Способ определения триботехнических характеристик узла трения со смазочным материалом

 

Изобретение относится к методам определения триботехнических характеристик узлов трения машин и механизмов , работающих в условиях смазки различньоти смазочными материалами.-Целью изобретения является повьпиение , точности и расширение диапазона исследуемых материалов элементов узла трения. Исследуемый узел трения со смазочным материалом нагружают. Элементы узла трения приводят в относительное движение: Отбирают пробы смазочного материала до работы узла трения и в различные моменты времени его работы, для каждой из проб измеряют соответствующие значения времени спин-решеточной, и спин-спиновой релаксации методом импульсного когерентного ядерного магнитного резонанса , ji качестве эксплуатационного параметра определяют отношения соответствующих значений времен релаксаций для смазочного материала работающего и исходного узлов трения. По величине эксплуатационного параметра судят о состоянии узла трения и определяют триботехнические характеристики. 4 ил., (Q (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (50 4 G 01 N 3/56

ВСЕ®Щр<®

6 I

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCKOMV CBMQETEAbCTB Y

B " тв. g

ЯЯ@ЯЯ с ТЕ1:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2I) 4146464/25-28 (2?) 02.10.86 (46) 30.03.88. Бюл. Р 12 (71) Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. (72) Р,Г.Пинчук, ?О.М. Плескачевский и Е.М.1?ишкин (53) 620.178.16(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

?"- 983511, кл. G 01 N. 3/56, 1980, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УЗЛА ТРЕНИЯ СО

СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ (57) Изобретение относится к методам определения триботехнических характеристик узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях смазки различными смазочными материалами.- Целью изобретения является повышение точности и расширение диапазона ис„„SU„„1385031 А 1 следуемых материалов элементов узла трения. Исследуемый узел трения со смазочным материалом нагружают. Элементы узла трения приводят в относительное движение; Отбирают пробы смазочного материала до работы узла трения и в различные моменты времени его работы, для каждой иэ проб изме— ряют соответствующие значения времени спин-решеточной и спин-спиновой релаксации методом импульсного когерентного ядерного магнитного резонанса. Б качестве эксплуатационного параметра определяют отношения соответствующих значений времен релаксаций для смазочного материала работающего и исходного узлов трения. По величине эксплуатационного параметра судят о состоянии узла трения и определяют триботехнические характеристики.

4 ил.

130503

Изобретение относится к методам определения триботехнических характеристик узлов трения машин и механизмов, работающих в условиях смазки различными смазочными материалами.

Целью изобретения является повышение точности и расширение диапазона исследуемнх материалов элементов узла трения путем осуществления контроля в 10 процессе работы и беэ разборки узла трения.

HR фиг. 1 изобрякенн градуировочные зависимости относительного времени спин-решеточной релаксации 1, оси концентрации продуктов износа различной природы (пьерро-, пара- и диамагнитной), на фиг. 2 — зависимости относительных времен спин-решеточной

R, и спин-спиновой R релаксаций от 20 времени работы узла трения для различных смазочных сред, по которым определялись время приработки и я и время цикла структурных изменейия Т,, а также изменение момента трения и 25 контактной разности потенциалов, на фиг. 3 — зависимости относительного времени спин-спиновых релаксаций

R от времени работы узла трения для различнык смазочных сред, по ко- 30 торнм определялись время приработки и время цикла структурных изменений Тц, на фиг. 4 — зависимости относительных времен спин-решеточной R и спинспиновой R релаксаций от времени работы узла трения для различньй материалов элементов узла трения и.их .„ соответствия изменению концентрации частиц износа пц в смазочной среде.

Способ осуществляют следующим образом.

Исследуемый узел трения со смазочным материалом нагружают, элементы уэ. ла трения приводят в относительное 45 движение, отбирают пробы смазочного материала до работы узла трения и в различные моменты времени его работы, для каждой из проб измеряют соответствующие значения времен спин-реше- я0 точной и спин-спиновой релаксаций методом импульсного когерентного ядерного магнитного резонанса, а в качестве эксплуатационного параметра определяют отношения соответствующих значений времен релаксаций для смазочного материала работающего и исходного узлов трения. По величине эксплуатационного параметра судят о состоянии узла трения и определяют триботехнические .характеристики.

Пример 1. Для осушествления способа был взят узел трения скольжения палец-диск. Материалы элементов узла трения никель технический (99,96/) — материал пальца, молибден материал диска, Размеры элементов уз-: ла трения: диска — 9 200 мм, h = --10 мм пальца — 9 5 мм, h = 15 мм. Угловая скорость вращения диска составила

10 с, нормальная нагрузка 10 Н/м, расстояние от оси пальца до оси вращения диска 70 мм. В качестве смазочных материалов использовали масло авиационное MC-20 и пластичную смазку ЦИАТИМ-201. Работа узла трения осуществлялась в замкнутом объеме смазочного материала, подаваемого на фрикционный контакт. Пробы смазочного материала (массой 0,2-1,5 r) брали че- . рез каждый 0,6 кс работы узла трения без его остановки. Пробы смазочного материала последовательно помещали в датчик спектрометра, осуществляющего метод импульсного когерентного ядерного магнитного резонанса, и измеряли времена спин-решеточной Т; и спин-спиновой Т ° релаксации. Нахо2,1 дили отношения каждой из этих величин в данной серии измерений к их соответствующим значениям для проб смазочного материала, не участвовавшего в процессе трения Т„о и Т о - В ре эультате получали серии значений

По полученным значениям Rii и имеющимся градуировочным графикам (фиг. 1).находили соответсувующие эна= чения концентрации нерастворимых продуктов износа в смазочном материале (определялся износ материалов элементов узла при трении со смазочным материалом). Для нахождения соответствия относительных значений времени спин-решеточной релаксации R

= Т,; /Т „о с концентрацией продуктов износа п ц снимали градуировочные зависимости по описанной методике. С этой целью были приготовлены контрольные пробы смазочного материала — пробы исходного масла авиационного MC-20, перемешанные до однородного состава с мелкодисперсными примесями различной природы (ферро-, пара- и диамагнитной) и при различной концентрации nö. В качестве примесей использовали мелкодисперсные

1385031 порошки: ферромагнитной (Xi), парамагнитной (А1), диамагнитной (Cu).

Кррме того, по полученным значениям R и R, и известным временам наработки узла трения t ° строиФ ли графики R, = q; (t) и R = f (t) .

Полученные графические зависимости приведены на фиг. 2, 3 (кривая 1 для смазки ЦИАТИМ-201), кривая 2 для масла MC-20). По этим кривым определяли еще две триботехнические характеристики исследуемого узла трения (время приработки и время цикла структурных изменений). При смазывании пластичной смазкой ЦИАТИМ-201 время приработки t „ = 6,8 кс, время цикла структурных изменений Тц =

11,5 кс; при смазывании маслом авиационным MC-20 время приработки

2,1 кс, время цикла структур; ных изменений Тц = 7,2 кс.

При ослцествлении способа одновременно контролировали моменты трения и контактную разность потенциалов 25 трущихся поверхностей элементов узла трения. На фиг. 2 эти данные представлены кривыми 3 и 4 соответственно и относятся к испытанию узла трения с маслом авиационным MC-20. 30

Пример 2. По методике примера 1 исследовали узел трения, элементами которого являлись: диск— материал молибден, палец — фторопласт .3М. В качестве смазочной среды использовали масло авиационное MC-20.

Результаты экспериментов приведены на фиг, 4 (кр..1,2,3). Для определения соответствия между R и концентрацией продуктов износа в смазочной среде n„ в процессе трения получена градуировочная кривая, аналогичная диамагнитной примеси на. фиг. 1. Исходя из полученных графических зависимостей определено время приработки, 45 которое составило t 7,2 кс. Кроме того, определен износ фторопласта

3М в процессе трения (фиг. 4, кр. 3) .

Время цикла структурных изменений Т определить не представилось возможным, по-видимому, из-. за большой механической разнородности материалов узла при трении преобладает пластическая деформация (пропахивание и микрорезание поверхности тела трения из фторопласта) и многоцикловая усталость материала не проявляется íà фоне малоцикловой.

Пример 3. По методике примера 1, исследовали узел трения, элементами которого являлись: диск— оргстекло (полиметилметаакрилат), палец — фторопласт ЗМ, В качестве смазочной среды использовали .масло авиационное MC-20. Результаты экспериментов приведены на фиг, 4, кр ° 1, 2, 3 .

По полученным графическим зависимостям определено время приработки узла трения, которое составило

1,2 кс. С помощью градуировочнои зависимости, аналогичной для диамагнитной примеси на фиг. 1, определен износ пальца в процессе трения, фиг.. 4, кр. 3. Время цикла структурных изменений определить не предста-. вилось возможным по причине, указанной в примере 2.

Формула изобретения

Способ определения триботехнических характеристик узла трения со смазочным материалом, заключающийся в том, что исследуемый, узел трения нагружают, приводят его элементы в относительное движение, отбирают пробу смазочного материала и регистрируют эксплуатационный параметр смазочного материала, по которому определяют триботехнические характеристики и судят о состоянии узла трения, о т л иЪ ч ающий с я тем, что, с целью повьннения точности и расширения диапазона исследуемых материалов элементов узла трения, пробы смазочного материала отбирают до работы узла трения и в различные моменты времени его работы,. для каждой из проб измеряют соответствующие значения времен. спин-решеточной и спин-спиновой релаксаций методом импульсного когерентного ядерного магнитного резонанса, а в качестве эксплуатационного ( параметра определяют отношения соответствующих значений времен релаксации для смазочного материала работающего и исходного узлов трения.

ФЪ +1д а 080

Фъ

g (60

Й 040

У

" . ОИ

У

1385031

-а iц-з <у-г gg-< > g

Канцентртая проуукае5 износа, и, о

@08.!

\3

С С, 2 1. 100 „460

«Ь Ц40

l.

«

Ф3, д

Од®

02Â

Х щЬ ф ф 46 7Z 46 12,0 14,9 10,В 1Ц2 2$,6 Z4,8

Вреия арекоя, t, кс.

Фи2. 2

1385031 тоо

Ф6

". i/0

И О,66

5 040

Ф

И гФ 4,8 7,2 Яд 12,О Ю,а ЮВ ntZ дЮ Л.а

Время треиия, t, кс

Фиг. Х

1385031

g р as 7г 95 >zu

8perts-арения,t, кс.

Фи8.4

Составитель Д.Пичугин

Редактор М.Бандура Текред М.Ходанич

Корректор Л.Пилипенко

Заказ 1407/41 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ф 5,00

Ф Ъ» 06ц ь ф О,бО е 0,40 ф

Ц

ОР0

° ь Ю 4

5 ф у з

Способ определения триботехнических характеристик узла трения со смазочным материалом Способ определения триботехнических характеристик узла трения со смазочным материалом Способ определения триботехнических характеристик узла трения со смазочным материалом Способ определения триботехнических характеристик узла трения со смазочным материалом Способ определения триботехнических характеристик узла трения со смазочным материалом Способ определения триботехнических характеристик узла трения со смазочным материалом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытагниям материалов на трение и износ при высоких и низких температурах и постоянном моменте сил трения

Изобретение относится к устройствам для измерения линейного износа материалов

Изобретение относится к контролю технического состояния механизмов и может быть использовано при эксплуатационном контроле поршневых компрессоров и двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области испытания материалов на абразивный износ

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ, а именно к сравнительным испытаниям образцов труб поверхностей нагрева энергетических котлов на газоабразивный износ при нисходящем и восходящем движениях газоабразивного потока

Изобретение относится к .методам повышения триботехнических свойств материалов

Изобретение относится к области медицины, а именно к иммунологии

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх