Привод трубопроводной арматуры
Изобретение отиогтц-сл к арматуростроению. Цель изобретения шение надежности устройств т за счет обеспечения в приводе вс змож11ости осуществления дополнителт,нп ве- nvuiCMy элементу двухстороннего действия . ПРИРОД содержит корпус с основным и дополнительным ведупшми элементами, шпинд.- лг, с речьбовьгм и профилиронйнныг участками, пружины, продольно гтерсмгпя-мь е глйку, спязаниую с pC3b5oFi -M ytnCTKoM штипделя, полый нал, соединг нный с гайкой, фиксирутщое устройство. Пал и гайка размещены соосно-послед - пятельно и установлены между осмолммм ведущим - : лементом и шпинделем, шкся/ у от.ее устройство выполнено р пп.пг unyx жест ко соединенных гпРой полумуфт. 1 3 , п . ,, 7 ил . § (Л с
СОЗОЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИС ИЧЕСНИК
РЕСДУБДИН
П9> (И1
А1 (51)5 F 16 K 33/143
< <. г, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (46) 23. 1 1. 90. 01<:7, 1< <3 (21) 61328998/40-29 (22) 17,11.87 (72) A.È. Бабуля(ин-Листря ov, 10.И. Зинкин, Р,А. Варляшкp!! и В.С. Моржов (53) 621 ° 646(088.8) (56) Гуревич Л.Ф. и др. Арматура ядерных энергетических установок.
Атомиздат, 1978.
Заявка Франции 11 - 2566503, кл. F 16 К 43/00, 1986. (54) ПРИВОД ТРУБОПРОВОЛ110<1 АРМАтуРЫ (57) Изобретение отпо(!reÿ к ярматуростроению. Цель изобретения — попыщение 37адеж17ости устройстя1 за счет обеспечения в приводе в(эможпости
Изобрете73щ относится к ярмятуростроению, преимуществе11но длл использования в качестве аварийного привода трубопроводной «риятуры АЭС, и позволяет применять егс в качестве дополнительного аварийного (ручного) привода к пневмогидравлическим мультипликаторам, п37евмогидрявл7г1еск3333 приводам H сил(вым ц11лиидрам с устройствами фиксации пория1я.
Целью изобретения является 1опышен33е надежности рабо1ы приводя эа счет обеспечения в приводе возможности осуществления дополнительному ведуще7лу элементу двухстороннего действия и испольэов«ть его в качестве аварийного пр3п3одя (ручного).
На фиг . I 31эоб1<ажPII ftpff!3op Tpjбо проводной арматуры (о133л.ст11о с ос.новным приводом; ия фиг. 2 —, узел Х осуществления.дополнител7,но ведущему элемепту дпухсторо1гн го дей— с7в3лл, Пр33вод содержит корпус с основным и до33ол1333тел7,317<7 3 r Э77ЕМЕНтяМИ, f!71!1!Ifgleдп C рЕЭЬбО73Ь373 H профилнров а пиым уч я с ткями, пружины, 77РОДОЛЬНО If e PH1ЛС!7Я < 1Л1)<Е Г 1йКУ „С 13 13 эя7гиу1о c. реэьб(71 "ЛЕМЕНтОМ И щПП11дЕЛЕМ. Ф111(< ifpmnmee устройство вь7пол71е71о в Bl!rr! д73ух жес Tко соединенных между собой по37у11уфт. 1 э. и. ф-лы, 7 ил. н< фиг 1 на 13иг 3 уэ< 7 17 на фиг 1 ° на фиг 4 — p,» pe "-1 А-А 1<Л < Т ,11иг. 2; иа фиг. 5 — сечение <*-Б 1 а фиг,2; на фиг. 6 — сечен1ц b-В 31а фиг.2 на фнг, 7 — сечение Г-Г ня 1 фиг, 2. 4ъ Корпус привода, рязмещенн77й между ф;) основным приводом 2 .3 фонарем 3 арматуры, к которым он прикр(плен, Я) причем фонарь 3 жестко сняэзн с кор пусом 4 самого клапана, а между ни-. ми установлена коробка 5 для размещения сальника 6, а также для крепления сильфоня 7, при необходимости em установки. В корпусе 1, состоящем иэ четырех, скрепленных между собой частей, установлен B подшипниках 8 допол1итель ный ведущий элемент 9, 33ягр11мер, выполненный в виде червячного I«3IIeся, 1494648 киисматичf сКН свяэпниогo с червяком 10, на котором установлен маховик ll для ручного управления приводом, причем между основным ведущим элемен- 5 том 12 (штоком пневмопринода 2) и шпинделем !3, установленным в корпусе 1 привода, размещены полый нал 14 и гайка 15, соединенные между собой через пружины 16 и нэаимоупорные 10 поверхности 17, 18 (на валу 14) и 19, 20 (на гайке 15). На наружной поверхности гайки 15 размещены два участка продольных пазов-выступов 21, 22, ныполненйых в осевом направ- 15 ленни подвижно сняэанными соответственно с одной стороны гайки 15 с ответными поверхностями на дополнительном ведущем элементе 9, а с другой стороны с ответными поверхностями на полом валу 14, причем резьбовой участок 23 гайки 15 выполнен кинематически связанным с реэьбовым участком 24 шпинделя 13, который своим профилированным участком 25 взаимодей15 ствует с ответной профилированной направляющей поверхностью 26 корпуса 1, выполненной радиально-неподвижной. Полый вал 14 жестко связан с основным ведущим элементом 12 основно го привода 2 через фиксирующее устройстно 27, в котором она установлена радиально-подвижно в подшипниках 28. фиксирующее устройство 27 ныпол- 35 кено в виде двух жестко соединенных между собой полумуфт, имеющих профилиронанную наружную поверхность 29 и установлено с возможностью перемещения в продольно осевом направле- 40 иии относительно корпуса 1 при сохра" ненни неизменным своего радиального положения, достигаемого посредством взаимодействия с профилированной направляющей поверхностью 30 в корду-. 45 се 1. На дополнительном ведущем элементе 9 выполнены продольные пазы-выступы 31, а иа валу 14 - продольные пазывыступы 32, которые кинематически 50 взаимодействуют с ответными паэами ныступами 21 на гайке 15 и с пазами- выступами 22 на валу, 14 соответственно. Ф Шпиндель !3 посредством муфты 33 55 соединен со штоком 34, на котором размещен напорный орган управляемой арматуры « .золотник 35 (клапана), Работ» привод» нячинается с вращения маховика 11, установленного на оси червяка 10, который через червячное зацепление приводит во вращение дополнительный ведущий элемент 9, установленный н подшипниках 8, размещенных в корпусе 1 аварийного привода. Дополнительный ведущий элемент 9 посредством пазов-ныступон 31 через пазы-выступы 21, 22, будет вращать гайку 15 сонместнб с валом 14, усгановленным в радиальных подшипниках 28 фиксирующего устройства 27, которое при этом сохраняет неподвижное радиальное положение, так как его профилировянные направляющие поверхности 29 связаны с ответными профилированными напранляющими поверхностями 30 неподвижного корпуса 1 ..) При этом вал 14 и гайка 15 связан ные в осевом направлении между собою через дне пары предварительно поджатых тарельчатых пружин 16 и две пары упорных поверхностей 17, 18 (на налу 1 4) и 19, 20 (на гайке 15), сохраняют в осевом направлении постоянное (неиэмеинде) положение, так как фиксирующее устройство 27 жестко связано с основным ведущим элементом 12 посредством охвата его выступов днумя жестко соединенными между собою полумуфтами. Поэтому при совместной вращении вала 14 и гайки 15 ее резьбовой участок 23, связанный с резъбовым участком 24 шпинделя 13, будет перемещать последний (в зависимости от напранления вращения дополнительного ведущего элемента 9) н крайнее нижнее или — верхнее положение, так как профилиронанный участок 25 шпинделя 13 связан с ответной профилированной направляющей поверхностью 26 неподвижного корпуса l, относительно которого ведущий элемент 9 продольно неподвижен и установлен н радиальных подшипниках 8. В результате чего шток 34, жестко соединенный со шпинделем 13 посредством муфты 33, совместно с закрепленным на нем золотником 35 будет также перемещаться в крайнее нижнее или нерхнее положение до упора. В первом случае будет перекрываться проходное сечение в корпусе 4 арматуры, а во втором организуется верх1 494648! О ЗО 55 ний уп Ор >> 20 ии»кттие тлрельчатые пружины 16. Следоллтелт,! о, !in KoprI>>cf 4 или cîçä<3 !:Нл т>е p Y»Ic ÃО упора (уплотнения) по к! робке 5 потребуется приложить к маховику 1 величину расчетного усил!!л длл сжл тия тарельчатьтх пруж!н! 6 и обеспечения таким образом постолнистй Величины усилия упт!с тненц>п 1!а указанных деталях арматуры, л длл сохранения приложенного р".c÷åò!!oão усилия дополнительный ведущий элемент 9 выПОЛНЕН СВЛЗЯНИЫМ С МЛ.ОНИКСМ ЧЕРЕЗ червяк 10 с с!!мотормо<3лщ» !cs! Винтовой нарезкой. Кроме того тярельч !!т! 1е пружины 16 позволяют гл>сит!> Теин. натурные изменения шпинделя 13 и и!тотся 34, ноз»тикяю>щие от ноздекстнил p1áo÷-.!I среды, протекающей по кори,су- 4 арматуры и могущей !меть колеб >l!H»I по температуре. Привод трубопроводной ярмлтуры вие аварийного режима его использования не препятствует основному приводу управлять трубопроводной арматурой, на которой о»1 ус тл»>о»3.>!Он, ио только надо при этом после испо i»<» зования в аварийной ситулц»нт привода (однократного или многократного) согласовать его положение с положеНИЕМ ОСНОВНОГО (НЛПРИМЕР, ЕСЛИ ОСНОВной привод находится н закрытом положении, то анарийнь и привод перед использованием ос!!он»!n! о должен быть перенепен н то же закрытое п>!ложен!те) и послсгттую!цее управление должно производиться согласно т3еглямента использоня!Игл основного ттриводя, причем длльнейшее использонл ние аварийного привода (т.е. при нозникновен -и аварийной ситуации) производится нне зависимости от по" ложения основного привода 2 ° Работа основного привода 2 в пзре с аварийным должна производиться по регламенту основного привода, и при этом полый нял 14, гайка 1э, шпиндель 13 и шток 34 с золотником 3 3 будут перемещаться в продольнооселом направлении (вдоль оси) как нл звкрытие, так и I13 открытие под 11е11ствттсг!1 ocl!0I>1»ог0 13 ВЦУ1!с. Го эле мента 1 2. Дополнительный ведущий элемент 9 эТому перемещению т!с прснл- стлуеТ, тлк как он выполнен снлзл»!»1ь>м посредс T В o! I и р Од o Jib н bI.; и я 3 лВ -и blc т у и о В 3 1 с ОтВЕтНЫ1И ПЛЗЛМИ -r!I ICтуПЛМ;т 21 гя»ИСтт 15 Случлй!!o» перс.мои,енис: дс 1олнительного ведущс<гс> >лемен гл 9 предотнрящаетсл с т огтг пп.ю широко известного деблокиру<сщего переключлюцего звеи», связы!3»!юптего маховик 11 с червя ком 1О, например, »>ьп1олне»!Ному в виде поворотной т!Одпру;ки»!сино!1 чеки свя"иннОЙ с отлс .ти !ми ття".a!!I! ° ф О р м у !1 !1 3 л б l! е т Р»> т! Я 1. Привод трубопроводной арматуры, содержащий корпус с с сионн! тм и дополнительнт.п1 с едуш!Вти пс »те!!тами, шпиндель с ре» боньп! и ттро 1>!!пирон!!ттНЫМ у ЧЭСТКЛМИ > r!p>y f »III !, Пт>ОСИОЛЬ»!О ПЕРЕМЕЩЛЕМЫЕ T ;1!I!IÓ, ЛЛЗЛННУ I С РЕЗЬGo»3bII учлст!;Ом шнинц». H, 1! !1oлый соединенный с гайкой, я r;,;ске !!>иксИ рукчщее устройс rlio, о т л и . а ю шийся тем, что, с цель!и повышения надежности paGoòbI, пс>т!! и вал и гайка размещены соосно-последовательно и установлены ме»кду основным ведущим элементом и !пит!Нцелем и выполнены с возможностт,! кинсматичсского взаимодействия друг с другом через их взаимно-упсрные ноr>cpõíoсти и пружинь>, рлсположеннь:е между ними, при этом на тлйке pëçмещсны дна участка продольных тн.=.oli-выступов, кинемятическтт свлза!3нь!и: одии участок с ответными поверхностями, выполненными ня дополнится>,ном Вс дущем элементе, я другой с ответными поверхностями, Выполнен!!1,1ми ил! 494648 иолом валу, установленйом в фиксирукщем устройстве и через него жестко связанным с основным ведущим элементом в продольно-осевом направ5 ленни, причем профилированный участок шпинделя выполнен с возможностью взаимодействия с ответной направляющей поверхностью корпуса, а фиксирующее устройство установлено с возможностью перемещения в продольноосевом направлении относительно корпуса. 2. Привод по и. 1, отличаюшийся тем, что фиксирующее устройство выполнено в виде двух жестко соединенных между собой полумуфт. t ч9 Ь49! 494648 1 ч 9 r) с,, 3 Фиа.0 В В 8-б Риг.5 I 494648 Г-Г Составитель Т. Иванова Техред A.Кравцук КоРРектоР g. Самборская Редактор M. Васильева Заказ 4344 Тираж 565 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета ло изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113()35, Иосква, М-35, Раувская на6., д. 4/5 Производственно-издательский комбинат Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101