Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения. Целью изобретения является повышение точности и достоверности оценки смазывающих свойств смазочных материалов при нестационарном режиме работы пары трения. Пару трения нагружают, смазывают исследуемым смазочным материалом и осуществляют трение при нестационарном режиме работы пары трения. Определяют изменение толщины смазочного слоя методом падения электрического напряжения на нем. Смазывающие свойства оценивают по величине и продолжительности уменьшения толщины смазочного слоя до его последующей стабилизации. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 С 01 N 3!56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4386458/25-28 (22) 29.02,88 (46) 15,01.90. Бюл. 11- 2 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) P.Ã.Мнацаканов, М.В.Райко

В.Б.Мельник, И.О.Гордейчук и Н.Ф, Дмитриченко (53) 620.178.16(088.8) (56) Методы анализа, исследований и ,испытаний нефтей и нефтепродуктов (нестандартные методики), ч. II, М.:

1ВНИИНП, 1984, с. 6 8-72, Метод определения смазывающих свойств на четырехшариковой машине.

ГОСТ 9490-75. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ СМАЗ11ВАЮЦИХ

СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПАPbI ТРЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих- свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности оценки смазывающих свойств смазочных материалов при нестационарном режиме работы пары трения путем определения изменения толщины смазочного слоя в контакте и времени до его стабилизации.

На фиг. 1 — 4 представлены зависимости падения напряжения на контакте пары трения, толщины смазочного слоя, коэффициента трения и линейного износа элементов пары трения соответственно от времени испытания пары тре„.80„„1536263 А1

2 (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения. Целью изобретения является повышение точности и достоверности оценки смазывающих свойств смазочных материалов при нестационарном режиме работы пары трения. Пару трения нагружают, смазывают исследуемым смазочным материалом и осуществляют трение при нестационарном режиме работы пары трения. Определяют изменение толщины смазочного слоя методом падения электрического напряжения на нем, Смазывающие свойства оценивают е по величине и продолжительности уменьшения толщины смазочного слоя до его последующей стабилизации. 4 ил, ния при смазывании исследуемыми смазочными материалами.

Способ осуществляют следующим об- ©1 разом. Ю

Пару трения нагружают заданной наг- ©1 рузкой, смазывают исследуемым смазоч- (ф ным материалом, осуществляют трение при нестационарном режиме работы (режим пуска-остановки, реверсивного трения, нагрева смазочного материала), определяют значение толщины смазочного слоя посредством измере- Й ния падения электрического напряжения на нем, регистрируют момент трения и температуру смазочного материала, при этом смазывающие свойства оценивают по величине и продолжитель1536263

Ности уменьшения толщины смазочного с лоя до его последующей стабилизации

Способ реалируется при различных факторах нестационарности: температурном (различные скорости нагрева и

Охлаждения смазочного материала), Скоростном (режим пуска — остановки) ц кинематическом (качательное движе-

-1ие), Пример. Испытания провоцили а машине трения СИТ-1 по схеме ро— ик — ролик. Элементы пары трения— олики изготавливали из стали 45, мели твердость НЕС = 32-36, шероховатость поверхности Ra = 0,3 мкм.

IIapy трения нагружали до контактного ь1апряжения Q„ =- 700 ИПа, испытания проводили в течение = 6 ч. Режим 20 испытаний заключался в следующем:

1 аэгон роликов до заданной скорости (3 м/с, немедленное торможенйе о полной остановки. Циклы разгон— т орможение следовали друг за другом 25 б ез перерыва, время разгона составляло 3 с, Для всех испытанных смазочных материалов {гипоидное масло, смазки

ВНИИНП-286И и ВНИИНП-254) проявлялся 30 эффект временного ухудшения смазочного действия: уменьшение толщины смазочного слоя с последующим ее ростом и стабилизацией (фиг. 2). Наихудшие смазочные свойства показала пластичная смазка ЗНИИНП-254, а лучшие— смазка ВНИИНП-286I,, для которой характерна наименьшая продолжительность уменьшения толщины смазочного слоя и его наибольшая величина при трении.

Формула изобретения

Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения, заключающийся в том, что пару трения нагружают, смазывают исследуемым смазочным материалом, осуществляют трение и контролируют трибологический параметр, по которому оценивают смазывающие свойства, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности, трение осуществляют при нестационарном режиме работы пары трения, в качестве трибологического параметра контролируют толщину смазочного слоя в контактЕ методом падения электрического напряжения на этом смазоч1 ном слое, а оценку смазывающих свойств осуществляют по величине и

r, продолжительности уменьшения толщины смазочного слоя до его последующей стабилизации, о

1536263

h, зим

/ 375

f. РЫ

Р, И

120 150 МР РЮ ЗЮ Р; мам.

ЩУГ 2

008

Р,И

ОМ

1И 7И 240 Юд 300 Г, мин риа3

1536263

60 1О 1И МР РИ ЯЫ t; мий.

P6/Г 4 Составитель Д, Пичугин

Техред N. Ходанич Корректор О.Ципле

Редактор И.Киштулинец

Заказ 103 Тираж 494 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям .нри ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, может быть использовано для испытания луба или волокна лубяных культур на износ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии приработки и тренировки передач зацепления, и может быть использовано для достижения их оптимальных эксплуатационных показателей при работе в тяжелых режимах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях материалов на износ в деталях машин

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ и применяется для оценки фрикционной усталости материала

Изобретение относится к абразивной обработке материалов и может быть использовано для контроля степени шаржирования материала после обработки абразивным инструментом

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ

Изобретение относится к обработке материалов давлением и может быть использовано для определения коэффициента контактного трения для различных видов обработки давлением, волочения, прокатки, экструзии и т.п

Изобретение относится к устройствам для испытания текстильных материалов на истирание, является усовершенствованием устройства по авт.св.N 648879 и позволяет повысить надежность и точность за счет имитации влияния швов

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх