Устройство для синхронизации работы автомобильных стеклоочистителей

 

Устройство для синхронизации работы автомобильных стеклоочистителей относится к области электрооборудования транспортных средств и может быть использовано на городских и междугородних автобусах. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит блок синхронизации, источник питания, блоки коммутации по числу стеклоочистителей и последовательно соединенные с ними электроприводы 4, каждый из которых выполнен на электродвигателях с редук- Topaf-iH, на валу которых расположены электрические контакты, К выходам электроприводов подключены блоки определения положения стеклоочистителя, выходы которых подключены к первым входам блока синхронизации, второй вход которого связан с источником питания через последовательно соединенные разделяющий диод и аварийный выключатель каждого блока коммутации .Цепи питания обмоток исполнительных реле блоков коммутации подключены к выходу блока синхронизации, который содержит выключатель режима и последовательно соединенные элемент И-НЕ, инверторы и управляющий ключ, выход которого является выходом блока синхронизации, первыми входами которого являются входы элемента И-НЕ, которые объединены через токоограничивающие резисторы и являются вторым входом блока синхронизации. При этом к входам инверторов непосредственно и через выключатель подключены задерживающие RC-цепи, содержащие резисторы с конденсаторами, Устройство позволяет обеспечить независимую работу стеклоочистителей даже при выходе одного из них из строя, а также регулировать частоту рабочих циклов стеклоочистителей, I ил. сл со СП Ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5ц 4 В 60 8 1/08 gas Щ 9Я Я

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4080088/31-1! (22) 27.06.86 (46) 07.12.87. Бюл. N - 45 (71) Московский автомеханический институт (72) О.А.Акимов, А.Ф.Мельников, В.А.Савич, M.Â.ÐÿçàíîB и Я.Н.Каминский (53) 629.11 (088.8) (56) Патент ФРГ Р 2629885, кл. В 60 Б 1/08, 19,77. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ

РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙ (57) Устройство для синхронизации работы автомобильных стеклоочистителей относится к области электрооборудования транспортных средств и может быть использовано на городских и междугородних автобусах. Цель изобретения — повышение надежности. Устройство содержит блок синхронизации, источник питания, блоки коммутации по числу стеклоочистителей и последовательно соединенные с ними электропрнводы 4, каждый из которых выполнен на электродвигателях с редукторами, на валу которых расположены электрические контакты, К выходам

„„SU„„1357284 электроприводов подключены блоки определения положения стеклоочистителя, выходы которых подключены к первыМ входам блока синхронизации, второй вход которого связан с источником питания через последовательно соединенные разделяющий диод и аварийный выключатель каждого блока коммутации.Цепи питания обмоток исполнительных реле блоков коммутации подключены к выходу блока синхронизации, который содержит выключатель режима и последовательно соединенные элемент И-НЕ, инверторы и управляющий ключ, выход которого является выходом блока синхронизации, первыми входами которого являются входы элемента И-НЕ, которые объединены через токоограничивающие резисторы являются вторым входом блока синхронизации. При этом к входам инверторов непосредственно и через выключатель подключены задерживающие RC-цепи, содержащие резисторы с конденсаторами. Устройство позволяет обеспечить независимую работу стеклоочистителей даже при выходе одного из них из строя, а также регулировать частоту рабочих циклов стеклоочистителей, 1 ил.

1357

Устройство для синхронизации работы автомобильных стеклоочистителей содержит блок 1 синхронизации, входа- 1 ми подключенные к источнику 2 питания блоки 3 коммутации по числу стеклоочистителей и последовательно соединенные с ними электроприводы 4 стеклоочистителей, каждый из которых выполнен на электродвигателе 5 с редуктором, на валу которого расположены электрические контакты 5.1 и 5.2.

К выходам электроприводов 4 подключены блоки 6 определения положения стеклоочистителя, выходы которых подключены к первым входам блока 1, второй вход которого связан с ис-!

2 питания через последовательно соединенные разделяющий диод

7 и аварийный выключатель 8 каждого из блоков 3. Цепи питания обмоток исполнительных реле 9 блоков 3 подJ ключены к выходу блока 1.

При этом блок 1 синхронизации содержит выключатель 10 режима и последовательно соединенные элемент

И-НЕ 11, иннерторы 12-14 и управляемый ключ 15, выход которого являет— ся выходом блока 1. Первыми входами блока 1 являются входы элемента И-НЕ

11, которые объединены через токоограничивающие резисторы 16 — 18 и являются вторым входом блока 1, при этом к входам инверторов 12 и 14 непосредственно и через выключатель

10 подключены задерживающие RC-цепи, содержащие соответственно резистор

19 с конденсатором 20 и резисторы

21 и 22 с конденсатором 23. Инвертор

13 соединен с инвертором 14 через разделительный диод 24.

На втором входе блока 1 установлен фильтр, содержащий конденсатор 25, резистор, 26 и стабилитрон 27, В цепи питания электродвигателей 5 включены предохранители 28. Блоки 6 выполнены на герконовом реле 29 с замыкающими контактами 29,1. Выход инвертора 14

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано на городских и между r op одних ав тобу с ах, Цель изобретения — повышение надежности, На чертеже приведена принципиальная схема устройства для трех стеклоочистителей, имеющих раздельный элект-1 ропривод.

284 г соединен с ключом 15 через режимный резистор 30.

Устройство работает следующим образом

При включении водителем одного или всех выключателей 8 блоков 3 стеклоочистители работают в непрерывном режиме (если выключатель 10

0 отключен) или же в прерывистом режиме (если выключатель 10 включен) „

В прерывистом режиме частота рабочих циклон стеклоочистителей регулируется с помощью резистора 22.

5 При выходе из строя одного из стеклоочистителей водитель отключает этот стеклоочиститель с помощью соответствующего выключателя 8, при этом сохраняется р;, отоспособ-0 ность остальных стеклоочистителей н указанных режимах, В исходном состоянии все стеклоочистители находятся в начальном положении, вследствие чего с выходов блоков 6 определения положения стеклоочистителя на первые входы блока

1 подаются разрешающие сигналы уровня логической единицы. Блок 1 при

30 этом состоянии выдает разрешающий сигнал уровня логического нуля во все блоки 3.

При работе только одного стеклоочистителя, например первого, сигнал

35 с выхода блока 3 поступает в моторе— дуктор 4 и приводит в движение первый стеклоочиститель„ При выходе первого стеклоочистителя из начального положения сигнал электроприво- .

4С да 4 поступает в блок 6, в результате чего на его выходе появляется зап-. рещаюший сигнал уровня логического нуля, который подается на один из первых входов блока 1. В этом случае

45 на выходе блока 1 также появляется запрещающий сигнал, который исключа— ет возможность включения любого стеклоочистителя до возвращения первого стеклоочистителя в начальное положе50 ние.

При возвращении первого стеклоочистителя в начальное положение на выходе блока 6 появляется разрешаю-. щий сигнал, который подается HcL вход

5! блока 1, в результате на выходе блока 1 вновь формируется разрешающий сигнал для всех блоков 3 и при включении первого стеклоочистителя процесс повторяется.

84 4 диод 7 в блок 1 подается положительный потенциал, обеспечивающий уровень логической единицы на всех первых входах блока 1 (все стеклоочистители находятся в начальном положении и контакты 29.1 реле 29 разомкнуты).

Сигнал уровня логического нуля с выхода элемента И-НЕ 11 через инверторы 12-14 создает положительный потенциал на входе ключа 1.5, в результате чего срабатывает реле 9, замыкаются контакты 9.1, через которые запитывается электродвигатель 5. Электродвитатель 5 стеклоочистителя приходит во вращение, а ток якоря элект- . родвигателя 5 обеспечивает срабатывание реле 29, контакты 29.1 которого замыкаются и вызывают появление ло13572

Если первый и второй стеклоочистители имеют различную длительность рабочего цикла, то один из стеклоочистителей раньше займет свое на- 4р чальное положение, чем другой. Однако включение стеклоочистителей на следующий рабочий цикл произойдет только тогда, когда и другой стеклоочиститель займет свое начальное по- 45 ложение, так как разрешающий сигнал на включение стеклоочистителей на выходе блока 1 появляется только тогда, когда все стеклоочистители находятся в начальном положении, Таким 5р образом, синхронизация работы стеклоочистителей достигается путем задержки опережающего стеклоочистителя в начальном положении, Включение стеклоочистителя в прерывистом режиме происходит следующим образом.

Водителем включается соответствующий выключатель 8 блока 3. Через

Формула и з обретения

При непрерывном режиме работы (выключатель 10 блока 1 разомкнут) разрешающий сигнал на выходе блока 1 появляется сразу, как только на всех его первых входах появляются разреша- 5 ющие сигналы с выходов блоков 6.

В прерывистом режиме работы разрешающий сигнал на выходе блока 1 появЛяется через некоторое время, определяемое постоянной времени цепочки fp из резисторов 21 и 22 и конденсатора 23.

При синхронной работе нескольких, например двух стеклоочистителей сигналы с выходов блоков 3 поступают соответственно в электроприводы 4 и приводят в движение оба стеклоочистителя. При выходе первого и второго стеклоочистителей из начальных положений сигналы поступают в 20 соответствующие блоки б, в результате,чего на их выходах появляются запрещающие сигналы, подаваемые на первые входы блока 1. В этом случае, как и ранее, на выходе блока 1 появляется запрещающий сигнал, который исключает возможность включения любого стеклоочистителя до возвращения всех стеклоочистителей в начальное положение, При возвращении первого и второ- 3!! го стеклоочистителей в начальное положение на выходах блоков б появляются разрешающие сигналы, под действием которых на выходе блока 1 формируется разрешающий сигнал для блоков 3. - 35 гического нуля на одном из первых входов блока 1, Логический нуль на одном из входов элемента И-НЕ 11 приводит к появлению логической единицы на ее выходе. Этот сигнал подается на вход инвертора 12 с задержкой, определяемой постоянной времени цепи резистора 19 и конденсатора 20. Эта> задержка необходима для того, чтобы стеклоочиститель вышел из начального положения и разомкнулись контакты 5,2, а замкнулись контакты 5.1 ° Задержанный сигнал через инверторы 12-14 вызывает появление низкого потенциала на входе ключа 15, что приводит к отключению реле 9, контакты 9,1 и 9.2 которого возвращаются в исходное состояние. Теперь питание электродвигателя 5 стеклоочистителя осуществляется через выключатель 8; предохранитель 28, контакты 5.1 и

9.2 якоря электродвигателя 5 и обмотку реле 29. Электродвигатель 5 будет включен до тех пор, пока стеклоочиститель не подойдет к начальному положению, в котором якорь электродвигателя 5 отключается от источника 2 и накоротко замыкается через контакты

5,2 и 9.1 ° Электродвигатель 5 находится в режиме динамического торможения и останавливается. Реле 9 обесточено, его контакты 9.1 разомкнуты и вновь на всех входах элемента И-НЕ будут сигналы логических единиц.

Процесс повторяется.

Устройство для синхронизации работы автомобильных стеклоочистителей, 5

1357284

6 содержащее блок синхронизации, подклю- RC-цепи и последовательно соединенченные входами к источнику питания ные элемент И-НЕ, три инвертора и блоки коммутации по числу стеклоочис- управляемый ключ, выход которого подтителей, снабженные исполнительным ключен к цепи питания обмоток исреле, и последовательно соединенные

5 полнительных реле блоков коммутации, с ними электроприводы стеклоочисти- причем выходы блоков определения по" телей, о т л и ч а ю щ е e c я тем ложения стеклоочистителей подключены что с целью повышения надежности, к входам элемента И-НЕ, которые чеоно снабжено подключенными к выходам >0 рез токоограничивающие резисторы и электроприводов стеклоочистителей через аварийные выключатели блоков блоками определения положения стек- коммутации подключены к источнику лоочистителен, при этом блоки комму- питания, при этом к входам первого тации снабжены аварийными выключате- и третьего ннверторов непосредстлями, а блок синхронизации содержит 5 венно и через выключатель режима выключатель режима, задерживающие подключены задерживающие RC"öåïè.

Составитель П,Резникова

Редактор С.Пекарь Техред Л.Сердюкова Корректор С,П1екмар

Заказ 5933/!6 Тираж 590 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г,ужгород, ул,Проектная,4

Устройство для синхронизации работы автомобильных стеклоочистителей Устройство для синхронизации работы автомобильных стеклоочистителей Устройство для синхронизации работы автомобильных стеклоочистителей Устройство для синхронизации работы автомобильных стеклоочистителей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в качестве стеклоочистителя ветрового стекла в автомобилях, в частности в автомобилях с ограниченной зоной для монтажа стеклоочистителя

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно - к способам и устройствам управления электродвигателями системы очистки ветрового стекла автомобиля

Изобретение относится к техническим решениям, предназначенным для чистки транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к способам и устройству управления приводом стеклоочистителя

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться в стеклоочистителях автомобилей, автобусов и других транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к способам управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства
Наверх