Подшипниковый узел скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повьш1енных перекосов валов и осей. Целью изобретения является расширение технологических возможностей и повышение надежности. Подшипниковый узел скольжения содержит опорный разъемный корпус со сферической внутренней поверхностью и дополнительный корпус с кольцевой проточкой. Вкладьш установлен в кольцевой проточке дополнительного корпуса и зафиксирован относительно него. Цапфа вала снабжена разъемной втулкой, охватывающей вал, и хомутами, охватывающими разъемную втулку, соединенными с помощью крепежных элементов. На одной части втУ-пки по линии разъема выполнены выступы с плоскими внутренними поверхностями , а на другой - впадины, контактирующие с выступами и расположенные в местах установки хомутов. Боковые стенки кольцевых проточек втулки центрируют хомуты.Корпуса при работе самоустанавливаются вместе с вкладышем , втулкой и хомутами при несоосности и перекосах валов. Замковые части во втулке предохраняют ее от смещения. Это способствует увеличению срока службы и повьппению надежности . 1 з.п. ф-лы, 2 ил. i СЛ со о ОО ел оо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

53 А1 (19) (11) (51) 4 F 16 С 17/02 23/04

®СЕ Г:-:

I 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д BTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЯЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3653826/27-27 (22) 17.08.83 (46) 15.04.87. Бюл. № 14 (?1) Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (72) Л,В. Курочкин (53) 621.822.5 (088.8) (56) Воронков Б.Д. Подшипники сухого трения. Л.: Машиностроение, 1979, с. 105, рис. 44 S. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повышенных перекосов валов и осей.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей и повышение надежности. Подшипниковый узел скольжения содержит опорный разъемный корпус со сферической внутренней поверхностью и дополнительный корпус с кольцевой проточкой. Вкладыш установлен в кольцевой проточке дополнительного корпуса и зафиксирован относительно него. Цапфа вала снабжена разъемной втулкой, охватывающей вал, и хомутами, охватывающими разъемную втулку, соединенными с помощью крепежных элементов. На одной части втулки по линии разъема выполнены выступы с плоскими внутренними поверхностями, а на другой — впадины, контактирующие с выступами и расположенные в местах установки хомутов. Боковые стенки кольцевых проточек втулки центрируют хомуты. Корпуса при работе самоустанавливаются вместе с вкладышем, втулкой и хомутами при несоосности и перекосах валов. Замковые части во втулке предохраняют ее от смещения. Это способствует увеличению срока службы и повышению надежности. 1 з. п. ф-,лы, 2 ил.

1 13037

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах труднодемонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повышенных перекосов валов и осей..

Целью изобретения является расширение технологических возможностей и повышение надежности.

На фиг.1 изображен подшипник, по- 10 перечный разрез; на фиг.2 — то же, продольный разрез.

Подшипник содержит опорный разъемный корпус 1, внутренняя поверхность которого выполнена сферической с глу- 1з хим отверстием 2, расположенным на оси симметрии корпуса 1. В корпусе 1 установлен дополнительный разъемный корпус 3, выполненный со сферической наружной поверхностью, сопрягающейся 20 с внутренней сферической поверхностью корпуса 1, что позволяет ему совершать угловые перемещения.

Дополнительный корпус 3 зафиксирован в корпусе 1 штырем 4, ввернутым в центр его сферической поверхнос ти, цилиндрическая головка которого размещена с зазором в глухом отверстии 2 опорного корпуса 1,что позволяет корпусу 3 совершать угловые перемещения.

Кроме того, в кольцевой проточке дополнительного корпуса 3 размещен разъемный вкладыш 5, фиксирующийся от поворота в этом корпусе фиксато- 35 ром 6, который входит равномерно в глухие отверстия, расположенные в центре сопрягающихся поверхностей корпуса 3 и вкладыша 5.

Внутренняя поверхность вкладыша 5 40 контактирует с разъемной втулкой 7, торцовые — с разъемными хомутами 8 и 9, расположенными в кольцевых проточках втулки 7 и стянутых винтами 10.

