Способ обработки поверхностным пластическим деформированием кулачков

 

Изобретение относится к отделочно-упрочняющей обработке поверхностей деталей машин типа кулачков поверхностным пластическим деформированием. Цель изобретения - повышение производительности обработки за счет увеличения площади контакта инструмента с деталью, а также снижение энергетических затрат. Обработку цилиндрических и плоских участков кулачков ведут раздельно. Цилиндрические участки обрабатываются одним инструментом, которому задается перемещение вдоль линии действия силы его нагружения, направленной по нормали к поверхности кулачка в точке контакта. Плоские участки обрабатываются двумя дополнительными инструментами, расположенными симметрично относительно оси симметрии кулачка, которым сообщается перемещение вдоль обрабатываемых поверхностей. Обработку осуществляют инструментом, выполненным с цилиндрической рабочей поверхностью, длина образующей которой превышает ширину кулачка. Это дает возможность использовать метод поверхностного пластического деформирования в массовом производстве при изготовлении деталей автомобиля, в частности кулачковых и распределительных валов. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 В 24 В 39 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4428626/31-27 (22) 25 ° 05.88 (46) 30.01.90. Бюл. Р 4

° (71) Тольяттинский политехнический институт (72) Н.М.Бобровский, О.С.Черненко и С.Н.Голицын (53) 621.924.5(088.8) (56) Одинцов Л.Г. Финишная обработка деталей алмазным выглаживанием и вибровыглаживанием. М.: Машиностроение, 1981, с. 92-93, рис. 53а,б. (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТНЬМ

ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИКМ КУЛАЧКОВ (57) Изобретение относится к отделочно-упрочняющей обработке поверхностей деталей машин типа кулачков поверхностным пластическим деформированием.

Цель изобретения — повышение производительности обработки за счет увеличения площади контакта инструмента с деталью, а также снижение энергеИзобретение относится к отделочно. упрочняюцей обработке поверхностным пластическим деформированием кулачков и может быть использовано при обработке распределительных и кулачковых валов двигателей автциобилей, Цель изобретения — повышение производительности обработки за счет увеличения плоцади контакта инструмента с кулачком, а также снижение энергетических затрат.

На фиг. 1 представлена схема создания момента, противодействующего вращению кулачка при использовании

„„SU„„f539()49 А I

2 тических затрат. Обработку цилиндрических и плоских участков кулачков ведут раздельно. Цилиндрические участки обрабатываются одним инструментом, которому задается перемещение вдоль линии действия силы его нагружения, направленной по нормали к поверхности кулачка в точке контакта. Плоские участки обрабатываются двумя дополнительными инструментами, расположенными симметрично относительно оси симметрии кулачка, которым сообщается перемецение вдоль обрабатываемых поверхностей. Обработку осуцествляют инструментом, выполненным с цилиндрической рабочей поверхностью, длина (О образующей которой превышает ширину кулачка. Это дает возможность использовать метод поверхностного пластического деформирования в массовом проI изводстве при изготовлении деталей автомобиля, в частности кулачковых и 2 распределительных валов. 3 ил, известных способов; на фиг. 2 и 3— схемы обработки по предлагаемому способу (величину момента можно определить из зависимости M=1 Н, где М— момент, противодействующий вращению;

P — деформируюцая сила; Н вЂ” плечо действия деформируюцей силы.

Способ реализуется следующим образом.

Обработку цилиндрических участков кулачка 1 ведут инструментом 2 (фиг. 2) ° При этом кулачку 1 задают вращение, а инструмент 2 перемещают поступательно с помощью копира 3 и

1539049 п олзуна 4 в плоскости, проходяцей через ось вряцения кулачка 1 и линию

rÿòía контакта. Усилие поджима инструмента 2 задается с помощью пружи5 ны 5. Зятем кулачок 1 останавливают и обработку плоских участков ведут двумя другими инструментами 6, которые устанавливают симметрично относительно оси симметрии профиля кулачка

1 (фиг. 3). В процессе обработки инструментом 6 задяют возвратно-поступательное перемещение вдоль плоских участков кулачка 1 с помоцью копира 7 и ползунов 8„ Усилие поджима задается с помощью пружин 9.

H p и и е р. Способ используют при обработке кулачкового вала топливного насоса автомобиля "КамАЗ". Материал вала: сталь 18ХГТ - пементация, твер- 0 дость НГС 60. 11ирина кулачка 13 мм. ,Цля обработки используют выглаживающий инструмент с цилиндрической рабочей поверхностью радиусом 2 мм. Исходная шероховатость кулачков соответствует 1 ц=0,64 мкм. Величину силы, приклядывяемой к инструменту, устанавливают равной 6,4 кН.

Кулачковый вал устанавливают в центрах токарного станка. Сначала обрабатывают цилиндрические участки кулачка. При этом кулачковый вал врацают, я инструменту задают возвратнопоступательное движение с частотой, соответствующей частоте вращения кулачка (фиг. 2). Обработку цилиндри=

35 ческих участков выполняют за 5 оборотов кулачкового вяла. Затем кулачковый вал останавливают и с помощью двухинструментальной головки, которой задают перемецение в направлении, перпендикулярном оси кулачкового вала, обрабатывают плоские участки кулачка (фиг. 2). При этом осуществляют 3 возвратно-поступательных пере45 мещения инструмента. Обработку ведут как при прямом, так и при обратном движении инструментальной головки.

Шероховатость поверхности кулачка снижается до 1 .,„=0,16 мкм. Основное (манинное) время обработки составляет 10 с. При выглаживании кулачка по известному способу сферическим инструментом мяыинное время составляет

6 мин. Таким образом, время обработки сокращается в 36 раз.

Затраты энергии при реализации предлагаемого способа составляют

0,36 кДж, При использовании известного способа обработки затраты энергии составляют 6 кДж. Таким образом, затраты энергии сокращаются в 16 раз.

Использование предлагаемого способа позволяет снизить энергетические затраты и повысить производительность обработки. Это ведет к снижению себестоимости обработки. Повышение производительности дает возможность использовать способ поверхностного пластического деформирования в массовом производстве изготовления деталей автомобиля, в частности кулачковых и распределительных валов.

Формула изобретения

Способ обработки поверхностным пластическим деформированием кулачков, имеющих симметричный профиль и поверхность, включающую цилиндрические и плоские участки, при котором кулачку при обработкр цилиндрических участков сообщают вращение, а инструмент упруго прижимают к поверхности кулачка и сообцают ему возвратно-поступательное движение вдоль линии действия силы его нагружения, которая направлена по нормали к поверхности кулачка, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения производительности обработки за счет увеличения площади контакта инструмента с кулачком, а также снижения энергетических затрат, плоские участки кулачка обрабатывают без вращения последнего двумя дополнительными подпружиненными инструментами, расположенными симметрично относительно оси симметрии профиля кулачка и направленными по нормали к р.го поверхности, при этом дополнительным инструментам сообщают возвратно-поступательное перемещение вдоль этих участков, причем все инструменты выполнены с цилиндрической рабочей поверхI ностью, длина образующей которой пре- вынает нирину кулачка.

1539049

1539049

Составитель Ж,Соколова

Редактор M,Êàñàðäà Техред Л,Сердюкова Корректор С,Черни

Заказ 184 Тираж 588 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент",, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ обработки поверхностным пластическим деформированием кулачков Способ обработки поверхностным пластическим деформированием кулачков Способ обработки поверхностным пластическим деформированием кулачков Способ обработки поверхностным пластическим деформированием кулачков 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к устройствам, предназначенным для чистовой обработки поверхностей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к металлообработке, а именно к обработке поверхностно-пластическим деформированием (ППД), и может быть использовано для ППД впадин зубчатых колес, шлицевых валов и т.д.

Изобретение относится к методам поверхностного упрочнения Цель изобретения - повышение качества за счет равномерности наклепа поверхности обрабатываемой детали, расширение технологических возможностей за счет обработки фасонных поверхностей, повышение производительности за счет повышения скорости потока, снижение энергоемкости и себестоимости

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к способам и устройствам, предназначенным для чистовой обработки металлов поверхностным деформированием

Изобретение относится к отделочно-упрочняющей обработке и может быть использовано при обработке деталей на станках строгальной группы

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к процессу деформирующего протягивания глубоких отверстий

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для упрочнения деталей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам совмещенной обработки деталей резанием

Изобретение относится к отделочно-упрочняющим операциям поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в оборудовании для динамического (ударного) упрочнения деталей машин, режущего инструмента и других металлических изделий

Изобретение относится к изготовлению инструментов для отделочной чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для чистовой размерно-упрочняющей обработки деталей машин

Изобретение относится к металлообработке, в частности к обработке отверстий дорнованием

Изобретение относится к обработке металлов резанием и поверхностным пластическим деформированием и может быть использовано для чистовой обработки внутренних поверхностей отверстий деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке гильз цилиндров

Изобретение относится к металлообработке, а именно, к чистовой обработке отверстий методом пластического деформирования
Наверх