Электронный метроном

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения музыке. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей. В схему электронного метронома, содержащую генератор с емкостью и переменным сопротивлением, громкоговорителем и батареей питания, введено автоматическое реле времени и дополнительньй контур с добавочным транзистором , последовательно соединенный с громкоговорителем. Последний вырабатывает звуковые щелчки, вызываемые импульсами, которые подаются от генератора. Если автоматическое реле времени выключает звуковую катушку громкоговорителя, звучание щелчков прекращается, но источник питания не отсоединяется от генератора и последний продолжает работать молча в неизменном ритме. Это обеспечивается тем; что при выключении звуковой катушки тут же включается резистор такого же сопротивления и, следовательно , нагрузка в цепи генератора не изменяется. Предлагаемое устройство предназначено для контроля и развития чувства ритма ученика при обучении музыке. Пусть, например,ученик играет на фортепиано в сопровождении щелчков метронома. В заданный момент реле времени выключает звук щелчков, а через некоторое время снова включает его. Если после этого оказывается, что ритм игры ученика разошелся с метрономом, можно заключить , что чувство ритма ученика развито недостаточно. Увел гчивая продолжительность молчания метронома, после которой ученику удается сохранить ритм, можно разрабатывать чувство ритма. 1 ил. и (Л 42i 4ib Ю СО О5 СХ)

СОН33 008ЕТСННХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТЯЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 4250208/31-1 2 (22) 12.03.87 (46) 07.12.88. Бюл. У 45 (71) Одесский государственный педагогический институт им, К.Д.Ушинского (72) Г.Б.Редько и Т.С,Сухова (53) 621,3)7,18 (088,8) (56) Иванов Б. Простейший электронный метроном: Электроника — музыке.

М., 1970, вып,10, с.15. (54) .ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕТРОНОМ (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения музыке.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей. В схему электронного метронома, содержащую генератор с емкостью и переменным сопротивлением, громкоговорителем и батареей питания, введено автоматическое реле времени и дополнительный контур с добавочным транзистором, последовательно соединенный с громкоговорителем, Последний вырабатывает звуковые щелчки, вызываемые импульсами, которые подаются от генератора, Если автоматическое реле

„,SU„„1442968 А 1

rsl> q 0 04 F S/02 0 09 В 15/00 времени выключает звуковую катушку громкоговорителя, звучание щелчков прекращается, но источник питания не отсоединяется от генератора и последний продолжает работать "молча" B неизменном ритме. Это обеспечивается тем; что при выключении звуковой катушки тут же включается резистор такого же сопротивления и, следовательно, нагрузка в цепи генератора не изменяется. Предлагаемое устройство предназначено для контроля и развития чувства ритма ученика при обучении музыке. Пусть, например,ученик играет на фортепиано в сопровождении щелчков метронома, В заданный Я момент реле времени выключает звук щелчков, а через некоторое время сно- Ц ф ва включает его. Если после этого оказывается, что ритм игры ученика разошелся с метрономом, можно заклю- Д чить, что чувство ритма ученика развито недостаточно. Увеличивая продолжительность "молчания" метронома, после которой ученику удается сохра- ю4 в нить ритм, можно разрабатывать чувст- ) во ритма, 1 ил. О

1442968

Изобретение относится к техническим средствам обучения игре на фортепиано и некоторых других. музыкальных инструментах.

Лелью изобретения является расшире5 ние дидактических возможностей, Ня чертеже приведена схема метронома.

Электронный метроном выполнен следующим образом.

Положительная обкладка конденсатора 1 подключена к одному из рабочих выводов переменного резистора 2, к его .движку и к базе транзистора 3.Отрицательная обкладка конденсатора подключена к одному из выводов резистора 4, я также к коллектору транзистора 5, Второй вывод резистора 4 при- 20 соединен к эмиттеру транзистора 3, к выводу звуковой катушки громкоговорителя 6, к выводу резистора 7, а также к отрицательному полюсу источника 8 питания. Коллектор транзистора 25

9 с помощью переключателя 10 может подсоединятьcя либо к второму выводу катушки громкоговорителя б, либо к второму выводу эквивалентного резистора 7. Эмиттеры транзисторов 5 и 9 30 соединены между собой, с выводом резистора ll и с контактом ключа 12, второй контакт которого подключен к положительному полюсу источника 8 питания, Второй вывод резистора 1! подключен к другому рабочему выводу переменного резистора 2. Коллектор транзистора 3 соединен с базами транзисторов 5 и 9. Переключатель 10 является контактами реле времени (не Ао показано).

Метроном работает следующим образом, При замыкании ключа 1 2 конденсатор 1 начинает заряжаться через резисторы 2, 4 и 11. Когда напряжение ня обкладках конденсатора 1 достигает напряжения, необходимого для срабатывания транзистора 3, он открывается и, в свой очередь, открывает транзисторы 5 и 9. Тогда через звуковую катушку громкоговорителя 6 проходит импульс тока и слышен щелчок, а конденсатор 1 разряжается через цепь элементов 5, 11 и 2. Как только конденсатор I разрядится, транзисторы 3, 5 и 9 закрываются и цикл повторяется, Резисторам 2 можно регулировать время зарядки конденсатора 1 и, следовательно, устанавливать требуемую частоту щелчков.

Переключатель 10 служит для отключения звуковой катушки и включения в цепь эквивалентного резистора 7.

При положении "!" переключателя 10 подключен резистор 7, в положении п и

2 — громкоговоритель 6, Переключатель 10 приводится в действие с помощью автоматического реле времени.

Независимо от-положения переключателя 10 схема продолжает вырабатывать импульсы в неизменном ритме. Только в одном случае {положение "2") переключателя 10 звук щелчков слышен,, а во втором случае (положение "1") устройство работает беззвучно.

Использование метронома на уроках музыки.

Контроль чувства ритма ученика.

Ученик начинает играть при включенном звуке метронома и входит в ритм щелчков. Через запланированное педагогом время автомат выключает звук. Ученик продолжает играть, стараясь сохранить ритм, Через заданный промежуток времени автомат снова включает звук щелчков метронома.Преподаватель и ученик при этом легко обнаруживают, совпадают акценты исполняемого отрывка са щелчками метронома или нет. Отрицательный результат говорит о недостаточно развитом чувстве ритма ученика, Чем длительнее промежуток времени "молчания" метронома, после которого ученик еще не сбился с ритма, тем, следовательно, исследуемое чувство развито у него лучше.

Работа над развитием чувствя рит-. ма, Повторяют те же действия, что и в предыдущем случае. Если ученик сбился с ритма за малый промежуток времени, процедуру повторяют несколько раз, добиваясь сохранения ритма, После этого промежуток времени "мол чания" метронома немного увеличивают и снова проводят тренировку, добиваясь успеха в этом, более сложном, случае.

Работу можно разнообразить, предложив„ например, ученику запомнить ритм метронома, не играя. Затем следует выключить звук щелчков и дать знак начать игру в запомнившемся ритме. Когда автомат включит .звук, мож1442968 но проверить, есть ли расхождение в ритмах музыки и метронома.

Последовательное усложнение заданий укрепляет и развивает чувство ритма.

Фо р мул а и з о б р е т е ни я

Составитель А, Мягков

Техред М.Дидык

Корректор М.Мак симишинец, Редактор 0.10рковецкая

Заказ б383/44 Тираж 373 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Электронный метроном, содержащий 10 генератор импульсов, включающий источник постоянного тока, подключенный первым полюсом к первому входу преобразователя электрического сигнала в акустический и эмиттеру первого трап- 1 зистора, а вторым полюсом через ключ питания — к эмиттеру второго транзистора и первому выводу питания времязадающей цепи, второй вывод питания которой соединен с коллектором второго транзистора, а выход — с базой первого транзистора, связанного коллектором с базой второго транзистора, отличающийся тем,что, с целью расширения дидактических возможностей, он снабжен реле времени, дополнительным транзистором и резистором, причем эмиттер второго тран» зистора дополнительно подключен к эмиттеру дополнительного транзистора, коллектор которого через контакты реле времени подключен соответственно к второму выводу преобразователя электрического сигнала в акустический и через дополнительный резис" тор к первому полюсу источника постоянного тока.

Электронный метроном Электронный метроном Электронный метроном 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляющим системам, предназначено для управления большим оркестром и может быть использовано в системах программированного обучения

Изобретение относится к устройствам для обучения музыкальным системам ладов и созвучий и позволяет повысить эффективность обучения

Камертон // 39523

Метроном // 23747

Изобретение относится к абстрактно-наглядному представлению системы музыкальной грамоты, в котором для его универсализации используют цветопсихологические обозначения в виде ассоциированных звуков с цветными кружочками или иными фигурами цвета радуги или разложения дневного света в одну линию сверху для правой руки, а снизу - для левой
Наверх