Устройство для обучения операторов

 

Изобретение относится к тренажной технике и может быть использовано в устройствах обучения операторов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей путем оценки уровня подготовленности обучаемых на этапе упражнения по показателю числа операций, выполненных безошибочно, из общего их числа в алгоритме управления. Устройство дополнительно содержит дешифратор 16, счетчик 15, регистры 22-24, блок 25 памяти статистики результатов обучения. Устройство также содержит регистр 1 адреса, блок 2 памяти микропрограммы, регистр 3 микрокоманды, блок 5 ввода ответных действий оператора, блоки 6 и 26 сравнения, информационное табло 27, элементы ИЛИ 7,10,14, элементы 8,11-13 задержки. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (д1) 4 G 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ KOMHTET

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4227256/24-24 (22) 10.04,87 (46) 07,07,89. Бюл, Ф 25 (72) В.И.Балабай (53) 681.3.071(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1363289, кл. G 09 В 9/00, 1986.

Авторское свидетельство СССР

1437896, кл. G 09 В 9/00, 1986, I (54) УСТРОЙСТВО Д11Я ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к тренажной технике и может быть использовано в устройствах обучения операторов.

Цель изобретения — расширение дидак„„SU„„ 1 492368 А 1 тических воэможностеи путем оценки уровня подготовленности обучаемых на этапе упражнения по показателю числа операций, выполненных безошибочно, из общего их числа в алгоритме управления ° Устройство дополнительно содержит дешифратор 16, счетчик 15, регистры 22-24, блок 25 памяти статистики результатов обучения. Устройство также содержит регистр 1 адреса, блок 2 памяти микропрограммы, регистр 3 микрокоманды, блок 5 ввода ответных действий оператора, блоки 6 и 26 сравнения, информационное табло 28, элементы ИЛИ 7, 10, 14, элементы 8,11-13 задержки, 1 ил.

1492368

Изобретение относится к техническим средствам подготовки операторов систем управления и может быть испол ьэ онако дпя практического обучения операторов в тренажерах.

1\ель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.

На чертеже приведена структурная схема устройства обучения операто!

35 ров, Устройство содержит регистр 1 адреса, блок 2 памяти микропрограммы, регистр 3 микрокомандь1, панель 4 органов индикации, блок 5 ввода ответ- 15 ных действий оператора, блок 6 сравнения, элемент ИЛ11 7, элемент 8 задержки, счетчик 9, элемент ИЛИ 10 элемент 11 задержки, элемент 12 задержки, элемент 13 задержки, эле- 20 мент ИЛИ 14, счетчик 15, дешифратор 16, индикатор 17 номера попытки, индикатор 18 отличной оценки, индикатор 19 хорошей оценки, индикатор 20 удовлетворительной оценки, индика- 25 тор 21 неудовлетворительной оценки, регистр 22, регистр 23, регистр 24, блок 25 памяти статистики результатов обучения, блок 26 сравнения и вход 27 запуска устройства, Панель 4 30 индикаторов 17-21 объединены в информационное табло 28.

Регистр 1 предназначен для задания управляющей составляющей алгоритма деятельности оператора..Регистр 1 содержит столько ячеек, сколько операций в алгоритме управления. С поступлением сигнала на установочный вход регистра 1 производится выдача оператору данных о пер- 40 вой операции алгоритма, т,е, моделируется ситуация начала отработки задачи управления. Подачей сигнала на информационный вход регистра 1 производится сдвиг вправо и выбор адреса 45 микрокоманды, соответствующей очередной операции алгоритма, Блок 2 служит для хранения в виде микрокоманд данных о каждой операции алгоритма управления. Объем мик- 50 ропрограммы определяется количеством операций в алгоритме управления.При появлении сигналов на входах блока 2 происходит считывание микрокомандь1 текущей операции в регистр 3. 55

Регистр 3 предназначен дпя хране. ния данных текущей, отрабатываемой операции алгоритма. Данный регистр состоит из двух микроопераций: в первой хранится код органа индикации панели 4, который изменяет свое состояние в данной операции алгоритма, а во второй микрооперации — код органа панели управления блока 5, на который оператор должен воздействовать в той же операции алгоритма деятельности. С первых выходов регистра 3 код требуемого органа индикации посту. пает на входы панели 4, а со вторых выходов регистра 3 код органа управления поступает на входы блока 6 после появления сигнала на управляющем входе регистра 3, Панель 4 и блок 5 являются физической моделью пульта оператора реальной АСУ, Блок 6 предназначен для оценки безошибочности выполненного оператором управляющего воздействия на орган блока 5, путем сравнения с кодом требуемого органа, В случае совпадения поступивших кодов операция считается выполненной безошибочно и сигнал появляется на первом выходе блока 6, в противном случае, т,е, при ошибочном выполнении оператором управляющего воздействия, сравнения поступивших кодов не произойдет и сигнал ошибки будет зафиксирован на втором выходе блока 6.

Элементы HJIH 7 и 8 задержки служат дчя синхронизации моментов считываний второй микрооперации из регистра 3 и выдачи команды на сравнение в блок 6, Счетчик 9 предусмотрен дчя подсчета числа операций, выполненных обучающимся безошибочно. Именно этот показатель выбран в качестве критерия обученности операторов на начальных этапах подготовки, когда они еще недостаточно обучены безошибочному выполнению алгоритма целиком, Элементы ИЛИ i0 и ll задержки синх ронизируют моменты считывания информации иэ регистра 22 и из блока 25, Счетчик 15 предназначен для подсчета числа попыток обучаемого вьп олнить алгоритм, поскольку в каждой попытке необходимо выполнить безошибочно разное число операций, С ростом номера попытки количество безошибочных операций также растет, Дешифратор 16 совместно с индикатором 17 представляют обучаемому в десятичном коде содержимое счетчика 15, 5

149236

Второй 18е третий 19> четвертый 20 и пятый 21 индикаторы служат для со общения оператору соответственно результатов отличного, хорошего, удовлетворительного и неудовлетворительного завершения попытки.

В первый 22, второй 23 и третий 24 регистры для последующего сравнения переписывается содержимое 9 счетчика после совершения обучаемым первой ошибки, Блок 25 предназначен для хранения номеров операций алгоритмов деятельности, на которых допускались ошибки лучшими, средними и худшими обучаемыми на каждой из тренировок. Такие результаты можно получить, имея соответствующие статистические данные и проведя их анализ относительно 20 предлагаемого показ ателя, Блок 26 служит для сравнения количества операций завершенных безошибочно обучаемым в данной тренировке с результатами в одноименной трениров- 25 ке показанными статистическими досР товерными группами отличных, хороших1 удовлетворительных и неудовлетворительных ранее обучавшихся операторов, Устройство для обучения операто- д0 ров функционирует следующим образом.

С включением устройства сигнал с внешнего входа 27 через элемент

ИЛИ 14 поступает на вход регистра l„

По этой команде выбирается адрес микрокоманды в блоке 2, соответствующей первой операции алгоритма управления.

Выбранная микрокоманда переписывается из блока 2 в регистр 3. С первых выходов регистра 3 на панель 4 посту- 40 пает код органа индикации, который изменяет свое состояние в данной операции алгоритма управления, Человекоператор, восприняв данную информацию, производит соответствующие воз- 45 действия на органы управления блока 5.

Код задействованного оператором органа управления поступает на одни входы блока 6 и через элемент ИЛИ 7 на управляющий вход регистра 3, По этому сигналу код требуемого органа блока 5 поступает на другие входы блока 6. Команда на сравнение поступает с выхода элемента 8 задержки.

Если в результате сравнения в блоке 6 поступавшие коды органов управления блока 5 совпадут с заданными, значит операция выполнена верно и сигнал появится на первом выходе блока 6.

8 в

Он поступит на счетный вход счетчика 9 и на вход регистра I По этой команде произойдет сдвиг к следующей ячейке и выбор адреса микрокоманды, соответствующей очередной операции алгоритма управления. Пикл функционирования устройства повторится в описанном ранее порядке, до первой ошибки оператора, B этом случае сигнал появится на втором выходе блока 6 и он поступит на управляющий вход счетчика 9, на вход элемента 13 задержки, на управляющий вход счетчика 15 и на вход элемента 12 задержки.

С выхода счетчика 9 код номера операции, на которой была допущена ошибка, поступает на входы первого 22, второго 23 и третьего 24 регистров.

Кроме того, сигнал с выхода счетчика 9 через элемент ИЛИ 10 и элемент ll задержки поступает на входы регистра 22 и блока 25. По этой команде производится перезапись содержимого блока 25 и регистра 22 в блок 26 сравнения, Fñëè число> запичанное в регистре 22, окажется больше числа, переписанного иэ блока 25, значит оператору сигналом на индикаторе 18 будет предъявлена отличная оценка, В противном случае, если он не может быть отнесен к данной категории обучаемых, сигнал поступит на вход блока 25 и вход регистра 23, Таким образом для сравнения в блок 26 поступят результаты обучаемого, Ко торый не мог быть отнесен к категории отличных операторов, но может быть отнесен к категории хороших и т.д. обучаемых. Если так и будет, то сигналом с выхода блока 26 сравнения будет засвечен индикатор 19 для информации обучаемому. В этом случае, если совавдения не произойдет, и необходимо продолжать сравнение, то в этом случае команда с выхода блока 26 поступит на входы бло" ка 25 и регистра 24, Производится сравнение результатов оператора с группой удовлетворительных результатов, Если совпадение в блоке 26 произойдет, то сигнал на третьем выходе задействует индикатор 20, сигнализируя тем самым оператору об удовлетворительной оценке его учебной деятельности, Если совпадения- с третьей группой результатов не произойдет, то сигнал с выхода блока 26 сравнения задействует индикатор 21, харак1492368 теризующий результаты оператора как неудовлетворительные.

Кроме того, сигнал с выхода блОка Ь поступит на управляющий вход счетчика 15, считывая номер тренировки и предъявляя его через дешифратор 16 с помощью индикатора 17, Этот же сигнал через элемент

ИЛИ 10 поступает на вход элемента

ИЛИ 14 и вновь запускает устройство обучения операторов, а также, поступив на вход блока 25, выбирает для последующего сравнения данные тренировки с номером, на единицу отличаю- 15 щимся от номера последней тренировки.

Кроме того, этот же сигнал поступает на установочные входы первого 22, второго 23 и третьего 24 регистров и обнуляет их для последую- 2р щей работы.

Формул а из об р ет ения

Устройство для обучения операторов,15 содержащее регистр адреса, выходы которого подключены к соответствующим входам блока памяти микропрограммы, выходы которого соединены с соответствующими информационными входами ре- 3р гистра микрокоманды, информационное табло, входы первой группы которого подключены к соответствующим выходам группы регистра микрокоманды, управляющий вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ и входом первого элемента задержки, а выходы второй группы — с соответствующими входами первой группы первого блока сравнения, управляющий вход которого 4р подключен к выходу первого элемента задержки, а входы второй группы — к соответствующим входам блока ввода ответных действия оператора, соединенным с соответствующими входами . 45 первого элемента ИЛИ, первый счетчик, второй блок сравнения, второй и третий элементы ИЛИ, второй, третий и четвертый элементы задержки, о т л и ч а ю щ е е с я тем чтоф с sp целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены второй счетчик, дешифратор пер вый, второй и третий регистры числа и блок памяти статистики результатов обучения, выходы первой, второй и третьей групп которого соединень| с соответствующими входами первой,второй и третьей групп второго блока сравнения, первый вход считывания с выходом нторого элемента задержки и входом считывания первого регистра числа, второй вход считывания — с одним выходом второго блока сравнения и входом считывания второго регистра числа, третий вход считывания— с другим выходом второго блока сравнения и входом считывания третьего регистра числа, а адресный вход — с выходом третьего элемента задержки, первым входом третьего элемента ИЛИ и с установочными входами первого, второго и третьего регистров числа, выходы которых подключены к соответствующим входам четвертой, пятой и шестой групп соответственно второго блока сравнения, выходы группы которого соединены с соответствующими входами второй группы информационного табло, первый выход первого блока сравнения подключен к информационным входам регистра адреса и первого счетчика, а второй выход — к входам считывания первого и второго счетчиков и нходам третьего и четвертого элементов задержки, установочный вход первого счетчика соединен с выходом четвертого элемента задержки, а выходы — с соответствующими информационными входами первого, втор го и третьего регистров числа и с соответствующими входами второго элемента ИЛИ, выход которого подключен к входу второго элемента задержки, второй вход третьего элемента ИЛИ является входом устройства, а выход соединен с установочным входом регистра адреса и информационным входом второго счетчика, выходы которого подключены к соответствующим входам дешифратора, выходы которого соединены с соответствующими входами третьей группы информационного табло, 1

Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов Устройство для обучения операторов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в устройствах для обучения операторов

Изобретение относится к тренажерной тех:нике и может быть использовано в устройствах для обучения операторов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в промышленности при обучении операторов отысканию неисправностей аппаратуры, оно позволяет ввести неисправность путем установки неисправного сменного модуля, сформировать зону поиска данной неисправности и последовательность поиска в зоне, а также установить соответствие времени поиска контрольному нормативу

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике ,в частности, к устройствам контроля качества групповой деятельности операторов

Изобретение относится к техническим средствам обучения

Изобретение относится к автоматике ,в частности, к устройствам для профессионального отбора операторов в АСУ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике ,в частности, к техническим средствам, применяемым для обучения операторов систем управления безошибочным действиям в аварийных ситуациях, а также к средствам испытаний систем управления

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх