляемого инвертора 4 подается сигнал логической

"1", разрешающий поступление в устройство в течение всего времени решения задачи сигналов, свидетельствующих о выполнении или невыполнении задачи оператором в данный текущий момент времени ° Эта информация поступает с второго выхода тренажера

1 на второй информационный вход управляемого инвертора 4 и передается на его выход без преобразований. С выхода управляемого инвертора 4 инфор— мация о выполнении задачи в двоичной форме ("1" — невыполнение задачи, "0" — ее выполнение в данный момент в ремени ) поступает на разрешающий вход блока 6 разрешения стимуляции и вход формирователя 5 величины стимула, В случае невыполнения задачи на втором выходе формирователя 5 величины стимула формируется цифровой сигнал, пропорциональный времени невыполнения задачи. Чем дольше оператор не выполняет задачу, тем больший цифровой сигнал формируется на втором выходе формирователя 5, Каж-. дая новая ступень сигнала на втором выходе формирователя 5 появляется через 1 с в случае невыполнения задачи.

При невыполнении задачи в течение, например, 3 с на выходе формирователя 5 величины стимула появляется сигнал в виде кода 0100, а в случае невыполнения задачи в течение 4 с код 0010, С появлением каждого нового кода на синхронизирующий вход блока 6 разрешения стимуляции поступает синхронизируюший импульс с формирователя 5 величины стимула, Этот импульс, при наличии сигнала на разрешающем входе блока 6, вызывает формирование на выходе блока 4 импульса длительностью 0,2 с, Данный импульс поступает на управляющий вход электрического стимулятора 2 и вызывает появление на его выходе импульса постоянного тока той же длительности, пропорционального по величине коду, поступающему на информационный вход электрического стимулятора 2 с информационного выхода формирователя 5 вели1346133 управляемого инвертора 5 информация о выполнении задачи инвертируется, что приводит к тому, что оператор стимулируется при успешном выполнении задачи и не стимулируется при ее ошибочном выполнении, Инструкция о выполнении задачи оператору дается такая же, как.и в первом случае выполнить задачу несмотря на возникающие трудности ° 0 степени волевой регуляции в стрессе делают вывод по результатам сравнения решения задачи в нормальных условиях и при воздействии .стрессогенных факторов, формулаиэобретения

Составитель Д,Николаев

Корректор И,Иуска

Заказ 5070/4 Тираж 594 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4 чины стимула. При этом оператор ошушает возрастающие через секунду" уколы электрическим током> которые и являются стрессогенным фактором, Так как стрессирующим фактором является величина тока, то индивидуальная чувствительность операторов к электрическому току не играет большой роли в виду того, что ступенчатое возрастание тока стимуляции на одной из ступеней обязательно превысит порог чувствительности и .вызовет стресс у оператора, В том случае, если оператор ис- 15 правляет ошибку, то с второго выхода тренажера 1 поступает сйгнал о выполнении задачи и на выходе управляемого инвертора 4 появляется сигнал логический "0", который блокирует 20 блок 6 разрешения стимуляции и сбрасывает в исходное (нулевое) состояние формирователь 5 величины стимула, При появлении новой ошибки цикл работы устройства повторяется, 25

Таким образом, устройство вырабатывает стимулирующие импульсы, по величине пропорциональные времени неверного решения задачи, Сравнение результатов выполнения задачи в усло- З0 виях стресса с результатами в нормальных условиях позволяет оценить эмоциональную устойчивость оператора, При оценке волевой регуляции ин структором с помощью формирователя 3 управления импульсов подается на управляющий вход управляемого инвертора 4 сигнал, переводящий инвертор

4 в режим работы с инверсией входного сигнала, В этом случае на выходе 40

Редактор И, Николайчук Техред М.Дидык

Устройство для оценки эмоциональной . устойчивости операторов, оодержашее тренажер и электрический стимулятор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства путем учета структуры эмоциональноволевой устойчивости оператора, оно содержит последовательно соединенные формирователь импульсоBI управляемый инвертор, формирователь величины стимула и блок разрешения стимуляции, причем первый и второй выходы тренажера соединены с вторым и третьим входами управляемого инвертора, выход которого соединен с вторым входом блока разрешения стимуляции, выход блока разрешения стимуляции соединен с первым входом электрического стимулятора, а выход формирователя величины стимула соединен с вторым входом электрического стимулятора,

Устройство для оценки эмоциональной устойчивости операторов Устройство для оценки эмоциональной устойчивости операторов Устройство для оценки эмоциональной устойчивости операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к психофизиологии

Изобретение относится к психологии

Изобретение относится к медицинской технике.

Изобретение относится к медицине

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при диагностике нервных и психических заболеваний

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в области психофизиологии

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при диагностике профтехзаболеваний

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в психо-физиологических исследованиях

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к психофизиологическим исследованиям, и может быть использовано нри обучении и отборе операторов

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх