Устройство для определения динамических режимов электродвигателя

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение надежности. Устройство содержит последовательно соединенные генератор 18 импульсов, ключ 17, вторую логическую ячейку 2 ИЛИ 16 и второй триггер 14. Второй вход триггера 14 соединен с выходом ячейки 3 И 9. Второй вход ячейки 2 ИЛИ 16 соединен с выходом ячейки 3 И 10. Управляющий вход ключа 17 соединен с датчиком тока 1. В данном устройстве формируется потенциальный сигнал наличия статической нагрузки во всем интервале ее приложения. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

69) (11) А2

151) 4 Н 02 Р 5/06

I

f

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ. ГКНТ СССР

К A ВТОРСНОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1272445 (2 1) 42 3525 8/24-0 7 (22) 24.04..87 (46) 23.04.89. Бюл. )! 15 (7!) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола и Новолипецкий металлургический комбинат им..Ю.В.Андропова (72) А.A.Кардашов, А.А.Никерясов, В.А,Иисюренко, P.È.Ñâèòëûê и Б.Т.Горбулинский (53) 621. 316. 788.5 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1272445, кл. H 02 Р 5/06, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИЮВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к злектротехнике и может быть использовано в электроприводах. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей и повыпенйе надежности. Устройство содеркит последовательно соединенные генератор 18 импульсов, ключ 17, вторую логическую ячейку .2ИЛИ 16 и второй триггер

14. Второй вход триггера 14 соединен с выходом ячейки ЗИ 9. Второй вход ячейки 2ИЛИ 16 соединен с выходом ячейки ЗИ 10. Управлякиций вход ключа

17 соединен с датчиком тока l. В,данном устройстве формируется потенциальный сигнал напичия статической нагрузки во всем интервале ее нрилоCJ жени я. ил.

1474820

Изобретение относится к электротехнике, может быть использовано в электроприводах и является усовершенствованием устройства по авт. св.

У 1272445.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение надежности.

На чертеже приведена схема устройства.

Устройство для определения динамических режимов электродвигателя содержит датчик 1 тока и датчик 2 скорости, первый дифференциатор 3, соединенный с датчиком 2 скорости,, второй дифференциатор 4, соединенный с датчиком 1 тока, первый 5 и второй 6 аналоговые инверторы, первую 7 и вторую 8 логические ячейки

2И, первую 9 и вторую 10 логические ячейки ЗИ. При этом выход дифференциатора 3 соединен непосредственно с первыми входами ячеек 7 и 10 и через инвертор 5 с первыми входами 25 ячеек 9 и 8, а выход дифференциатора 4 соединен непосредственно с вторыми входами ячеек 7 и 9 и через инвертор 6 с вторыми входами ячеек

8 и 10. Кроме того, устройство содержит логическую ячейку 2ИЛИ 11, входы которой соединены с выходами ячеек 7 и 8, логическую ячейку

2ИЛИ-НЕ 12, входы которой соединены с выходами дифференциатора 3 и инвертора 5, а также триггер 13 с раздельными входами. Причем вход сброса триггера 13 соединен с выходом ячей-: ки 12, установочный вход — с выходом ячейки 11, а инверсный выход триггера 40

13 соединен с третьими входами ячеек

9 и 10. Второй триггер 14 с раздельными входами, прямой выход которого соединен с выходной клеммой 15 устройства, соединен установочным вхо- 45 дом с выходом первой 9 ячейки ЗИ, а входом сброса — с выходом второй 16 логической ячейки 2ИЛИ,первый вход которой соединен с выходом второй 10 ячейки ЗИ, а второй — через ключевой элемент 17 с выходом генератора 18 . импульсов, причем управляющий вход ключевого элемента 17 подключен к выходу датчика 1 тока.

Устройство работает следующим об- 55 разом.

Сигнал, пропорциональный току электродвигателя, получают на выходе датчика 1 тока. Сигнал, пропорциональный скорости электродвигателя, получают на выходе датчика 2 скорости и дифференцируют при помощи дифференциатора 3, получая сигнал приращения скорости. Выходной сигнал датчика 1 тока дифференцируют при помощи дифференциатора 4, получая сигнал приращения тока.

Динамические режимы электродвигателя. характеризуются следующими со-. отношениями изменений тока и скорости, т.е. соответствующими знаками приращений режим пуска. — нарастание тока и скорости, т. е. положительные приращения тока и скорости; режим наброса статической нагрузки — нарастание тока и спадание скорости, т.е. положительное приращение тока и отрицательное приращение скорости, режим снятия статической нагрузки— спадание тока и нарастание скорости, т.е. отрицательное приращение тока и положительное приращение скорости; режим торможения — реверс тока и спадание скорости, т.е. отрицательные приращения тока и скорости.

Для приз едения приращений к одному знаку используют аналоговые инверторы

5 и 6, Выделение сочетаний приращений тока и скорости осуществляется логическими ячейками 2И и ЗИ 7-10.Логические сигналы, соответствующие определенным динамическим режимам электродвигателя, снимаются с выходов логических ячеек (клеммы a,Ь,с,d) .Ячейки 11 и 12,а также триггер !3 служатдля предотвращения появления ложных сигналов динамических режимов наброса и снятия статической нагрузки при пуске и торможении элект-родвигателя,,„

Формирование логического сигнала наличия статической нагрузки электродвигателя на выходной клемме 5 устройства осуществляется триггером 4, запуск которого производится импульсным логическим сигналом "Наброс нагрузки",поступающим с клеммы Ь.Для сброса триггера 14

14 в исходное состояние используют вторую логическую ячейку 2ИЛИ 1 6, осуществляющую логическое суммирование сигналов: импульсного логического сигнала

"Снятие нагрузки", поступанзцего с клеммы с ри импульсного сигнала с выхода ключевого элемента 17.

Ключевой элемент 17 осуществляет коммутацию импульсов генератора 18 импульсов в зависимости от наличия сигнала с датчика 1 тока. Ключевой

1474820 элемент 17 и генератор 18 импульс в служат для установки второго триггера 14 в исходное состояние при включении устройства, а таисие в режимах снятия статической нагрузки электродвигателя при его торможении, что повышает надежность работы устройства.

При отсутствии тока электродвигателя (в реальном электродвигателе при токе холостого хода) ключевой элемент 17 открыт и импульсы с выхода генератора 18 поступают на вход сброса второго тр,:;ггера 14, подтверж- 1 дая его исходное состояние, при котором на выходе устройства (клемма

15) действует сигнал "Логический нуль". При появлении тока электродвигателя на Выходе датчика 1 тока появляется сигнал, запирающий ключевой элемент 17 и подача импульсов на вход сброса второго триггера 14 прекр ащает с я. .При пуске электродвигателя поло- 25 жительное приращение тока с выхода дифференциатора 4 поступает непосредственно на второй вход ячейки 7. Кроме того, положительное приращение скорости с выхода дифференциатора 3 поступает на первый вход ячейки 7, Превышение сигналами, поступающими на входы ячейки 7, уровня срабатывания вызывает появление на ее выходе а логического сигнала, соответствующего динамическому режиму пуска электродвигателя. Этот сигнал поступает также на вход ячейки 11, вызывая IIQ явление на ее выходе сигнала "Логическая единица", что в свою очередь приводит к переключению триггера 13 и появлению на его выходе сигнала

"Логический нуль", который блокирует по третьим входам ячейки 9 и 10 предотвращая срабатывание ячейки 10 в конце режима пуска. Исчезновение сигнала с выхода дифференциатора 3 приводит к появлению сигнала "Логи. ческая единица" на выходе ячейки 12 и перебросу триггера в исходное состояние.

При разбросе статической нагрузки положительное приращение тока с выхода дифференциатора 4 поступает непосредственно на второй вход ячейки

9. Кроме того, отрицательное приращение скорости с выхода дифференциатора 3 через аналоговый инвертор 5 поступает на первый вход ячейки 9, при этом на выходе триггера 13 действует сигнал "Логическая единица", разрешакщий работу. ячеек 9 и 10. Наличие трех сигналов "Логическая единица" на входах ячейки 9 приводит к появ" лению сигнала "Логическая единица" на ее выходе. Этот сигнал поступает на установочный вход второго триггера 14, вызывая его переключение, при этом на выходе устройства (клемма

15) появляется сигнал "Логическая единица", свидетельствуя о наличии статической нагрузки электродвигателя.

При снятии статической нагрузки положительное приращение скорости с выхода дифференпиатора 3 поступает непосредственно на первый вход ячей" ки 10. Кроме того, отрицательное приращение тока, с выхода дифференциатора 4, через аналоговый инвертор 6 поступает на второй вход ячейки 10.

На выходе g триггера 13, а следовательно, и на третьем входе ячейки

10 действует сигнал "Логическая единица !, Наличие трех сигналов "Логическая единица" на входах ячейки

1О приводит к появлению на ее выходе сигнала "Логическая единица", который поступает на вход сброса второго триггера 14 через ячейку 16, вызывая его переключение в исходное состояние. При этом на выходной клемме 15 устройства появляется сигнал

"Логический нуль", свидетельствуя об отсутствии статической нагрузки.

В режиме торможения электродвигателя отрицательные приращения тока и скорости с выходов дифференциаторов

4 и 3 соответственно поступают на входы ячейки 8 через аналоговые инверторы 6 и 5. Цепочка блокировки, включающая ячейки )1, 12 и триггер

13, работает анало гично.

В реальных системах электропривода иногда встречается режим, когда снятие статической нагрузки происхо1. дит на интервале торможения двигателя. В этих случаях с началом торможения отрицательные приращения тока и скорости с выходов дифференциаторов 4 и 3 через аналоговые инверторы 6 и 5 соответственно поступают на входы ячейки 8, что приводит к появлению на ее выходе сигнала "Логическая единица". При этом на выходе ячейки 11 появляется сигнал "Логическая единица", что в свою очередь

5 147 приводит к переключению триггера 13 и появлению на его выходе сигнала

"Логический нуль", который блокирует по третьему входу ячейку 10, предотвращая ее срабатывание, несмотря на наличие сигналов "Логическая единица" на двух других ее входах, обусловленных снятием статической нагрузки. Поэтому при снятии статической нагрузки на интервале торможения на выходе ячейки. 10 отсутствует импульс, перебрасывающий второй триг. гер 14 в исходное состояние, при этом на выходе устройства (клемма 15) действует,ложный сигнал "Логическая единица" при отсутствии статической нагрузки электродвигателя.

Дпя предотвращения подобных режимов "зависания" второго триггера 14, а также для установки его в исходное состояние при включении питания устройство. содержит генератор 18 импульсов и ключевой элемент 17, управляющий вход которого подключен к выходу датчика 1 тока, а выход — через ячейку 16 к выходу сброса второго триггера 14. Таким образом, при снижении выходного сигнала датчика 1 то ка до уровня, соответствующего току холостого хода двигателя, ключевой элемент 17 открывается и пропускает импульсы с выхода генератора 18 на вход сброса второго триггера 14, возвращая его в исходное состояние.

Расширение функциональных возможностей устройства, заключающееся в том, что наряду с импульсными сигналами, формируемыми в моменты пуска, торможения, наброса и снятия статической нагрузки (клеммы а-Й) формируется логический потенциальный сигнал наличия статической. нагрузки на всем интервале ее приложения, с момента ее наброса до момента снятия, действующего на выходе устройства (клемма 15), достигается введением второго триггера с раздельными входами, прямой вход которого соединен с выходной клеммой устройства, ус1

Составитель В

Редактор С.Патрушева Техред Л. Серд

4820 тановочный вход соединен с выходом первой логической ячейки ЗИ, а вход сброса — через вторую логическую ячейку 2ИЛИ с выходом второй логической ячейки ЗИ.

Повышение надежности работы устройства заключается в устранении "зависания" второго триггера 14 в состоянии, при котором на его выходе, а следовательно, и, на выходной клемме 15 устройства действует сигнал

"Логическая единица". при отсутствии статической нагрузки двигателя. Такое состояние триггера 14 возможно при первоначальном включении устройства, а также при снятии статической нагрузки в режиме торможения двигателя. Повышение надежности работ ы устройства достигается введением генератора импульсов, выход которого соединен с вторым входом второй логи» че ской ячейки 2ИЛИ ч е рез ключе вой элемент, управляющий вход которого подключен к выходу датчика тока.

Фор мул а из об р ет ения

Устройство для определения динамических режимов электродвигателя по авт. св. Р 1272445, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности, в него дополнительно введены второй триггер. с раздельными входами, вторая логическая ячейка 2ИЛИ, ключевой элемент и генератор импульсов, выход которого соединен через ключевой элемент, управляющий вход которого подключен к выходу датчика тока, с первым вхо" дом второй ячейки 2ИЛИ, второй вход которой соединен с выходом второй логической ячейки ЗИ, а выход - с входом сброса второro триггера, установочный вход которого подключен к выходу первой логической ячейки ЗИ, при этом прямой выход второго триггера соединен с выходной клеммой устройства.

50,Трофименко;: юкова

Корректор M.Âàñèëüåâà

Заказ 1909/55 Тираж 548 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для определения динамических режимов электродвигателя Устройство для определения динамических режимов электродвигателя Устройство для определения динамических режимов электродвигателя Устройство для определения динамических режимов электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для создания систем управления прецизионными перемещениями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к устройствам для регулирования числа оборотов электродвигателей, основанного на сравнении измеренной скорости вращения двигателя с заданным физическим параметром, причем результат сравнения используется для регулирования одиночных двигателей постоянного тока путем регулирования тока якоря и м.б

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивном тиристорном электроприводе с реверсорами

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах, подверженных воздействию случайных возмущений

Изобретение относится к электротехнике ,в частности, к автоматизированному электроприводу постоянного тока с электродвигателем последовательного возбуждения, к-рый получает питание от реверсивного тиристорного преобразователя

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах прокатных станов

Изобретение относится к электротехнике , а именно к импульсному регулированию частоты вращения электродвигателя постоянного тока, и может быть применено в системах автоматизированного электропривода быстродействующих станков, прессов, роботов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе с широким диапазоном регулирования скорости

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх