Способ определения прочности соединения подложки с покрытием

 

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано в металлургическом производстве для повышения контроля качества биметаллов. Целью изобретения является повышение точности определения прочности соединения. Из биметаллической полосы вырезают два идентичных образца, состоящих из подложки с покрытием, причем толщина покрытия равна 0,5 мм и менее. Образцы накладывают друг на друга покрытиями и фиксируют между собой адгезивом. Затем в составном образце выполняют параллельные прорези с обеих сторон комплекта таким образом, что расстояние между ними T и глубина Н находятся из соотношений T=(0,1...0,9) Н подл., Н=(1,0...1,2) Г, где Г=Н подл.+2Н покр.+Н адг.

Н подл. - толщина подложки

Н покр. - толщина покрытия

Н адг. - толщина слоя адгезива после его отверждения. При испытаниях к составному образцу прикладывают срезающее усилие до разрушения соединения. О прочности соединения судят по усилию среза, приходящемуся на единицу площади. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И). (51) 4 0 О1 И 19/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (2 1) 4366965/25-28 (22) 21.01. 88 (46) 30.07. 89. Бюл. ¹ 28 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт нефтяного машиностроения (72) Н.М,Левтонова, А.M.Байдуганов, А.В.Нам и А.А.Исаев (53) 620.179.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1273778, кл. G 01 N 19/04, 1986. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ

СОЕДИНЕНИЯ ПОДЛОЖКИ С ПОКРЫТИЕМ (5 7) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано в металлургическом производстве для повышения контроля качества биметаллов. Целью изобретения является повышение точности определения чрочности соединения. Из биметаллиИзобретение относится к испытательной технике, а именно к способам контроля прочности соединения покрытия с подложками, и может быть использовано в металлургической промышленности для повышения точности контроля качества биметаллов и снижения брака, Целью изобретения является повышение точности определения прочности соединения путем создания условий чистого сдвига в идентичных площадках тонкого покрытия в зоне соединения образцов., ческой полосы вырезают два идентичных образца, состоящих из подложки с покрытием, причем толщина покрытия равна 0,5 мм и менее. Образцы накладывают друг на друга покрытиями и фиксируют между собой адгезивом. Затем в составном образце выполняют параллельные прорези с обеих сторон комплекта таким образом, что расстояние между ними 1: и глубина Н находят.— ся из соотношений: и = (0,1-0,9)Н„ „„;

Н = (1,0 — 1 2)Г; где Г = Нпо +

+ 2Hпокр + H; H покп — толщина подложки; Н„ „р — толщина покрытия;

Н од„— толщина слоя адгезии после его отверждения. При испытаниях к составному образцу прикладывают срезающее усилие для разрушения соединения, О прочности соединения судят по усилию среза, приходящемуся на единицу площади. 2 ил, На фиг. 1 схематично изображены образцы с покрытиями; на фиг, 2 составной образец, Способ осуществляют следующим образом.

Из биметалличе ской полосы вырезают два образца (фиг. 1), состоящих из подложки 1 и покрытия 2 одинаковых размеров, толщина покрытий образцов составляет 0,5 мм и менее. Затем образцы симметрично накладывают друг на друга (покрытиями внутрь) относительно их плоскости соприкоснования и фиксируют между собой по этой плос3 1497515 кости при помощи адгезива 3 (фиг. 2) .

Прочность адгеэива при этом должна быть выше прочности испытываемого соединения. Затем в комплекте образцов одним из известных способов выполняют параллельные прорези с обеих сторон комплекта, обеспечивая ширину зоны соедин ения t (фиг. 2 ) р авной (О 1 О 9) Нподп 1О где Н „„„— толщина подложки.

111ирнну зоны соединения t (в силу того, что образцы по слою покрытия соединены адгезивом, у которогс прочность выше прочности соединения под- 15 ложки с покрытием) выбирают из того соображЕния, что усилие среза соединения должно быть меньше, чем усилие, необходимое для разрушения Go.— лее толстого слоя подложки. После 20 соединения идентичных образцов адгезивом в составном образце выполняют . прорези. Глубину прорезей выполняют равной П = (1,0 — 1,2) (Нпод„+ Ып„р+

Но 1, ), где Н „о о- толщина покры25 тия; Н вдг — толщийа слоя адгезива.

Таким образом, прорези выполняются через первый образец, далее через адгезив и покрытие второго образца вплоть до его покрытия и далее на величину (0,02 — 0,2) Н . Таким образом, разрушение соедййения при

его испытании должно будет произойти либо по плоскости 4, либо по плоскости 5 (фиг. 2) . 35

Пример. Иэ биметаллической полосы сталь 11 кп. + латунь Л90 вырезали Образцы раз ме ром а1Ь с — 150» 8,0. Толщина латунного покрытия составляла 5% от общей толщины биметалла. Далее собирали комплект образцов по 2 штуки так,как по— казано на фиг. 2, т.е. слоями пов,— ложки наружу.. Таким образом, фиксация образцов происходила по латунным поверхностям двух образцов. E качестве адгезива использовали клей марки БФ-13-1, используемый в авиац>!Онной про мьяяленнО сти, ПО сл е о кО н чания отвер>кдения адгезива (30 мин при температуре 20 — 25 С или 1 мин при температуре 80 — 85 С) выполняли параллельные прорези с обеих сторон составного образца дисковой фрезой шириной 1 мм, глубиной П = 1,1 Г = (Пподп + 2Н покр + Надг)

1 „1 ° (7,6 + 2,04 + 0,05) = 9,296 мм, При этом ширина зоны соединения, т.е. расстояние между прорезями выдерживалось в пределах t = 0,5"Н„од„ =

0,5 > 7,6 = 3,8 мм. Таким образом, площадь зоны одного соединения составляла и

S =- Ъ1t = ЗОМ3,8 = 114 мм

Полученные составные образцы с параллельными прорезями испытывали на испытательной машине. Результатом испытания являлось усилие среза

10,25 кН, отнесенное к площади S

114 мм т. е. 89,91 Н/мм = 89,91 МПа. формул а изобретения

Способ определения прочности сое-. динения подложки с покрытием, заключающийся в том, что к концам составного образца, выполненного в виде наложенных друг на друга покрытиями двух идентичньгх Образцов соединения с параллельными прорезями, прикладывают растягивающую нагрузку до разрушения соединения, по величине которой судят о,прочности, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности определения прочности соединения, ме>кду покрытиями размещают адгезив, прочность которого больше прочности соединения покрытяй с подложками, прорези выполняют после отверждения адгезива, à расстояние t между прорезями и их глубину Н выбирают из соотношепий (1,0 — 0,9) Н под п 1

Н == (1 0 — 1,2)Г, где 1 = Н подл + 2Нпокр + Ндд

Н „, „„— т олщин а подложки;

Н по„р — толщина покрытия;

Н о,„, — толщина слоя адгезива после его отверждения.

1497515

Составитель А. Балаева

Техред M. Диац<

Корректор Н,Король

Редактор Ю. Середа

Заказ 4436/44 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г.Ужгород, ул. Гагарина,101

Рср фуад. /

Способ определения прочности соединения подложки с покрытием Способ определения прочности соединения подложки с покрытием Способ определения прочности соединения подложки с покрытием 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическим методам определения адгезии покрытий к токопроводящим подложкам ,в частности, черным и цветным металлам, их сплавам, органическим и неорганическим материалам, обладающим электронной проводимостью, и может быть использовано при исследовании и контроле свойств покрытий

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения вязкости разрушения соединения образцов и позволяет повысить точность путем исключения влияния воздушной пробки в момент подачи жидкости на границу раздела покрытия с подложкой

Изобретение относится к испытательной технике, предназначенной для определения адгезионной прочности крестообразных соединений

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения прочности покрытия образцов и позволяет повысить точность путем учета влияния нормальных и касательных напряжений

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения адгезии покрытия и позволяет обеспечивать неразрушающий контроль адгезии покрытия внутри цилиндра электроимпульсных трубок

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения прочности сцепления покрытия с основной и позволяет повысить информативность при обеспечении определения прочности сцепления покрытия, нанесенного на внутренние и наружные криволинейные поверхности, а также снизить материалоемкость и трудоемкость при изготовлении образца

Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения адгезии металлических пленок и позволяет повысить точность и производительность путем изменения направления воздействия потока ультразвуковых колебаний на пленку

Изобретение относится к устройству и способу для измерения сопротивления отслаиванию в бумажном соединении, сцепление в котором обеспечивается посредством адгезии

Изобретение относится к акустическим методам контроля прочности свойств материалов, в том числе инструментальных материалов с износостойким покрытием

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано в биологии и медицине

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов и может быть использовано для оценки свойств инструментальных материалов

Изобретение относится к области определения адгезионной прочности покрытий, нанесенных фрикционно-механическим способом, и может быть использовано при исследовании антифрикционных покрытий нанесенных на чугунные поверхности пар трения, работающих в условия граничной смазки

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств материалов, в частности к исследованиям поврежденности образцов в процессе распространения в них ударных волн

Изобретение относится к неразрушающим акустическим методам исследования физико-механических свойств изделий
Изобретение относится к испытательной технике, предназначено для определения адгезионной прочности гальванических покрытий с металлической основой и может быть использовано в машиностроении, приборостроении преимущественно для деталей из алюминиевых сплавов
Наверх