Способ автоматического управления системой гарантированного питания
Изобретение относится к энергетике, а именно к противоаварийной автоматике энергосистем, и может быть нрименено в энергосисте.ма.х, содержаниях обратимую электрическую ман1нну с регулятором возбуждении и инерционным маховиком, механически связанную с немощью разобни1те.1ьной муфгы с первичным двигателем внутреннего сгорання и подключенную нараллельно сетевому вводу к Нинам гарантированного питания. Цель изобретения - обеспечение селективности управления выключателя.ми обратимой электрической машины в режиме син.хро1ь ного компенсатора. При понижении напряжения основного источника обратимая элект1-)ическая машина переходит в режим синхронного комненсатора. При нревьинении допустимого значения нанряжения обмотки возбуждения открывается iiopoi OBbni :,1еме11т 15. С.етевой выключатель 2 отключает OCHOBHOII источник. Pe.ie 10 пуска запускает первич- Hbiii дви|-атель 8. Включается j)a.«)6nune, ib- ная муфта 7, и обратимая Niainnna подключается к первичному дви1 ате. 1К). 1 H.I. (Л 00 4 00 со со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (gg) q Н 02 J 9/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 399097!/24-07 (22) 18. 12.85 (46) 30.10.87. Бюл. ¹ 40 (72) А. (.. Виксман, Н. И. Григоров, Б. T. К<и<онов, Г. Х. !евин и А. В. Орлов (53 ) 621. 316.925 (088. 8 ) (56) Авторское свидетельство СССР
Хо 1121744, кл. Н 02 J 9/06, 1983.
Лищенко А. И. Синхронны«двигатели с автоматическим регулировани M возбуждения. Киев, Техника, 1969. (54) (.IIO(.ОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УП
РАВ, !ЕНИЯ СИСТЕМОЙ ГАРАНТИРОBAHHOI О 11ИТАНИЯ (57) И.<обретение относится к энергетнк«, и именно к противоаварийной ()втом<>тике энергосистем, и может быть применено в энергосистемах, содержащих обратимую электрическук> машину с регулятором возбуждения
„„SU„„1348949 А1 и пн«рционным маховиком, мехапич(fan» «HHзанную с помощью разобщит«льной мхфгы с первичным двигателем внугреннсго сгорания и подключенную параллельно c«1(виму вво 1i к шинам гара нтиров(>нного пит >ния.
11«ль изобретения — об«сиен«ни« селективности управления выключателями обратимой электрической машины в режиме синхронного компенсатора. !ри понижении напряжения основного источника обратимая электрическая машина переходит в режим синхро>3ного компенсатор;>. 11ри превыпв нпи I<»f) снапряж(. ни я of)f(for> 1348949 Изобретение относится к энергетике, а именно к противоаварийной автоматике энер(осистех(, и может быть ирименено в энергосистемах, содержащих обратимую электрическую машину с регулятором возбуждения и инерционным маховиком, механически связанную с пох(ощью разобщительной муфты с I(opíè÷Hûì двигателем внутреннего сгорания и нодключеннук> параллельно сетевому вводу к шинам гарантированного питания. ! 1ельк> изобретения является обеспечение селективно TH правления выключателями обратимои электрической машины и сет«ного вво (а IlpH работе обратимой электрической ма(пины н режиме синхронного комtl(H(. d TOP d. На чертеже приведена схема устройства, ре;I.(HHóH)(L((. ã<) способ автоматического l(равления oH(T(÷ой гарантированного пи(анин. ;> 2 o(тевого нио ld, шины 3 гарантированно(о питания, выключатель 4 обратимой электрической машины 5 инерционный маховик 6, p J.Iåh (1)II÷(ской машины 5, реле 10 пуска первичн>го,(вигателя 8. регулятор 11 возбуждения обратимой электрической машины 5, эл(кгронный ключ 12, корректор 13 напряжения регу,(ятора возбуждения, первый 14 и I3l (>p<)II 15 норо(овые элементы, первую cxeMi Hl . 16). Замыкающий контакт 17 реле 10 пу(ка, ).I(÷ HI 18 времени, первую схему И 19, I3T<>piK> схех(НЕ 20, иервый RS-триггер 21 > вторуlo (хему И 22, второй RS-триггер 23, Tp(.тью с;ему 1! 24 и схему ИЛИ 25. (,oToвой вво,(1 с ((омощьк> выключателя "се(евог<> ввода подключен к шинам 3 гарантированш)го иигания. Параллельно сетевому Вио.(У К (ПниаМ ГаР;(итИРОВаННОГО ПнтаНИЯ черс (вык I(ohdTель 4 иодклк)чена обра гимая электричесKая х(а(иина 5 с инерционным маховиком 6. Первичный двигатель 8 через разоб ци(ельн)к> муфту 7 связан с обратимой электрической машиной 5. Обмотка 9 воз()х кдения обратимой э.(ектрической машины 5 н<>дк.(ючена к рогx.(ятору 11 напряжения, к когорому через электронный ключ 12 подключен корректор 13 напряжения. Cldpa;ueльHo оомотке возоужзения 9 включены первый 14 и н горой 15 пороговые эг(еченть(. В(.(хо:(первого порогового элемента 14 неноср» (сг((енно по1K.<(K) (ен к одному из входов первой 19 и третьей 24 схем И и к входу ВТоp()li схемы НЕ 20, а через замыкаю(цие контакты 17 ре.ц 10 пуска -- к R-входам первого 21 и второго 23 RS- григгеров. Выход второго HOp()(olio(элемента 15 ио )к.(к><(ен к в;оду ((el)(3<)II схемы Hf 16 и к одному из входов (хемы 1!. 1И 25. Вы. од первой схемы HE: 16 I:oäê, llo÷ñ H к второму входу первой 11 1 .), вы ход которой Ho;lh.((oU(. H -((хо (у ll(. p(3<)l o RS-григгера 21. Единичный вы.«>д II(. ð(3(>ã() К8-триггера 21 подключеH к 55 одному из входов второй схемы И 22, к другому входу которой подключен выход второй схемы НЕ 20. Выход второй схемы И 22 непосредственно подключен к S-входу второго RS-триггера 23, к управляющему входу электронного ключа 12, а через элемент времени 18 — — к электромагниту отключения выключателя 4. Единичный выход второго RS-триггера 23 подключен к другому входу третьей схемы И 24, выход которой подключен к другому входу схемы ИЛИ 25. Выход схемы ИЛИ 25 подключен к электромагниту отключения выключателя 2 сетевого ввода и к реле 1О пуска, которое обеспечивает 3aH) Входящие в состав устройства блоки выполняют следующие функции. Сетевой ввод 1 с выключателем 2, шинами 3 гаранTèðîâàíного питания, обратимая электрическая машина 5 с инерционным маховиком 6, связанная через разобщительную муфту 7 с иервичным двигателем 8 и присоединенная к шинам гарантированного питания выключателем 4, образуют установку гарантированного питания. Обмотка 9 возбуждения с регулятором 11 возбуждения, корректором 13 ÷àпряжения и электронным ключом 12 образуют управляемый регулятор возбуждения обратимой электрической машины. Первый 14 и второй 15 пороговые элементы образуют измеритель напряжения в цепи обмотки возбуждения, у которого введены ограничители во минимальной и максимальной величинам напряжения. Первая схема HE 16 совместно с первой схемой И 19 и первым RS-триггером 21 образуют элемент памяти. фиксирук)щий, что величина напряжения в цепи обмотки возбуждения находится B!(HdHdçoH<. доиуoòèмых значений. Вторая схема HE 20 совместно с второй схемой И 22 обеспечивают управление электронным ключом 12 в случае, когда напряжение в цени оомотки возбуждения меньше допустимого значения. !1ри этом схемы HE 20 и И 22 обеспечивак)т отключение корректора напряжения от регулятора возбуждения, создавая тем самым возможностью для увеличения величины напряжения в цепи обмотки возбуждения. Определение величины напряжения после отключения у корректора напряжения позволяет установить причину снижения напряжения в цепи возбуждения. Если напряжение возбуждения восстанавливается, то снижение величины напряжения в цепи обмотки возбуждения вызвано недопустимо большой величиной напряжения основного ис(.очника, из-за чего корректор напряжения снижал до минимума напряжение на выходе p(гулятора возбуждения. Если напряжения возбуждения не восстанавливается, то причина снижения напряжения на шинах гарантированного питания -- короткое замыкание в цепи обратимой электрической машины. Элемент 18 времени обеспечивает выдержку времени, необходимую для 3aH(p(((e3 ния пер«хо,líûõ процессов в цепи возбмihдения. Второй RS-триггер 2, 1 и третья схема И 24 обеспечивают отклк>чеHH(сетевого ввода и запуск первичного двигателя 8 с помощью реле 1(! IIX KB при H(д<шлстимо большои величин« напря к«ния основного источника. Замыкаюшие к )HTBKThl 17 ре,lt 10 пуска <япспечивак>т возврат RS-триггеров 21 и 2,1 в нулевое состоя()ие при пуске п«рвичного двигiiT(. ëÿ и предотврапьак)т т«м самым ложное срабатывание «x(мы gïj) tBления. Устройство работа T следуюшим обра «>м. В нор л)а,)ьном режи м«работы v, í ктроЭН(. P f ИЯ ПОСТЛ f1 B< Т f i I <1 Р<(НТИ РОВ<3 нноГО ll)IT;l H 1t H чс pl 3 Вы к. l к)чат(.,11> 2 l. (>Tt. - 1 5 ВОГО ннОда 01 ОснОВ НОГО источникс) . (>бр<3тимая электричсская машина 5 через свой выклк>чатель 4 IIO,(K HO÷«íà к шинам гарантированн<но питания и вра)пает л(;)хо))ик 6. Муфта 7. разоб!неH
<> находится и готовности к пуску. (>бл!01 — gQ ка !1 возбуждения Обратимои элекгричсской машины подключ«H 1 ВО. (буж 1(Í lt H, >< tl f)<3 13. I(.. НИ(Рс)боТОИ КОТОРОГО ОСЛ (ЦЕСТI(Г!ЯЕТ(Я ((.P(.3 ОТКРЫ1ЫИ Э,l(K тронный к,tN>÷ !2 коррек)ором 1> напряж«ния. H;tll f)HiK«в il(.>ни обмотки () во 3(>>< ЖД(Н И Я НаХОДИТСЯ В,(ll ill pBo(0 Ho pot 0BOI э, I«л(ентil 1 4 l)0.1,, 1(Tl H и <1 Один из входов первой f!f и тр«тьей 24 схел) И 30 и на ttxo;(второй слд мы Hl> 2(1. II;3 другой вход первой сxl мы И 19 ш>сту п(!«г сигH Bf>Ix0. (а пеpl30)t сх«мы 11Г f 6, на Hhtx0 ((. -этой l Х«ЛI Ь) Н;)ПРЯЖ«НИ(l Ñ1 Ü IIOTOX)>>, ЧТО ВГOPOH II0p0I0i3l>II1 э.l(м«)31 !5 <акрыт, И 1!! посту«B(г H<1 -вход первого К -григI lp «0l ГОЯ!1И(на «! О IlpЯмом BBIXO(ll, 110 (I ОТ()в, 1 и Вс(Я к «j> 1«рный ftS-Tриг(ер 21 фиксируеl на,lit÷è« нормальног<> режH>HH работы усT РВНТИРОB 1 f) и ((() ll ll ж(!I )t )! II l l)рЯ Ж(>ни H ()(. НОI3k)<) I 0 исгочника обратимая >,fåêòðè÷åñêBÿ xt;3«iit)i;l пер«хо;(ит в р«жим синхронного ком)!е!)с;1- 45 гOp Il;iпряж«(333(«е(0 выхода постмпает H 1!ЛИ 25. Iри эг<>м исчезает fl;IHðÿælí«« H 1 hi 1 1, 1 И 2;) по:(;3 « l l H H ГP Л)Л фТс) 7 И ПрИ ВОд Оорс) ГИ лlОИ! Э. IС К Гри К - т Р и Г ((j) o í, к 01 0 Р 1>1 е H P H э т О л) I I t. P <.> K, ) к) ч;1К) Гl Я В H (< )30<. l Î(. ТОЯ Н lit. . ! f) lt (. П И ж(Н И И Н сl ll Ря ж< H lt Я В Ц(II« 01) л(<>).ки!(I30(t>k,iK;(«ния ниж(,опуl (ил)ого 3H l l j) Il этол) НОЯ В 1 Ht. Tl Я < It I и >, l )! 1 llE>l XO;(t ВТОp01t «xlмы !!i; 2(1, Bx0;(ког<)lн>й под)., 110<цн к вы. î (t Hl рвого порогOBOI O эл«м«H1 )3 яро!3 в х»д второй «x«xt û 11 22. 11;! I)l p()ОЛ! ВХ01« то!1 l Х«Л1Ь! ЕСГH СIII H Ill pH0(RS-гр!(Ггt р;1, 3;)пол(ни))шг (0», гго Р<1«l«« H пр«;(«.1 iK<. им«(г л)с 10 режим пусK И 22, T
IIt,ll. I30XI со<. 1 оянии. (р;)б<)тын;1 ни< BT01)OH с. «мы j f 22 обе Hl. !ива«г >а пир;)ни«э.lt. ê)ронно! о клк>ч;I 12 и огhлк>чени«тем .;!мым кор!и к гор;! 13 н()нря к HIIH t) 1 р«! xлягора 1 ВО )б >с iK,(< н И я. ();()IOI3 p«м«H H(> (3<1 Hit p
1 >> 13 р(<1(Н и и пер(130.(lt Tl Я 13 l . (It H И Ч н ое l О«-! няни«второй !1 -трп)г«р "Л, подгот !Вливак>щий сра<>агывани« I pl I h(. и с;с мы 11 4. Ес.lit при Ilti(0kl р<зк<>го сниж«ния и;)пряжсния 13 H(II« Об ох(о Ки возб>, >К («ни я ()f>I,IO >, )3«.1H<)«НИЕ )1<>ПРЯЖ«НИЯ <)t НОВНО(о Hl (О IH)p0(>выи э.il. м HT 11, и;! Bhlx0 it. когороп> появ,)H< )ся H;f()j»tж«ни« f1ðè гом и< ц 3)3«г си! )(ал с I)l>lx0 (;! Нт<>рой l xl лпы 111; "(),;! <н;)ЧП Г ИС<Ц 3;!«Г Сltl П;3,1 И С )thlXO.ti) В(ОРОИ С «мы 1) 2", Ilp<. Кр;)п)ая г(л) l,)лlыл) р;lбогx э.)«м(HTil I <> BPl <1(>H и и «ни л)))Я 3))н ИР(! К) Ill« è СH Гн;l. l l вхо,!)3 э.1lKTp0)3«01 )., IK) I;) с2 (> IHOBP(М(Н По с Э I tl t« Сtt I HII. I l Bhl X(> (
l1<) f)0! 0)3<)) о э. I(м<. )IT;1 1.1 I «),(
1)ход тр«г)к и схемы 11 1, к >!Ор;!я <нк Ill. ч))в;1«1 I(. р< 3 с х«му 1), Il! ):) Отк. 110«(ни(1348949 <&(>1).1((1ла «.3o() ð(. òå í((. Р<,т;<ктор т 11арФ(нова Тскрсд И 13(I>(с Корректор Г. Решетиик :3ак;< 3 4)(()5 54 (ир,)ж 6I7 I1одп ясное l3tIl1l1I1l1 Госл дарственн<>го колы<сета СС(Р по делам изобретений и открытий 113()35, Москва, Ж;35, Раушская наб., д. 4 5 !!рои <водств(нв<>-полигра<1и« еское предприяти(, г. Ужгород, )л. Проекгнан, 4 выключателя сетевого ввода 2 и включение реле 10 пуска первичного двигателя 8. Сигнал с выхода первого порогового элемента ! 4 через контакты реле 17 пуска переводит первый 21 и второй 23 RS-триггеры в нулевое состояние, олокируя повторное отключение корректора напряжения. Выдержка времени у элемгч!та 18 времени выбирается большей, чем время электромагнитны. uepexoJHbIx Hp()It(ссов регулятора 11 возбуждения и обмотки 9 нозбх ждения. В случае, когда причинон резкого сникения напряжения н цепи обчотки возбуждения ян.)яется короткое замыкание н цени обратимой электрической машины 5, после отключения корректора 13 напряжения напряжение н цепи обмотки возбуждения не восстанавливается и на ныходе первого Норогоного элемента 14 напряжение не появляется. По исте цнии выдержки времени элемента 18 нречени н()цряжение с !)htxoJH этого элемента H<).1H(тся на электромагнит отклкзчення нык IN)÷Hòoëÿ 4 обратимой электрической чац(ины 5, которая при этом огключается (>г шин 3 гарантированного питания и спустя время, равное вреченц вы()(. l t H H < p I l H <) H .l<)l о ч (3 "; о н It к tt t), ос 1 tl Н и Б,) ltHt!(тся Способ антоматич(сK()l о уllpHBëåíèÿ oèñrc чой Hp;(IITèронанноп> IIHT;IHIIH, содержащей обратичую электрическую ча(нину с регу.)яторол1 возбуждения, корректороч и;1цряженця и ин(рционныч маховиком, M(. utl l1<1ЕOKlt t3)lHllHHX K) (Нцл(>Ц(ЬЮ PHOO(>til ttтельной муфты с первичным двигателем внутреннего сгорания и подключенную параллельно сетевому вводу к шинам гарантированного пигания, цо которому напряжение возбуждения обратимой электрической машины сравнивают с максимальным и минимаlbHblM допустимыми значениями, определяемыми соответственно минимальныч и максимальным заданными значениями напряжения пигаюшей сети, а также харак10 теристиками обратимой электрической машины, регулятора возбуждения и корректора напряжения, отключак>т выключатель сетевого ввода и заву(. KBK)T первичный двигагель в случае, когда величина напряжения возбуждения превышает максимально допустимое значение, отли<(ающийсн тем, что, с целью обеспечения селектинности управления выключателями обратимой электрической машины и сетевого ввода при работе обратимой электрической машины в режиме синхронного компенсатора, отключают корректор напряжения регулятора возбуждения в случае, когда величина напряжения возбужения меньше минимального допустичоto значения, при этом отключение выключателя сетевого ввода, запуск первичного 25 двигателя, а затем и включение корректора напряжения регулятора возбуждения производят в случае, если величина напряжения возбуждения после отключения корректора напряжения становится больше, чеч минимально допустимое значение, а н случае, когда напряжение возбуждения после отключения корректора напряжения остается меньше чинимально допустичого значения, отключают ныключатель обратимои электрической машины.