Электрическая машина

 

Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения - повышение надежности электрической машины. Машина состоит из магнитопровода 1, стержневой обмотки 2. Между нижним 4 и верхним 5 слоями лобовой части обмотки в месте первого и последнего взаимного пересечения прямых участков стержней размещены изоляционные прокладки 6. Прокладка имеет основание и отгибы для взаимодействия со стержнями. Две прокладки своими основаниями соединены одна с другой. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. а SS сл ел 00 э 35 риг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (50 4 H 02 К 3 50

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4211224/24-07 (22) 09.01. 87 (46) 15.01.89. Бюл. М- (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного электрооборудования (72) В.В.Каика и В.Н.Песюков (53) 621.3 13.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И - 1035730, кл. H 02 К 3/40, 1983.

Авторское свидетельство СССР

Ф 428499, кл. Н 02 К 3/50, 1975. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ИАЫИНА (57) Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения — повышение надежности электрической машины. Иашина состоит из магнитопровода 1, стержневой обмотки 2. Иежду нижним 4 и верхним 5 слоями лобовой части обмотки в месте йервого и последнего взаимного пересечения прямых участков стержней размещены изоляционные прокладки 6.

Прокладка имеет основание и отгибы для взаимодействия со стержнями. Две прокладки своими основаниями соединены одна с другой. 1 з.л. ф-лы, 4 ил.

1451806

Изобретение относится к электро- . машиностроению, в частности к креплению обмоток электрических машин.

Целью изобретения является повы5 шение надежности электрической маIIIHHbI o

На фиг.1 показана лобовая часть стержневой обмотки статора (или ротора) электрической машины, на фиг.2 и 3 — варианты конструкций изоляционных прокладок (в аксонометрии); на фиг.4 — пара прокладок, соединенных между собой (в аксонометрии). 15

Электрическая машина (фиг. 1) состоит из магнитопровода (статора или ротора) 1, стержневой обмотки 2,уложенной в пазы 3, лобовая часть обмотки состоит из нижнего 4 и верхнего S слоев, между которыми в месте первого и последнего взаимных пересечений прямых участков стержней установлены изоляционные прокладки б.

Изоляционная прокладка (фиг.2-4) имеет основание 7 и отгибы 8 для взаимодействия с боковыми сторонами стержня нижнего слоя и отгибы 9 для взаимодействия с боковыми сторонами З0 стержня верхнего слоя обмотки.

Две прокладки (фиг.4) основаниями 7 соединены одна с другой. В процессе работы электрической машины из-за динамических электромагнитных усилий, возникающих от пуско35 вых токов или от бросков тока при резких изменениях нагрузки, лобовые части обмотки движутся. В местах соприкосчовения верхних и нижних стержней (сторон) лобовой части обмотки происходит перетирание изоляции, приводящее к аварии (пробою, напряжения между обмотками). Для устранения этого явления установлена 45 прокладка (фиг.1 поз. б; фиг. 2, 3 и 4). Прокладка устанавливается в месте первого и последнего пересечений прямого участка лобовой части (фиг. 1, поз.6) между верхними и нижними стержнями (сторонами) лобовой части обмотки в процессе укладки самой обмотки. Чтобы прокладка не сползла с обмотки в процессе установки и в процессе работы, она имеет отгибы по краям (фиг. 2, 3, поз.

8, 9), которые соприкасаются с боковыми сторонами прямого участка лобовой части обмотки. Благодаря наличию этих прокладок гарантированно обеспечивается воздушный зазор между верхним и нижним стержнями лобовых частей обмотки, и они не будут соприкасаться один с другим при работе электрической машины, а следовательно, исключаются перетирания изоляции и пробои напряжения между обмотками.

Если воздушного промежутка между слоями лобовых частей обмотки недостаточно, для обеспечения надежной работы электрической машины может быть применена прокладка, выполненная по фиг.4 °

Согласно фиг.4 две прокладки, лежащие на одном участке лобовой части, соединены между -собой полоской определенной толщины, близкой к толщине зазора между верхней и нижней сторонами прямого участка лобовой части обмотки. Воздушный зазор заполнен при применении прокладки по фиг.4 изоляционным материалом.

Верхняя и нижняя части лобовой части обмоток соприкасаются с этой прокладкой, которая является дополнительным слоем изоляции между ними, препятствует перетиранию основной изоляции и, тем самым, повышает надежность электрической машины.

Таким образом, при установке прокладок (по фиг.2, 3) каждый стержень верхнего слоя лобовой части обмотки имеет две опоры через изоляционные прокладки с нижним слоем лобовой части (точки А и Б). В точках взаимного пересечения (точки В, Г, Д, Е, Л, И) этого же стержня верхнего слоя со стержнями нижнего слоя обеспечен воздушный зазор, величина которого равна толщине основания прокладки.

При установке прокладки (по фиг.4) каждый стержень верхнего слоя лобовой части обмотки имеет опоры через изоляционные прокладки с нижним слоем лобовой части во всех точках взаимного пересечения прямого участка этого стержня со стержнями нижнего слоя.

Изоляционные прокладки могут быть изготовлены из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта, методом прессования.

После установки стержней нижнего слоя обмотки устанавливаютея прокладки, затем стержни верхнего слоя

При применении изоляционных прокладок несколько возрастают трудоемкость изготовления и себестоимость электрической машины, но они значительно компенсируются повышением ее надежности.

Предлагаемое решение приемлемо как для низковольтных двигателей со стержневой обмоткой статора мощностью до 160 кВт, так и для двигателей с фаэным ротором, а также высоковольтных двигателей и дано в совокупности с короногасящими элементами. фью& 2

Составитель В.Петри

Редактор А.Маковская Техред М.Дидык Корректор H.Êîðoëü

Заказ 7088/53 Тираж 645 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

14518 обмотки. На фиг.3 представлена наиболее простая конструкция прокладки.

06 формула изобретения

1. Электрическая машина, содержащая магнитопровод, стержневую обмотку иэ жестких секций, расположенную в его пазах, и изоляционные прокладки с отгибами, установленные в лобовых частях между верхним и нижним слоями обмотки, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения надежности, изоляционные прокладки установлены в месте первого и последнего взанмпого пересечения прямых участков нижнего и верхнего слоев обмотки.

2. Машина по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что каждая пара прокладок соединена между собой вдоль прямого участка лобовой части стержня нижнего слоя обмотки.

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к технологическим приспособлениям для изготовления электрической машины и может быть использовано в электромашиностроении при формировании, креплении , изоляции и электрическом монтаже обмоток

Изобретение относится к производству электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных Турбои гидрогенераторах

Изобретение относится к крупным электрическим машинам

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении статоров, обмотка которых выполнена проводо.м круглого сечения с водостойкой изоляцией из пластика

Изобретение относится к электрсмашиностроенш и .может быть использовано в конструкции якоря электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам с термореактивной изоляцией обмотки статора

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх