Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке

 

Изобретение может использоваться в устройствах для создания световых эффектов с музыкальным сопровождением. Цель изобретения - повышение зрелищности светомузыкальной композиции. Это достигается за счет введения регуляторов яркости и цветности, автоматического регулятора уровня, анализаторов звуковых сигналов, коммутаторов за счет введения в каждый из генераторов форм коммутатора генератора форм, аналоговых ключей, а в каждый из генераторов функциональных напряжений аналоговых ключей, сглаживающего фильтра, линии задержки, триггера, генератора переменной частоты, распределителя импульсов и образования новых функциональных связей. Устройство также содержит источник звука, синхрогенератор, электронно-лучевую трубку, модуляторы, блок коммутации изображения, сумматор, компаратор, источник опорного напряжения, генератор шума, блок цветности, блок формирования специальных эффектов, анализатор звуковых сигналов, коммутатор. 1 з.п. ф-лы, 16 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (54)5 А 63 J 17/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И, ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4226494/24-21 (22) 09.04.87 (46) 07.02.90. Бюл. № 5 (71) Казанский авиационный институт им. А. Н. Туполева (72) В. П. Букатин, Б. М. Галеев, Е. В. Горбунова и P. Ф. Сайфуллин (53) 621.828 (088.8) (56) Патент Японии № 49-5241, кл. Ci 09 f 13/00, 1974.

Техника кино и телевидения, 1983, № 2, с. 51 — 54. (54) ЭЛЕКТРОННЫЙ СИНТЕЗАТОР

С ВЕТОМУЗЫ КАЛЬ Н ЫХ И 3 ОБ РАСЦЕНИ Й

НА ЦВЕТНОЙ ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ

ТРУБКЕ (57) Изобретение может использоваться в устройствах для создания световых эффектов с музыкальным сопровождением.

Цель изобретения — повышение зрелищИзобретение относится к светомузыке, а именно к устройствам для создания световых эффектов с музыкальным сопровождением на цветной электронно-лучевой трубке, и может быть использовано в телевидении, медицине, в инженерной психологии, в качестве товара народного потребления как приставка к цветному телевизионному приемнику.

Целью изобретения является повышение зрелищности светомузыкальной композиции.

На фиг. 1 изображена структурная схема электронного синтезатора светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке; на фиг. 2 — принципиальная схема (к+1) — (к+1+гп) аналоговых ключей; на фиг. 3 — принципиаль„„SU„„1540844 д 1 ности светомузыкальной композиции. Это достигается за счет введения регуляторов яркости и цветности, автоматического регулятора, уровня, анализаторов звуковых сигналов, коммутаторов за счет введения в каждый из генераторов форм ком мутатора генератора форм, аналоговых ключей, а в каждый из генераторов функциональных напряжений аналоговых ключей сглаживающего фильтра, линии задержки, триггера, генератора переменной частоты, распределитепя импульсов и образования новых функциональных связей. Устройство также содержит источник звука, синхрогенератор, электронно-лучевую трубку, модуляторы, блок коммутации изображения, сумматор, компаратор, источник опорного напряжения, генератор шума, блок цветности, блок формирования специапьных эффектов, анализатор звуковых сигналов, коммутатор 1 з.п. ф-лы, 16 ил. ная схема распределителя импульсов и триггера; на фиг. 4 — принципиальная схема генератора переменной частоты; на фиг. 5.» принципиальная схема линии задержки; на фиг. 6 — принципиальная схема сумматора; на фиг. 7 — принципиальная схема компаратора; на фиг. 8 — принципиальная схема 1 — к аналоговых ключей; на фиг. 9 — принципиальная схема регулятора яркости и цветности; на фиг. 10— принципиальная схема блока коммутации изображения; на фиг. 11 — принципиальная схема генератора шума; на фиг. 12схема блока формирования специальных эффектов; «а фиг. 13-схема блока цветности; на фиг. 14 и 15 — векторные диаграммы, поясняющие работу синтезато1540844

3 ра; на фиг. 16 — представлено растровое поле телевизионного экрана. является соответственно вторым и третьим управляющим входом генератора 6 — 1—

6 — и форм, последовательно соединенные триггер 22, генератор 23 переменной частоты, распределитель 24 импульсов, второй

5 вход которого соединен с вторым выходом триггера 22, первый выход — с вторым входом триггера 22, а каждый из m выходов каждого распределителя 24 импульсов подключен к второму входу соответствующе10 го из группы с (к+1) -ro по (к+1+гп) -й аналоговых ключей 19 — (к+1) — 19 — (к+

+1+гп), выходы которого подключены к второму входу сглаживающего фильтра 20, первый вход каждого из которых подключен к второму входу генератора 23 переменной частоты, соответствующего генератора 7 — 1 — 7 — 2 функциональных напряжений, причем выход компаратора 9 в каждом генераторе 6 — 1 — 6 — и форлл соединен с первым входом каждого из к анало20 говых ключей 19 — 1 — !9 — к, выходы каждого из которых подключены к соответствующему входу коммутатора 18 генератора 6 — 1 — 6 — и форм, вторые входы каждого из j (где j=1,2, ..., к) аналого25 вых ключей 19 — 1 — 19 — к соединены с выходом сумматора 8, а вторые входы каждого из (к-j) аналоговых ключей 19 — !—

19 — к подключены к выходу генератора 11 шума и являются четвертым управляющим входом генератора 6 — 1 — 6 — и форм, З0 причем входы каждого i-го генератора

7 — 1 — 7 — 2 функциональных напряжений соединены с выходами соответствующего коммутатора 15 — 1 — 15 — и, выход каждого генератора 6 — 1 — 6 — n форм соединен с первым входом соответствующего регулятора

З5 16 — 1 — 16 — n яркости и цветности, первый, второй и третий управляющие входы каждого I-го генераторов форм подключены к первому, второму, третьему выходам -й группы выходов блока 13 формирования специальных эффектов, при этом

40 четвертый выход каждой из и групп которого соединен с вторым входом соответствующего регулятора 16 — 1, ..., 16 — и яркости и цветности, выход каждого регулятора 16 — 1, ..., 16 — n яркости и цветности подключен к соответствующему входу блока 5 коммутации изображения, вторая группа входов которого соединена с выходами блока 12 цветности, вход которого подключен к входу генератора 11 шума и входу источника 1 звука. Кроме того, обоз50 начены полосовые фильтры, 25 — 1 — 25 — m входы которых являются входа ми анализаторов 14 в 1 — 14 — и звукового сигнала, детекторы 26 — 1 — 26 — m и интеграторы

27 — 1 — 27 — m выходы которых являются выходами анализаторов 14 — 1 — 14 — n звуко55 вого сигнала. зом.

Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электроннолучевой трубке содержит источник 1 звука, синхрогенератор 2, первый и второй выходы которого подключены соответственно к первому и второму управляющим входам цветной электронно-лучевой трубки 3, а входы модуляторов 4 цветной электроннолучевой трубки 3 соединены с соответствующими выходами блока 5 коммутации изображения, и генераторов 6 — 1 — 6 — n форм, каждый из которых содержит два генератора 7 — 1 и 7 — 2 функциональных напряжений, входы каждого из последних являются входами синхронизации генератора форм, а выходы подключены через сумматор 8 к первому входу компаратора 9, второй вход которого подключен к выходу источника 10 опорного напряжения, генератор 11 шума, блок 12 цветности, блок

13 формирования специальных эффектов, последовательно соединенные первый анализатор 14 — 1 звуковых сигналов и первый коммутатор 15 — 1, и регуляторов 16 — 1—

16 — п яркости и цветности, автоматический регулятор 17 уровня, вход которого соединен с выходом источника 1 звука, с второго по (2п — 1) -й анализаторы 14 — 2— — 14 — 2п звуковых сигналов, входы которых соединены с выходом автоматического регулятора 17 уровня и с входом пер. вого анализатора 14 — 1 звуковых сигналов, с второго по (2n — 1)-й коммутаторы 15—

2 — 15 — 2n, входы каждого из которых соединены с выходом соответствующего анализатора 14--2--14 †звуковых сигналов, причем в каждый из п генераторов 6 — -1 — 6 — и форм введен коммутатор

18 генератора форм, выход которого является выходом генератора 6 — 1 — 6 — и, с первого по к-й аналоговые ключи

