Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи

 

Изобретение относится к области реставрации произведений искусств и позволяет упростить способ, повысить его экономичность при повышении гарантии сохранности авторской живописи. На отдельные фрагменты поновительской живописи и/или авторский покровный слой последовательно наносят олеиновую кислоту в количестве 0,01-0,1 мл на 1 дм фрагмента, выдерживают в течение 1-60 мин и удаляют размягченные фрагменты.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУбЛИК

„„SU „„1546292 (51)5 В 44 D 7 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБАТЕ НИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОбРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4462320/30-12 (22) 06.05.88 (46) 28.02.90. Бюл. № 8 (71) Межобластная специальная научнореставрационная производственная мастерская Объединения «Реставрация» (72) Н. К. Костальская-Бороздинская (53) 7.025.4 (088.8) (56) Филатов С. В., Иванова А. В. Метод отслаивания записей с применением поливинилбутираля. — В сб.: Художественное наследие, вып. 5 (39), 1979, с. !24.

Авторское свидетельство СССР № 962031, кл. В 44 D 7/00, !981

Изобретение относится к способу раскрытия произведения станковой темперной живописи и может быть использовано в реставрации произведений искусства.

Целью изобретения является упрощение способа и повышение его экономичности при повышении гарантии сохранности авторской живописи.

Пример 1. Раскрытие иконы «Святой архангел Михаил» (XVII век, из собрания музея «Кижи»).

Запись, лежащая на фоне иконы (желт- ковая охра с аурипигментом), не поддавалась удалению под воздействием известных растворителей, таких как монометилэтилцеллозольв, PT-2, АМФА и т. д.

Икону раскрывают с помощью олеиновой кислоты. При этом расход олеиновой кислоты составляет 0,01 мл на 1 дм фрагмента, а время тиксотропного периода составляет 60 мин в условиях облучения обрабатываемого участка прямым светом и теплом настольной лампы (1=25 С).

Пример 2. На иконе «Святая мученица

Анастасия» (псковское письмо, XVII век, из собрания музея им. А. Рублева), прежде находившейся в реставрации, остались мно2 (54) СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТАНКОВОЙ TEN H EP HOA ?K НВОПИСИ (57) Изобретение относится к реставрации произведений искусства и позволяет упростить способ, повысить его экономичность при повышении гарантии сохранности авторской живописи. На отдельные фрагменты поновительской живописи и/или авторский покровный слой последовательно наносят олеиновую кислоту в количестве 0,01 — 0,1 мл на дм фрагмента, выдерживают в течение

1 — 60 мин и удаляют размягченные фрагменты. гочислецные участки со сгрибившейся олифой, содержащей труднорастворимый лак, а также большие фрагменты под записью на нимбе Святой, полях и миниатюрах.

Тиксотропный период незаписанной олифы после нанесения тонкого слоя олеиновой кислоты с расходом 0,1 мл на 1 дм фрагмента наступает через 1 мин при облучении прямым светом и теплом настольной лампы (t=30 C) и через 20 — 30 мин при отсутствии активации светом.

Как правило, покровный слой олифы, находящийся под записью, обладает лучшей сохранностью в сравнении с незащищенным и, следовательно, требует больших усилий для его разрушения.

Довыборка покровного слоя одинаково легко проходит как на сурике, так и на зеленой краске, охре и саже, которые при этом не претерпевают никаких видимых измененийй.

Пример 3. На иконе «Арсений и Михаил

Тверские» (начало XIX века, из собрания музея им. А. Рублева) удаляют темперную запись с золота, покрытого авторской олифой. Олеиновую кислоту наносят на поверхность тонким слоем. Расход на 1 дм - фраг1546292

Формула изобретения

Составитель В. Шиманская

Редактор И. Рыбченко Техред И. Верес Корректор Т. Палий

Заказ 46 Тираж 323 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская на 6., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 1О1 мента составляет 0,01 мл. Размягчение наступает в течение 1 мин без дополнительной активации прямым светом. Процесс требует жесткого контроля за тем, чтобы своевременно удалять избытки олеиновой кислоты посредством уайт-спирита, обеспечивая хорошую сохранность недеструктированного слоя авторской олифы.

Пример 4. После укрепления иконы

«Праотец Рувим» (XVII век, из собрания музея им. А. Рублева) желтком выполняют

1 две параллельные пробы по раскрытию записи с авторской зеленой краски: одну наложением компресса с РТ-2, а другую нанесением олеиновой кислоты. Расход олеиновой кислоты 0,1 мл на 1 дм .

Второй способ, несмотря на длительность раз м я гчени я олифы (60 мин), обеспеч ивает большую сохранность авторской живописи.

Приведенные примеры показывают эффективность и технологичность предлагаемого способа.

Олеиновая кислота позволяет удалять покровные слои олифы, которые не поддавались ранее удалению известными реставрации реагентами.

Предлагаемый способ позволяет повысить экономичность процесса за счет его упрощения и использования более дешевого продукта.

1, Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи, включающий последовательное фрагментарное нанесение на поновительскую живопись и/или авторский покровный слой размягчителя с выдержкой и удаление размягченных фрагментов, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа и повышения его экономичности при повышении гарантии сохранности авторской живописи, в качестве размягчителя используют олеиновую кислоту в количестве

0,01 — 0,1 мл на 1 дм фрагмента, кото2О рую выдерживают в течение 1 — 60 мин.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью ускорения процесса, выдержку осуществляют при свете.

Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу образования подложки под пастельную живопись и позволяет повысить качество подложки посредством того, что перед нанесением на основу клеевого слоя осуществляют выдержку основы при 25-30°С в течение 24 ч, клеевой слой наносят подогретым до 90°С, а после нанесения грунта осуществляют его постадийное уплотнение упругим и жестким валиками, при этом в качестве грунта используют песок с размерами гранул 40 - 60 мкм. ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕБиблиография:Страница 1Реферат:Страница 1Формула:Страница 1 Страница 2Описание:Страница 2 PA4A/PA4F - Прекращение действия авторского свидетельства СССР на изобретение на территории Российской Федерации и выдача патента Российской Федерации на изобретение на оставшийся срок Номер и год публикации бюллетеня: 11-1997 (73) Патентообладатель: ПЛЮХИН К.И

Изобретение относится к реставрации и консервации темперной и клеевой монументальной и станковой живописи

Изобретение относится к полиграфической промышленности и к живописи, а именно к защитному покрытию от осыпания и размазывания изображения, выполненного различными красителями на различных подложках
Изобретение относится к области биотехнологии и может быть использовано при очистке предметов станковой живописи, настенных росписей, скульптуры, памятников архитектуры

Изобретение относится к археологии и касается способа временной обратимой консервации артефактов

Изобретение относится к области создания технических средств борьбы с вредными биоагентами, разрушающими произведения станковой темперной живописи, полихромную, деревянную скульптуру и декоративную резьбу, предметы из кожи, меха, перьев, шерстяной текстиль, графические материалы, документы и может быть использовано в музеях, книгохранилищах, карантинных станциях, складах, магазинах

Изобретение относится к защите различных пористых поверхностей при проведении реставрационных работ, например для обработки поверхностей древних конструкций из сырца, вскрываемых при археологических работах, или поверхностных слоев монументальной живописи и скульптуры, находящихся в интерьере реставрируемого памятника под непосредственным воздействием атмосферы

Изобретение относится к реставрации и позволяет улучшить качество состава для снижения времени размягчения красочного слоя при устранении его деформации

Изобретение относится к способу раскрытия произведений станковой темперной живописи и позволяет уменьшить время раскрытия и повысить качество раскрытия посредством того, что перед размягчением наслоений произведения живописи последнее ориентируют лицевой поверхностью вниз, а размещение наслоений осуществляют в течение 12 - 14 ч в герметичной камере, образованной одной из стенок произведения, и размещением под ним с зазором компрессора, герметизированным по периметру произведения
Наверх