Способ термического упрочнения стального проката


C21D1/02 - Изменение физической структуры черных металлов; устройства общего назначения для термообработки черных или цветных металлов или сплавов; придание ковкости металлам путем обезуглероживания, отпуска или других видов обработки (цементация диффузионными способами C23C; поверхностная обработка металлов, включающая по крайней мере один процесс, предусмотренный в классе C23, и по крайней мере другой процесс, охватываемый этим подклассом, C23F 17/00; однонаправленное отвердевание эвтектики или однонаправленное разделение эвтектик C30B)

 

Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к термическому упрочению крупносортной арматурной стали. Цель изобретения - повышение циклической прочности и трещиностойкости проката. Способ включает аустенизацию и охлаждение в камерах с прямоточной и противоточной подачами воды, подаваемой со скоростью 1-15 и 10-25 м/с при избыточном давлении 5-20 ати со скоростью охлаждения проката 100-550°С/с до температуры 575-630°С, далее на воздухе. Использование способа позволяет повысить эксплуатационную стойкость крупносортного проката. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 С 21 D i/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 (54) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ

СТАЛЬНОГО ПРОКАТА (57) Изобретение относится к области металлургии, конкретнее к термическому упрочению крупносортной арматурной стали. Цель изобретения — повьппение циклической прочности и трещиностойкости проката. Способ включает аустенизацию и охлаждение в камерах с прямоточной и противоточной подача,ми воды, подаваемой со скоростью 1-15 и 10-25 м/с при избыточном давлении

5-20 ати со скоростью охлаждения проката 100-550 С/с до температуры 575о

630 С, дале е на в о здухе . Ис поль э ов ание способа позволяет повысить эксплу- атационную стойкость крупносортного проката. 1 табл. моточную и противоточную форсунки с ф камерами охлаждения. Давление на форсунках составляет 10, 5, 20, 10, 20 и

10 ати и соответственно. Это давление охлаждающей воды обеспечивает скоо 3а рость охлаждения проката 100-550 С/с и гидротранспортирование проката.

Причем в последующих секциях охлаждения направление и скорость потока могут иметь различное направление и величину, необходимые для обеспечения

; охлаждения проката до 575-630 С со скоростью 100-550 C/с и его гидротранспортирования. юЬ

После интенсивного охлаждения до 575 — 630 С раскаты арматурной стали поступают на холодильник стана, где охлаждаются на воздухе до температуры окружающей среды.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4331875/23-02 (22) 27.08.87 (46) 07.11.89. Бюл. Р 41 (7 1) Макеевский металлургический комбинат им. С.M.Êèðoâà и Институт черной металлургии (72) В.М.Кондратенко, И.С.Самофалов, В.К.Бабич, M.Â.Kóâüìè÷åâ, С.С.Клягин, В.М.Иващенко, M.Ã.Ýðëèõ, Ю.В.Прилепский, Ю.И.Морозов и П.П.Ярмоленко (53) 621.785.79 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 1216220, кл. С 21 D 1/02, 1/78, 1982.

Авторское свидетельство СССР

NI 635144, кл. С 21 D 1/02, 7/14, 1977.

Изобретение относится к металлургии, а именно к термической обработке проката, преимущественно к термическому упрочнению крупносортной арматурной стали.

Целью изобретения является повышение циклической прочности и трещиностойкости.

Пример.Способ опробован на стане 350-2 при производстве термоупрочненной арматурной стали периодического профиля..Арматурные раскаты диаметром 28 и 32 мм с температурой аустенизации после чистовой клетиста- на пропускают через серию охлаждающих устройств, включающих (в порядке прохождения проката) прямоточную форсунку с камерой охлалщения, противоточную, прямоточную, противоточную, пря„„Я0„„1520112 А 1

1520112

Пля крупносортного проката, в частности арматурной стали периодического профиля, охлаждение до 575 — 630 С со скоростью менее 100 С/с не обеспечи- вает повышения механических свойств углеродистых и низколегированных арматурных сталей.

При скорости охлаждения проката более 550 С/с трещиностойкость снижа- 1ð ется, арматурная сталь переходит в более высокий класс прочности и ее эксплуатируют при больших нагрузках.

В этом случае надежность работы изделия снижается. 15

Величину давления воды, скорости противоточного потока и его направление на различных участках интенсивного охлаждения выбирают в зависимости от диаметра, .химического состава охлаждаемого проката, скорости прокатки, длины трассы охлаждения и других характеристик прокатного стана, чтобы обеспечить среднюю скорость охлаждения проката 100 — 550 С/с до достиже- 25 ния средней по сечению температуры

575 — 630 С и его надежное гидротранспортирование.

Для обеспечения скорости охлажде- 30 ния проката от 100 до 550 С/с, надежного гидротранспортирования, обеспечивающего после порезки на барабанных ножницах разрыв между раскатами до 2 м, эффективность применения противоточного потока воды имеет место при скорости потока более 10 м/с. В этом случае создается минимально возможное тормозное усилие, которое гасит скорость проката и совместно с самоторможением обеспечивает укладку охлажденного проката на холодильнике стана.

При скорости потока воды более

25 м/с величина тормозного усилия ве- 5 лика и не обеспечивает при требуемой скорости охлаждения необходимого разрыва между раскатами после их порезки на барабанных ножницах. В результате этого происходит заклинивание про" ката в линии прокатки, на устранение которого необходимо значительное количество времени, и производительность стана существенно снижается.

Б таблице приведены данные механических свойств, циклической прочности (предел выносливости) после обработки по предлагаемому и известному способам (аустенизация и охлаждение со скоростью 700 С/с до 585 С в закрытой камере прямоточным потоком воды с давлением 10 ати, скоростью подачи воды 14 м/с, а далее— на воздухе).

Как следует из приведенных в таблице результатов, положительный эффект обеспечивается в предлагаемом диапазоне технологических параметров (опыты 3 — 8) и отсутствует за его . пределами (опыты 1, 2, 9 и 10).

Техническим преимуществом предлагаемого способа по сравнению с известным является получение более высоких эксплуатационных свойств крупносортного проката, возможность большего диапазона регулирования гидротранспортирования крупносортного проката. Кроме того, способ позволяет повысить циклическую прочность, трещиностойкость и регулировать скорость гидротранспортирования проката.

Применение предлагаемого способа позволит производить крупносортную термически упрочненную в линии прокатки стана арматурную сталь и увеличить на 20Ж объем арматуры диаметром 25, 28, 32 мм класса А -III.

Формула из обре тения

Способ термического упрочнения стального проката, преимущественно арматурных стержнеи, включающий аустенизацню и охлаждение в закрытой камере с прямоточной подачей воды со скоростью 9 — 14 м/с при избыточном статическом давлении 5 — 10 ати до достижения средней температуры по сечению 575 — 630 С, далее — на воздухе, отличающийся тем, что, с . целью повышения циклической прочности и трещиностойкости, охлаждение прока та ведут со скоростью 100 — 550 С/с последовательно в камерах с прямоточной и противоточной подачей воды, при этом противоточную подачу воды осуществляют со скоростью 10 — 25м/с.

) 1520112 Ударная вязкость а„, Дж/см, при

+20 С

Средняя скорость охлаждения, g/ñ

Средняя температура по сечению, С

Предел выносливости, -1К

H/ìì

Опыт по способу

585

190

Составитель В.Русаненко

Редактор И.Дербак Техред М.Ходанич Корректор А. Обручар

Заказ 6723/29 Тираж 530 Подписное

ВНИИПИ -Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Иредлагаемый

1 80

2 80

3 100

4 100

5 310

6 310

7 550

8 550

9 580

10 580

Известный

11 700

630

84

72

137

192

176

79

115

184

172

208

203

214

211

206

189

181

Способ термического упрочнения стального проката Способ термического упрочнения стального проката Способ термического упрочнения стального проката 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к термомагнитной обработке никель-кадмиевых ферритов и может быть использовано в радиоэлектронной технике

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при термической обработке изделий, изготавливаемых из серого чугуна

Изобретение относится к области термической обработки стали и может быть использовано в черной металлургии при изготовлении прутков

Изобретение относится к металлургии, а именно к способам термообработки, и может быть использовано при закалке крупных роторных заготовок турбин и турбогенераторов атомных и тепловых электростанций

Изобретение относится к области термической обработки и может быть использовано для безокислительного нагрева металлических изделий

Изобретение относится к термической обработке и может быть применено на машиностроительных и металлургических предприятиях с целью защиты поверхности от окисления и обезуглероживания

Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии термической обработки изотропных магнитов, заключающейся в нагреве до 1100-1200°С и последующем охлаждением

Изобретение относится к металлургии, в частности к технологии термической обработки изотропных магнитов, заключающейся в нагреве до 1100-1200°С и последующем охлаждением

Изобретение относится к области нагрева заготовок в различных устройствах перед обработкой их давлением и может быть использовано в металлургической, машиностроительной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области поверхностной пластической деформации металлов и может быть использовано в авиационной промышленности при изготовлении деталей цапф осевого шарнира.Цель изобретения - сокращение времени обработки.Устройство для виброударного упрочнения внутренних поверхностей деталей состоит из вала 1, закрепленного с помощью подшипников 2 на основании 3

Изобретение относится к металлургии, конкретнее к прокатному производству, и может быть использовано при производстве стальных горячекатаных полос на широкополосных станах

Изобретение относится к термической обработке металлов и предназначено для определения охлаждающей способности жидкой закалочной среды
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым в автосцепных устройствах подвижного состава железных дорог

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в прокатном производстве для легирования поверхности заготовки в процессе прокатки

Изобретение относится к термообработке и может быть использовано при закалке деталей из углеродистых сталей сложной формы, например пуансонов, накатных роликов и др

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для производства булатной стали

Изобретение относится к области обработки поверхностей металлов, такой как очистка (например, удаление окалины, оксидированных слоев, загрязнителей и тому подобное) поверхностей, термическая обработка и нанесение покрытий на них
Наверх