Способ получения охлаждающей жидкости

 

Изобретение относится к способам получения охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания преимущественно грузовых и легковых автомобилей. Целью изобретения является снижение затрат на изготовление охлаждающей жидкости при сохранении ее работоспособности. Поставленная цель достигается разбавлением концентрата охлаждающей жидкости водой до объемного содержания этиленгликоля не менее 83 об.% от его содержания, соответствующего началу кристаллизации раствора при температуре эксплуатации. Минимальную объемную долю этиленгликоля в низкозамерзающей жидкости D<SB POS="POST">эг</SB> определяют по формуле D<SB POS="POST">эг</SB>=83<SP POS="POST">.</SP>(273-Тк)/34,3+1,032<SP POS="POST">.</SP>(273-Тк) %, где Тк - предельная температура эксплуатации, К. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1477732 д1 (51)4 С 09 К 5/ОО

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГЕg!-",рц

Гя,",, <;;. .:„: l-ufiil1;

E:.,„,.. „-К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (21) 4188322/23-26 (22) 31.10.86 (46) 07.05.89, Бюл. 1 17 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) Э.E Хмельницкий, Е.Н.Зайченко, А.Н.Моисейчик и И.П,Стекачев (53) 621.544,2 (088,8) (56) Жидкость охлаждающая низкозамерзающая, Стандарт СЭВ 2130-80, Группа Л21, 1980, (54) СПОСОН ПОЛУЧЕНИЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ

ЖИДКОСТИ (57) Изобретение относится к спосо6aM получения охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей

Изобретение относится к способам получения охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, преимущественно грузовых и легковых автомобилей °

Цель изобретения — снижение затрат на изготовление охлаждающей жидкости при сохранении ее работоспособности.

Пример 1. Концентрат низкозамерзающей жидкости, содержащий этиленгликоль с введенными присадками, разбавляют водой до объемного содержания этиленгликоля в растворе

46 o6.%, Полученным раствором заполняют систему охлаждения двигателя автомобиля "Москвич-2140", включающую теплообменники охлаждения двигателя и отопления кабины, Охлаждают внутреннего сгорания преимущественно грузовых и легковых автомобилей.

Целью изобретения является сни:",ение затрат на изготовление охлаждающей жидкости при сохранении ее работоспособности. Поставленная цель достигается разбавлением концентрата охлаждающей жидкости водой до объемного содержания этиленгликоля не менее

83 o6. i. от его содержания, соответствующего началу кристаллизации раствора при температуре эксплуатации.

Минимальную объемную долю этиленгликоля в низкозамерзающей жидкости

d,, определяют по формуле d,,= 83 х х (273-Тк) /34,3+1,032 .(273-Тк) об,7., где Тк — предельная температура эксплуатации, К, 1 табл.

Феей двигатель в низкотемпературнои камере до минус 40 С. После охлаждения 4 двигателя осуществляют пуск двигате- ) ля и определяют стабилизацию цирку- ) ляции жидкости во всех узлах системы ас 1 охлаждения двигателя. СО

Циркуляция охлаждающей жидкости через теплообменник отопителя салона стабилизируется через 2-3.мин после пуска двигателя (по достижению температуры жидкости в двигателе 5-10 С)

> а стабилизапия циркуляции жидкости ф через теплообменник охлаждения дви-. гателя происходит через 0,5 мин после открытия термостата (по достижению температуры жидкости в двигателе

80 С).

Найдено: объемное содержание эти-ленгликоля в низкозамерзающей жидко147773 .

40

Найдено: объемное содержание эти55 ленгликоля в низкозамерзающей жидкости на 19/ ниже, чем объемное содержание при начале кристаллизации раствопа при минус 40 С, при этом не о сти на !2,5 o6,Õ меньше, чем его объемное содержание, соответствующее началу кристаллизации раствора при о минус 40 С, при этом работа системы охлаждения двигателя ан;логична рабо5 те при заполнении ее низкозямерзающей жидкостью "Тосол А-40", полученной по технологическим у< .овиям с объемным содержанием концентрата

"Тосол А", равным 56 об./. .

Пример 2. Концентрат низкозамерзающей жидкости разбавляют водой до содержания этиленгликоля в растворе 43,5 об, i и полученным раст- 15 вором заполняют систему охлаждения двигателя "Москвич-2140". После охлаждения в низкотемпературной камере до о минус 40 С осуществляют пуск двигателя.

Стабилизация циркуляции жидкости через теплообменник отопления салона наступает через 5-8 мин. работы двигателя (по достижению температуры жидкости в двигателе 60-70 С), а через теплообменник охлаждения двигателя — через 1 мин после открытия термостата (при достижении темперао туры жидкости в двигателе 85 С) .

Найдено: объемное содержание эти1 ленгликоля в низкозамерзающей жидкости на 17 об.Х меньше, чем его содержание, соответствующее началу о кристаллизации при минус 40 С, при этом система охлаждения двигателя работает надежно. 35

Пример 3. Концентрат низкозамерзающей жидкости разбавляют водой до объемного содержания этиленгликоля 42,5 об.Х. Этим раствором заполняют систему охлаждения двигателя

"Москвич-2140", охлаждают двигатель до минус 40 С и осуществляют пуск двигателя.

Циркуляция жипкости через теплообменник охлажцения двигателя стаби- 45 лизируется с задержкой после открытия термостата (при достижении темперао туры жидкости в двигателе 90-95 С), а стабилизация циркуляции жидкости в теплообменнике отопителя происхо- 50 дит только после длительной работы двигателя (при достижении температуры жидкости в,двигателе 95-100 С), обеспечивается надежная прокачиваемость системы охлаждения после пуска, 1

Пример 4, Концентрат низкозямерзяющей жидкости разбавляют водой до объемного содержания этиленгликоля 20 об.%, заполняют этим раствором систему охлаждения двигателя "Москвич-2140", охлаждают в низкотемпературной камере двигатель до минус о

10 С и осуществляют гуск двигателя, Стабилизация циркуляции жидкости через теплообменник охлаждения двигателя и отопления кабины происходит через 1 мин после открытия термостата (по достижению температуры жидкости 85 С).

Найдено: объемное содержание этиленгликоля в низкозамерзающей жидкости на 17 об, меньше, чем его содержание, соответствующее началу кристаллизации при минус 10 С, при этом система охлаждения двигателя работает надежно °

Пример 5 ° Концетрат низкозамерзающей жидкости разбавляют водой до содержания этиленгликоля

48 об,/. Этим раствором заполняют систему охлаждения двигателя "КАМАЗ740", содержащую теплообменники охлаждения двигателя и отопления кабины и подключенный к ней штатный предпусковой подогреватель ° 3 ниэкотемпературной камере охлаждают двигагель до минус 50 С, осуществляют предпусковой подогрев и пуск двигателя.

При предпусковом подо).-реве двигателя обеспечивается надежная циркуляция жидкости между двигателем и подогревателем, а после пуска двигателя стабилизация циркуляции жидкости через теплообменьики охлаждения двигателя и отопления кабины происходит через 0,5-1 мин после открытия термостата (по достижении температуры охлаждающей жидкости 85 С), Найдено: объемное содержание этиленгликоля в низкозамерзающей жидкости на 17 об./ меньше, чем его содержание, соответствующее началу криО сталлизации при минус 50 С, при этом система охлаждения двигателя сохраняет работоспособность.

Пример 6. Концентрат низкозамерзающей жидкости разбавляют водой до содержания этиленгликоля

47 об./, полученным раствором запол1 77<2 няют систему охлаждения двигателя ," КЛИЛ 1-740" по примеру 5. Двигатель

< хлажлают в низкотемпературной камере до минус 50 С, осуществляют прецпусковой л<1догрев и пуск двигателя.

1(ри лредпусковом подогреве в продолжении 5-10 мин происходит nepu<>JIvwpcкое нарушение циркуляции жидкости между подогревателем и двигателем, вызывающее необходимость остановок подогревателя. При достижении температуры жидкости на входе в подоо., греватель минус 46 С циркуляция жипкости между подогревателем и двигателем стабилизируется, После пуска двигателя стабилизация циркуляции жидкости в теплообменниках охлаждения двигателя и отопление кабины происходит с задержкой на 7-10 мин после открытия термостата (по достижении температуры жидкости в двигателе

95-1000), Найдено: объемное содержание этиленгликоля в низкозамерзающей жидкости на 19 об,/. меньше, чем его содержание в начале кристаллизации рао створа при минус 50 С, при этом в системе охлаждения не обеспечивается надежная циркуляция жидкости как лри предпусковом подогреве, как и после пуска двигателя.

Данные об объемном содержании компонентов в охлаждающей жидкости при различных температурах приведены в таблице °

Низкозамерзающая жидкость с объемным содержанием этиленгликоля

83 об,/ от его содержания, соответствующего началу кристаллизации раствора (примеры 2,4,5), обеспечивает необходимую надежность работы системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания грузовых и легковых автомобилей при различных температурах эксплуатации. Применение низкозамерзающей жидкости с объемным содержанием этиленгликоля менее 83 об.У. от его содержания, соответствующего началу кристаллизации раствора (примеры 3 и 6), не обеспечивает надежность работы системы охлаждения двигателя после его пуска при предельных низких температурах эксплуатации из-за возможности нарушения циркуляции жидкости. Применение низкозамерзающей жидкости с объемным содержанием этиленгликоля более

87,Ь OT er

С учетсм изложенного в табл, даны предельно допустимые и рексмендуемые объемные содержания этиленгликоля в низкозамерзающей жидкости при различной температуре эксплуатации ВВТоМо билей, Исходя из величины объемного содержания этиленгликоля в начале кристаллизации раствора и рекомендуемых его предельных значениг в низкозамерзающей жидкости, для расчета состава охлаждающих жидкостей с учетом температуры эксплуатации применяется эмпирическое уравнение

83 (273 — ТК)

34,3 + 1,032 (273-ТК) где d,„ — минимальная объемная доля этиленгликоля в ниэкозамерзающей жидкс сти, об,Е, 30 ТК вЂ” предельная температура эксплуатации, К.

Применение предлагаемого способа получения низкозамерзающей жипкости для заполнения системы охлажпения

35 двигателей внутреннего сгорания грузовых и легковых автомобилей по сравнению с известным обеспечивает существенное снижение затрат на ее изготовление, Кроме того, предлагаемый

40 способ дает возможность для каждой климатической зоны эксплуатации применять низкозамерзающую жидкость с минимально необходимым содержанием этиленгликоля, что, в свою очередь, 45 обеспечивает снижение потребления этиленгликоля °

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Способ получения охлаждающей жид50 кости для с стем охла ден я двигателей внутреннего сгорания, преимущественно грузовых и легковых автомобилей, включающий разбавленне, концентрата низкозамерзающей жидкости на основе этиленгликоля водой, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на изготов" ление охлаждающей жидкостн при сох1477732 ранении ее работоспособности, разбавление концентрата водой ведут до

83 об.Х от объемного содержания этиленгликоля, соответствующего началу кристаллизации раствора при температуре эксплуатации.

Предельная темпе

Содержание компонентов в низкозамерзающей жидкости, об.й

Концентрат "Тосол-А" (этиленгликоль и присадки) Этиленгликоль

СТ СЭВ

213 0-8 .f

Предель- Номинальное ное

Нижнее запредельВерхнее запредельное ное начале кристаллизации

65

СТ СЭВ 2130-80 — Жидкость охлаждающая низкозамерзающая.

Составитель М,Прокофьев

Техред Л.Сердюкова Корректор C.Øåêìàð

Редактор Н.Яцола

Заказ 2313/24 Тираж 632 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинаг "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 ратура .эксплуатации, GC

-30

-40

-50

-65 в раство ре с водой при

45,5

52,5

58,0

65,5

38,0

43,5

48,0

55,0

40,0

46,0

51,0

57,. 0

37,0

42,5

47,0

54,0

48 0

56,0

60,0

67>0

Способ получения охлаждающей жидкости Способ получения охлаждающей жидкости Способ получения охлаждающей жидкости Способ получения охлаждающей жидкости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тепло - и гидротехники, может быть использовано для снижения гидравлических и тепловых потерь в замкну1Ъ1У системах тепло - и холодоснабжения, теплоцентралях и системах оборотного водоснабжения и позволяет расширить рабочий диапазон, скоростей и температур течения потока и снизить коррозионную активно сть тепло - и хладоцосителя

Изобретение относится к жидкому теплоносителю/хладагенту для низких температур
Изобретение относится к холодильной и отопительной технике, в частности к жидким рабочим составам для применения в качестве промежуточного хладоносителя или низкозамерзающего теплоносителя, а также при охлаждении двигателей и в установках кондиционирования воздуха
Изобретение относится к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания, в которых жидкостное охлаждение с охладителем достигает температуры кипения более высокой, чем температура кипения при атмосферном давлении
Изобретение относится к тепловой и холодильной технике, а именно к жидким рабочим составам для применения в качестве теплохладоносителей, служащих для передачи тепла, и может быть использовано в холодильной технике, в теплообменных и нагревательных устройствах
Изобретение относится к термически стабильной композиции антифризного охладителя, включающей воду и гликоль в весовом отношении, равном от примерно 95:5 до примерно 5:95 соответственно, и включающей от примерно 0,01 мас.% до примерно 5,0 мас.%, по меньшей мере, одну добавку выбранную из группы, состоящей из 3-гидроксибензойной кислоты, 2,3-дигидроксибензойной кислоты, 2,4-дигидроксибензойной кислоты, 2,5-дигидроксибензойной кислоты, 2,6-дигидроксибензойной кислоты, 3,4-дигидроксибензойной кислоты, 3,5-дигидроксибензойной кислоты, 2,4,6-тригидроксибензойной кислоты, изолимонной кислоты, ацетилсалициловой кислоты и щелочных солей указанных кислот
Изобретение относится к охлаждающей жидкости, которая содержит, мас.%: нитрит натрия 0,1-0,2, нитрат натрия 0,2-0,3, бензотриазол 1,0-2,0, борат этаноламина 2,0-3,0, этиленгликоль 50,0-60,0 и воду остальное
Антифриз // 2370513
Изобретение относится к антифризу, который содержит нитрит натрия 0,1-0,2 мас.%, нитрат натрия 0,2-0,3 мас.%, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола 3,0-4,0 мас.%, борат этаноламина 2,0-4,0 мас.%, этиленгликоль 50,0-60,0 мас.% и воду остальное
Наверх