Электропривод постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и мвжет быть использовано для регулирования частоты вращения электродвигателей с ограничением по току. Целью изобретения является повышение КПД электропривода. Электропривод содержит электродвигатель 1, якорная обмотка которого через тиристор 3 получает питание от источника постоянного тока. Управляющее напряжение на тиристор 3 поступает с выхода компаратора, выполненного на транзисторе 4. Имеется регулятор тока, выполненный на однопереходном транзисторе 9, импульсном трансформаторе с обмотками 16, 19. Конденсатор 8 служит для запирания основного тиристора 3 после открытия вспомогательного тиристора 13 в случае превьшения заданного тока. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 Р 5 16 ъ ВСГ(-rl".еъ;"

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ЬИ Ь1

СЮ 3

hei

CA 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4110598/24-07 (22) 13.06.86 (46) 07.02.88. Бюл. В 5 (75) Ю.М.Куцерубов (53) 62 1.316.7 18(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 944042, кл. Н 02 P 5/16, 1980.

Авторское свидетельство СССР

Ф 773882, кл. Н 02 P 5/ 16, 1979. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения электродвигателей с ограничением по току. Целью изобретения является по„„SU„„1372574 А 1 вышение КПД электропривода. Электропривод содержит электродвигатель 1, якорная обмотка которого через тиристор 3 получает питание от источника постоянного тока. Управляющее напряжение на тиристор 3 поступает с выхода компаратора, выполненного на транзисторе 4. Имеется регулятор тока, выполненный на однопереходном транзисторе 9, импульсном трансформаторе с обмотками 16, 19. Конденсатор 8 служит для запирания основного тиристора 3 после открытия вспомогательного тиристора 13 в случае превышения заданного тока. 1 ил.

1372574

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводу, и может быть использовано для регулирования частоты вращения электродвигателеи постоянного тока, в кото5 рых требуется. ограничение тока.

Цель изобретения — повышение КПД электропривода.

На чертеже изображена схема элект- !О ропривода постоянного тока.

Электропривод постоянного тока содержит электродвигатель с якорной обмоткой 1, первичную обмотку 2 дроссель-трансформатора, тиристор 3, источник питания. Компаратор, выполненный на транзисторе 4, базой соединен с делителем 5 напряжения, а коллектором — с управляющим электродом тиристора 3. Кроме того, электропривод со- 2р держит диоды 6 и 7, конденсатор 8, импульсный трансформатор, однопереходный транзистор 9, делители 10 и

11 напряжения, диод 12, тиристор 13, резистор 14, дроссель 15. 25

Выход делителя 10 соединен с первой базой однопереходного транзистора

9, вторая база которого через первичную обмотку 16 импульсного трансформатора соединена с минусовым выводом 1р

17 источника питания. Эмиттер однопереходного транзистора 9 соединен через резистор 14 и диод 6 с анодом тиристора 3, соединенным через конденсатор 13, вторичную обмотку 18

35 дроссель-трансформатора и диод 7 с общей точкой конденсатора 8 и анода тиристора 13, катод которого соединен с катодом тиристора 3 и с первым выводом вторичной обмотки 19 импульсно- 40 го трансформатора, второй вывод которой через диод 12 соединен с управляющим электродом тиристора 13. Второй вход компаратора соединен с выходом делителя 11, вход которого шунтирует

45 обмотку 1 якоря, соединенную через дроссель 15, тиристор 3 и первичную обмотку 2 с выводом 17.

Обмотка 1 якоря с дросселем 15 шунтированы обратным диодом 20. Обратный диод 21 шунтирует обмотку 2.

Входы делителей 5 и 10 соединены с минусовым выводом 17 и плюсовым выводом 22 источника питания.

Электропривод работает следующим образом.

При подаче напряжения на выводы

17 включается транзистор 4, который включает тиристор 3, и через якорную цепь начинает протекать возрастающий ток. Индуктивность дросселя 15 во много раз больше индуктивности первичной обмотки 2, а активное сопротивление, наоборот, меньше, поэтому при возрастании тока напряжение на дросселе 15 падает, а на обмотке 2 возрастает. Напряжение на обмотке 2 приложено к эмиттеру и второй базе однопереходного транзистора 9. Как только это напряжение становится больше напряжения между двумя базами однопереходного транзистора 9, которое регулируется делителем 10, резко возрастет эмиттерный ток, протекающий по обмотке 16. Индуцируемое напряжение во вторичной обмотке 19 через диод 12 прикладывается к управляющему электроду тиристора 13. Последний включается, так как перед этим во время начальной части переходного процесса конденсатор 8 зарядился от напряжения вторичной обмотки 18 через диод 7 и тиристор 3, к тиристору 13 было приложено напряжение.

Конденсатор 8 разряжается через открытый тиристор 13, резистор 14, диод 6, и тиристор 3 закрывается обратным напряжением. Ток обмотки 2 начинает спадать через диод 2 1, а дросселя — через диод 20 и якорную обмотку 1. После разряда конденсатора 8 тиристор 3 опять открывается по цепи, описанной вьппе. Если скорость двигателя такова, что потенциал, снимаемый с делителя 11, становится меньше, чем потенциал на базе транзистора 4, то последний выключается, выключается также тиристор 3 и будет закрытым до тех пор, пока скорость двигателя не снизится до установленной с помощью делителя 5. При установке делителем 5 максимальной скорости, когда заканчивается переходный процесс и двигатель выходит на установившуюся скорость, тиристор 3 открыт. Напряжение, создаваемое статическим током на обмотке 2, недостаточно для открытия однопереходного транзистора 9, поэтому тиристор 13 закрыт.

Таким образом, в электроприводе обеспечивается регулирование скорости с ограничением тока электродвигателя, что уменьшает потери в якорной цепи и увеличивает КПД электропривода.

Составитель Ю.Воробьев

Редактор В.Петраш Техред N.Дидык КоРРектоР М.Пожо

Заказ 497/53 Тираж 583 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Формула изобретения

Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель с якорной

5 обмоткой, дроссель-трансформатор, тиристор, источник питания, компаратор, одним входом соединенный с первым делителем напряжения, а выходом с управляющим электродом тиристора, ip два диода, конденсатор, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения КГЩ, в него дополнительно введены импульсный трансформатор, однопереходный транзистор, второй и третий делители напряжения, третий диод, второй тиристор, резистор, дроссель, при этом выход второго делителя напряжения соединен с первой базой однопереходного транзистора, ур вторая база которого через первичную обмотку импульсного трансформатора

74

4 соединена с минусовым выводом источника питания, эмиттер однопереходнсго транзистора соединен через резистор и первый диод с анодом первого тиристора, соединенным через конденсатор, второй тиристор, вторичную обмотку дроссель-трансформатора и второй диод с общей точкой конденсатора и анода второго тиристора, катод которого соединен с катодом первого тиристора и с первым выводом вторичной обмотки импульсного трансформатора, второй вывод которой через третий диод соединен с управляющим электродом второго тиристора, второй вход компаратора соединен с выходом третьего делителя, вход которого шунтирует обмотку якоря, соединенную через дроссель, первый тиристор, первичную обмотку дроссель-трансформатора с минусовым выводом источника питания.

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных устройствах стабилизации скорости

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах, требующих поддержание стабильной частоты вращения нагрузки

Изобретение относится к электротехнике и может применение в вентильных электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателем

Изобретение относится к электротехнике , в частности к преобразовательной технике, и предназначено для питания быстродействующих реверсивных электроприводов постоянного тока малой и средней мощности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх