Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электропривода постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах постоянного тока с неизменным потоком возбуждения электродвигателя. Цель изобретения - повьшение надежности устрой-. ства путем обеспечения контроля исправности цепей обратной связи, обеспечения сигнализации состояния цепей обратной связи и отключения электропривода при отказе обеих цепей. Устройство обеспечивает работу электропривода с обратной связью от тахогенератора 5 и с резервной обратной . связью от датчика 6 ЭДС электродвигателя 3. При включении ключа 14 выбора режима электропривод работает ; с обратной связью от датчика 6 ЭДС электродвигателя 3 и с резервной обратной связью от тахогенератора 5. При выходе из строя выбранной основной цепи обратной связи привод переключается на резервную обратную связь, При выходе из строя резервной цепи I обратной связи привод продолжает ра-

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

RO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ.(21) 3981622/24-07

{22) 29.11.85 (46) 29.02.88. Бюл. S 8 (71) Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (72) В.С. Бурок (53) 621. 316. 925 (088. 8) (56) Фишбейн В. Г. Расчет систем подчиненного регулирования вентильного

:электропривода постоянного тока. М.:

Энергия, 1972, с. 32, 67.

Авторское свидетельство СССР

У 1179474, кл. Н 02 Н 7/093, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОЙ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ

ЗЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах постоянного тока с неизменным потоком возбуж„„SU„„1377957 A 1

Ьд 4 Н 02 Н 7/093, Н 02 Р 5/16 дения электродвигателя. Цель изобретения — повышение надежности устрой-.. ства путем обеспечения контроля ис- правности цепей обратной связи, обеспечения сигнализации состояния цепей обратной связи и отключения электропривода при отказе обеих цепей. Устройство обеспечивает работу электропривода с обратной связью от тахогенератора 5 и с резервной обратной . связью от датчика 6 ЭДС электродвигателя 3. При включении ключа 14 выбора режима электропривод работает с обратной связью от датчика 6 ЭДС электродвигателя 3 и с резервной обратной связью от тахогенератора 5.

При выходе из строя выбранной основ- Е ной цепи обратной связи привод переключается на резервную обратную связь.

При выходе из строя резервной цепи ,,обратной связи привод продолжает ра1377957 боту с основной цепью обратной связи

) при этом в блоке 26 сигнализации формируется сигнал неисправности резервной цепи. При выходе из строя основI

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах постоянного тока с неизменным потоком возбуждения электродвигателя.

Цель изобретения - повьппение надежности устройства путем обеспечения контроля исправности цепей обратной связи; обеспечение сигнализации состояния цепей обратной связи и отключения электропривода при отказе обеих цепей.

>.

На чертеже представлена схема устройства. 15

Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электропривода постоянного тока, включаю щего в себя блок 1 регулирования скорости вращения, управляющим входом связанный с выходом блока 2 управления, а выводами постоянного тока подключаемый к якорной цепи электродвигателя 3 привода с постоянным потоком возбуждения, содержит сумма- 25 тор 4, прямым входом подключаемай к выходу блока 2 управления, а выходом — к управляющему входу блока 1 регулирования скорости вращения, тахогенератор 5, входным валом механи- 30 чески связанный с валом электродвигателя 3 привода, датчик 6 ЭДС электродвигателя 3, измерительными входами подключаемый к якорной цепи электродвигателя 3 привода, блок 7 опор ных напряжений, две параллельные це,почки 8 и 9, каждая из которых включает в себя по блоку 10 выделения модуля сигнала, компаратору 11, эле. менту ЗАПРЕТ 12 и первому ключу 13 40 и ключ 14 выбора режима с противопо-: ложно действующими замыкающим и размыкающим контактами. В.каждой цепочке 8 и 9 выход блока 10 выделения модуля сигнала подключен к первому входу компаратора 11, второй вход котоной цепи обратной связи при неисправной резервной в блоке 26 сигнализации формируется сигнал на отключение привода. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. рого подключен к выходу блока 7 опорных напряжений, а выход элемента

ЗАПРЕТ 12 — к управляющему входу первого ключа 13, выход коммутируемой цепи которого подключается к инверсному входу сумматора 4. Вход коммутируемой цепи первого ключа 13 первой цепочки 8 подключается к выходу тахогенератора 5, а вход коммутируемой цепи первого ключа 13 второй цепочки 9 — к выходу датчика 6 ЭДС электродвигателя. Прямой и запрещающий входы элемента ЗАПРЕТ 12 первой цепочки 8 через противоположно действующие контакты ключа 14 выбора режима соединены соответственно с запрещающим .и прямым входами элемента

ЗАПРЕТ 12 второй цепочки 9. В каждой цепочке 8 и 9 имеются второй ключ 15, интегратор 16, трехвходовой элемент

И 17, триггер 18 с нулевым и единичным входами и единичным выходом.

Кроме того, в устройстве имеются датчик 19 положения вала электродвигателя 3, ждущий мультивибратор 20, третий элемент ЗАПРЕТ 21, третий триггер 22 с нулевым и единичным входами и единичным выходом, формирователь 23 одиночного импульса установки триггеров 18 и 22 в исходное состояние, двухвходовый элемент ИЛИ

24 и кнопка 25 с замыкающим контактом установки исходного состояния триггеров 18 и 22. В каждой цепочке

8 и 9 коммутируемой цепи второго ключа 15 соединен с входом установки начального напряжения интегратора

1&, выход которого соединен с входам блока 10 выделения модуля сигнала, выход компаратора 11 соединен с пер-. вым входом трехвходового элемента

И 17, выходом подключенного к нулевому входу триггера 18, единичный вы ход которого подключен к прямому входу элемента ЗАПРЕТ 12. Управляющий вход интегратора 16 первой цепочки

1377957

8 соединяется с выходом тахогекератора 5, а управляющий вход интегратора 16 второй цепочки 9 — с выходом датчика 6 ЭДС электродвигателя. Выход датчика 19 положения вала элект5 родвигателя соединен с входом ждущеro мультивибратора 20 и с прямым входом третьего элемента ЗАПРЕТ 21, запрещающий вход которого соединен с выходом ждущего мультивибратора 20 и с вторыми входами трехвходовых элементов И 17 первой 8 и второй 9 цепочек, а выход третьего элемента ЗАПРЕТ

21 соединен с единичным входом треть- 15 его триггера 22, выходом подключенного к третьим входам трехвходовых элементов И 17 первой 8 и второй 9 цепочек, и с управляющими входами вторых ключей этих цепочек. Входы коммутируемых цепей вторых ключей 15 подключаются к задатчику начальных напряжений интеграторов 16, вход формирователя 23 одиночного импульса подключен к выходу блока 7 опорных напряжений, а выход — к первому входу элемента ИЛИ 24, второй вход которо-, го через замыкающий контакт кнопки

25 соединен с выходом блока 7 опорных напряжений. Выход элемента ИЛИ 24 подключен к единичным входам триггеров 18 первой 8 и второй 9 цепочек и к нулевому входу третьего триггера

22. Блок сигнализации 26 содержит двухвходовый элемент И 27, четвертый и пятый элементы ЗАПРЕТ 28 и 29 и 35 двухвходовый элемент И 30 с инвертирующими входами. Первый вход двухвходового элемента И 27, запрещающий вход четвертого элемента ЗАПРЕТ 28, прямой вход пятого элемента ЗАПРЕТ 40

29 и первый вход двухвходового элемента И 30 с инвертирующими входами подключены к единичному выходу триггера 18 первой цепочки 8, а вторые входы элементов 27-30 подключены

45 к единичному выходу триггера 18 второй цепочки 9, Выходы элементов 2730 соединены с приборами сигнализации состояния цепей обратной связи и отключения привода.

Коэффициенты передачи тахогене ратора 5 и датчика ЭДС 6 выбираются одинаковыми, что обеспечивает при од,ной и той же скорости вращения двигателя равенство напряжений на выходах тахогенератора 5 и датчика 6 ЭДС.

Датчик 19 положения вала электродвигателя формирует на выходе высокий уровень сигнала в течение фиксированной части каждого оборота двигателя причем суммарная длительность импульса на выходе мультивибратора 20 и времени установки начального напряжения на интеграторах 16 цепочек 8 и 9 должна быть не более длительности импульса высокого уровня на выходе датчика 19 при максимальной скорости вращения электродвигателя. Зона нечувствительности компараторов 11 цепочек 8 и 9 выбирается так, чтобы низкие уровни на их выходах удерживались с учетом возможных рабочих отклонений положения датчика 19 и нелинейностей характеристик тахогенератора 5 и датчика 6 ЭДС электродвигателя °

Устройство работает следующим образом.

Включение устройства осуществляется путем подачи напряжения питания на все его элементы одновременно с командой на пуск двигателя. На выходе блока 7 опорных напряжений появляется опорное напряжение, воздействую-, щее на вход формирователя 23 одиночного импульса, что приводит к формированию импульса на выходе формирователя 23. Этот импульс, пройдя через элемент ИЛИ 24, установит в единичное состояние триггеры 18 цепочек 8 и 9 и в нулевое состояние триггер 22.

Единичные сигналы на выходах элементов И 17 при включении устройства не появляются, независимо от положения вала электродвигателя. При выключенном ключе 14 его размыкающий контакт передает единичный сигнал с выхода триггера 18 первой цепочки 8 на saпрещающий вход элемента ЗАПРЕТ. 12 второй цепочки 9 ° Сигнал на управляющем входе первого ключа 13 второй цепочки 9 имеет нулевое значение, этот ключ разомкнут, и выход датчика 6 ЭДС электродвигателя отключен от инверсного входа сумматора 4. Сигнал на запрещающем входе элемента

ЗАПРЕТ 12 цепочки 8 имеет нулевое значение, единичный сигнал с выхода триггера 18 цепочки 8 поступает на управляющий вход ключа 13 цепочки 8,, к инверсному входу сумматора 4 подключен выход тахогенератора 5. В таком состоянии электропривод готов к работе с обратной связью от тахогенератора, имея в резерве обратную связь по ЭДС двигателя. При включении клю1377957 ча 14 состояние элементов ЗАПРЕТ 12 и ключей 13 цепочек 8 и 9 изменится на противоположное, и к инверсному входу сумматора 4 подключится выход датчика 6 ЭДС двигателя. Электропривод готов к работе с обратной связью. от датчика 6 ЭДС, имея в резерве обратную связь от тахогенератора 5.

Очередность включения питания и выбор10 режима работы произвольная. При пуске привода с обратной связью от тахогенератора 5, когда тахогенератор 5 и датчик 6 ЭДС двигателя исправны, двигатель 3 начинает вращаться, при этом формируются напряжения U тахогенератора 5 на управляющем входе интегратора 16 цепочки 8 и U< датчика

6 ЭДС двигателя на управляющем входе интегратора 16 цепочки 9. Эти напря- 20 жения интегрируются, и на выходах блоков 10 цепочек 8 и 9 формируются соответственно напряжения U =

= lC f U,dt l x U„, = (C J U

С вЂ” постоянная, учитывающая коэффици-25 енты передачи интеграторов 16 и блоков 10, равные в некотором масштабе угловому пути, пройденному валом двигателя за интервал времени между двумя последовательными импульсами датчика 19. Когда сформируется импульс на выходе датчика 19, напряжения Б„ и U „ Hbi H n eHH Uo блока 7 опорных напряжений, в силу чего сигналы на выходах компараторов

11 и первых входах элементов И 17

35 цепочек 8 и 9 имеют нулевые значения.

Импульс опроса, сформированный мультивибратором 20 по импульсу датчика

19 на вторых входах элементов И 17 40 цепочек 8 и 9, не приведет к форми- рованию напряжений на выходах этих элементов. Состояние триггеров 18 не изменится. С окончанием импульса опроса снимется запрет на третьем элементе ЗАПРЕТ 21, и на его выходе появится единичный сигнал, который в течение времени поворота вала двигателя 3 на угол „..воздействует на управляющие входы ключей 15 цепочек

8 и 9 и на единичный вход триггера

22. Открываются ключи 15, производят установку на интеграторах 16 нулевых выходных напряжений. Триггер 22. устанавливается B единичное состояние, появившийся при этом сигнал высокого уровня на его выходе воздействует на третьи входы элементов И 17 цепочек 8 и 9, разрешая работу привода. Если выйдет из строя резервный датчик 6 ЭДС двигателя, то к моменту опроса напряжение U „ на выходе блока 10 цепочки 9 не будет равно опорному 0, и напряжение на выходе компаратора 11 этой цепочки будет иметь высокий единичный уровень. На выходе элемента И 17 при опросе появится единичный сигнал, который установит три1"гер 18 цепочки 9 в нулевое состояние. Привод будет продолжать работу с исправным тахогенератором.

На выходе элемента И 27 блока 26 сигнализации исчезнет единичный сигнал, свидетельствующий об исправности обеих цепей обратной связи, а на выходе элемента ЗАПРЕТ 29 появится единичный сигнал, свидетельствующий о работе тахогенератора 5 в цепи обратной связи без резерва. Отказ тахогенератора 5 при отсутствии резерва приведет к тому, что в момент опроса на выходе компаратора 11 цепочки 8 сформируется единичный сигнал, который установит триггер 18 этой цепочки в нулевое состояние. Исчезнет единичный сигнал на выходе элемента ЗАПРЕТ 12 цепочки 8, разомкнется ключ 13 этой цепочки, отключив тахогенератор 5 от инверсного входа сумматора 4. На обоих входах элемента И 30 сформируются сигналы нулевого уровня, à Hà его выходе появится единичный сигнал, свидетельствующий о неисправности обеих цепей обратной связи. Этот сигнал используется для аварийного отключения привода. На выходах и элементов ЗАПРЕТ 28 и 29 сформируются сигналы нулевого уровня.

Если при выходе иэ строя тахогенератора 5 резервная цепь обратной связи (датчик ЭДС 6) исправна, то описанный сброс триггера 18 цепочки 8 в нулевое. состояние произойдет при высоком уровне сигнала на выходе триггера 18 цепочки 9 и описанное отключение тахогенератора 5 от инверс-, ного входа сумматора 4 произойдет одновременно с подключением выхода резервного датчика 6 ЭДС к инверсно-, му входу сумматора 4, Электропривод продолжит работу с резервной цепью обратной связи, на выходе элемента

И 27 блока 26 исчезнет единичный сигнал, свидетельствовавший об исправности обеих цепей обратной связи, а на выходе элемента ЗАПРЕТ 28 появится единичный сигнал, свидетель1377957 ствующий о работе в цепи обратной связи датчика 6 ЭДС без резерва.

Отказ датчика 6 ЭДС при отсутствии резерва приведет к тому, что на выходе компаратора 11 цепочки 9 сформируется единичный сигнал, и произойдет сброс триггера 18 этой цепочки в нулевое состояние. Исчезнет единичный сигнал на выходе элемента

ЗАПРЕТ 12 цепочки 9. Разомкнется; ключ 13 цепочки 9. Привод отключится

Формула изобретения

1. Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электронривода постоянного тока, 40 включающего в себя блок регулирования скорости вращения, управляющим вхо-., дом связанный с выходом блока управления, а выводами постоянного тока подключаемый к якорной цепи элект- 45 родвигателя привода, выполненного с постоянным потоком возбуждения, содержащее сумматор, имеющий прямой вход для подключения к выходу блока управления и выход для подключения к управляющему входу блока регулирования скорости вращения, тахогенератор с входньпч валом для механического соединения с валом электродвигателя привода, датчик ЭДС электродвигателя с измерительными входами для подключения к якорной цепи электродвигателя привода, блок опорных напряжений, две параллельные цепочки, по единичному сигналу на выходе элемента И 30. При включении ключа 14 привод работает с обратной связью от 15 датчика 6 ЭДС в качестве основного и с резервной обратной связью от та-.. хогенератора 5, при этом работа уст. ройства осуществляется аналогично описанному. 20

Замыканием кнопки 25 можно отключить устройство защиты при сохранении вращения электропривода, что может потребоваться при наладочных и ремонтных работах на действующем 25 электроприводе.

Положительный эффект изобретения заключается в повышении надежности устройства путем обеспечения контроля исправности цепей обратных. связей, 30 а также в обеспечении сигнализации состояния этих цепей и отключения электропривода при отказе обеих цепей обратной связи. каждая из которых включает в себя по блоку выделения модуля сигнала, компаратору, элементу ЗАПРЕТ и первому ключу, и ключ выбора режима с противоположно действующими замыкающим . и размыкающим контактами, причем в каждой цепочке выход блока выделения модуля сигнала подключен к первому входу компаратора, второй вход которого подключен к выходу блока опорных напряжений, а выход элемента ЗАПРЕТ вЂ” к управляющему входу первого ключа, выход коммутируемой .цепи которого имеет вывод для подключения к инверсному входу сумматора, при этом вход коммутируемой цепи первого ключа первой цепочки имеет ! вывод для подключения к выходу тахогенератора, а вход коммутируемой цепи первого ключа второй цепочки имеет вывод для подключения к выходу датчика ЭДС электродвигателя, прямой и запрещающий входы элемента ЗАПРЕТ первой цепочки через противоположно действующие контакты ключа выбора режима соединены соответственно с запрещающим и прямым входами элемента

ЗАПРЕТ второй цепочки, о т л и ч аю щ е е .с я тем, что, с целью повышения надежности устройства путем обеспечения контроля исправности цепей обратной связи, в каждую вышеупомянутую цепочку введены второй ключ, интегратор, трехвходовый элемент И, триггер с нулевым и единичным входами и единичным выходом, кроме того, в устройство введены датчик положения вала электродвигателя, ждущий мультивибратор, третий элемент ЗАПРЕТ третий триггер с нулевым и единичным входами и единичным выходом, формирователь одиночного импульса установки триггеров в исходное состоя. ние, двухвходовый элемент ИЛИ и кнопка с замыкающим контактом установки исходного состояния триггеров, причем в каждой вышеупомянутой цепочке выход коммутируемой цепи второго клю" ча соединен с входом установки начального напряжения интегратора, выход которого соединен с входом блока выделения модуля сигнала, выход компарйтора соединен с первым входом трехвходбвого элемента И, выходом подключенного к нулевому входу триггера, единичный выход которого подключен к прямому входу элемента ЗАПРЕТ, управляющий вход интегратора

1377957

Составитель О. Орлов

Редактор И. Сегляник Техред Л.Олийнык

Корректор С. Шекмар

Заказ 883/51 Тираж 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 первой цепочки имеет вывод для под1 ключения к выходу тахогенератора, а управляющий вход интегратора второй цепочки имеет вывод для подключения к выходу датчика ЭДС электродвигателя, выход датчика положения вала электродвигателя соединен с входом ждущего мультивибратора и с прямым входом третьего элемента ЗАПРЕТ, запрещающий вход которого соединен с выходом ждущего мультивибратора и с вторыми входами трехвходовых элементов И первой и второй цепочек, а выход третьего элемента ЗАПРЕТ соединен с единичным входом третьего триггера, выходом подключенного к третьим входам трехвходовых элементов

И первой И второй цепочек, и с управляющими входами вторых ключей этих 20 цепочек, при этом входы коммутируемых цепей вторых ключей имеют выводы для подключения к задатчику начальных напряжений интеграторов, вход формирователя одиночного импульса я5 подключен к выходу блока опорных нап- ряжений, а выход — к первому входу элемента ИЛИ, второй вход которого через замыканиций контакт кнопки соединен с выходом блока опорных напряжений, а выход элемента ИЛИ подключен к единичным входам триггеров первой и второй цепочек и к нулевому входу третьего триггера.

2. Устройство по п. 1, о т л йч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения сигнализации состояния цепей обратной связи и отключения электропривода при отказе обеих цепей, в него введен блок сигнализаций, состоящий из двухвходового элемента

И, четвертого и пятого элементов ЗАПРЕТ и двухвходового элемента И с инвертирующими входами, причем первый вход двухвходового элемента И, запрещающий вход четвертого элемента ЗАПРЕТ, прямой вход пятого элемента

ЗАПРЕТ и первый вход двухвходового элемента И с инвертирующими входами подключены к выходу триггера первой цепочки, вторые входы этих элементов подключены к выходу триггера второй цепочки, а выходы этих элементов имеют выводы для соединения с приборами сигнализации состояния цепей обратной связи и отключения привода.

Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электропривода постоянного тока Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электропривода постоянного тока Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электропривода постоянного тока Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электропривода постоянного тока Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электропривода постоянного тока Устройство для защиты от изменения заданной скорости вращения электропривода постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и мвжет быть использовано для регулирования частоты вращения электродвигателей с ограничением по току

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных устройствах стабилизации скорости

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах, требующих поддержание стабильной частоты вращения нагрузки

Изобретение относится к электротехнике и может применение в вентильных электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты двигателя от разноса при стендовых испытаниях и при эксплуатации на подП вижных объектах

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам защиты

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для контроля скорости вращения электрического двигателя и защиты Гв f J 0-/ 0-k 8 7 его от вькода из строя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления роботов и станков

Изобретение относится к электро технике, в частности к защите гидрогенераторов от иревьЩ1ения частоты вращения.

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение в области защиты электродвигателей погружных электронасосов от аварийных режимов работы
Наверх