19 — 1 — 19 — к, а в каждый из генераторов 7 — 1 и 7 — 2 функциональных напряжений введен с (к+1)-го по (к+1+гп)-й аналоговые ключи 19 — (к+ 1) — 19 — (к+ 1+гп ), первые входы которых являются входами генератора 6 — 1 — 6 — п, соединенные с соответствующими входами соответствующего генератора 6 — 1 — 6 — n форм, сглаживающий фильтр 20, первые входы сглаживающих фильтров 20 каждого генератора 6 — 1—

6 — п форм соединены и являются первыми управляющими входами генераторов 6 — 1 ——

6 — n форм, линия 21 задержки, первые входы последней первого 7 — 1 и второго

7 — 2 генераторов функциональных напряжений каждого генератора 6 — 1 — 6 — -и форм являются соответственно первым и вторыми входами синхронизации генераторов 6 — 1 — 6 — и форм, а второй вход линии 21 задержки в каждом канале 7 — 1—

7 — 2 каждого генератора 6 — 1 — 6 — n форм

Синтезатор работает следующим обра1540844

Сигнал с выхода источника 1 звука, пронормированный автоматическим регулятосов по m выходным шинам, причем по окончании m-го импульса вырабатывается импульс, перебрасывающий триггер 22 в исходное положение. В этот момент генератор 23 переменной частоты перестает вырабатывать импульсы, схема приходит в исходное состояние.

Импульсы с распределителя 24 импульсов воздействуют на ключи 19 — (к+1)—

19 — (к+1+гп) поочередно, открывая их на время действия импульса. Напряжения, которые имеются на m аналоговых входах, поочередно поступают на вход сглаживающего фильтра 20 низкой частоты. При этом на входе последнего образуется ступенчатое напряжение Us, амплитуда ступенек которого соответствует величине напряжений, действующих на соответствующих вхоБО

55 ром 17 уровня, поступает на вход анализатора 14 — 1 — 14 — n звуковых сигналов.

Аналоговый сигнал с выхода анализатора

14 — 1 — 14 — и через коммутатор 15 — !в

15 — и поступает на вход ключа 19 — (к+1)—

19 — (к+1+я), который откроется при поступлении на его управляющий вход импульса с распределителя 24 импульсов.

Последний работает при подаче на его вход сигнала, сформированного линией 21 задержки, триггером 22, генератором 23 переменной частоты. На вход линии 21 задержки каналов генератора 6 — 1 — 6 — п форм поступают синхроимпульсы (фиг. 5) с синхрогенератора 2, необходимые для жесткой синхронизации работы всей схемы, формирования устойчивого динамического изображения, точного определения начала отсчета системы координат, связанной с телевизионным экраном. Линия 21 задержки 20 на выходе вырабатывает импульс U>, задержанный относительно входного на время тз, причем тз можно менять в широких пределах.

На телевизионном экране изменение тз проявляется в соответствующем перемещении сформированного изображения относительно координат телевизионного растра.

За1 ержанный импульс, воздействуя через триггер 22, запускает генератор 23 переменной частоты. Последний вырабатывает 30 импульсы с периодом т„, причем т„зависит от управляющего напряжения с одного из выходов блока 13 формирования специальных эффектов.

От величины длительности т„импульса зависит длительноть сформированного функ- З5 ционального напряжения, а в конечном итоге размер формы на экране. Таким образом изменение т влияет на масштаб формы. Импульсы с генератора 23 переменной частоты поступают на распределитель 24 импульсов, на котором проис40 ходит поочередное распределение импуль6 дах ключей 19 — (к+! ) — 19 — (к+!+гп). От изменения напряжений Ui, ..., Ь„зависит и форма выходного сигнала, сглаживающего фильтра 20 низкой частоты (при этом соответственно изменяется и вид фигуры, сформированной на экране), т. е. для получения на экране электронно-лучевой трубки 3 фигуры без резких изломов ступенчатое напряжение Uq сглаживается сглаживающим фильтром 20 низкой частоты, и на его выходе получается окончательно сформированное аналоговое функциональное напряжение Ыр. Период изменения аналоговых напряжений с выхода коммутатора 15 — 1—

15 — и должен быть много больше периода выборки, определенного синхроимпульсами, и должен составлять не менее нескольких секунд. При этом синтезированная на экране 3 фигура меняет свою формулу достаточно плавно.

На первый вход сумматора 8 каждого канала поступает таким образом окончательно сформированное аналоговое функциональное напряжение с выхода сглаживающего фильтра 20 низкой частоты канала строчной частоты, на второй вход сумматора 8 поступает окончательно сформированное аналоговое функциональное напряжения U с выхода сглаживающего фильтра 20 низкой частоты канала кадровой частоты. Суммированный сумматором 8 сигнал поступает через компаратор 9 на первый вход коммутатора 18.

На второй и третий входы последнего сигнал поступает с выходов аналоговых ключей 19 — 1 — 19 — к. На второй вход каждого из j ключей 19 — 1 — 19 — к приходит сигнал с выхода сумматора 8, на первый вход каждого из ключей 19 — 1- --19 — к поступает сигнал с выхода компаратора 9.

На второй вход каждого из (к — ) ) ключей

19 — 1 — 19 — -к сигнал поступает с генератора 1 шума. В результате на каждом входе коммутатора 18 формируется фигура, форма которой зависит от музыкального сигнала, а внутреннее заполнение различно. В основе методов формирования заполнения сформированных фигур лежат аналитические выражения связи между простран Tвенными координатами точек и координатами проекций этих точек на картинную плоскость. Координатная плоскость Х (фиг. 16), на которую проецируются координаты синтезируемого изображения, представляет собой растровое поле телевизионного экрана, и любая функция, представленная на этом поле, является временной функцией, связанной с периодом следования либо строчных, либо кадровых синхроимпуlbcoB (ось Х соответствует временным параметрам строчной частоты. ось

У вЂ” кадровой, вдоль оси Z откладывается значение напряжения), В результате сложения эпюр напряжений импульсов образуется пространственная

1540844 фигура, представляющая собой как бы потенциальный рельеф, создаваемый напряжением вспомогательных импульсов по растру.

Математически это выражается следующим образом:

F(x, у, z)=Zi+Z =y(x)+g(y). (-1)

Высвечиваемая на экране фигура образуется, сечением данной эпюры плоскостью

Fp(x, у, z). Графически это показано на фиг. 14, причем рассмотрен частный случай, когда Fp(x, у, z)=Zp — — const, т. е. секущая плоскость параллельна плоскости ХОУ.

Практически сечение фигуры на экране получается в результате операции сравнения искомых функций F (х, у, z) и Fp(x,ó,z) =

=Zp, где Х0)У(х) ";

Zp)g: (у); к, Zp((p (х) акч(у}нак.

Импульсы, формирующиеся в результате операции сравнения, являются сигнум функцией, пороговые значения которой определяются соответствующими граничными условиями, т. е.

Sgn (Г (х,у,z) — Fp(х,у,z) ) = (1 при (ч))0; ф)

1.0 при (v) (О; (v) = (F(x,у,z) — Fp(x,у,z) ).

В общих случаях Fp(x,у,z) +const и секущая плоскость пересекает потенциальный рельеф под любым углом. Последовательно изменяя параметры аргументов этой функции (угол наклона секущей плоскости) и начальный уровень сравнения (величину Z) искомых функций можно управлять масштабом и конфигурацией формируемого на экране изображения. Изображение же на телевизионном экране формируется последовательным сканированием во времени электронным лучом, поэтому пространственные координаты х и у необходимо в формулах (1) и (2) связать со временем и, кроме того, изображение на растровом экране должно все время возобновляться с частотой (к,„, =50 Гц, В данном случае просто заменяют непериодические аргументы х и у на периодические с периодом Т-р 64 мкс и

Т-ар=20 мс. Значение функции z=zi+zq связывают с действующим функциональным напряжением U, т. е. z = U. Тогда ! )= U, +IJ4= Unp (t) +U o.ip(t) . Причем

1)стр (та+татр) = U >(i (();

1 )кадр (т +ткаар) =1 карр (t), где t — текущее время.

Таким образом, на первом входе коммутатора 18 сформировано изображение плоской фигуры, являющейся сечением пространственной фигуры (фиг. 16, на экране это выглядит плоской фигурой с однотонной расцветкой). На втором входе коммутатора 18 фигура за счет изменения яркости представляется квазиобъемной. На третьем входе коммутатора 18 изображение фигуры, что и на первом входе, запол5

ЗО

50 нено (раскрашено) с помощью генератора 1! шума.

Автоматический регулятор 17 уровня может быть реализован на базе транзисторов КПЗОЗ и КТ310Г. Коммутаторы 15 —

15 — -и в простейшем случае могут быть выполнены как пульт с гнездами, в которые включаются с выходов анализатора 14 — 1—

l4 — и звукового сигнала проводники со штекерами на конце в заданной последовательности. Переключение производится вручную. Ключи 19 — (к+1) — 19 — (к+1+гп выполнены на базе микросхемы К155ЛА8 и транзистора КТ315. Распределитель 24 импульсов выполнен на микросхемах К155ИЕ5 и К155ИДЗ вЂ” счетчик считает входные импульсы, которые в двоичном коде поступают на вход дешифратора К155ИДЗ.

Сглаживающий фильтр 20 низкой частоты выполнен на транзисторах КП103, КТ315, КТ349, его частота среза может электрически перестраиваться под воздействием

Uynp с выхода блока 13. Генератор 23 переменной частоты выполнен на базе микросхем К155ЛАЗ, К155ЛА8, K521CAl— перестройка длительности импульсов приводит к изменению масштаба изображения.

Триггер 22, осуществляющий управление работой генератора 23 переменной частоты, выполнен на микросхеме К155ЛАЗ.;1 и ни я

21 задержки осуществляет движение изображения по координате х (строчная) или у (кадровая) и выполнена на базе микросхем К!55ТВ2, К155ЛА8, К521СА1. Су»матор 8,, выполненный на микросхеме

КП5УВ2 и транзисторах КТ312Б, осуществлен с плавающим порогом, необходимым для бесподстроечной работы сумматора 8 и приведения порога срабатывания компаратора 9 к потенциалу земли, что удобно при его построении. Компаратор 9 выполнен на микросхеме К521СА2. Регулятор

16 — 1 — 16- п яркости и цветности собран на полевом транзисторе КПЗ50 и стабилитроне КС147. Первый и второй аналоговые ключи 19 — — 19 — к выполнены на базе микросхемы К155ЛА8 и транзистора х

КПЗОЗА. Блок 5 коммутации содержит

Зп каскадов 25-1 — 25 — Зп управляемых регуляторов и три усилителя 26 — 1 — 26 — 3 (формирователя) . С выхода этих усил ителей (формирователей) окончательно сформированный видеосигнал (три составляющие красная R, зеленая G и синяя В) поступает на цветной кинескоп, где и визуализируется.

Получение «цветовых сигналов» для управления кинескопом рассматривают на примере раскраски одной из фигур (форм), например, поступающей с выхода регулятора 16 — 2. Сигнал «формы» поступает одновременно на входы трех управляемых регуляторов 28-1 — 28 — Çn. Управляющие на1540844

5

20 пряжения с выходов блока 12 воздействуют на регуляторы 28 — 1 — 28 — Зп и те пропорционально управляющему напряжению пропускают видеосигнал формы на усилители 29 — 1 — 29 — 3 (формирователи), разделяя таким образом, напряжение формы на три составляющие, соответствующие цветам — красному R, зеленому G, синему В.

В зависимости от изменения соотношения этих составляющих фигура (форма) на экране кинескопа меняет цвет, яркость, насыщенность в широких пределах (из практики цветного телевидения): при U„= l, V =0, VII=0 — красный цвет; при UR=O, U+ — — 1, U„=O — зеленый; при U =О, U =O, Ц,=l — голубой; при Vi= l, Ut=1, U — — 1 — белый и т. д.

Так как каждая опушка» цветного кинескопа управляется своим видеосигналом (цветовой составляющей), то здесь не надо формировать цветоразностные сигналы, они формируются в рамках того или иного цветного телевизионного стандарта S ЕКАМ

РА1 и так далее для передачи цветного изображения по линиям связи. Генератор 11 шума выполнен на базе микросхем КР574УД! и К554САЗ.

Блок 13 формирования специальных эффектов (фиг. 12) может содержать, например, блок управления масштабом, блок движения, блок яркости, включающие блок яркости — последовательно соединенные полосовой фильтр 30, детектор 31 и интегратор 32; блок управления масштабом— последовательно соединенные полосовой фильтр 30, детектор 31, интегратор 32 и дополнительный интегратор ЗЗ; блок движения — последовательно соединенные полосовой фильтр 30 и анализатор 34 темпа.

Блок 12 цветности содержит Зп идентичных каналов, вход которых соединен с выходом источника 1 звука. В каждом канале последовательно соединены полосовой фильтр 35 — 1 — 35 — 3n, детектор 36 — 1—

36 — Зп и интегратор 37 — 1 — 37 — Зп.

Синхрогенератор 2 может быть выполнен по любой известной схеме.

В конкретном исполнении количество каскадов m каждого канала выбрано равным шестнадцати (оказалось наиболее оптимальным при реализации). В общем случае в основу работы предлагаемого устройства положена теорема Котельникова, из которой следует, что любая функция (заданная или произвольная) может быть восстановлена, если имеется последовательность дискрет, т. е. импульсов малой длительности, амплитуды которых соответствуют разным значениям ординат, требуемой функции.

В предлагаемом устройстве функциональное напряжение формируется следующими непрерывно друг за другом шестнадцатью дискретами (выборками из входного му25

55 зыкального сигнала), причем амплитуда каждой дискреты изменяется в зависимости от величины определеHHblx параметров в данный момент времени входного сигнала (музыкального). Г1ри использовании прямой последовательности импульсов наблюдаемое на экране изображение формируется непосредственно под управлением музыкального сигнала. Коммутатор 15 — -1—

15 — m позволяет менять последовательность прохождения дискрет, например, с выхода анализатора 14 — 1 — 14 — 2п на вход ключа

19 — (к+ 1) — 19 — (к+ 1+гп) и т. д., в результате чего одно и то же музыка IIное произведение может сопровождаться иной сформированной картиной на экране (по выбору зрителя) .

Введение предлагаемых блоков в электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке 3 выгодно отличает предлагаемое устройство от известного повышением зрелищности светомузыкальной композиции за счет соблюдения эффекта светозвука.

На диаграммах (фиг. !4 и 15) показано: диаграммы а — в — взаимодействие триггера 22, генератора 23 распределителя 24 при совместной работе, соответственно диаграмма 2 — — входное напряжение на фильтре 20 (последовательность выборок UI,..., L> с выхода ключей 19 — (к+1) — 19 — (к+1+гп); диаграмма д — !1 напряжение на выходе фильтра

20 (сглаженное ступенчатое напряжение

U;I); диаграмма е — диапазон перестройки активного фильтра 20, позволя ющий сохранить вид функции V без искажений при изменении длительности T импульсов. причем частота FcI меняется согласованно с частотой генератора 23 переменной частоты Fr :. (соответственно строчному или кадровому каналу, т. е. или f (диаграмма ж — зависимость частоты среза F . от UinI. с выхода блока

13 (на графике она совмещена с диаграммой з генератора 23 от VinI. с выхода блока !3, так как частота среза Гз фильтра 20 должна соответствовать частоте генератора 23); диаграммы U триггера

22 показывают, что триггер 22 срабатывает на отрицательные фронты сигналов, поступающих на его входы с распределителя

24, линии 21 задержки; диаграммы к лII нии 21 задержки соответствуют дна гра ммам известных схем линий задержки; диаграммы л сумматора 8 показывают суммирование сигналов U<. и Vp с выходов каналов 7 — 1 — 7 — 2 по коорди натам х (строчная) и у (кадровая); диаграммы .It компаратора 9 — режим 1 (S! выкл.) соответствуют режиму, когда компаратор 9 выполняет функцию сравнения. В этом случае на экране цветной электронно-лучевой трубки 3 наблюдаются фигуры, выделен1540844

11 ные штриховкой, т. е. плоские пятна неопределенной формы. Если плавающий порог сумматора 8 ниже уровня Z, на экране 3 наблюдаются иные фигуры, в частности, различные сочетания или пересечения линий, ширина которых зависит от величины

5 плавающего порога. Если последний выше уровня, то размер пятен меньше. Режим 2 (Sl включен) дает более интересный рисунок форм на экране, а именно такая совместная работа компараторов (каждый 10 из которых продолжает выполнять свою непосредственную функцию сравнения) позволяет получить на экране пятна неопределенной формы в виде «бублика», т. е. происходит выделение контура от предыдушей фигуры, толщина которого определяется шириной импульсов (поз.3), ширина которых задается изменением

Получение изображений на экране в виде

«бубликов» разнообразных форм (которые зависят от напряжения с выхода фильт- 20 ра 20) позволяет разнообразить компози (ию на экране в целом, а именно, например, окраска экрана 3 одним цветом

«бублик໠— другим или заполнение «шумом» и так далее с генератора, 11 блока !

3, пятно внутри «бублика» («дырку от бублика») — цвета экрана. И таким образом сформирована каждая фигура на экране, причем все фигуры постоянно меняют свою форму, двигаются по экрану в зависимости от сигнала с выхода ис- З0 точника 1 накладываются друг на друга, видоизменяясь.

Заполнение форм «шумом» и так как показано на диаграммах и (коммутатор 18 выполнен на базе галетного переключателя

ПГМ-ЗПЗН) .

Регулятор 16 — 1 — 16 — и яркости и цветности служит для регулировки яркости формы с коммутатора 18, управляющим сигналом с блока 13. Диаграмма О является его регулировочной характеристикой, т. е. показывает коэффициент передачи регуля- 40 торов 16 — 1 — 16 — и от управляющего напряжения с блока 13.

Форму га изобретения

1. Электронный синтезатор светомузы45 кальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке, содержащей источник звука, синхрогенератор, первый и второй выходы которого подключены соответственно к первому, и второму управляющим входам цветной электронно-лучевой трубки, а входы модуляторов цветной электроннолучевой трубки соединены с соответствующими выходами блока коммутации изображения, и генераторов форм, каждый из которых содержит два генератора функ- 55 ционал ьных напряжени й, входы каждого из которых являются входами синхронизации генератора форм, а выходы подклю12 чены через сумматор к первому входу компаратора, второй вход которого подключен к выходу источника опорного напряжения, генератор шума, блок цветности, блок формирования специальных эффектов, последовательно соединенные первый анализатор звуковых сигналов и первый коммутатор, отличающийся тем, что, с целью повышения зрелищности светомузыкальной композиции, в него введены и регуляторов яркости и цветности, автоматический регулятор уровня, вход которого соединен с выходом источника звука, с второго по (2п — 1)-й анализаторы звуковых сигналов, входы которых соединены с выходом автоматического регулятора уровня и с входом первого анализатора звуковых сигналов, с второго по (2п — 1) -й коммутаторы, входы каждого из которых соединены с выходами соответствующего анализатора звуковых сигналов, причем в каждый из и генераторов форм введен коммутатор генератора форм, выход которого является выходом генератора форм, с первого по к-й аналоговые ключи, а в каждый из генераторов функциональных напряжений введен с (к+1) -го по (к+1+гп) -й аналоговые ключи, первые входы которых являются входами генератора функциональных напряжений и соединены с соответствующими входами соответствующего генератора форм, при этом первые входы сглаживающих фильтров каждого генератора функциональных напряжений соединены и являются первым управляющим входом генератора форм, линия задержки, первые входы линии задержки первого и второго генераторов функциональных напряжений в каждом генераторе форм являются соответственно первы м и вторым входа ми синхронизации этого генератора форм, а вторые входы первой и второй линии задержки в каждом генераторе функциональных напряжений являются соответственно вторым и третьим управляющими входами генератора форм, последовательно соединенные триггер, генератор переменной частоты, распределитель импульсов, второй вход которого соединен с вторым выходом триггера, первый выход — с вторым входом триггера, а каждый из m выходов каждого распределителя импульсов подключен к второму входу соответствующего из группы с (к+1)-го по (к+1+гп)-го аналогового ключа, выходы которого подключены к второму входу соответствующего сглаживающего фильтра, первый вход каждого из которых подключен к второму входу генератора переменной частоты, соответствующего генератора функциональных напряжений, причем выход компаратора в каждом генераторе форм соединен с первым входом каждого из к аналоговых ключей, выход каждого из которых подключен к соответствующему входу коммутатора гене1540844

Фиг. 7 ратора форм, вторые входы каждого из j аналоговых ключей (где j=1,2, ..., к) соединены с выходом сумматора, а вторые входы каждого из (к — j) аналоговых ключей подключены к выходу блока шума и являются четвертым управляюшим входом генератора форм, причем входы каждого

i-го генератора функциональных напряжений соединены с выходами соответствуюшего коммутатора, выход каждого генератора форм соединен с первым входом соответствуюшего регулятора яркости и цветности, первый, второй и третий управляюшие входы каждого f-го генератора форм подключены к первому, второму и третьему. входам 1-й группы выходов блока формирования специальных эффектов, при этом четвертый выход каждой из п групп которого соединен с вторым входом соответствуюшего регулятора яркости и цветности, выход каждого нз которых подключен к соответствующему входу из первой группы входов блока коммутации изображения, вторая группа входов которого соединена с выходами блока цветности, вход которого подключен к входу генератора шума и входу источника звука.

2. Синтезатор по п. 1, отличающийся тем, что каждый анализатор звуковых сигналов содержит m каналов, каждый из KQTopblx состоит из последовательно соединенных полосового фильтра, вход которого является входом анализатора звуковых сигналов, детектора, интегратора, выход каждого из которых является соответствуюшим Bblxoдом анализатора звукового сигнала.

1540844

1540844

1540844

1540844

0m канапп

7-1

0m качал

7-г

1540844

1540844

g3Ll2. 70

1540844

7-/ ла 7-2

1540844

ynP8 гн Fr Crs

1540844

1

Режи 1(S 1Ьи1

n u

2 з

Режимг(51 бк»1

ОН7дЛЯ

От8б. 13

0m8n. 17

От&.22

От8б. 18

1ПОг. Ю

Щ2. 1Á

Составитель Г. Доценко

Редактор Н. Бобкова Техред И. Верес Корректор Т. Малец

Заказ 243 Тираж 353 Подп исное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам радиотехники, представляющим собой приставки к звукопроизводящей аппаратуре, позволяющие осуществлять автоматическое световое сопровождение музыкальных программ

Изобретение относится к светомузыкальной технике

Изобретение относится к устройствам для цветового сонровождения музыки и может быть использовано в бытовой технике , рекламе

Изобретение относится к бытовой технике и может быть использовано в звукопроизводящей аппаратуре для сопровождения музыки цветом, а также в качестве оптической проекционной системы для формирования цветовых эффектов на отражающих и просветных экранах

Изобретение относится к радиотехнике

Изобретение относится к области оптического приборостроения и может быть использовано для создания световых эффектов

Изобретение относится к цветомузыке , в частности к устройствам для автоматического сопровождения звука цветовьми эффектами, и может быть использовано для автоматического цветового сопровождения музыки в концертных залах, обгцественных местах отдыха, а также для декооативных целей

Изобретение относится к светомузыке и может быть использовано для создания оригинального цветового сопровождения в концертных залах, клубах, цветомузыкальных фонтанах, бытовой аппаратуре и в рекламах

Изобретение относится к области создания анимационных эффектов, связанных с цветных изображением, в частности, трехмерным, усиливающих эмоциональное воздействие при сопровождении соответствующих звуковых произведений, и может быть использовано при проведении зрелищных мероприятий

Изобретение относится к системам акустического и светового сопровождения музыки и предназначено преимущественно для свето-акустического оформления залов сферической или куполообразной формы

Изобретение относится к области цветовой музыки и может быть использовано в пограничных областях звука и звуковых волн, светового, теплового и других излучений, медицине и вычислительной технике

Изобретение относится к системам и устройствам, предназначенным для формирования и воспроизведения цветных динамических изображений высокого разрешения, изменяющихся во времени в определенном соответствии с изменениями параметров звуковых сигналов

Изобретение относится к области цветомузыкальных устройств и предназначено для формирования цветных динамических цветомузыкальных изображений высокого качества

Изобретение относится к области цветомузыкальных устройств и предназначено для формирования объемных цветомузыкальных изображений

Изобретение относится к технике ароматизации воздуха, может быть использовано в бытовой, игровой, а также медицинской сфере при создании систем эмоциональной и психологической разгрузки с использованием музыки и служить как развлекательным, так и лечебно-профилактическим целям
Наверх