Система охлаждения масла для двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет снизить металлоемкость и трудозатраты в производстве за счет выполнения терморегулятора и перепускного клапана в одном корпусе. При пуске и прогреве двигателя, когда температура масла не достигает заданного уровня, поршень 15 отделяет канал 12 от первой концевой зоны 9 рабочей камеры 8 и сообщает его со второй кон

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ВЬЕ01 .:„" „„„РАТПТЯЗ,;,3.-Д -3R

Е;:,В 1.1Д, Е„;,.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4234218/25-06 (22) 18.02.87 (46) 15,01.89. Бюл. № 2 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению «НАТИ» (72) Е. В. Исаев, Е. П. Ершов и Ю. А. Николаев (53) 621.43 (088.8) (56) Трактор ТТ-330.

Техническое описание и инструкция по эксплуатации.- М.: Машиностроение, 1986, с. 153 — 155, рис. 97, 98.

ÄÄSUÄÄ 1451292 A 1 g 4 F 01 М 5/00, F 01 P 7 14 (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет снизить металлоемкость и трудозатраты в производстве за счет выполнения терморегулятора и перепускного клапана в одном корпусе.

При пуске и прогреве двигателя, когда температура масла не достигает заданного уровня, поршень 15 отделяет канал 12 от первой концевой зоны 9 рабочей камеры 8 и сообщает его со второй кон1451292 цевой. зоной 10. Масло поступает из подводящего канала 11 через соединительный канал 12 в зону 10 и из нее в сливной канал 14, постоянно соединенный с байпасной магистралью. По достижении заданной температуры масла баллон

21 перемещается относительно штока 25 в сторону зоны 10, увлекая за собой поршень 15, который сообщает канал 12 с зоной 9 и одновременно отделяет его от зоны 10. Масло из канала 11 через канал 12 и зону 9 поступает в отводящий канал 13 и из него к радиатору. При повышении давления масла на входе в радиатор и, следовательно, в зоне 9

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания.

Целью изобретения является снижение металлоемкости и трудозатрат в производстве.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема системы охлаждения моторного масла; на фиг. 2 — устройство терморегулятор— перепускной клапан при работе в режиме терморегулятора, продольный разрез; на фиг. 3 — устройство терморегулятор перепускной клапан при работе в режиме перепускного клапана, продольный разрез.

Система охлаждения масла двигателя внутреннего сгорания состоит из масляного насоса 1, масляного радиатора 2, главной масляной магистрали 3 между насосом 1 и радиатором 2, в которую включены соединенные с байпасной магистралью 4 терморегулятор 5 и перепускной клапан 6.

Предложенное устройство терморегулятора 5 и перепускного клапана 6 содержит корпус 7, в котором выполнены цилиндрическая рабочая камера 8 с первой и второй концевыми зонами 9 и 10, подводящий канал 11, постоянно соединенный с 25 насосом 1, соединительный канал 12, отводящий канал 13, постоянно соединенный с первой концевой зоной и масляным радиатором 2 и сливной канал 14, постоянно соединенный со второй концевой зоной 10 и байпасной магистралью 4. В рабочей камере 8 соосно с ней располжен движущийся возвратно-поступательно орган управления для периодического соединения через соединительный канал 12 подводящего канала 11 с первой и второй концевыми зонами 9 или 10, выполненный в виде поршня 15 с двумя облегченными до заданного предельно-допустимого уровня срабатывает вторая часть устройства перепускной клапан. Баллон 21 опирается своей нижней частью на упор 27, под действием повышенного давления поршень

15, преодолевая усилие пружины 26, перемещается относительно баллона 21, и происходит раскрытие запорного органа перепускного клапана. Масло из первой концевой зоны 9 через раскрытый запорный орган и соединительный канал, образованный кольцевой щелью, ограниченной диаметрами D и Da, внутренней полостью поршня 15 и зоной 10, поступает в канал 14 и из него в байпасную магистраль. 3 ил.

2 кромками 16 и 17 и донышком 18, снабженным центральным отверстием 19 с конической поверхностью 20. На поршень 15 со стороны первой концевой зоны 9 воздействует термодатчик, выполненный в виде расположенного в рабочей камере соосно с ней и постоянно омываемого маслом баллона 21 с наполнителем, объем которого резко изменяется в заданном узком диапазоне температур масла, например

85+3 Ñ. Баллон 21 одним своим участком, имеющим цилиндрическую поверхность 22, введен внутрь поршня 15 через центральное отверстие 19 и конической поверхностью

23 кольцевого бурта 24 опирается на коническую поверхность 20 этого отверстия

19 и на противоположном конце снабжен глухим осевым каналом (не показан) и расположенным в нем штоком 25, опирающимся на корпус 7 со стороны первой концевой зоны 9. Со стороны второй концевой зоны 10 на поршень 15 действует винтовая возвратная пружина 26, которая одним концом опирается на поршень 15 и другим концом на корпус 7. Во второй концевой зоне 10 рабочей камеры 8 предусмотрен упор 27, выпоненный в рассматриваемом варианте в виде штампованного стакана с рассеченными лепестковыми стенками 28, снабженными отогнутыми наружу свободными концами 29, на которые опирается возвратная пружина 26.

Упор 27 имеет направля1ощий элемент

30 для баллона 21, удерживающий баллон

21 от смещений относительно оси и выполненный аналогично стенкам 28 упора 27.

Упор 27 в сборе с направляющим элементом 30 ограничивает ход баллона 21 в сторону второй концевой зоны 10 величиной Н, определяемой по соотношению:

Н=Н„+а, мм, где ̈́— заданный пре1451292

1 2

2 cosn sinn дельный ход баллона 21 относительно штока 25, опирающегося на корпус 7, при заданной максимальной температуре масла, а=0,5 — 1 мм — величина, компенсирующая тепловое расширение деталей и допуски их изготовления.

Конически поверхности 20 и 23 поршня 15 и бурта 24, выполненные с одинаковым углом наклона а, образующей относительно общей оси и имеющие зону контакта, ограниченную диаметрами D i и D2, образуют запорный орган перепускного клапана (фиг. 2). Соединительный канал между запорной частью перепускного клапана и сливным каналом 14 образован кольцевой щелью, ограниченной диаметрами D2 и Эз, а также внутренней полостью поршня 15 второй концевой зоной 10 рабочей камеры 8.

Система охлаждения масла двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

При пуске-прогреве двигателя до тех пор, пока температура масла не достигает заданного уровня, например 85 С, поршень 15 терморегулятора 5 отделяет соединительный канал 12 от первой концевой зоны 9 рабочей камеры 8 и сообщает его со второй концевой зоной 10.

Поэтому масло поступает из подводящего канала 11 через соединительный канал 12 во вторую концевую зону 10 и из нее в сливной канал 14, постоянно соединенный с байпасной магистралью 4. При достижении заданной температуры масла баллон 21 перемещается относительно штока

25 в сторону второй концевой зоны 10, увлекая за собой поршень 15, который сообщает соединительный канал 12 с первой концевой зоной 9 и одновременно отделяет его от второй концевой зоны 10.

Масло из подводящего канала 11 через соединительный канал 12 и первую концевую зону 9 поступает в отводящий канал 13 и из него по главной магистрали 3 в радиатор 2.

При повышении давления моторного масла на входе в радиатор 2 и, следовательно, в первой концевой зоне 9 до заданного предельно-допустимого уровня срабатывает вторая часть устройства перепускной клапан б (фиг. 3). Если при этом баллон 21 находится в контакте с упором 27, то под действием повышенного давления поршень 15 перемещается относительно баллона 21 и раскрывается запорный орган перепускного кдапана, так как коническая поверхность 20 поршня 15 отходит от конической поверхности 23 баллона 21 на величину h, определяемую по соотношению: угол наклона образующей конических поверхностей относительно общей оси; диаметр окружности; площадь проходного сечения, назначаемая в соответствии с зависимостью

G р. /2рЛР массовый расход масла, кг/с; плотность, кг/м, гидравлическое сопротивление клапана, Па; коэффициент расхода. где а—

D2—

5 где G—

Р

Ap—

Масло из первой концевой зоны 9 через раскрытый запорный орган и соединительный канал, образованный кольцевой щелью, ограниченной диаметрами D2 и D, внутренней полостью поршня 15 и второй конической зоной 10, поступает в сливной канал 14 и из него в байпасную магистраль 4. Если же баллон

21 находится в промежуточном положении, то под действием повышенного давления вначале он совместно со штоком 25 и с поршнем 15 перемещается в направляющем элементе 30 до контакта с упором 27 и затем поршень 15 перемещается относительно баллона 21 на величину h.

Таким образом, обеспечивается защита масляного радиатора 2 от повышенных

30 давлений.

Формула изобретения

Система охлаждения масла для двигателя внутреннего сгорания, содержащая

35 масляный насос, масляный радиатор, соединенные через главную масляную магистраль, перепускной клапан с запорным органом, соединительным и сливным каналами, байпасную магистраль, причем перепускной клапан соединен с байпасной и главной масляной магистралями, и терморегулятор, включенный в главную масляную магистраль и соединенный с байпасной магистралью, содержащий корпус, в котором выполнены цилиндрическая рабочая камера с

45 первой и второй концевыми зонами, подпружиненный поршень с донышком, снабженным центральным отверстием с конической поверхностью, термодатчик, расположенный соосно в рабочей камере с возможностью возвратно-поступательного пе50 ремещения между ее концевыми зонами и выполненный в виде баллона с наполнителем, имеющего цилиндрический участок и кольцевой бурт с конической поверхностью, причем цилиндрический участок ба лона размещен внутри поршня, а кони55 ческая поверхность его бурта Опирается на коническую поверхность отверстия в донышке поршня и обе конические поверхности выполнены с одинаковым углом

1451292

Фиг 1

Составитель М. Нефедов

Редактор А. Долинич Техред И. Верес Корректор А. Обручар

За каз 7047/27 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 наклона образующей относительно общей оси, баллон снабжен штоком, опирающимся на корпус со стороны первой концевой зоны камеры, отличающаяся тем, что, с целью снижения металлоемкости и трудозатрат в производстве, терморегулятор и перепускной клапан выполнен в одном корпусе, терморегулятор во второй концевой зоне рабочей камеры снабжен упором с направляющим элементом для баллона, а запорный орган перепускного клапана образован контактирующими коническими поерхностями центрального отверстия в донышке поршня и бурта баллона, соединительный канал между запорным органом и сливным каналом образован кольцевой щелью, ограниченной диаметром внутренней кромки конической поверхности отверстия в донышке поршня и цилиндрической поверхностью баллона, а также внутренней полостью поршня и второй концевой зоной рабочей камеры.

Система охлаждения масла для двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения масла для двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения масла для двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения масла для двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к фильтрующим устройствам и охладителям масла и позволяет упростить конструкцию

Изобретение относится к фильтрующим устройствам и охладителям масла и позволяет упростить конструкцию

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность

Изобретение относится к конструкциям силовых установок транспортных средств

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и позволяет повысить надежность смазки

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет упростить конструкцию системы

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для предпускового разогрева двигателей воздушного охлаждения

Изобретение относится к машиностроению, а именно транспортному машиностроению, в частности к эксплуатации машинно-тракторного парка в зимних условиях, и может быть использовано для предпускового разогрева масла в картере силовой установки
Наверх