Дейдвудный подшипник

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым дейдвудным подшипникам тяжелонагруженных валопроводов. Цель изобретения - повышение несущей способности подшипника. Подшипник содержит наружную и внутреннюю втулки, а также размещенную между ними эластичную прокладку. Внутренняя втулка выполнена в виде колец из антифрикционного материала, установленных с зазором. Между кольцами внутренней втулки установлены промежуточные несущие элементы из упругого антифрикционного материала с рабочей поверхностью, диаметр которой меньше диаметра рабочей поверхности внутренней втулки. Во время работы происходит сжатие уплотняющих элементов в осевом направлении в рабочей зоне. Это способствует выравниванию давлений по длине подшипника и повышению его несущей способности. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

79 Al (19) (11) (ц 4 F 16 С 17/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯ14

ПРИ ГКНТ СССР

К Д BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4143346/31-27 (22) 04.11.86 (46) 15.05.89. Вил. 1 - 18 (71) Донецкий политехнический институт (72) й.П. Снеговский, А.В. Орехов, Е.В. Соков, В.С. Горелик, А.П. Гуня, А.Е. Горкуша, h.В. Вяльцев и А,В.Деркач (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 420499, кл. В 63 Н 23/36, F 16 С 33/04, 1972, (54) ДЕЙДВУДНЬЙ ПОДЯИПНИК (57) Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым дейднудным подшипникам тяжелонагруженных валопронодов. Цель изобретения повьпчеиие несущей способности под1

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым дейдвудным подчипникам тяжелонагруженных валопроводов.

Цель изобретения — пов пчение несущей способности подшипника путем выравнивания давлений по длине в ра бочей зоне.

На фиг..1 изображен подшипник, общий нид; на фиг.2 — промежуточный несущий элемент в виде кольца с центральной проточкой; на фиг.3 несущий элемент н виде кольца сложного профиля с армирующим элементом (его вариант); на фиг.4 — под|чипник при действии на него упруго изогнутого вала; на фиг.5 — эпюры гидродиpIHIlHHKa. Подшипник содержит наружную втулку и ннутреннюи, а также размещенную между ними эластичную прокладку. Внутренняя втулка выполнена н виде колец из антифрикционного материала, установленных с зазором.

Между кольцами внутренней втулки установлены промежуточные несущие элементы из упругого антифрикционного материала с рабочей поверхностью, диаметр которой меныче диаметра рабочей понерхност:. внутренней втулки, Во время работы происходит сжатие уплотняющих элементов н осевом направлении в рабочей зоне. Это способствует вйравниванию давлений по длине подиипника и повышению его несущей способности.

3 з.п. A-vsi, 5 ил. намических давлений, возникающих в данном подшипнике и н прототипе.

Дейдвудный подшипник содержит промежуточный несущий элемент размещенный между кольцами 2 внутренней втулки из антифрикционного материала, расположенной концентрично н эластичной прокладке 3, размещенной в наружной втулке 4 ° Причем несущий элемент 1 может быть нйпол- . нен в виде кольца с проточкой (фиг.2) и армирукнчим элементом 5, например, из стали, концентрично расположенным в уплотняющем элементе 1, или н ниде кольца с Н вЂ образн профилем в радиальном сечении и армирующим эле-, ментом 5 н виде плоской спирали, например из проволоки из нержавеющей

1. Дейдвудный подшипник, сойеР жащий наружную втулку и внутреннюю, выполненную в виде колец из. антифрик" ционного материала, установленные с зазором, а также размещенную между ними эластичную прокладку, о т,л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения несущей способности подшипника, он снабжен промежуточl ными, установленными между кольцами внутренней втулки несущими элементами из упругого антифрикционного материала с рабочей поверхностью, диаметр которой меньше диаметра рабочей поверхности внутренней втулки.

2. Подшипник по п.l, о т л и ч аю шийся тем, что промежуточный несущий, элемент выполнен с проточкой.

3. Подшипник по пп.l и 2, о т— л и ч а ю шийся тем, что промежуточный несущий элемент в радиальном сечении выполнен Н-образным.

4. Подшипник по пп.l — 3, о т— л и ч а ю шийся тем, что промежуточный несущий элемент снабжен упругим армирующим элементом. з 147973 стали (фиг.3). Несущий элемент 1 вы-, полнен с рабочей поверхностью, диаметр которой меньше диаметра рабочей поверхности внутренней втулки.

С рабочими поверхностями элемента 1 сопряжен вал 6.

В процессе эксплуатации на дейдвудный подшипник действуют рассредоточенная нагрузка от веса вала 6, сосредоточенная нагрузка от веса винта (на фиг.4 не показан), динамические нагрузки. Они приводят к упругому изгибу вала и перемещению колец 2 относительно друг друга 15 (фиг. 4) . Зазоры между кольцами 2 устранены с помощью несущих элементов 1, помещенных между их торцами.

При перемещении колец 2 под действием изгиба вала 6 происходит стяжка 2р несущих элементов 1 в осевом направлении в рабочей зоне.

Бурты промежуточных несущих элементов, введенные в проточки колец 2, препятствуют образованию зазоров 25 между несущими элементами 1, что способствует выравниванию гидродинамических давлений по его длине. Лричем в случае выполнения несущих эле" ментов с проточками, в которые вво- 3р дятся бурты колец 2, при перемещении последних относительно друг друга обеспечивается плотное беззазорное соединение колец и несущих элементов по торцам.

При размещении в несущих элементах 1 армирующих элементов 5 (фиг.2, 3) под нагрузкой обеспечивается величина деформации несущего элемента

B pадиальном направлении Гаранти 40 рующая постоянство величины зазора по длине подшипника.

При использовании несущего элемента 1 с кольцевой проточкой целесообразно армирующий элемент 5 выполнять в виде кольца С-образного сечения (фиг.2> поскольку при нагружении подшипника происходит его выравнивание.

При использовании несущего элемента 1 сложной формы (фиг.3) целесо50 образно армирующий элемент 5 выполнять в виде плоской спирали, поскольку при действии на несущие элементы гидродинамических давлений про55 исходит перемещение витков относительно друг друга и обеспечивается необходимая жесткость уплотняющего элемента и постоянство величинй зазора в подшипнике по длине.

Максимальное гидродинамическое давление в данном подшипнике меньше, ! чем в прототипе, что способствует повышению несущей способности. Воэможность появления торцового зазора между кольцами 2 и несущими элементами 1 в верхней части охватывающей гребной вал 6 поверхности не влияет на величину гидродинамических давлений в несущем слое, так как зазор появляется в нерабочей зоне, Учитывая, что несущий элемент 1 выполнен из упругого материала, его поверхность должна выступать над поверхностью скольжения колец 2 на величину деформации элемента от средней расчетной нагрузки, что необходимо для обеспечения равного зазора по длине подшипника.

Таким образом, данное техническое решение позволяет в сравнении с прототипом повысить несущую способность подшипника на 15-20% за счет выравнивания гидродинамических давлений по длине посредством их перераспределения.

@ о р м у л а и з о б р е т е н и я

1479739

Фиг. 2

Фиг.З

1479739

Составитель Т.Хромова

Редактор М. Келемеш Техред М. Дидык Корректор С.Патрушева

Заказ 2526/37 Тираж 700 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям.при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Дейдвудный подшипник Дейдвудный подшипник Дейдвудный подшипник Дейдвудный подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к .подшипникам скольжения, которые могу.т быть использованы в химической, нефтехимической промышленности и других отраслях народного хоз яйства

Изобретение относится к приборостроению , а более конкретно - к подшипникам скольжения, работаюш,им в контролируемых технологических средах, например в устройствах вакуумных напылительных установок

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к радиальным опорам скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повьш1енных перекосов валов и осей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опорных узлов валов с торцовой подачей смазки

Изобретение относится к гидродинамическим опорам скольжения для восприятия радиальной нагрузки в центробежных насосах различных типов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх