Устройство для пластичной циркуляционной смазки

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в подшипниковых узлах и других устройствах с пластичной смазкой. Цель - повьшение эффективности процесса .смазывания . Устройство содержит корпус 1, в котором установлен подшипниковый узел с валом, крышки, гибкие диафрагмы 8, 9 и активаторы 10, 11. Активаторы выполнены в виде дисков 12, 13 с радиальными выступами 14, 15, которые смещены относительно друг друга . в окружном направлении. Активаторы могут быть вьтолнены в В1ще дисков с радиальными впадинами, в которых размещены ролики. Цри вращении вала возникает бегущая волна микродеформации на диафрагмах. Смазка из камеры 21 вытесняется соответствующей диафрагмой в подшипниковый узел и затем в камеру 22. За счет того, что выступы активаторов смещены в окружном направлении, часть смазки из камеры 22 вьп есняется в подшипниковый узел. На рабочей поверхности подшипникового узла, выполненного в виде подшипника скольжения, имеется по меньшей мере одна поперечная канавка, открытая в сторону диафрагм. 3 з,п. ф-лы, 7 ил. с tS (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИ(:ТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

5 . А1 (19) (Н) (Ю 4 F 16 С 33/66

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТХРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4084234/31-27 (22) 02.07.86 (46) 07, 10.88. Бюп. У 37 (71) Николаевский кораблестроительный институт им. адм. С.О. Макарова (72) С.Н. Соловьев, С.Г. Бирюков, В.А. Мозолюк, В.П. Шеремет и Н.А. Кожемякин (53} 621.822.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 1008564, кл. F 16 N 7/00, 1983., (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЛАСТИЧНОЙ .ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СМАЗКИ (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в подшипниковых узлах и других устройствах с пластичной смазкой. Цель— повышение зффективности процесса,смазывания. Устройство содержит корпус 1, в котором установлен подшипниковый узел с валом, крьппки, гибкие диафрагмы 8, 9 и активаторы 10 11. Активаторы выполнены в виде дисков 12, 13 с радиальными выступами 14, 15, которые смещены от носит ель но друг друга . в окружном направлении. Активаторы могут бьггь выполнены в виде дисков с радиальными впадинами, в которых размещены ролики. При вращении вала возникает бегущая волна микродеформации на диафрагмах. Смазка из камеры 21 вьггесняется соответствующей: диафрагмой в подшипниковый узел и затем в камеру 22. За счет того, что выступы активаторов смещены в окружном направлении, часть смазки из камеры 22 вьггесняется в подшипниковый узел. На рабочей поверхности подшипникового узла, выполненного в виде подшипника скольжения, имеется по меньшей мере одна поперечная канавка, открытая в сторону диафрагм. 3 s,ï. ф-лы, 7 ил.

1428856

Изобретение относится к машиностроению и может бьггь использовано в подшипниковых узлах (как качения, так и скольжения) и в других устрой5 ствах с пластичной (густой, консистентной) смазкой.

Целью изобретения является повышение эффективности процесса смазывания. 10

На фиг. 1 показано устройство, в котором подшипниковый узел выполнен в виде подппшника качения, общий вид; на фиг. 2 — активатор, вариант; нЭ фиг. 3 — вид A на фиг. 2; на фиг, 4 — активатор с роликами, вариант; на фиг. 5 - вид Б на фиг. 4, на фиг. 6 — устройство, в котором подшипниковый узел выполнен в виде подшипника скольжения, общий вид; на 20, фиг. 7 — сечение В-В на фиг. 6.

Устройство содержит (фиг. 1) корпус 1, торцовую крышку 2, вал 3, смазь|ваемый узел 4 (в виде подшипника .качения с наружной обоймой 5, внут- 25 ренней обоймой 6 и телами качения 7 или в виде подшипника скольжения) и гибкие. диафрагмы 8 и 9. Диафрагма 8 закреплена на торце крьппки 2, а диафрагма 9 в корпусе 1 второго торца 30 смаэываемого узла 4. На валу 3 закреплены активаторы 10 и 11, причем активатор 10 взаимодействует с диафрагмой 8, а активатор 11 — с диафрагмой

9. Активаторы (фиг. 1 и 2) выполнены в виде дисков 12 и 13 с радиальными выступами 14 и 15, причем выступы 14 и 15 смещены относительно друг друга в окружном направлении (на фиг. 1 о показан угол смещения в 180 при вы-40 полнении на активаторах по одному выступу) ., Активаторы 10 и 11 могут быть выполнены в виде дисков 16 с радиальными впадинами, в которых размещены ро-4S лики 1 7 f.ôèã. 3) .

Количество выступов 14 и 15 (нли впадин с телами 17 качения) на активаторах 10 и 11 не совпадает, что упрощает обеспечение смещения выступов (или впадин) при монтаже активаторов.

На рабочей поверхности смазываемог о узла 4 в виде подшипника скольжения (фиг. 7) может быть выполнена по меньшей мере одна поперечная ка навка

18, открытая в сторону диафрагм 8

55 и 9. На фиг. 7 изображены три канавки

18-20, причем одну из них 18 предпочтительно выполнять в центре нагруженной эоны подшипника, там, где развивается максимальное контактное давление. Две другие канавки 19 и 20 размещаются вблизи границ нагруженной зоны, там, где контактное давление приближается к нулю. Ориентирование канавок относительно нагруженной зоны осуществляется при установке подшипника 4 в корпус t, с учетом направления действия радиальной нагрузки на подшипник.

Устройство для пластичной циркуляционной смазки работает следукпцим образом.

При вращении вала 3 (фиг. 1) некоторый объем смазки из камеры 21 смазки вытесняется бегущей волной деформации, возбужденной в диафрагме

8 выступом 14 активатора 10, и попадает на беговые дорожки и тела качения подшипника, Вращакпцнмися телами

7 качения часть смазки, поступившей на беговые дорожки, выдавливается обратно в камеру 21 смазки, а часть— в камеру 22 смазки (учитывается при этом, что выступы 15 на активаторе 11

I смещены в окружном направлении относительно выступов 14 активатора 10).

Затем часть объема смазки, попавшая в камеру 22 смазки, вьггесняется бегущей волной деформации, возбужденной в диафрагме 9 выступом 15 активатора 11 и вновь поступает в подшипник 4. Телами 7 качения часть смазки выдавливается в камеру 21, а частьобратно в камеру 22 смазки. При подходе следующего выступа на активаторе

10 (или выступа 14 при совершении полного оборота вала 3, если выступ один) процесс повторяется.

При каждом цикле подачи смазки бегущей волной деформации в подшипник часть ее возвращается в ту камеру смазки (21 или 22), откуда она была подана в подшипник 4, а часть перемещается в противоположную камеру смазки. Причем процесс перемещения смазки бегущей волной деформации в диафрагме протекает как в осевом, так и в окружном .направлении.

При работе смаэываемого узла 4 в виде подшипника скольжения смазка может перемещаться не только по серповидному зазору 23 в ненагруженной зоне подшипника, но H по канавкам

18-20 в его нагруженной зоне. Иэ канавок 18-20 смазка за счет сил вяэкостного сцепления захватывается враз

1428856 щающимся валом 3 и вместе с ним транс- KoBoI узла, причем активаторы выполпортируется в зону давления. иены в виде дисков с радиальными выПрименение устройства позволяет ступами и впадинами, обращенными к повысить эффективность процесса смазы- диафрагме, и выступы на противополож.вания подшипника. ных активаторах смещены относительно друг друга в окружном направлении.

Формула .изобретения 2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оно снабже1. Устройство для пластичной цир- 1р но роликами, размещенными в радиалькуляционной смазки, содержащее кор- ных впадинах активатора пус, подшипниковый узел, торцовую 3 ° Устройство по пп. 1 и 2, о ткрышку, вал, гибкую диафрагму, уста- л и ч а ю щ е е с я тем, что число новленную в корпусе и закрепленную выступов н впадин на противоположных в торцовой крышке, и активатор, ус- 15 активаторах не совпадает. тановленный на валу между торцовой 4. Устройство по пп. 1-3, о ткрьппкой и подшипниковым узлом с воз" л и ч а ю щ е е с я тем, что, с цеможностью взаимодействия с гибкой лью повышения эффективности процесса диафрагмой, о т л и ч а Ю щ е е с я смазывания нагруженной зоны подшиптем, что, с целью повышения эффек- 29 никового узла, выполненного в виде тивности процесса смазывания, устрой- подшипника скольжения, на рабочей поство снабжено дополнительными акти- верхности подшипника выполнена по ватором и диафРагмой, размещенными с меньшей мере одна поперечная канавка, противоположной стороны от подшипни- открытая в сторону диафрагм.

Фиг. 2

1428856

1428856 в-в

Составитель M. Коровина

Техред М.Дидык

Корректор Л. Патай

Редактор А. Ворович

Заказ 5105/33 Тираж 757

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для пластичной циркуляционной смазки Устройство для пластичной циркуляционной смазки Устройство для пластичной циркуляционной смазки Устройство для пластичной циркуляционной смазки Устройство для пластичной циркуляционной смазки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в электровакуумной и химической отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах шпиндельных узлов станков и в других быстроходных узлах различных машин

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть преимущественно использовано в подшипниковых узлах, работающих с охлаждением и смазкой маловязкими жидкостями

Изобретение относится к машиностроению , в частности к нодшипниковым узлам вертикальных валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ткацких станках, автомобилях, электродвигателях и т.д

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипниковым узлам, работающим на пластичной смазке

Изобретение относится к картерным системам смазки и предназначено для использования в редукторах и агрегатах трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройствам подшипников, содержащим систему смазки, и может быть использовано в приборостроении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к узлам с подшипниками качения с консистентной смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях опор

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к способу и устройству для удаления регулируемо подаваемого к подшипнику скольжения смазочного средства
Наверх