Подшипник качения

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке. Подшипник качения содержит наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения. Между ними установлены тела качения, размещенные в гнездах сепаратора. В желобе кольца расположены с зазором скребки для перемещения порошка твердосмазочного материала. В скребке установлен соединительный элемент концентратор с зазором с возможностью осевого перемещения относительно скребка, выполненный составным из двух его половин. Сепаратор составлен из 2-х полусепараторов, каждый из которых выполнен как одно целое из одного материала с половиной концентратора. Это уменьшает металлоемкость и удешевляет продукцию. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения сухого трения, работающим на твердой смазке и без смазки.

Известен подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, размещенные в них и в гнездах сепаратора тела качения, а также смонтированные на перемычках сепаратора между телами качения скребки, перемещающие порошок твердосмазочного материала [1].

Известен также подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, установленные между ними тела качения, размещенные в гнездах сепаратора, соединенного с помощью соединительного элемента-концентратора с расположенными с зазором в желобе кольца скребками для перемещения порошка твердосмазочного материала [2].

Основным недостатком указанных известных подшипников качения является то обстоятельство, что применительно к условиям использования подшипников качения при обычных температурах от -60 до +100oC массивный сепаратор увеличивает металлоемкость подшипника качения и удорожает продукцию.

Техническим результатом изобретения является уменьшение металлоемкости и удешевление продукции, используемой в условиях обычных температур, от -60 до +100oC.

Это достигается тем, что в подшипнике качения, который содержит наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, установленные между ними тела качения, размещенные в гнездах сепаратора, соединенного с помощью соединительного элемента-концентратора с расположенными с зазором в желобе кольца скребками для перемещения порошка твердосмазочного материала, соединительный элемент-концентратор установлен в скребке с зазором с возможностью осевого перемещения относительно скребка, сепаратор составлен из двух полусепараторов, а соединительный элемент-концентратор выполнен составным из двух его половин, каждая половина которого выполнена как одно целое из одного материала с полусепаратором в виде радиально направленного в сторону от оси подшипника выступа, выполненного на наружной цилиндрической поверхности полусепаратора.

На фиг. 1 изображен общий вид подшипника качения, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид М на фиг. 1.

Предлагаемый подшипник качения содержит тела качения 1, установленные в сепараторе 2 между его разделительными элементами 3, которые через посредство соединительных устройств 4 для возможности совместного вращения соединены с предназначенными для перемещения порошка твердосмазочного материала скребками 5, расположенными в желобе 7 наружного кольца 9. Внутреннее кольцо 10 выполнено с желобом 8. В желобах 7 и 8 имеются дорожки качения 11 и 12. Каждое соединительное устройство 4 для возможности совместного вращения выполнено в виде установленного с возможностью осевых, в направлениях по стрелкам M и N, перемещений относительно скребка 5 соединительного элемента-концентратора 4 передаваемого от сепаратора 2 усилия на скребок 5. Сепаратор 2 составлен из двух полусепараторов 16 и 17, жестко соединенных между собой через посредство заклепок 18. Между сепаратором 2 и скребками 5 выполнены радиальные зазоры 19 для возможности некоторого проворота каждого скребка 5 относительно прилежащей к нему поверхности сепаратора 2 вокруг упомянутого концентратора 4. Для возможности вращения подшипника между скребками 5 и наружным кольцом 9 выполнены радиальные зазоры 21. Сепаратор 2 центрируют по скребкам 5, взаимодействующим с наружным кольцом 9. Сепаратор 2 выполнен с гнездами 23 для размещения тел качения 1, выполненными каждое с возможностью свободного перемещения в них тел качения 1 в радиальных направлениях по стрелкам C и D. Соединительный элемент-концентратор 4 выполнен составным из двух его половин 24 и 25, каждая из которых выполнена как одно целое из одного материала с соответствующим, составляющим сепаратор 2, его полусепаратором 16 или 17, и имеет вид радиально направленного в сторону от оси X-X подшипника, по стрелке D, выступа, выполненного на наружной цилиндрической поверхности 26 этого полусепаратора. Соединительный элемент-концентратор 4 установлен в сквозном пазу 27, выполненном на обращенной в сторону оси X-X подшипника поверхности 28 скребка 5. Между упомянутым концентратором 4 и скребком 5 выполнен [-образного поперечного сечения зазор 29 для возможности осевых, по стрелкам M и N, перемещений концентратора 4 относительно скребка 5. Каждый полусепаратор 16 или 17 совместно с соответствующей половиной концентратора образует выполненный как одно целое 30 полусепаратор с полуконцентратором.

Скребки 5 изготовляют из дешевой пластмассы, преимущественно из вторичного капрона.

В работающем предлагаемом подшипнике качения сепаратор 2 вследствие неизбежного воздействия на него различных усилий, в том числе передаваемых от тел качения 1, будет стремиться смещаться в осевых, по стрелкам M и N, направлениях и будет работать с перекосами его оси относительно оси X-X наружного кольца 9. При этом выполненный в сквозном пазу 27 каждого скребка 5 зазор 29 при перекосах оси сепаратора 2 относительно оси X-X наружного кольца 9 обеспечивает возможность небольших проворотов скребка 5 относительно соединительного элемента-концентратора 4 и обеспечивает возможность осевых, по стрелкам M и N, перемещений этого концентратора 4 относительно скребка 5. Тем самым исключается возможность заклинивания скребков 5 в желобе 7 наружного кольца 9 в работающем предлагаемом подшипнике качения.

В корпус установленного в подшипниковый узел предлагаемого подшипника качения вводят небольшое количество порошка твердого смазочного материала, например графита. При работе предлагаемого подшипника качения на горизонтальном валу усилие втирания в дорожку качения 11 порошка твердосмазочного материала скребком 5, находящимся внизу, образуют масса сепаратора 2, масса части тел качения 1 и масса части скребков 5, так как тела качения 1 и скребки 5 соединены с сепаратором 2 с возможностью совместного вращения. Поэтому в нижнюю часть дорожки качения 11 порошок будет втираться скребками 5. И если вращается наружное кольцо, то, следовательно, на всей дорожке качения 11 будет образовываться пленка твердого смазочного материала. Эта пленка твердого смазочного материала с дорожки качения 11 переносится затем на поверхность тел качения 1, а с них на дорожку качения 12 внутреннего кольца и на взаимодействующие с телами качения 1 поверхности разделительных элементов 3 сепаратора 2. Таким образом, обеспечивается работа предлагаемого подшипника качения в режиме смазывания его порошком твердого смазочного материала.

Подшипники качения предлагаемой конструкции могут найти применение в подъемно-транспортных машинах и оборудовании, например в башенных кранах, и в строительных машинах и оборудовании, например в растворомешалках, бетономешалках и т.д.

Подшипники качения предлагаемой конструкции должны изготовляться с увеличенными по дополнительным 7-му и 8-му рядам радиальными зазорами и с увеличенной осевой игрой.

Формула изобретения

Подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца, в которых выполнены желоба с дорожками качения, установленные между ними тела качения, размещенные в гнездах сепаратора, соединенного с помощью соединительного элемента-концентратора с расположенными с зазором в желобе кольца скребками для перемещения порошка твердосмазочного материала, отличающийся тем, что соединительный элемент-концентратор установлен в скребке с зазором с возможностью осевого перемещения относительно скребка, сепаратор составлен из двух полусепараторов, а соединительный элемент-концентратор выполнен составным из двух его половин, каждая половина которого выполнена как одно целое из одного материала с полусепаратором в виде выполненного на наружной цилиндрической поверхности полусепаратора радиально направленного в сторону от оси подшипника выступа.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении подшипников различного типа

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к подшипникам качения, работающим с твердо смазкой в области высоких и низких температур

Изобретение относится к узлам и деталям машин и может быть использовано в вспомогательных устройствах для центрифуг, предназначенных для охлаждения, нагрева или теплоизоляции

Изобретение относится к системам смазки и может быть использовано для обеспечения консистентной смазкой подшипников качения, применяемых в космической технике, в общем машиностроении, приборостроении и авиационной технике

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройствам подшипников, содержащим систему смазки, и может быть использовано в приборостроении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к узлам с подшипниками качения с консистентной смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях опор

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к способу и устройству для удаления регулируемо подаваемого к подшипнику скольжения смазочного средства

Изобретение относится к устройствам повышения долговечности подшипников в процессе работы машин или механизмов

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах многовальных газотурбинных двигателей, например межвальных и межроторных подшипников, у которых одновременно вращаются внутренние и наружные кольца
Наверх