Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством

 

Изобретение относится к тренажерам транспортных средств и может быть использовано при обучении и контроле деятельности операторов-водителей. Цель изобретения - повышение точности оценки. Устройство содержит блок 1 задания маршрута, пульт 2 руководителя обучения, рабочее место 3 обучаемого, блок 4 динамики движения, блок 5 объективной оценки, блок и 6, 12 информации, задатчик и 7,8 параметров, блоки 9-11 регистрации параметров, блок 13 контроля текущей напряженности обучаемого, таймер 14 и блок 15 индикации оценки. При работе тренажера обеспечивается оценка точности управления транспортным средством, а также определения психофизиологических затрат водителя. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (51)S 6 09 В 9 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4440484/31-11 (22) 29,06.88 (46) 23.01.90. Бюл. М - 3 (71) Опытное конструкторско-техно- логическое бюро с опытным производством Института металлофизики

АН УССР (72) А.В.Карлов, В.В.Кобзев, В.Б.Кривоносов, Д.И,Крючатов, Л.С.Миронов, В.Е.Погорелов, В,И,Ровенский и Ю.В.Шелест (53) 629.113.014.5 (088.8)

;(56) Авторское свидетельство СССР

У 1170485, кл. G 09 В 9/04, 1985. (54) УСТРОЙСТВО,НЛЯ ОЦЕНКИ МАСТЕРСТВА УПРАВЛЕНИЯ 1PAHCIIOPTHbIM СРЕДСТВОМ (57) Изобретение относится к тренажерам транспортных средств и может

2 быть исполЬзовано при обучении и контроле деятельности операторовводителей. Цель изобретения — повышение точности оценки. Устройство содержит блок 1 задания маршрута, пульт 2 руководителя обучения,рабочее место 3 обучаемого, блок 4 динамики движения, блок 5 объективной оценки, блоки 6, 12 информации,задатчики 7,8 параметров, блоки 9-11 регистрации параметров, блок 13 контроля текущей напряженности обучаемого, таймер I4 и блок 15 индикации оценки. При работе тренажера обеспечивается оценка точности управления транспортным средством, а также опре" деления психофизиологических затрат водителя. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

1538179

Изобретение относится к области тренажеров транспортных средств и ! может быть использована при обучении и контроле деятельности операторов-водителей., Целью изобре."ения является повышение точности onånêë„.

На фиг.1 представлена структурнофункциональная схема устройства; на фиг,2 — принципиальная электр:: ческал

, схема блока задания маршрута; на

,фиг. 3 — принципиальная электри1ескал схема блока контрал.я "åêóùåé напрл женности обучаемого.; на фиг. 4 — ап1 гаритм программы запуска устройства;, HG фиГ, 5 фраГмент ЯЛГаритма фарми равания составляющих Оценки «ачества действий и оценки и(иха(>изиологи(. ческого состояния обучаемого; на фиг, 6 — фрагмент алгоритма формиро-. вания сигналов Останава выполнения задания 110 критическому параметру; на фиг. 7 — фрагмент алгоритма формирования составляющих оценки ошибач- 25 ных действий обучаемого и сигналов подсказки; на фиг. 8 — фрагмент алгоритма вычисления и вывода частных оценок и общеи Оценки мастерства действий Обучаемого.

Устройство длл 01:,е11«и и::-.сте;зства управления транспарт1 .:!i -1 ср(1ioTвом (фиг . 1 ) содержит б! 1Ок 1 зс1дс".пил маршрута„.. Пуз1ьт 2 ру«овод.:11 елл Обучения (11P0) pdi o<;ее 1е(.1 а . > On 11 -«е (Р210 ), блок «1 n1<нами1(.1., B1ur(e

HHH бЛОК 5 ОбЪЕКТИВПО:. Г цасн(и., 11Е ОВЬЬй блок 6 информа1:;ии, первый з адат.1И«

7 критичсских -1араметрав,,:зтс рой задатчик 8 параметров Ошибочных действий„ первый блок 9 регистрации параметров качества дейс.гвцй абуц1аемоГО р втopай блок 0 ОеГистаации пара метров психсфизиологическог0 состояния обучаемого., третий бла«, i регистрации параметров ошибочных действий, втОрой блок 12 информации, бла«13 контроля те1(ущей напрлжен11асти, тайМЕр 11, бЛОК 15 ИНдИ«с.цИИ, При ЭТОМ первые, вторые и третьи вхоцы саот50 ветственна блока 1 задания маршр "TB>

ПРО 2„ блока 4 динамиз(и движения.,первого зада1 1ик-! 7 параметров,, второго задатчика 8 11араметрсв, первзго бло-ка 9 регистрации параметров, второго а с, блока 10 регистраци1: параметров „ третьего блока 1 1 рет истрации параметров бл01(о. 1 з индикации саедисзе ны Г тветственна с 1 ервым,. вторым и третьим выходами блока 5 объективной оценки, первый вход которого подключен к выходам соответственно

ПРО 2, блока ч динамики движения, первого задатчика 7 параметрав,второго задатчика 8 параметров, первого блока 9 регистрации параметров,второго блока 10 регистрации параметров, третьего блока 11 регистрации параметров, а также подключен к первому выходу блока 1 задания маршрута,второй выход которого соединен с входом второго блока 12 информации, а первый, второй и третий, четвертый и пятый входы первого блока 6 информации поцключены соответственна к четвертому, пятому„ шестому, седьмому и восьмому выходам блока 5 объ 1(тивной оценки BTopoй вход которого соединен с вторым выходам РМО 3, первый выход которого подкпючез:: к четвертому входу бло (а 4 динами1(и движения, а деьлтый выход блока 5 объективной оценки соединен с входам таймера 14, выход которого падкл1очен к четвертому входу бло (а 5 объективной оценки, третий вход каторага соединен с выходом блока 13 контроля текущей напряженности, а блок 1 задания маршрута (фиг.2, содержит задатчик 16 номера. маршрута, дешифратор .7 адре;а, ".BpBüIH модуль 18 кодов информации с заданньгх скоростях выбранного маршрута, второй модуль 19 кодов информации о заданных курсовых углах выбранного маршрута, третий модуль 20 кодов информации а заданных скоростях вер", ти«альнага перемещения на участках выбранногo марл1рута, четвертый модуль

21 кодов информации аб инициировании во втором блоке 12 информации речевых сообщений, соответствующих изменениям характеристик выбранного маршрута (скорости, курсового угла,скорости 1зертикальнага перемещения 1, при этом пер,зые входы соответственно первого 18, зтарага 19, третьего 20, четвертого 21 модулей кодов информации соединены между собой и подключены к первому входу дешифратара 17 адреса, который лвляетсл первым входом блока 1 задания маршрута, второй вход которого является вторым входом дешифратора 17 адреса, первый выход которогo поцключен к BTopoму входу задат ика 16 номера маршрута, выход катарага соединен с вторыми входами соответственно первогс 18, второго

15Ä8179

19, третьего 20 и четвертого 21 модулей кодов информации, третьи входы которых соединены между собой и подключены к второму выходу дешифратора 17 адреса, при этом выходы первого 18, второго 19 и третьего 20 модулей кодов информации соединены между собой и являются первым выходом блока 1 задания маршрута, второй выход которого является выходом четвертого модуля 21 кодов информации, а третий вход блока 1 является первым входом задатчика 16 номера маршрута.

Блок 1 задания маршрута (фиг.2), предназначенный для размещения,хранения и предъявления кодов характеристик (параметров) и речевых сообщений о заданных маршрутах, выполнен на основе применения и схемного сое.динения составных частей эадатчика

16 номера маршрута, регистра, например, на основе микросхемы серии

K155TN8, дешифратора 17 адреса — адресного селектора, например, на основе МС серии К533ИД7, первого 18, второго 19, третьего 20 и четвертого 21 модулей хранения кодов информа ции, — ПЗУ, например, на основе МС серии К556РТ5,при этом однолинейное испрлнение принципиальных схем с обозначением соответстну.ащих входов и выходов ""oñòàíêûõ частей заявляемого устройства предусматривает обозначение направлений следования потоков цифровой информации по шинам адреса управления и двунаправленным шинам данных, ПРО 2 (фиг.i ) является рабочим местом инструктора обучения и предназначен для размещения клавиатуры управления, с помощью которой осуществляются, ввод в устройство исходной и учебной информации, а также вывод при совместной работе с блоком 15 индикации, выполненным, например, на основе ди плея типа ВТА-2000, информации о частных оценках обучаемого и оценке мастерства управления транс— Второй задатчик 8 параметров (АОЗУ ) предназначен для размещения кодов величин подкритического (оши-. бочного) значения параметров пространственного положения управляемого объекта, при достижении которых о6учаемый водитель предупреждается со--действует обучаемый, при этом датчики состояния этих органов подключены к блоку 4 динамики движения для ввода н него исходной информации о воздействии водителя на моделируемый объект- управления, при этом выходные данные из блока 4 изменяемых эначепортным средством, РМО 3 является местом размещения органов управления, на которые ноз10

50 ний проекций вектора текущей скорос(V„ р 1 - ) a TaKme парамет ров ч,1 и h являются исходными для определения оценки качества управления, а с помощью датчика-сигнализатора, выполненного, например, на контактной кнопке без фиксации типа IGiN-9, с второго выхода РМО 3 на второ:"-. вход блока 5 объективной оценки обучаемым водителем подается сигнал о начале и конце исполняемого режима, фиксирующий временные границы участков маршрута, Блок 5 объективной оценки предназначен для обработки заданных и текущих параметров движения управляемого объекта, а также характеристик психофизиологического состояния обучаемого водителя для вычисления частных его оценок, а также оценки мастерства управления транспортным средстном (алгоритмы программ на фиг.4—

8), при этом блок 5 объективной оценки выполнен, например, на основе микропроцессора типа КР580ИК80, Первый блок 6 информации выполнен, например, на серийном 16-канальном магнитофоне типа РИ-65 (аппарат речевых сообщений) и предназначен для предъявления обучаемому нодителю консультативных речевых сообщений (подсказок) об ошибочных действиях,.связанных с нар1лпениями условий управления, таких, например, как Опасный крен" "Опасный тангаж", "Опасный па" раметр h", "Медленно! ", "Ускорешю!" и т.д.. Инициирование соответствую-.. щего сообщения в первом блоке 6 информации осуществляется после прихода из блока 5 объективной оценки сигнала на соответствующий вход первого блока информация (фиг.7).

Первый задатчик 7 параметров (АОЗУ) предназначен для размещения кодов величин критического значения параметров пространственного положения управляемого объекта, при достижении которых выполнение задания прекращается, а обучаемый оценивается отрицательно (фиг, 6), 1 538179 ветствующим речевым сообщением (фиг.7).

Первый блок 9 регистрации параметров (ЛОЗУ) предназначен для Оперативного размещения характеристик и частных оценок качества дайс".Hè(обучаемого водителя.

Второй блок 10 регистрации параметрсв (АОЗУ) предназначен для опе) ративного размещения характеристик психофизиолоГичeскОГО состоя1(иЯ Обу чае(.ОГÎ Водителя а акже Гре!ничных значений зоны его оптимальной напряженности (Q . и Я, ) при дости женки максимальноTc значения которой (Q 0 ) Выполнение " .;àäàíèÿ прекращаас((( ется, а обучаемый оце((ивается отрицательно (фиг.5) ..

Гретий блок 11 регистрации пара—

1 метров (АОЗУ) предназначен для размещения кодов Величин СОставляе)щих ко эффциента ошибочных действий (K(I,Ky, сформированного из них ко=-ффициента ошибочных действий К;,. Первый 7 и второй 8 задатчики параметров, первый

9, второй 10 и третлй 11.блоки регистрации параметров Выполнены на осно.-.

ВЕ. аККУМУ>(ЯTQP>-. i >> Q 01(Pc(ò "дв,—.!0>" 0 помина ощего устройс г ..-:: (АОБУ для

Об>(>>СПЕi1ЕН((Я ДВ (Напвавп(1(1(01>0 i-;;,.!e::» информацией и у(ойчивостп 3" ис;- .-.-::-..

ПВРЯМЕТРОБ ПPV К»аТКОВРЕМ г . -((>"- 0 .>(-. лючении питающеи зле((Tpoeei(1 Р и-„,.мен ени ем МС, н.((пви((е:>, c!. .0 ии К53,> 1s

Второй блок 1 2 ин(".Опмапин . ..зто— мати>(еск>ий 1>(туо(>(а> . ((редназ на е"- . г для обесгечения обу-iàe(. oão Водит-..ля речевой информац((ей 0 характере заданного мapi((pута, Нр>! этом указанная информац.-(. Инициируется синхронно с изменением TIBpамРтоов ЗаданнОГО мар(п - рута пО сиГкалу, пост"па(0щему с Выхо"" да Ieтвертсго модуля 21 кодов информапии, через второй вь .ход блока 1 задания мар(1(у(" на Вход второгo бло— ка 12 информации„ Вто(ой блок информа :,ии по примеру информационных устройств, применяе((ь(х па город(.ко:.:. транспорте можe (быть выполнен на основе серийного диктофона„ например, марки "ДОН"„

БлОк 1 3 кОн .ролл те((ушРй н((ппяженности обучаемс-о водителя (фиг >3 ) предназначен Д.!(я съема с сбу-.(aei!ОГО и преобразовани". Информации (Th его тек лцей(психофизиолог(-;ческой напряже»ности ((1;.:) Лри ->-..ыг(слнени(1 3алан-.

1 Ф;

z5 .> (>>

>> 0 ного маршрута и содержит модуль 22 физиологических датчиков, выполненный, например, на основе контактирующих медицинских электродов типа

ЭПСК-01, усилитель 23 аналогового сигнала, например, MC серии К284УД1А. элемент И 24, например, 11С серии

К155ПИ1, генератор 25 импульсов (ГИ), например, MC серии КР1006 ВИ1„ интегратор 26, например, M(C серии К140УД17, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 27, например, MC серии К1113ПВ1, при этом выход модуля 2? соединен с входом усилителя 23, выход которого подкл(очен к первому входу элемента

И 24, второй вход которого соединен с выходом ГИ 25, а выход элемента И соединен с Входом интегратора 26, Выход кот . ро"0 под((лючен к Входу

AU7. 27. Выход которогс является выхо= блока 10 Hei(1 роНН тек.»((;в(1

1;.,ЕННОСТИ, П..::И ЭТОМ Hi".!.0PÌ,".. I HBH(>II" CHI = налом, пост,:(ающим от моцуля 22 фиЗИОЛОГИЧРСКИХ Датч(КОВ> ЯЗЛЯЕТСЯ> например, сердечный ритм обучаемого, аналоговая форма которого Б блоке,3 преобразуется в цифровой код Я;;,который с Выхода блока 13 контроля ТР(у(>ей напряженности поступает на третий

Вход блока 5 объективной oi(eHХИ (",. >

:, >>>111» > ) в >аймер 14, выполненный, например, ",С:. àð÷è КР580811153, предназначен

-:,ля инициирования управля(ащих сигналов прерывания, по (оторь(м блок 5

Объективной оценки (микропроцессор) прекращает выполнение. программ, не связанных непосредственно с программой оценивания управляющих действий обучаемого Водителя (фоновых программ., например. программы диагностики устройства), и приступает к осуществлению циклов программы вычисления

"Оценки мастерства обучаемого (алгоритм на фиг,",-8) при этом частота

Временных интервалов (меток) определяет степень дискретизации условий считывания и обработки информации за период одного цикла: В примере конкретной реализации, например,частота пояВления импульсОВ с ВыхОда таймер» 14 на четвертый вход блока 5 составляет 1 имп/с, что обусловливаeò осуществле.(>((е циклов по считыванию и обработке информации оценивания водителя(с частотои 1 цикл/с.

Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством

: 1538179

10 функционирует следующим образом (фиг. 1, 4-8).

Перед началом выполнения задания руководитель обучения (инструктор) с клавиатуры ПРО 2 вводит значения критических параметров v, „ и Ь„р в первь|й задатчик 7, значения подкритических параметров а ° Ч„9 9 Ь „ . и с hq (где а (1; b (! с ) 1) — во второй вадатчик 8, значения Q „ и

Q Ä, ограничивающих оптимальную зону психофизиологической напряжен) ности обучаемого, — во второй блок

l0 регистрации параметров, значения коэффициентов ошибочных действий

К„9 К 9 К 9 В 9 Я (где 3 — коэффициент ошибочного убыстрения заданной скорости движения, а Я вЂ” замедления} — в третий блок 11 регистрации 20 параметров, код номера выбранного маршрута — в задатчик 16 блока 1 (фиг.4).

Значения параметров задаваемых маршрутов, а также коды выборки рече- 25 вой информации в первом 18, втором

19, третьем 20 и четвертом 21 модулях кодов информации (ИС типа K556PT5) запрограммированы предварительно так же, как и подпрограммы р"r."eòà сос- 30 тавляющих и оценки мастерства управления в целом. в ПЗУ блока 5 объективной оценки.

По окончании ввода исходной информации, при готовности обучаемого,нажатием на кнопку "Пуск на клавиатуре ПР0 руководитель обучения запускает устройство на предъявление обучае- мому заданного маршрута, считывание и обработку оценочной информации, при этом залускается таймер 14, каждый генерируемый импульс от которого прерывает выполнение фоновых программ (или режим ожидания) в блоке 5 объективной оценки, вызывает переход к программе оценивания, запрещает прерывание программы оценивания сигналами, не относящимися к этой программе и обеспечивает учет времени выполнения заданного маршрута, После запуска устройства с приходом каждого чмпульса от таймера 14 в блоке 5 объективной оценки осуществляются следующие операции: считывание из блока 1 задания маршрута значений заданных параметров скорости V, курса {1 и скорости подъема

Il> маршрута в данный момент времени и кода соответствующей этому моменту речевой информации о маршруте (при необходимости изменения параметров .движения), при этом адресация выбора указанных данных из первого 18,второго 19, третьего 20 и четвертого 21 модулей кодов информации (фиг.2) осуществляется путем формирования адреса соответствующей области и ячейки памяти каждого модуля из кода выбранного маршрута (от задатчика 16 номера маршрута) и адреса, поступающего из блока 5 объективной оценки, который (адрес). идентифицируется дешифратором 17 адреса, а запись ад; ресов, происходящих по шине адреса (ША), обмен информацией (данными) по двунаправленным шинам данных (ШД} во всех модулях и блоках устройства осуществляются по сигналам "ЗП" (запись) и "ЧТ" (чтение), поступающим в течение каждого цикла из блока 5 объективной оценки по шине управления (ШУ) предлагаемого устройства: вычисление проекций заданной скорости на ортогональные оси координат (x 3 о В Ч.з Чз {l извлечение из блока 4 динамики движения проекции фактической (текущей) скорости (V, V ; и h ; ) и сравнение с соответствующими проекциями заданной скорости, а так как в любой момент времени вектор скбрости объекта является частью касательной линии в точке траектории, по которой перемещается объект, то по величине рассогласования проекций векторов заданной и фактической скорости можно судить о точности и плавнос-. ти удержания объекта на траектории заданного маршрута; величины рассогласования (ЕЧ„; 9 АЧ ° и Аh, ) записываются в области ячеек памяти первого блока 9 регистрации параметров, а во второй блок 10 регистрации параметров записываются величины сравнения текущей психофизиологической напряженности Q-,, поступающей иэ блока 13 контроля текущей напряженности с максимальным ее значением

Qrnax+Q пчп <ах и оптимальным О опт z

9 характерными для каждого обучаемого соответственно b.Qy и Q, a при равенстве или превышении Q, относительт но И„„,„блок 5 объективной оценки

° ъах инициирует сигнал об остановке выполнения задания по критическому па-. раметру Q,„с, (фиг.5).

1538179

Блок объективной Оценки также осуществляет сравнение заданных критических параметров V, )"Д и 2. „,, 1 размещаемых в первом задатчике 7 па— раметров, с соответствующими текущими параметрами фактического пространственного положения управляемого объекта, поступающими из блока 4 динамики двккения, и при равенстве либо превышении инициирует сигнал об остановке выполнения :задания по дос= тижению cooTBBTcTIEóI0ùåão критическо" го параметра (фиг.б)„

Блок объективной Оценки осуществляет сравнение подкритических (ошибочных) параметров, формируемых из критических параметров путем перемножения на экспертные коэффициенты запаса (аЧ,, 13(„ и с2е ), размещаемые во втором зйдатчике 8 па" раметров, с соответствующими текущими параметрами V» 1, и 2е и при ,цосткжении их равенства инициирует сигнал по соответствующему входу первого блока информации о консультативной подсказке, а из третьего блска регистрации параметров считывает величину коэффициента соответствующей .)1пибеси (К,, еели 1„,, или 2< i Учктывая IIpE, o ToÄ.«кол .;.т .- с тво пот;об х ош»бок з OTHODIPI-IEIEI C 3CJII10pCI-::: —.-Ея ной скоро ти,. блок 5 объективно .. оценки сравн»кает V. е» . ревыше-« кием ; l еели з ан„: жени ел,-,, коэ," 1фициенть 3 ) 1 II . «» 1 хианятcя В третьем блоке регкстрац -.-и —,: ар,=.-."..е,тров)

H при до с тижеккее ко е т р альных 3 еел .-":-"ний инициирует сигнал на соответствующем входе —.epaoI o блока информаЦИИ О ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ I.,OHCVjlI>TRTEIB нОЙ подсказки МедленнО «IJIEI JcKo ренно (феей . I >.

После выполнен«ея любого законченного участка маршрута, о чем блок

5 с бъективной оценки иепooDMEDóe TcEI итоговым сигналом из блока < задания реж»ма 1 и . ".нициативным сигееалом

"Режим", поступающим от обучаемого с РМО 3, фиксирующим достижение границ информативных участков маршрута, определяется модуль у"редненнога отклонения скорости на участке 7;

I Ч = 1М1 7„ ) + М ХЧ ) + (МЖД г (22) и

A (av.;1

-Б-(3) 2Е «) 5 a I /22I> l

М 2I п (4) ка оцениваемом участке определяются также фактическое время достижения границы уеастка T и отклонение этого времени, от заданного

Т ; ;араметры g t к К„.: фикскру 2 3 - 2 .- тj ются в первом блоке peI"I-.=T-pÿöEIH па25 раметров, при этом К т выводится на экран блока 15 индикации (фие.8!.

При достижении конца заданного марперута IIO сигналу "Режим" останавливается таймер 14 и фиксируются

3Q фактическое время выполнения задания Т,р и количество участков а при извлечении из первого блока регистации параметров K -, g t j, выполня.;-тся I .еограмма вьеисления безразмерных оценочных коэффициентов точнос45 ти и плавности управляющих действий

Кт и ритмичности управления Кр ф - к, К =- --2---Т2.-- 9 (6) т 9

Ч ь1

К

- — Г, /Т-,-T„I (7x

Ф у - !к;1

ТТ3 (8) 6 4 0 характеризует регулярность движения, т.е. К> тем вьппе, чем меньше отклонений ее1 „а

50 /т -т

Т

0 ° a характеркзует регламентность движения, т,е, чем точнее водитель приводит транспортное средство в конечный пункт маршрута, тем выше Кр.

После определения оценочных коэф фициентов точности К . и ритмичности К определяется безразмерный когде (2) — (4) — математические ожидания отклонений проекций вектора текущей скорости.от заданной на оцениваемом участке, и, зная заданную скорость на да1енол1 участке V> опреде1 9 ляется безразмерный коэффициечт точности и плавности управления на уча15 стке KT

1538179 эффициент качества управляющих действий обучаемого К, который равен

Кк К К ° (1О) значения К, Ко и Кк запоминаются в соответствующих ячейках памяти первого блока 9 регистрации параметров.

Далее из всех значений g Qg располагаемых в соответствующих областях ячеек памяти второго блока 10 регистрации параметров, блок 5 объек- тивной оценки выбирает минимальное значение этого параметра (min 4QQ и приступает к программе вычисления безразмерного оценочного коэффициента K надежности действий обучаемо-, го

15

min5Qg

Н

Qmgy. опт

2пъ и ИЪ

ʄ=. — - — — ...... (11)

° е ° ее о °

2„„ц, — Я,„;„ . 30

К вЂ” Г- "() ....., (12) опт (Q ) = †-- -- †... (13) это математическое ожидание величин отклонения, а m — - число отклонений, Qnax + тin

После определения оценочных коэффициентов надежности действий обучаемого К н и его психофизиологической устойчивости K определяется безразмерный оценочный коэффициент пси5 хофизиологического состояния обучаемого К„„который равен

К, = Кд, К ..... (15)

Вначения К„, К и К запоминают ся в соответствующих ячейках памяти

Далее опреде. яе тся оез размерный оценочный коэффициент психофизиологической устойчивости обучаемого К который характеризуется частотой и величиной отклонений Q Q y (текущей напряженности обучаемого Я от опти- 35 .мального ее значения Ц„„, ) второго блока 10 регистрации параметров, Вычисляются количество ошибок Р, R u G сделанных по каждому иэ трех контролируемых параметров V, g u h а также произведения соответствующих коэффициентов ошибочных действий по каждому параметру, т.е. величины

Р К G

Пх„, П, „и П,, после чего определяН ется и запоминается в третьем блоке

11 регистрации параметров оценочный коэффициент ошибочных действий Ко„ ,К = П ° П1 П ...,. (16)

Р и ( х 1 @ е Ф

После вычисления значений оценочных коэффициентов качества действий, К„, психофизиологического состояния

К и ошибочных действий обучаемого ,водителя Ко выполняются программа определения комплексного (итогового) оценочного безразмерного коэффициента мастерства управления транспорт- . ным средством. К>

Км Кк К р Ко а также вывод значений частных и общей оценки на дисплей блока 15 индикации„при этом формулы (1) - (17) являются основой алгоритмов соответствующих подпрограмм расчета оценок.

Формула изобретения

1. Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством, содержащее блок задания маршрута, пульт руководителя обучения, блок рабочего места обучаемого, блок динамики двюкения, блок оценки, первый блок информации, первый и второй задатчики параметров, при этом первый выход рабочего места обучаемого электрически соединен с четвертым входом блока динамики движения,пер" вый, второй и третий выходы которого подключены соответственно к первому, второму и третьему выходам блока оценки, а выход блока динамики движения соединен с первым входом блока оценки, четвертый, пятый,шестой, седьмой и восьмой выходы которого подключены соответственно к первому, второму, третьему, четвертому и пятому входам первого блока информации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности оценки, оно снабжено тремя блоками регистрации параметров, вторым блоком

Информации, блоком контроля текущей

Напряженности обучаемого, таймером и блоком индикации оценки, при этом

Первый, второй и третий входы соответственно блока задания маршрута

Пульта руководителя обучения, первого и второго задатчиков параметров, рех блоков регистрации параметров блока индикации оценки соединены соответственно с первым,, вторым и ретьим выходами блока оценки,перый вход которого подключен к выхоам соответственно первого и второго адатчиков параметров,.трех блоков 15 егистрации параметров, пульта рукоодителя обучения и к первому выходу лока задания маршрута, второй выход оторого соединен с- входом второго лока информации, а датчики состоя- 2Q ия органов управления, размещенные блоке рабочего места обучаемого, подключены к второму входу блока ценки, третий и четвертый выходы которого соединены соответственно с 25 выходами блока контроля текущей напряженЙояти и таймера, вход которого подключен ( к девятому выходу блока оценки.

1538179

J6

2, Устройство по и. 1, о л и— ч а ю щ е е с я тем, что блок задания маршрута выполнен в виде задатчика номера маршрута, дешифратор ад- . реса, первого, второго, третьего и четвертого модулей кодов информации, первые входы которых соединены с первым входом дешифратора ацреса и первым входом блока задания маршрута, третий вход которого соединен с первым входом задатчика номера маршрута, выход которого подключен к вторым входам первого, второго, третьего и четвертого модулей кодов информации, третьи входы которых соединены между собой и подключены к второму выходу дешифратора адреса, первый выход которorî соединен с вторым входом задатчика номера маршрута, а второй вход дешифратора — с вторым входом блока задания маршрута, первый выход которого подключен к выходам первого второгo и третьего модулей кодов информации, при эхом выход четвертого модуля кодов информации соединен с вторым выходом блока задания маршрута.

1538179

1538179

1538 179

1538179

Составитель В;Ионова

Техред Л.Сердокова КорректорИ,Пожо

Редактор Л.Гратилло

Заказ 170 Тираж 39! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент"„ г. Ужгород, ул, Гагарина, !01

Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством Устройство для оценки мастерства управления транспортным средством 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения, а именно к тренажерам транспортных средств

Изобретение относится к устройствам обучения и может найти применение в автомобильных и им подобных тренажерах при подготовке и проверке квалификации водителей

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению транспортных средств и может быть использовано для обучения управлению транспортными средствами при его боковом заносе и снижении устойчивости на скользких дорогах

Изобретение относится к техническим средствам моделирования и обучения управлению дорожным движением и может быть использовано для исследования режимов и характеристик движения транспортных средств на улично-дорожной сети в условиях светофорного регулирования

Изобретение относится к техническим средствам обучения и обеспечивает повышение надежности тренажера

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения водителей управлению транспортным средством при взаимодействии на дороге с другими участниками движения в условиях объездов и обгонов

Изобретение относится к техническим устройствам обучения водителей транспортных средств , в частности, автомобилей

Изобретение относится к созданию средств для моделирования работы операторов различных перемещающихся по земной поверхности транспортных средств, более конкретно к средствам имитации визуальной обстановки в поле зрения этих операторов

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных гусеничных транспортных средств

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет значительно расширить диапазон решаемых задач при обучении правилам движения транспорта на регулируемых перекрестках путем создания большого числа различных дорожных ситуаций

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к техническим устройствам обучения и контроля качества подготовки механика-водителя бронированной гусеничной машины

Изобретение относится к устройствам для получения навыков и понятий управления транспортным средством, обучения правилам дорожного движения, тренировки преодоления различных помех, развлечения

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для использования в тренажерах для обучения механиков-водителей гусеничных машин

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, в частности к танковым тренажерам
Наверх