По линии разъема на одной из вту- 45 лок выполнены выступы 11, на другой— впадины, контактирующие с выступами, расположенные в местах установки хомутов и образующие замковые части.

Кроме того, линия разъема замковых 50 частей втулки смещена относительно линии разъема хомутов на величину,выбираемую конструктивно и позволяющую производить центрирование одной части втулки относительно другой. В по- 55 перечном сечении втулки внутренняя поверхность выступов 11 выполнена плоской и расстояние между ними равно внутреннему диаметру втулки, а на53 2 ружная поверхность выступов цилиндрическая и является частью цилиндрической наружной поверхности втулки, кроме того, они сопряжены с впадинами втулки с зазором. Наружная поверхность выступа 11 замковой части втулки 7 прилегает к внутренней поверхности хомута 8, что центрирует втулки и не дает им смещаться в поперечном сечении.

В продольном сечении втулки высту.пы и впадины с одной стороны сопрягаются с зазором, а с другой стороны без зазора, что фиксирует части втулки 7 от перемещения одной относительно другой в продольном направлении.

Втулка 7 неподвижно закреплена на вале 12 стопорными винтами 13.Корпус 3 имеет проточки, в которых размещены разъемные уплотнительные кольца.14, сам корпус стянут винтами 15.

Наружный корпус 1 стянут винтами 16 и фиксируется в осевом направлении сферической поверхностью дополнительного корпуса 3, а в радиальном — замковой частью самого корпуса.

Подшипник работает следующим образом.

При вращении вала 12 вместе с ним вращаются неподвижно закрепленные на нем части втулки 7 вместе со стягивающими. их хомутами 8 и 9 °

Повороту вала относительно втулок и смещению их в осевом направлении препятствуют стопорные винты 13,крепящие втулку на вале, это предотвращает износ вала и втулки и позволяет изготавливать валы упрощенной конструкции, гладкими, без буртов.

Изобретение применяется в условиях повышенного перекоса валов и осей, что позволяет выполнять его самоустановку. Кроме того, узел можно устанавливать с валами или осями совершенно гладкими, имеющими кроме радиальных осевые нагрузки, так как вал стопорится во втулке стопорными винтами. Наличие уплотнений позволяет использовать узел в запыленных средах. Замковые части во втулке предохраняют ее от смещения, что способствует увеличению срока службы узла.

Формула изобрет ения

1. Подшипниковый узел скольжения, содержащий цапфу вала, опорный разь«I емный корпус со сферической внутрен3 1303 ней поверхностью, дополнительный корпус с кольцевой проточкой, выполненной на внутренней поверхности, и со сферической наружной поверхностью, сопряженной со сферической поверх5 ностью опорного корпуса, а также охватывающий цапфу вала вкладыш, установленный в кольцевой проточке дополнительного корпуса-и зафиксированный относительно него, о т л и ч а ю- 10 шийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей и повышения надежности, он снабжен размещенной между цапфой вала и вклады753 4 шем и закрепленной на цапфе вала, разъемной втулкой и охватывающими разъемную втулку хомутами, соединенными с помощью крепежных элементов и установленными по торцам вкладьппа, а вкладыш выполнен разъемным.

2. Узел скольжения по п.1, о тл и ч а ю щ и и ся тем, что в местах установки хомутов на одной части разъемной втулки по линии разъема ,выполнены выступы с плоскими внутренними поверхностями, а на другой— соответствующие впадины, контактирующие с выступами.

1303753

Составитель Т. Хромова

Редактор Л. Повхан Техред Л.Олейник Корректор А. Зимокосов

Заказ 1289/36

Тираж 760 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,4

Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения Подшипниковый узел скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области станкостроения и может быть истользовано в опорах скольжения с автоматическим регулированием

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опорных узлов валов с торцовой подачей смазки

Изобретение относится к гидродинамическим опорам скольжения для восприятия радиальной нагрузки в центробежных насосах различных типов

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к опорам скольжения
Наверх