Способ обработки цилиндрических зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к чистовой обработке зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности и качества обрабртки при обеспечении высокой производительности за счет обеспечения условий, при которых в результате одного рабочего продольного хода одной частью витков или зубьев тороидного винтового инструмента ВЫПОЛНЯЕТСЯ съем припуска на всю его глубину, а другой частью - калибрующая обработка всей обрабатываемой поверхности зубьрв. Одновременно с началом обката обрабатываемому зубчатому ко- Tiecy сообщают движение продольной подачи с такой скоростью, при которой создаваемое подачей смещение зоны рабочего контакта инструмента вдоль зубьев колеса через один его оборот меньше создаваемого зацеплением перемещения линейного контакта инструмента на нарезаемой поверхности зубьев колеса вдоль их направления . 4 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (А!1 4 В 23 F 5/04 19/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3989712/25-08 (22) 17,09.85 (46) 30,08.88, Бюл, У 32 (72) В.К.Рыбаков (53) 621,923.5:621. 833 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 279313в.!кл. В 23 F !9/02, 1969 < (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение. относится к машиностроению, в частности к чистовой об» работке зубчатых колес. Цель изобретения — повышение точности и качества обработки при обеспечении высокой производительности за счет обеспечения условий, при которых в результате одного рабочего продольного хода

„„SU„„1419830 А1 одной частью витков или зубьев тороидного винтового инструмента выполняется съем припуска на всю его глубину, а другой частью — калибрующая обработка всей обрабатываемой поверхности зубьев. Одновременно с началом обката обрабатываемому зубчатому колесу сообщают движение продольной подачи с такой скоростью, при кото" рой создаваемое подачей смещение зоны рабочего контакта инструмента вдоль зубьев колеса через один его оборот меньше создаваемого зацеплением перемещения линейного контакта инструмента на нарезаемой поверхности зубьев колеса вдоль их направления. 4 ил.

1419830

Изобретение относится к машиностроению, в частности к чистовой об-, работке зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение точ5 ности и качества обработки при обеспечении высокой производительности, эа счет выполнения условий, при которегх в результате одного рабочего Продольного хода одной частью витков или зубьев тороидного винтового ин-! струмента осуществляется съем припусКа на всю его глубину, а другой частью выполняется калибрующая обра ботка всей обрабатываемой поверхнос- 15 ти зубьев.

На фиг,1 показаны тороидный винто,вой абразивный инструмент и обрабатываемое колесо; на фиг,2 и 3-рабочий контакт инструмента в сечении боко- 20 вой поверхности одного из обрабатыва .емых зубьев поверхностью цилиндра,, соосного с осью обрабатываемого коле,са при соответственно встречной и

:попутной подачах; на фиг,4 — пример границ перемещения точек линейного контакта пары инструмент-обрабатыва" емое колесо по нарезаемой поверхности в условиях обката при отсутствии продольной подачи. ЗО

На фиг. 1 — 4 приняты следующие обозначения: 1 — тороидный винтовой ,, абразивный инструмент; 2 - обрабатываемое зубчатое колесо; 3 — нарезае мая поверхность зубьев; E - угол скрещивания осей инструмента и обрабатываемого колеса; 4 — рабочая поверхность витков или зубьев инструмента во время era зацепления с заготовкой входной частью; 5 — рабочая поверхность витков или зубьев инструмента: во время его зацепления с заготовкой выходной частью (рабочая поверхность витков или зубьев инструмента изображена в виде ее следа, условно развернутого на плоскость чертежа); 6 — направление вращения инструмента; S — встречная .подача обрабатываемой заготовки; S „ — попутная подача обрабатываемой заготовки U — создаваемое зацеплением пео ремещение линейного контакта инструмента по нареэаемой поверхности зубьев заготовки вдоль их направления; А, — точки линейного контакта рабочей поверхности витков или зубьев иснтрумента с нарезаемой поверхностью, соответствующие начальному и конечному периодам одноразового эацепления инструмента с любым из зубьев заготовки; L 5 — величина создаваемого продольной подачей смещения зоны рабочего контакта инструмента вдоль зубьев обрабатываемой заготовки через один ее оборот, L 0, — величина создаваемого зацеплением перемещения линейного контакта инструмента по нарезаемой поверхности зубьев в данном сечении, определяе мая экспериментальным или расчетным путем; 1 „ „„ — наименьшая величина перемещения точеклинейногo контакта пары инструмент-колесо по обрабатываемой поверхности зубьев вдоль их направления в условиях обката при отсутствии продольной подачи; П— заданный припуск на одну сторону зубьев обрабатываемой заготовки; 7— часть припуска П; снимаемая во время одного рабочего контакта инструмента с любым иэ.зубьев обрабатываемой заготовки; 8,9 — границы перемещения точек линейного контакта пары инструмент — заготовка по нарезаемой поверхности зубьев в условиях обката при отсутствии продольной подачи;

Обработку осуществляют преимущественно при однопрофильном зацеплении инструмента 1 с обрабатываемым колесом 2, т.е, обработку каждой из сторон зубьев колеса производят раздельно, Принципиально возможно вести обработку также и при двухпрофильном зацеплении, Число зубьев обрабатываемого колеса, одновременно охватываемых инструментом в зацеплении, может быть выб" рано различным — в пределах от максимально возможного до минимального их числа, Спрофилированный с помощью правящего алмазного зубчатого колеса, являющегося геометрическим аналогом обрабатываемого зубчатого колеса и выполняющего при профилировании кинематически взаимносвязанное с тороидным червяком вращение, аналогичное вращению обрабатываемого зубчатого колеса, тороидный абразивный червях устанавливают в исходное положение несколько вьппе или ниже соответственно верхнего или нюкнего торца обрабатываемого зубчатого колеса. При этом межосевое расстояние и угол скрещивания осей шлифовального шпинделя и шпинделя изделия сохраняют такими же, 1419830 какие они были в момент окончания профилирования тороидного червяка, Зацепление инструмента с обрабатываемым колесом осуществляют в усло5 виях принудительного станочного обката, т.е. инструменту и колесу сообщают станочное кинематически взаимосвязанное вращение. Этим обеспечивается одно иэ необходимых условий об- 10 работки, в результате которой нарезаемая поверхность изделия совпадает с производящей поверхностью, от которой, в свою очередь, ранее была об,разована рабочая поверхность инструмента.

После профилирования тороидного абразивного червяка определяют с достаточной для практики точностью величину L„ „„ no следам взаимного конта-20 кта инструмента с точно изготовленным изделием в результате их ручного свободного обката при отсутствии продольной подачи. При вращении инструмента обрабатываемое зубчатое колесо вовлекается во вращение свободной обкатки, после чего ему придают вращение от собственного привода, а

Одновременно с началом обкатки об-З0 рабатываемому зубчатому колесу (салазкам изделия) сообщают движение продольнбй подачи с такой скоростью, при которой создаваемое подачей смещение зоны рабочего контакта инструмента вдоль зубьев обрабатываемого колеса через один его оборот меньше создаваемого зацеплением перемещения линейного контакта инструмента по нарезаемой поверхности зубьев колеса вдоль их направления, При этом, в результате одного рабочего продольного хода одной частью витков или зубьев инструмента осуществляют съем припуска на всю его глубину, а дру 45 гой — калибрующую обработку на всей нарезаемой поверхности.

В результате выполнения продольной подачи S на один оборот обрабатываемого колеса в соответствии с з ави симо стью

50 o 1-умид соэ/ где L — наименьшая величина пеИ мЧн ремещения точек линейно-55 го контакта пары инструмент-колесо по обрабатываемой поверхности

Формула изобретения

Способ обработки цилиндрических зубчатых колес тороидным винтовым инструментом в условиях обката и продольной подачи вдоль оси обрабатываемого иэделия, угол скрещивания осей вращения при этом составляет

Ю менее 90, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и качества обработки при обеспечении высокой производительности, дополнительно определяют наименьшую величину перемещения точек линейного контакта пары инструмент — эталонное изделие вдоль направления зубьев в условиях обката при отсутствии продольной подачи, а величину продольной подачи при обработке изделий назначают в соответствии с условием

5о "имин co Р в где S

0.величина продольной подачи на один оборот обрабатываемого изделия, мм/об; наименьшая величина перемещения точек линейного контакта пары инструмент — эталонное изделие вдоль направле ния зубьев в условиях обката при отсутствии продольной подачи мм — угол наклона обрабатываемых зубьев. н мин зубьев вдоль их направ.ления в условиях обката при отсутствии лродольнлй подачи;

p — - угол наклона зубьев обрабатываемой заготовки; погрешности изделия, первоначально, возникающие при работе иэнашиваемой части рабочей поверхности витков или зубьев инструмента, производящей съем припуска на всю его глубину, устраняются в том же рабочем цикле калибрующей частью инструмента, Таким образом, обеспечиваются высокая: точность, качество и производительность обработки, существенно не зависящие от величины снимаемого припуска и исходных отклонений заготовок.

1419830

14! 9830

Составитель И.Кузнецова

Техред И.Верес Корректор Н,Король

Редактор И.Касарда

Заказ 4274/15

Подписное

Тираж 880 ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ обработки цилиндрических зубчатых колес Способ обработки цилиндрических зубчатых колес Способ обработки цилиндрических зубчатых колес Способ обработки цилиндрических зубчатых колес Способ обработки цилиндрических зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к обработке зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению , в частности к области изготовления зубчатых колес средней и высокой твердости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при чистовой обработке зубчатых колес, к качеству изготовления которых предъявляются повьш1енные требования

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству зубчатых колес, и может быть использовано при притирке (обкатке) зубчатых колес многопоточных редукторов в собственном корпусе

Изобретение относится к области изготовления конических зубчатых колес и может быть использовано для правки абразивного зубчатого инструмента, которым производится финишная обработка зубчатых колес
Наверх