Способ определения сопротивления трения обшивки корпуса судна
Изобретение относится к судостроению и предназначено для экспериментального определения гидродинамического сопротивления наружной обшивки судов. Цель изобретения - уменьшение энергоемкости испытаний, повышение точности и расширение диапазона. Для определения сопротивления трения образца 7 обшивки его закрепляют на валу 6 динамометрического привода, приводят во взаимное соприкосновение со свободной поверхностью воды нижний торец образца 7. Затем образец 7 прокручивают и измеряют датчиками 4 и 3 скорость вращения и крутящий момент на валу 6. 1 ил.
союз советсних
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕ П=НИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ. ГКНТ СССР
1 (21) 4434465/27-11 (22-) 30.05.88 (46) 30.01.90. Бюл. У 4 (71) Ленинградский кораблестроитель" ный институт (72) Ф.К.Жестовский и Я.С.Ходорковский (53) 629. 12:532,583.4: .:621 9.014.2.002,614 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
И 894396, кл. С 01 И 10/00, В 63 89/02,,1980. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРЕНИЯ ОИИИВКИ КОРПУСА СУДНА (51)5 С 01 И 10/00 8 63 В 9/02
2 (57) Изобретение относится к судостроению и предназначено для экспериментального определения гидродинамического сопротивления наружной обшивки судов. Цель изобретения - уменьшение энергоемкости испытаний, повышение точности и расширение диапазона. Для определения сопротивления трения образца .7 обшивки его закрепляют на валу 6 динамометрического привода, приводят во взаимное соприкосновение со свободной поверхностью воды нижний торец образца 7. Затем образец 7 прокручивают и измеряют датчиками 4 и 3 скорость вращения и крутящий момент на валу 6. 1 ил.
«539559
По измеренной угловой скорости вращения определяется число Рейнольдса
Re =- и R /) формула изобретения
Способ определения сопротивления трения обшивки корпуса судна, заключающийся в том, что на вертикальном валу динамометрического привода закрепляют образец круговой формы, прокручивают его в резервуаре с водой, измеряют крутящий момент и скорость вращения вала и расчетом определяют сопротивление трения обшивки корпуса судна,. отличающийся тем, что, с целью уменьшения энергоемкости испытаний, повышения точности и расширения диапазона измерений, исследуемую поверхнрсть образца до прокручивания приводят в соприкосновение со свободной поверхностью воды.
М
С е е
Составитель С.Втулкин
Техрея Л.Олийнык Корректор Т.Палий
Редактор A.Ðååèí
Ф ° Ю
Заказ 209 Тираж 427 Подписное
ВЙЙИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãoðîä, ул. Гагарина,101
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам экспериментального исследования гидродинамического сопротивления элементов наружной обшивки судов и управления пОграничным слоем.
Цель изобретения - уменьшение энергоемкости испытаний, повышение точности и расширение диапазойа изме- 10 р@ний.
На чертеже изображена принципиальная схема экспериментальной установки для осуществления предлагаемого способа. «
Экспериментальная установка содержнт динамометрический привод, содержащий электродвигатель 1 с системой
2 регулирования скорости его вращенйя, датчик 3 крутящего момента, дат- QQ чик 4 скорости вращения, резервуар 5 д «я воды или другой жидкости. Ось вала 6 ориентирована по вертикали мест4, а образец 7 - элемент судовой обшивки в виде диска обращен исследу- 2g емой поверхностью к свободной поверхности воды в резервуаре.
Способ осуществляют следующим образом.
После закрепления образца 7 на ва- З0 лу 6 динамометрического привода приводят во взаимное соприкосновение со саободной поверхностью воды нижний торец образца 7. Затем диск прокру " » в4ют приводом, задавая уровни для
1 скорости вращения вала 6, измеряя датчиками 4 и 3 скорость вращения и крутящий момент на валу 6, равный ,моменту гидродинамического сопротив" л@ния образца 7 - элемента судовой 40 обшивки.. Обработку эксперимента .производят следующим образом.
По измеренному крутящему моменту на валу 6 без дополйительных пересчетов непосредственно определяется коэффициент момента, равный
« где М вЂ” измеренный крутящий момент; ь - скорость вращения вала;
R — радиус диска; коэффициент кинематической вязкости воды.
Результаты измерений представляют графически в форме зависимости
С зи. (Re).
При использовании предлагаемого способа в судостроении появляется возможность испытаний реальных образцов наружной обшивки корпуса судна, шероховатость которой существенно изменяется в процессе эксплуатации судна, отпадает необходимость изготовления дисков с искусственно перенесенной. шероховатостью обшивки ° При этом время проведения и обработки одного опыта при прочих равных условиях существенно уменьшается, а точность измерения сопротивления трения шероховатой поверхности судна существенно увеличивается.