Установка для термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления

 

Изобретение относится к термомеханической обработке и используется при изготовлении зубчатых колес внутреннего зацепления. Цель изобретения - повышение точности обработки . Установка содержит станину с вертикальным ползуном, на котором размещены оправка и корпус с шестернями-накатниками , планшайбу с приводом , закалочное устройство с гидроцилин дром вертикального перемещения и гидроцилиндры с опорными роликами. На оправке, жестко закрепленной на геометрической оси ползуна, установлено с возможностью вращения коническое синхронизирующее колесо. В продольных пазах оправки размещены регулировочные и опорные клинья, Опорньй клин жестко фиксируется в оправке от осевых перемещений шайбой, а регулировочный имеет возможность осевого;перемещения от регулировочного винта. В корпусе смонтированы поворотные рычаги, имеющие возможность радиального перемещения от опорных клиньев при их осевом перемещении . На поворотных рычагах на подшипниках установлены накатники с жестко закрепленными коническими шестернями. Сопряженные шестерни и синхронизирующее колесо вьтолнены с конусом, не превышающим угол наклона клиньев. Закалочное устройство представляет собой бак, который смонтирован на оси планшайбы и связан с гидроцилиндром вертикального перемещения . Оппозитно шестерням-накатникам размещены опорные ролики с верхней ребордой, перемещающиеся в радиальном направлении от гидроцилиндров , жестко закрепленных на станине. 3 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л о: 00 о 00 о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 С 2! D 9/32 8/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4237443/23-02 (22) 27.04.87 (46) 30.03.89. Бюл. к 12 (71) Брянское научно-производственное объединение по механизации и автоматизации производства

"ВКТИотройдормаш" (72) В.А.Павлов (53) 621.784. б (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР: У 1244195, кл. С 21 D 8/00, 1986.

Авторское свидетельство СССР

Р 1344791, кл. С 21 Э 8/00, 1986. (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ТЕР110МЕХАНИЧЕСКОЙ

ОБРАБОТКИ ЗУБ ИТРАХ КОЛЕС ВНУТРЕННЕГО

ЗАЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к термомеханической обработке и используется при изготовлении зубчатых колес внутреннего зацепления. Цель изобретения — повышение точности обработки. Установка содержит станину с вертикальным ползуном, на котором размещены оправка и корпус с шестернями-накатниками, планшайбу.с приводом, закалочное устройство с гидроцилиндром вертикального перемещения и гидроцилиндры с опорными роликами.

На оправке, жестко закрепленной на

Изобретение относится к термомеханической обработке и предназначено для использования при изготовлении зубчатых колес внутреннего зацепления.

Цель изобретения - повышение точности обработки.

„, Я0„„1468936 д1 геометрической оси ползуна, установлено с возможностью вращения коническое синхронизирующее колесо, В продольных пазах оправки размещены регулировочные и опорные клинья. Опорный клин жестко фиксируется в оправке от осевых перемещений шайбой, а регулировочный имеет возможность осевого перемещения от регулировочного винта. В корпусе смонтированы поворотные рычаги, имеющие возможность радиального перемещения от опорных клиньев при их осевом перемещении. На поворотных рычагах на подшипниках установлены накатники с жестко закрепленными коническими шестернями. Сопряженные шестерни и синхронизирующее колесо выполнены с конусом, не превышающим угол наклона клиньев. Закалочное устройство пред:ставляет собой бак, который смонтирован на оси планшайбы и связан с гидроцилиндром вертикального перемещения. Оппоэитно шестерням-накат. никам размещены опорные ролики с верхней ребордой, перемещающиеся в радиальном направлении от гидроцилиндров, жестко закрепленных на станине. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

На фиг. 1 изображен общий вид установки, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В-В на фиг. 2 °

Установка содержит станину 1 с вертикальным ползуном 2, на котором

1468936 размещены оправка 3 и корпус 4, несущий шестерни-накатники 5, планшайбу

6 с приводом 7, заколочное устройство 8 с гидроцнлиндром 9 вертикального перемещения и гидроцилиндры 10 с опорными роликами 11.

На станине 1 выполнены вертикальные направляющие, по которым совершает,возвратно-поступательные переме- 10 щения вертикальный ползун 2. Привод перемещения полэуна 2 может быть механическим или гидравлическим. Величина максимального перемещения ползуна 2 вниз ограничивается регули- 15 руемым упором 12. Геометрическая ось ползуна 2 совпадает с осью вращения планшайбы 6. На геометрической оси ползуна 2 жестко закреплена оправка 3. 20

Иа оправке 3 установлены свободно вращающееся коническое синхронизирующее колесо 13, цилиндрическая скалка

14 с центром 15, регулировочные 16 и опорные клинья 17, размещенные в продольных пазах оправки 3. Скалка 14 имеет возможность ограниченного перемещения в оправке 3 и удерживается от выпадания штифтом 18.

Опорный клин 17 жестко фиксируется 3п в оправке 3 от осевых перемещений шайбой 19, а регулировочный клин 16 имеет воэможность осевого перемещения от регулировочного винта 20. Угол наклона клиньев 16 и -17 выбирается иэ условия радиального перемещения шестерен-накатников 5 на величину 0,2 мм при осевом перемещении клиньев 16 и 17 на величину 5-10 мм.

В корпусе 4 на осях 2 1 смонтиро- 40 ваны поворотные рычаги 22, имеющие возможность радиального перемещения

S от опорных клиньев 17 при их осеР вом перемещении. На поворотных рычагах 22 на подшипниках установлены 4> шестерни-накатники 5 с жестко закрепленными коническими шестернями 23.

Угол конуса сопряженных шестерен 23 и синхронизирующего колеса 13 выбран равным углу наклона клиньев 17 и 16.

Такая величина угла конуса в синхронизирующей передаче обеспечивает постоянное зацепление сопряженных колеса 13 и шестерен 23 при осевом переи, мещении оправки 3 относительно корпуеа 4 и радиальном перемещении S p шестерен-накатников 5 с шестернями

23. Клиновые поверхности поворотных рычагов 22 постоянно прижимаются пружинами 24 к опорным клиньям 17, обеспечивающими при этом минимальный зазор в синхронизирующей зубчатой передаче синхронизирующее колесо

13 — сопряженные шестерни 23.

На скалке 14, жестко закрепленной на корпусе 4, размещена пружина 25, смещающая вниз корпус 4 относительно оправки 3.

Для передачи вращения обрабатываемому колесу 26 от привода 7 на планшайбе 6 установлены цилиндрический и срезанный пальцы 27. В центре планшайбы на подшипнике смонтирована центровая втулка 28, уменьшающая изгиб оправки .3 в процессе обработки зубчатого колеса 26.

Закалочное устройство 8 состоит из бака 29 и поршня 30, установленного в гидроцилиндре 9 вертикального перемещения, смонтированного на оси планшайбы 6. Гидроцилиндр 9 жестко закреплен.на станине 1.

Для уменьшения деформации нежесткого обрабатываемого колеса 26 шестернями-накатниками 5 в процессе правки напротив шестерен-накатников

6 размещены ролики 11 с верхней ребордой, перемещающиеся в радиальном направлении от гидроцилиндров 1О, жестко закрепленных на станине 1.

Перед работой по. эталонному колесу 26 на стенде вращением регулировочного винта 20 и подбором толщины регулируемого упора 12 добиваются равномерного натяга между накатниками-шестернями 5 и эталонным колесом 26.

Установка работает следующим образом.

Бак 29 с закалочной жидкостью опущен вниз так, чтобы базовая поверхность с планшайбы 6 находилась выше уровня закалочной жидкости.

Нагретое до аустенитного состояния (температура 830-900 С) зубчатое колесо 26 с обработанными .внутренними зубьями устанавливают на базовую поверхность ц планшайбы 6 на цилиндрический и срезанный пальцы 27. Опускают вниз ползун 2 с оправкой 3, вручную поворачивают одну из шестерен«накатников 5.

При этом, поворачиваются шестер ня 23,. синхронизирующее колесо 13 и остальные сопряженные шестерни 23 с шестернями-накатниками 5. Этим

1468936 6

При обработке нежесткого колеса

26 одновременно с опусканием оправки

3 вниз в момент, когда шестерни-на5 катники 5 начинают радиальное неремещение Яр, подают масло в гидроцилиндры 10. Под действием поршней гидроцилиндров 10 опорные ролики 11 прижимаются к периферии колеса 26 с усилием, компенсирующим усилия действия накатников 5. Это позволяет предотвратить получение эллипсности на обрабатываемом колесе 26.

Использование предлагаемой установки позволяет в процессе закалки повысить точность зубчатых колес внутреннего зацепления,. а в ряде случаев исключить трудоемкую шлифовальную операцию. по и. 1, о т л и— тем, что она снабчающаяся

5 поворотом добиваются зацепления зубьев всех шестерен-накатников 5 с обрабатываемым колесом 26.

Подают масло в гидроцилиндр 9, поднимают вверх поршень 30 и бак 29 так, чтобы уровень закалочной жидкости был выше верхней плоскости обрабатываемого колеса 26, Продолжая опускать оправку 3 вниз вводят центр 15 в вентровую втулку

28 и включают вращение привода 7.

При вращении привода 7 планшайба 6, обрабатываемое колесо 26 и шестернинакатыики 5 с шестернями 23 вращаются со скоростью V.

Оправку 3 перемещают вниз до ее упора в регулируемый упор 12, при этом шайба 19 сжимает пружину 25, а опорные клинья 17 нажимают на клиновые поверхности поворотных рычагов

22, сообщая радиальное перемещение

Б шестерням-накатникам 5.

В процессе охлаждения закалочной жидкостью в обрабатываемом колесе 26 происходят структурные превращения аустенит-мартенсит и под действием образующихся внутренних напряжений колесо 26 начинает коробиться. В это время шестерни-накатники 5, обкатывая зубья колеса 26, осуществляют механическую правку зубьев колеса в процессе структурных превращений за счет использования кинетической пластичности мартенсита.

По завершении структурных превращений в обрабатываемом колесе 26 заканчивают .термомеханическую правку, выключают привод 7 и гидроцилиндром

9 опускают вниз закалочное устройство.8.

Ползуном 2 поднимают оправку 3 вверх. В начале перемещения оправки

3 вверх корпус 4 под действием пружины 25 остается внизу, опорные клинья 17 уходят вверх, поворотные рычаги 22 под действием пружин 24 отводят шестерни-накатники 5 от колеса

26 и не дают возможности сопряженным шестерням 23 выйти из зацепления с синхронизирующим колесом 13. Корпус

4 остается внизу до тех пор, пока штифт 18 не начнет подъем скалки 14 и связанного с ней корпуса 4 °

После выхода шестерен-накатников

5 иэ зацепления с обрабатываемым колесом 26, колесо 26 снимают с планшайбы 6 ° Цикл обработки колеса закончен.

Формула изобретения

1. Установка для термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего

25 зацепления, содержащая станину с вертикальным ползуном с закрепленным на нем оправкой, на которой с возможностью вращения установлено синх- ронизирующее зубчатое колесо, планшайбу с приводом вращения, эакалочное устройство и корпус с шестернями-накатниками, на осях которых закреплены синхронизирующие шестерни, входящие в зацепление с синхронизи35 рующим зубчатым колесом о т л и ч а7 ю щ а я с я тем, что, с целью повышения точности обработки, она снабжена размещенными на оправке клиньями и установленными на корпусе с воз"

40 можностью поворота рычагами, а шестерни-накатники размещены на рычагах, при этом рычаги сопряжены с клиньями, а корпус установлен с воэможностью перемещения вдоль оправки и подпру45

2. Установка по и. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что синхронизирующее колесо и шестерни имеют форму конусов со встречным направлением вершин, причем их конусность не превышает величину уклона клиньев.

3. Установка по и. 1., о т л ич а ю щ а я с я тем, что закалочное устройство выполнено в виде бака, смонтированного по оси планшайбы, и гидроцилиндра вертикального перемещения.

4. Установка

f468936

Фиг. 1 жена опорными роликами с гидроцилиндрами их прижима, при этом ролики усI тановлены оппозитно шестерням-накат.никам.

1468936

Фигз

22

Составитель Г, Максименко

Редактор И. Сегляник, Техред М.Дидье Корректор М. Демчик

Заказ 1318/26 Тираж 530 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета о изобретениям и открытиям при ГКИТ СССР

113035,. Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Установка для термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления Установка для термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления Установка для термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления Установка для термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления Установка для термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротермии , в частности к индукционному нагреву, и предназначено для поверхностного нагрева зубчатых венцов конических шестерен

Изобретение относится к машиностроению , в частности к технологии производства ведущих шестерен тяговых передач локомотивов и электроподвихного состава, и может быть использо вано также при производстве крупномодульных зубчатых колес и шестерен в тракторостроения, автомобилестроении и при производстве редукторов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении нереверсивных зубчатых передач

Изобретение относится к способам термообработки холоднокатаной анизотропной электротехнической стали

Изобретение относится к производству анизотропной электротехнической стали

Изобретение относится к металлургии , к деформационно-термической обработке высокопрочных конструкционных сталей, содержащих 0,1...О,5% С и легированных элементами Сг, Ni, Мп и др

Изобретение относится к области термической обработки стали и может быть использовано в машиностроении при изготовлении деталей машин методом точной чистовой вырубки

Изобретение относится к металлургии , в частности к вакуумному отжигу тонкостенных малого диаметра магнитопроводов из электротехнической стали, получаемых методом изотермической штамповки

Изобретение относится к деформационной и термической обрабЬтке стали и может быть использовано в черной металлургии при производстве плит и толстых листов из непрерывнолитой заготовки

Изобретение относится к металлургии , преимущественно к термомеханической обработке металлических изделий малых толщин, и может быть использовано в часовой и приборостроительной промьгашенностй
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при сварке никелевых сплавов преимущественно с содержанием интерметаллидной '-фазы более 20 мас.%

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при получении горячекатаных полос и листов из углеродистых, легированных и коррозионно-стойких сталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при производстве листов, полос, лент из металлических материалов для глубокой вытяжки
Наверх