Способ определения термической стабильности смазочного масла

 

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к определению термической стабильности смазочного масла. Цель - повышение точности и достоверности способа. С целью повышения точности и достоверности способа масло предварительно подают в сообщающуюся с жиклером термокамеру, оси отверстии которых совпадают и расположены горизонтально. После истечения масла из термокамеры до нижнего уровня жиклера нагревают температуру и жиклер до температуры выше температуры коксования смазочного масла. Его подают через жиклер циклической прокачкой. Масло охлаждают и определяют стабильность по изменению скорости прокачивания масла. Максимальная разница в результатах, полученных в трех параллельных экспериментах, не превышает 5-6%, точность известного способа более 20%. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (191 (111 (51)4 0 01 N 33 30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕ1 ЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЭОБВЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21 ) 408971 7/23-04 (22) 07.07.86 (46) 30,11.89. Бюл. Х 44 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) П.Ф.Григорьев и О.А.Лебедев (53) 621.891.2(088.8) (56) Папок К.К. и др ° Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. М.: Химия, 1975, с.302-304.

Авторское свидетельство СССР

Ф 469085, кл . G 01 N 33/30, 1975. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРЯ4ЧЕСКОР

СТАБИЛЬНОСТИ СМАЗОЧНОГО МАСЛА (57) Изобретение относится к нефтехимии, в частности к определению термической стабильности смазочного мас"

Изобретение относится к испытаниям смазочных масел и может быть использовано для оценки нх термической стабильности в газотурбинных и поршневых двигателях.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности способа.

На фиг. 1 показано устройство для определения термической стабильности смазочных масел; на фиг.2-4 — диаграммы работы устройства.

Устройство для определения термической стабильности смазочных масел (фиг.1) содержит термокамеру 1 с внутренней цилиндрической полостью

П, крышку 2, жиклер 3, снабженный термопарой 4, установленный соосно

2 ла, Цель изобретения — повышение точности и достоверности способа. С целью повышения точности и достоверности способа масло предварительно подают в сообшающуюся с жиклером термокамеру, оси отверстий которых совпадают и расположены горизонтально. После истечения масла из термокамеры до нижнего уровня жиклера нагревают териокамеру и жиклер до температуры выше температуры коксования смазочного масла. Его подают через лжклер циклическо прокачкой. (1асло охлаждают и определяют стабильность по изменению скорости прокачивания масла. Максимальная разница в результатах, полученных в трех параллельных экспериментах, не превышает

5-6Х, точность известного способа более 20Х. 4 ил. цилиндрической полости П термокамеры

1. Жиклер 3 термически взаимодействует с термокамерой 1, в свою очередь взаимодействующей с нагревателем 5. Оси жиклера 3 и цилиндрической полости П термокамеры 1 расположены горизонтально. С помощью канала K полость П соединена с системой подачи масла (не показана). Поверхность отверстия О жиклера 3 является коксообразователем. Жиклеры

3 могут быть сменили. )rrpepеление термической стабнльн ти смазочных масел осуществляют следующим образок.

Производят кратковременную прокачку масла под давлением через жикi525576

35 ла эа счет теплового расширения смазочного масла в емкости, сообщающейся с отверстием жиклера, обеспечивает надежную заданную величину подачи масла в каждом цикле, контролируемость и регулировку подачи масла, позволяет строго дозировать масло с большой точностью на протяжении большого количества циклов и в течение каждого цикла,что существенно ïñ.нышает точность определения термичокой табильности масел, 50

55 лер 3, н р .эультате которой цилиндрическая полость П термокамеры 1 пол; ностью заполняется маслом. После прекращения прокачки масло вытекает из полости П термокамеры 1 через отверстие О жиклера 3 до уровня, показанного на фиг.1 (до нижней кромки отверстия О жиклера 3). Затем в течение времени (см. фиг.2) с помощью нагревателя 5 производят равно10 мерный нагрев термокамеры 1 и сообщающегося с ней жиклера 3 от температуры жиклера t „„„ и t „ „, . Температуру жиклера t фиксируют тер1

15 мопарой 4, показания которой непрерывно записывают на ленту с помощью какого-либо электронного автоматического потенциометра (например, ЭПП09М3, КСП-4 и др.).

При унеличении температуры корпуса термокамеры 1 происходит разогрев масла, находящегося в цилиндрической полости термокамеры, а так как коэффициент термического объемного расширения смазочных масел значительно (в 10-12 раэ) вьппе чем металлического корпуса термокамеры, то урог=: масла в полости П повышается и происходит медленное и равномерное его истечение через отвер- 30 стие О жиклера 3 в виде тонкой пленки, подвергающейся термическому нагружен по иод действием изменяющейся темпера Гу ры "epsom " меры, Нане;.ение пленки путем подачи одинаковьс порции масла равномерно на протяжении периода воздействия высоких гемиератур обеспечивает повышенную оходнмость результатов ucranàíèé, идентичность условий кок- 40 сообраэования, регулировку эа счет подбора величины порций масла. и оптимизацию гроцеоса коксообраэования, что повышает точность определения термической стабильности сма- 45 эочных масел.

Нанесение пленки смазочного масПо истечении времени с, когда температура жиклера 3 достигает величины t» „, включают прокачку масла, во время которой температура жиклера 3 снижается до величины после чего цикл повторяют.

В результате осуществления многократного теплового нагружения пленки масла, подаваемого в калиброванный жнклер 3, достигают уменьшения проходного сечения отверстия О жиклера

3 вследствие его закоксовывання и связанного с ним снижения прокачки масла через жиклер 3, по величине которого судят о термической стабильности масла".

С помощью этого способа определяют термическую стабильность масел.

При этом в каждом цикле на протяжении времени ь = 20 мин температуру жиклера повьппают от „, „ 250 до о

». мин

300 С. Оба масла подвергают воздействию 500 циклов, причем как до начала термоциклирования, так и затем через каждые 100 циклов замеряют величину прокачки масла через жиклер

3 при постоянном давлении масла ? о

4 кг/см и его температуре 120 С, Полученные результаты приведены на фиг.3, где по оси абсцисс отложено количество циклов, а по оси ординат — величина прокачки масла в процентах от начальной величины,т.е. за 100 принята прокачка через очищенное от кокса отверстие О жиклера 3.

Кривая 1 соответствует маслу МС8П; кривая 2 — маслу MH-7,5у; кривая 3 — маслу ВНИИНП 50-1-4у;кривая

4 — маслу "Mobil". Как следует из этих материалов, после воздействия

500 циклов прокачка масла MC-8П через жиклер уменьшилась на 93Х; масла MH-7,5y — на 68Х; масла ВНИИНП

50-1-4y — на 59 „а масла "Mobil"— на 38Х.

На фиг.4 показаны результаты определения термической стабильности масел MC-8 с 0,2Х ионола; MC-8П и

MH-7,5y — по известному способу.

Кривая 1 соответствует маслу MC-8; кривая 2 — маслу МС-8П и кривая 3— маслу МН-7,5у.

Как следует из приведенных материалов, после воздействия 500 циклов из-за закоксовывания отверстия жикпера прокачка масла ИС-8 с 0,2Х нонола уменыпилась на 45Х; масла

МС-8П на 12Х, à MH-,5y — íà 1Х.

15255 /6

4 н4ю м нкн

Термическая стабильность масел оценивается по уменьшению величины их прокачки после 500 циклов.

Из приведенных материалов следует, что оценить с достаточной точностью термическую стабильность масел типа МН-7,5у и более термостойких при этом нельзя, Точность предлагаемого способа определена путем проведения параллельных испытаний трех образцов свежего масла ВНИИНП 50-1-4у. Максималь- ная разница в результатах, полученных в трех параллельных экспериментах по предлагаемому способу, не превышает 5-6Х, а в известных — более 20Х.

Формула изобретения

Способ определения термической стабильности смазочного масла путем его циклической прокачки через жиклер с использованием нагревания до температуры выше температуры коксования смазочного масла и охлаждения с последующим определением стабильности по изменению скорости прокачивания масла, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности способа, масло предвари,ельно подают в сообщающуюся с жиклером термокамеру, оси отверстий которых совпадают и расположены горизонтально, и после истечения масла из термокамеры до нижнего уровня жиклера осуществляют нагрев термокамеры и жиклера до температуры выше температуры коксования смазочного масла.

1525576

Ю 20 J_#_ 4Ю мю

ФФФюиюй 6ююфГ

Фюа Ф

Составитель Л.Иванова

Редактор М.Петрова Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни

Заказ 7215/38 Жрал 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Paymcxas наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Улгород, уп. Гагарина, 101

1 1

2 (Ф

М и

N

Э

М м

М

2t

Способ определения термической стабильности смазочного масла Способ определения термической стабильности смазочного масла Способ определения термической стабильности смазочного масла Способ определения термической стабильности смазочного масла 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к исследованию смазочных материалов , в частности, к оценке моющих свойств моторных масел

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к оценке качества отработанных нефтепродуктов (НП)

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств масел и может найти применение при разработке новых сортов масел в машиностроении

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет расширить функциональные возможности устройства

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств масел , в частности к определению склонности масла к образованию высокотемпературных отложений, и может найти применение при разработке новых сортов масел

Изобретение относится к области производства масел и позволяет повысить точность исследований нагарообразующих свойств

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх