Устройство для определения частоты вращения электродвигателя постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока Целью изобретения является повьшение точности. Устройство содержит реле напряжения, катушка 6 которого подключена к выводам якорной обмотки электродвигателя 1. Блок 5 компенсации действия реакции коммутационных токов выполнен в виде функционального преобразователя, характеристика которого обратив кривой намагничивания электродвигателя в зоне действия реакции коммутационных токов. В данном устройстве разность между скорректированной величиной напряжения на электродвигателе и падением напряжения в его якорной цепи вводят в качестве сигнала обратной связи по частоте вращения. 3 ил. Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (19) (11) (51) 4 Н 02 Р 5/00

3 3q %

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3958175/24-07 (22) 01.10.85 (46) 29,02.88 Бкл, 1(8 (75) М,10,Файнберг (53) 62-83,621,316,7 (088,8) (56) Фишбейн В.Г, Расчет систем подчиненного регулирования вентильноro электропривода постоянного тока. М.:

Энергия, 1972, с. 67-73, рис. 2-3, Патент ГДР Ф 61040, кл. Н 02 P 5/12 (21 с 59/01), 1968. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока.

Целью изобретения является повышение точности, Устройство содержит реле напряжения, катушка 6 которого подключена к выводам якорной обмотки электродвигателя 1, Блок 5 компенсации действия реакции коммутационных токов выполнен в виде функционального преобразователя, характеристика которого обратна кривой намагничивания электродвигателя в зоне действия реакции коммутационных токов ° В данном устройстве разность между скорректированной величиной напряжения на электродвигателе и падением напряжения в его якорной цепи вводят в качестве сигнала обратной связи по частоте вращения. 3 ил, 1377997

E -СФи=И-IR., (1) 50 где С - конструктивная постоянная, Ц вЂ” напряжение на двигателе; ,I — ток двигателя;

R — сопротивление якорной цепи электродвигателя, 55

Следовательно частота вращения (2) U- IR

Сд=- — — -р

Се(Р

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводам постоянного тока с обратной связью по частоте вращения электродвигате5 лей, преимущественно с нерегулируемым потоком возбуждения.

Цель изобретения — повышение точности устройства.

На фиг,1 изображена функциональная схема предлагаемого устройства; на фиг,2 — кривая намагничивания электродвигателя на фиг.З - характеристика функционального преобразователя. 15 устройство для определения частоты вращения электродвигателя 1 постоянного тока (фиг,1) содержит датчик

2 напряжения и датчик 3 ъока, выходы которых подключены,соответственно к 20 суммирующему и вычнтающему входам блока 4 сравнения, а также блок 5 .компенсации действия реакции коммутационных токов, вход которого подключен к датчику 3 тока якоря, а выход - 25 к суммирующему входу блока 4 сравнения, выполненный в виде функционального преобразователя, характеристика которого обратна кривой намагничивания электродвигателя в зоне 30 действия реакции коммутационных токов, а также реле напряжения, катушка 6 котор ого подключена к выводам якорной обмотки электродвигателя, а его замыкающий контакт 7 включен в цепь питания функционального преобразователя, Выход блока 4 сравнения соединен с входом регулятора 8 частоты вращения, к которому подключен также выход задатчика скорости (сигнал ю ) а выход регулятора 8 частоты вращения подключен к входу регулятора тока системы подчиненного регулирования (не показан).

При определении частоты вращения электродвигателя с помощью тахометрического моста реализуется завися" мость т,е,, частота вращения электродвигателя при постоянном потоке возбуждения пропорциональна его ЭДС, В то же время для электродвигателей постоянного тока, особенно для некомпенсированных машин, характерно изменение главного поля машины под влиянием действия его поля реакции коммутационных токов, размагничивающих основной поток машины (двигателя) при ускоренной коммутации, на которую обычно настраивают машину.

Размагничивающее действие поля реакции коммутационных токов характерно также и для компенсированных машин, где обычная реакция якоря вообще не появляется, Известно, что ампер-витки поля реакции коммутационных токов Мф,кт определяются из соотношения

AVðêò = О» 12 0 2 AS bê ° (3 где AS — линейная нагрузка машины

Ь„- ширина зоны коммутации.

Величина линейной нагрузки машины AS и ширина ее зоны коммутации

Ь„ определяются по данным заводовизготовителей машин и лежат соответственно в пределах (100-600 А CT/см) и (4-7 см)

При номинальной нагрузке машины размагничивающее действие поля реакции коммутационных токов (по ампервиткам) может достигать 10-15 от намагничивающей силы обмотки главного полюса, а по потоку для насыщенной магнитной системы может привести к ослаблению потока до 5-10, При ненасыщенной магнитной системе и двухкратных рабочих перегрузках электродвигателя главное поле машины из-за действия реакции коммутационных токов ослабляется до 40 и более.

При переходе двигателя, например в режиме торможения в генераторный режим при той же ускоренной коммутации имеет место подмагничивание главного поля, которое для насыщенной магнитной системы незначительно, С учетом размагничивающего действия поля реакции коммутационных токов частота вращения

U - IR

Ю (4)

Се(Ф где 49 — определенное по кривой намагничивания машины умень1377997 шение потока возбуждения, обусловленное размагничивающими ампер-витками реакции коммутационных токов, рассчитанными по соотношению (3) фиг.2,3.

Следовательно, для получения более точного значения замеренной по величине ЭДС электродвигателя его 1р частоты вращения необходимо величину полагавшегося неизменным его потока возбуждения скорректировать на величину йФ, зависящую от размагничивающих ампер-витков реакции коммутаци- 15 онных токов, т,е, от тока нагрузки машины.

Устройство работает следующим образом.

При скорости идеапьного холосто- 2р

ro хода электродвигателя 1 выходные напряжения датчика 3 тока и блока 5 равны нулю, а частота вращения электродвигателя пропорциональна величине подведенного к электродвигателю нап- 25 ряжения, Полагаем, что на валу электродвигателя 1 появилась нагрузка, а блок

5 не задействован, В этом случае напряжение на вы- 3р ходе датчика 2.напряжения алгебраически суммируется с величиной напряжения на выходе датчика 3 тока, пропорцио*альной падению напряжения

IR в якорной цепи электродвигателя, Если бы реакция коммутационных токов отсутствовала и магнитный поток машины при появлении нагрузки на валу электродвигателя сохранился неизменным, то величина ЭДС двигате- 4р ля и пропорциональная ему величина напряжения на выходе блока 4 сравнения отображала бы частоту вращения электродвигателя.

Однако из-эа действия поля реакции коммутационных токов электродвигателя 1 его магнитный поток уменьшается, вследствие чего частота вращения электродвигателя увеличивается, а ЭДС сохраняется неизменной (как при обычном регулировании частоты вращения изменением потока возбуждения электродвигателя).

Следовательно, нри незадействованном блоке 5 измерение частоты вращения электродвигателя 1 по его ЭДС оказывается неточным, увеличенным из-за ослабления потока электродвигатсля, При включении в работу блока 5 одновременно с увеличением нагрузки электродвигателя 1 и соответствующем уменьшении его потока возбуждения на выходе блока 5 появляется напряжение, пропорциональное приращению

ЭДС двигателя и соответствующее приращению (уменьшению) его потока возбуждения (см,фиг.2), Вследствие этого суммарная величина сигнала на входе блока 4 сравнения увеличивается до значения, пропорционального сохранению частоты вращения электродвигателя на таком уровне, как если бы реакция коммутационных токов не действовала.

Следовательно, на выходе блока 4 сравнения величина напряжения также увеличивается, Поскольку выход блока 4 сравнения подключен к входу регулятора 8 в качестве сигнала обратной связи, а задающий сигнал на входе регулятора

8 полагается неизменным, то результирующий сигнал на выходе регулятора 8 уменьшается на величину, компенсирующую увеличение частоты вращения электродвигателя от раэмагничивающего действия поля реакции коммутационных токов, Кроме того, выходной сигнал блока 5 можно подавать встречно с задающим сигналом на вход регулятора 8 частоты вращения, В этом случае выход блока 5 к входу блока 4 сравнения не подключается.

Если предусмотрен режим ослабления поля электродвигателя вручную, то параметры функционального преобразователя 5 могут соответствующим образом корректироваться, например изменяться характеристика его нелинейности (корректировка не показана}

Если технологически и схемно предусмотрена стоянка электродвигателя

1 под током, то для исключения привносимой в этом режиме из-за действия функционального преобразователя погрешности предусмотрено реле напряжения, установка срабатывания которого на втягивание и включение источника питания функционального преобразователя 5 определяется по величине напряжения на электродвигателе, превосходящей в режиме стоянки падения

1377997

Фиг. 2 найряжения в якорной цепи при максимальном токе стоянки. !

Таким образом, путем компенсации действия реакции коммутационных токов изобретение позволяет повысить точность определения частоты вращения электродвигателей.!

О формулаизобретения

Устройство для определения частоты вращения электродвигателя постоянного тока, содержащее датчик напряже- 15 ния и датчик тока, выходы которых подключены соответственно к суммирующему и вычитающему входам блока сравнения, а также блок компенса- . ции действия реакции коммутационных токов, вход которого подключен к датчику тока якоря, а выход - к суммирующему входу блока сравнения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, в него введено реле напряжения, а блок компенсации действия реакции коммутационных токов выполнен в виде функционального преобразователя, характеристика которого обратна кривой намагничивания электродвигателя в зоне действия коммутационных токов, при этом катушка реле напряжения подключена к выводам якорной обмотки электродвигателя, а его замыкающий контакт включен в цепь питания функционального преобразователя.

1377997

Редактор М.Бандура Техред Л. Сердюкова

Корректор В.Бутяга

Заказ 887/53 Тираж 583 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r> Ужгород, ул.Проектная,4

Устройство для определения частоты вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для определения частоты вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для определения частоты вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для определения частоты вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для определения частоты вращения электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах постоянного тока с неизменным потоком возбуждения электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для электроприводов насосов, вентиляторов и компрессоров

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах подъемно-транспортных машин

Изобретение относится к электротехнике и м.б использовано в импульсных астатических электроприводах постоянного тока с повышенными требованиями к точности поддержания частоты вращения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и мвжет быть использовано для регулирования частоты вращения электродвигателей с ограничением по току

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для управления частотой вращения вала коллекторного электродвигателя переменного тока, а также мощностью инерционных потребителей, в том числе в условиях высокого уровня индустриальных помех

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах общепромышленного назначения, в частности в регулируемых электроприводах на базе асинхронного двигателя с короткозамкнутым или с фазовым ротором (в режиме двойного питания) и тиристорного преобразователя частоты с непосредственной связью и естественной коммутацией без датчика скорости или положения на валу двигателя

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокоскоростных электроприводах переменного тока
Наверх