Канатный зажим

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для зажима канатов, и м.б. использовано, например, в механизмах с тяговым канатом. Цель - снижение материалоемкости и повышение удобства эксплуатации канатного зажима, применяемого в регулируемых системах на канатных подвесках. При фиксированном положении рычага 28 с приводным валом 16 левая пружина 18 находится в сжатом состоянии и стремится переместить шатун 12 относительно неподвижно зафиксированной втулки 15 влево. Шарнирно соединенные с шатуном кривошипы 11 стремятся повернуть свои валы 10 против часовой стрелки. Приводные элементы 8, воздействуя на оба конца осей 5 катков 4, перемещают последние влево до контакта их с поверхностью клинового вкладыша 2. При натяжении левой ветви каната 3 последний, взаимодействуя с кольцевыми канавками катков, еще больше перемещает их влево. Катки при этом прижимают к желобу 7 основания канат и застопоривают его силами трения 6 ил. I (П

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 Е 16 G 11 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4208803/29-27 (22) 13.03.87 (46) 30.10.88. Бюл. № 40 (71) Центральный научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им. Н. И. Мельникова (72) Е. Д. Квашнин и Л. В. Шофлер (53) 621.85.054 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1147877, кл. F 16 G 11/04, 1983.

Авторское свидетельство СССР № 916815, кл. F 16 G 11/00, 1980. (54} КАНАТН Ы Л ЗАЖИМ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для зажима канатов, и м.б. использовано, например, в механизмах с тяговым канатом. Цель — снижение материалоемкости и повышение удоб,.SU„„1434191 А1 ства эксплуатации канатного зажима, применяемого в регулируемых системах на канатных подвесках. При фиксированном положении рычага 28 с приводным валом 16 левая пружина 18 находится в сжатом состоянии и стремится переместить шатун 12 относительно неподвижно зафиксированной втулки 15 влево. Шарнирно соединенные с шатуном кривошипы 11 стремятся повернуть свои валы 10 против часовой стрелки. Приводные элементы 8, воздействуя на оба конца осей

5.катков 4, перемещают последние влево до контакта их с поверхностью клинового вкладыша 2. При натяжении левой ветви каната

3 последний, взаимодействуя с кольцевыми канавками катков, еще больше перемещает их влево. Катки при этом прижимают к же- д лобу 7 основания канат и застопоривают его силами трения 6 ил.

1434191

Изобретение относится к MBIIJHHocTpopнию, в частности к приспособлениям и устройствам для зажима канатов, и может быть использовано в механизмах поворота сооружений, например, антенных устройств, а также других устройствах с тяговым канатом.

Цель изобретения — повышение эксплуатационных возможностей.

На фиг. 1 изображен контактный зажим, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел соединения кривошипа со своим валом и шатуном; на фиг. 4-разрез Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — вилка на приводном валу; на фиг. 6 — вид В на фиг. 5.

Канатный зажим содержит корпус 1 с клиновым вкладышем 2, заклинивающие канат 3 элементы, выполненные в виде контактирующих с клиновым вкладышем и ка: натом катков 4, установленных на осях 5 с

: возможностью вращения относительно осей, концы которых размещены в профильных, пазах 6 корпуса, основание с желобом 7 под канат, подвижно установленный в корпусе, приводные элементы 8, кинематически свя занные с концами осей катков, причем кли, новый вкладыш выполнен с симметричными

,наклонными участками 9, направленными в противоположные стороны, а профиль пазов 6 соответствует профилю наклонных участков клиновых вкладышей.

Канатный зажим снабжен жестко установленными на валах 10 кривошипами 11, шарнирно соединенными с шатуном 12, имеющим цилиндрический хвостовик 13, огра, ниченный упорными буртами 14, втулкой 15, свободно посаженной на хвостовик, привод, ным валом 16 с жестко закрепленной на нем вилкой 17, кинематически соединенной со втулкой 15, и двумя пружинами сжатия 18, размещенными на хвостовике шатуна между его упорными буртами и втулкой, причем при водные элементы 8 выполнены в виде упругих пластин (пружин), жестко закрепленных одним концом на обоих концах валов

10 кривошипов, а вторые концы пластин размещены в ответных сквозных пазах 19, образованных на концах осей 5 катков, ось шатуна 12 параллельна оси каната 3, а приводной вал 16 выполнен с фиксатором 20 его угловых положений.

Основание 7 желоба имеет плоСкую oJlopную поверхность, которая располагается на телах качения 21, установленных в двух направляющих дорожках опоры 22, смонтированной в корпусе 1.

Катки 4 контактируют с канатом посредством выполненных на них кольцевых канавок 23, а расположение каната в плоскости симметрии желоба обеспечивается посредством установки на корпусе 1 двух направляющих блоков 24.

На корпусе около торцов основания желоба 7 установлены с зазором относительно последнего упоры 25, ограничивающие движение основания желоба вдоль каната.

Количество катков 4 в канатном зажиме зависит от силы натяжения зажимаемого каната.

Кинематическая связь вилки 17 со втулкой 15 осуществляется посредством закрепленных на последней двух полуосей 26, вхо10 дящих в ответные пазы 27 на вилке.

Канатный зажим имеет ручной привод, выполненный в виде жестко закрепленного на приводном валу 16 рычага 28 с консолью 29, на которой установлен фиксатор 20, представляющий собой подпружиненный в сторону корпуса цилиндрический стержень с головкой на внешней стороне. В корпусе выполнены три отверстия 30, с которыми может контактировать стержень.

Канатный зажим работает следующим об разом.

При фиксированном положении рыча га

28 с приводным валом 16, изображенном на фиг. 1, левая пружина 18 находится в сжатом состоянии и стремится переместить ша25 тун 12 относительно неподвижно зафиксированной втулки 15 влево, а шарнирно соединенные с шатуном кривошипы 11 стремятся повернуть свои валы 10 против часовой стрелки. При этом приводные элементы 8, взаимодействуя на оба конца осей 5 катков

З0 4, перемещают последние влево до контакта их с левым уклоном 9 клинового вкладыша 2.

Выполнение приводных элементов 8 в виде упругих. пластин позволяет за счет их упругой деформации компенсировать неточности взаимного углового расположения этих элементов на противоположных концах осей 5 катков, что может привести к перекосу катков относительно оси каната и ослабить зажим последнего.

При натяжении левой ветви каната 3

40 последний, взаимодействуя с кольцевыми канавками 23 катков, еще больше перемещает их влево. Катки при этом прижимают к основанию желоба 7 канат и застопоривают его силами трения. Основание желоба 7, ув45 лекаемое канатом, перемещается по телам качения 21 несколько влево, но не более чем на величину зазора между упором 25 и торцом основания желоба. Застопоренный таким образом канат не может перемещаться влево.

50 Для перемещения каната вправо достаточно потянуть его за правую ветвь. При этом канат увлекает за собой основание желоба, передвигая его вправо по телам качения 21 до контакта с правым упором 25. Кат55 ки 4, преодолевая трение качения по левым уклонам 9 клинового вкладыша, также передвигаются несколько вправо, канат расстопоривается и может двигаться вправо.

143419-1

Фиг.2

Для расстопоривания каната от перемещения в любую сторону необходимо потянуть в направлении от корпуса 1 фиксатор 20 до выхода конца его стержня из отверстия

30 в корпусе 1 и одновременно повернуть рычаг 28 по часовой стрелке так, чтобы конец стержня фиксатора попал в среднее отверстие 30, при этом приводной вал 16 с рычагом 28 занимают второе фиксированное положение. Одновременно с поворотом рычага по часовой стрелке поворачивается закрепленная на приводном валу 16 вилка 17 и передвигает по хвостовику 13 шатуна втулку 15 вправо, при этом левая пружина 18 освобождается на нагрузки, а шатун 12, кривошипы 11 и приводные элементы 8 не оказывают силового воздействия на катки 4 и канатный зажим оказывается в расстопоренном состоянии.

Для удержания каната от движения вправо необходимо освободить фиксатор 20 и повернуть рычаг 28 по часовой стрелке, чтобы конец фиксатора попал в крайнее верхнее отверстие 30, при этом приводной вал 16 с рычагом занимают третье фиксированное положение. Одновременно с рычагом поворачивается в ту же сторону вилка 17 и передвигает по хвостовику шатуна втулку 15 в крайнее правое положение. Правая пружина 18 оказывается в сжатом состоянии и перемещает шатун 12 относительно неподвижно зафиксированной втулки 15 вправо, а соединенные с шатуном кривошипы 11 поворачивают свои валы 10 по часовой стрелке.

При этом приводные элементы 8 перемещают катки вправо до контакта их с lIpaabIMH уклонами 9 клинового вкладыша 2.

При натяжении правой ветви каната про- 35 исходит окончательное заклинивание его в зажиме, а основание желоба перемещается по телам качения 21 вправо, но не более чем на величину зазора между правым упором 25 и торцом основания желоба. Застопоренныи таким образом канат не может пе40 рем ещаться вп ра во. с 2Ç ч "

Использование предложенного канатного зажима по сравнению с прототипом позволяет за счет снабжения его общим для всех катков приводным механизмом (шатуном с кривошипами и общим приводным валом) снизить его металлоемкость и повысить удобство его эксплуатации. Кроме того, благодаря наличию приводного вала, последний может быть соединен с электроприводом, что позволяет осуществлять дистанционное управление канатным зажимом.

Формула изобретения

Канатный зажим, содержащий корпус с профильными пазами, жестко закрепленный в нем клиновой вкладыш с симметричными направленными в противоположные стороны наклонными поверхностями, заклинивающие катки, установленные с возможностью вращения на осях, концы которых свободно размещены в профильных пазах корпуса и связаны с приводными элементами, продольноподвижное относительно корпуса основание с желобом под зажимаемый канат, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей, он снабжен установленными в корпусе валами с кривошипами, шатуном, выполненным с цилиндрическим участком, ограниченным буртами и шарнирно соединенным с кривошипами, втулкой, расположенной на цилиндрическом участке шатуна и подпружиненной относительно буртов, установленным в корпусе приводным валом с фиксатором его углового положения и вилкой, жестко закрепленной на приводном валу и кинематически соединенной с втулкой, приводные элементы выполнены в виде упругих пластин, одни концы которых жестко закреплены на обоих концах валов кривошипов, а другие свободно размещены в выполненных в осях катков диаметральных пазах, ось шатуна параллельна оси желоба, а форма профильных пазов корпуса соответствует форме наклонных участков клинового вкладыша.

5 7

1434191 бдид3

Составитель Ю.Доможилов

Реда кто р Н. Го рва т Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Заказ 5537/39 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Канатный зажим Канатный зажим Канатный зажим Канатный зажим 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению , а именно к устройствам для разъемного соединения каната, работающего в качестве тягового органа, и может быть использовано, например, при подтягивании свечей бурильных труб

Изобретение относится к машиностроению , в частности к такелажным устройствам , и м

Изобретение относится к матиностроению, а именно к устройствам для разъемного соединения каната, работающего в качестве тягового органа, и может быть использовано при подтягивании свечей бурильных труб,Цель изобретения - повышение безопасности путем регулирования усилия зажатия каната при горизонтальном натяжении и его освобождении при отл

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам соединения концов тросов или их присоединения к другим элементам

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для крепления концов стальных многослойных канатов с противоположным направлением свивки слоев и им подобных витых изделий при нагрузках, приближенных к агрегатной прочности, например, при испытаниях на разрыв

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для проведения такелажных работ

Изобретение относится к области нефтегазодобычи , в частности к устройствам для тросоканатных работ при исследовании сквафг/г .7 жин глубинными приборами

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тал репам вертлюжного типа, работающим в широком диапазоне климатических условий, когда требуется надежная фиксация вертлюга и необходим визуальный контроль

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к зажимам для концов канатов из искусственного и растительного материалов

Изобретение относится к кабельной арматуре, а именно к кабельным концевым заделкам, и может быть использовано для концевой заделки синтетических канатов различного функционального назначения

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в устройствах со стальными канатами и тросами
Наверх