Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к гидромелиоративному строительству, в частности к облицовке монолитным бетоном каналов глубиной до 1,5 м. Цель изобретения - упрощение и ускорение процесса облицовки канала. Подачу монолитной смеси осуществляют непосредственно в ложе канала перед движущимся устройством. Устройство представляет собой скользящую форму с двумя боковыми фигурными отвалами 4, установленными под углом 40-50°, а толщина облицовки определяется положением боковых направляющих лыж 2, имеющих возможность перемещения в вертикальной плоскости. Кроме того, в сопряжении лыж 2 с формой 1 размещены бортикообразователи. Уплотнение полусухих смесей и нарезку поперечных и продольных швов осуществляют одновременно прицепным полнопрофильным катком, который также имеет лыжи для устойчивого движения и регулировки толщины уплотнения облицовки. 2 с.п. и 2 з.п. ф-лы, 20 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1546543 (51)5 Е 02 В 5 02

ОПИСЛНИК ИЗ0БРКткНИЯ

Н А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4270225/23-15 (22) 17.04.87 (46). 28.02.90. Бюл. № 8 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации им. А. Н. Костякова (72) А. Л. Яковенко (53) 62?.824(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 347390, кл. Е 02 В 5/02, 1970.

Авторское свидетельство СССР № 1167253, кл. Е 02 В 5/02, 1985. (54) СПОСОБ ОБЛИЦОВКИ КАНАЛОВ

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУШЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к гидромелиоративному строительству, в частности к облицовке монолитным бетоном каналов глубиной до 1,5 м. Цель изобретения — упро2 щение и ускорение процесса облицовки канала. Подачу монолитной смеси осуществляют непосредственно в ложе канала перед движущимся устройством. Устройство представляет собой скользящую форму с двумя боковыми фигурными отвалами 4, установленными под углом 40 — 50, а толщина облицовки определяется положением боковых направляющих лыж 2, имеющих возможность перемещения в вертикальной плоскости. Кроме того, в сопряжении лыж 2 с формой 1 размещены бортикообразователи. Уплотнение полусухих смесей и нарезку поперечных и продольных швов осуществляют одновременно прицепным полнопрофильным катком, который также имеет лыжи для устойчивого движения и регулировки толщины уплотнения облицовки. 2 с. п и 2 з.п. ф-лы, Я

20 ил.

1546543

10 схема размещения всех механизмов комплек-15

55

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к созданию бетонных монолитных облицовок каналов глубиной до 1,5 м, Цель изобретения — упрощение и ускорение процесса облицовки каналов.

На фиг. 1 показан самоходный комплекс со скользящей опалубкой в канале, вид спереди; на фиг. 2 — комплекс в работе, вид сбоку; на фиг. 3, 4, 5 — сечения одного из боковых грейдеров с изменяемой кривизной поверхности А — А, Б — Б,  — В на фиг. 2; на фиг. 6 — самоходная опалубка, вид в плане; на фиг. 7 — опалубка в буксирном варианте (в плане); на фиг. 8 са, вид в плане; на фиг. 9 — сечение à — Г на фиг. 7 (сечение узла бортикообразователя); на фиг. 10 — момент окончания работы в канале и извлечение опалубки из ложа канала; на фиг. 11 — комплекс в транспортном положении, вид спереди; на фиг. 12 — узел крепления копировальных лыж к опалубке и метод регулирования толщины облицовки канала; на фиг. 13, 14— вариант контрольного механизма для самоходной опалубки, обеспечивающий прямолинейность движения опалубки; на фиг. 15— оптимальные сечения каналов глубиной до

1,5 м, для которых рационально использовать предлагаемый способ и устройство; на фи г. 16, 17 — вариант профильного нарезчика деформационных швов; на фиг. 18элемент нарезки шва; на фиг. 19 — момент уплотнения полусухой смеси совместно с нарезкой шва; на фиг. 20 — момент работы комплекса опалубки и полнопрофильного уплотнителя в канале.

Устройство содержит скользящую форму

1, соответствующую форме канала, по бермам размещены лыжи 2, которые крепятся с возможностью перемещения в вертикальной плоскости с помощью винтов 3, а распределительная часть формы выполнена в виде двух грейдерных отвалов 4, соединенных под углом 40 — 50 носовым отвалом 5.

Грейдерные отвалы имеют переменную кривизну поверхностей и в местах сопряжения с лыжами переходят в прямые отвалы 6, внизу переходящие в полости бортикообразователей 7 (фиг. 11), причем в лыже 2 имеется вогнутая полость 8 для возможности формирования бортика на берме и размещения питателя 9 (фиг. 1, 6, 12), ось которого проходит в плоскости прямого отвала 6, а за ним размещены энергоприводы 10. В полости формы 1 размещены в заглаживающей части 11 на осях 12 изогнутые штанги 13, вторые концы которых закреплены на раме тягового механизма

14 (трактора) и соединены с гидроцилиндрами 15. На тяговом механизме имеется поворотная площадка 16 с пультом управления 17 и сиденьем 18 для водителя, а над ним защитный тент 19, причем двигатель

20 установлен на консольной раме, ходовые катки 21 трактора имеют возможность увеличивать свою колею, а в раме размещены выдвижные балки 22 с опорными подушками 23 (фиг. 1, 11) . На носовом отвале 5 установлен тяговый крюк 24 (у не самоходного варианта), а в кормовой части заглаживающей зоны 11 размещены подвижные пластины 25 по периметру канала, кроме того, на верхних плоскостях лыж 2 крепятся сбросные лотки 26, а впереди лыж установлены катки 27 для контроля прямолинейности движения комплекса, причем на оси катков 27 под углом закреплены малые отвалы-отражатели 28 смеси. К концевым частям лыж 2 крепятся тяги 29 для буксировки уплотняющего полнопрофильного катка 30 с бортикоуплотняющими валками 31 на оси, концы которой помещены в подшипниковые группы других контрольных лыж 32 для возможности регулировки высоты положения катка 30 с помощью винтов

33, 34. Кроме того, по периметру катка 30 размещены радиальные гребни 35, а по окружности большего диаметра установлены продольные гребни 36 для нарезки деформационных швов.

Способ с помощью предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

Предлагаемый способ облицовки каналов глубиной до 1,5 м заключается в том, что смеси (пластичные и полусухие) выгружаются непосредственно в ложе канала перед движущейся опалубкой с обеих берм, а форма опалубки с грейдерными боковыми отвалами 4 способствует равномерному распределению смеси по откосам, причем независимо от скорости перемещения комплекса в пределах возможности тягового механизма без ходоуменьшителя.

Смеси могут размещаться в определенных точках по трассе канала любым известным механизмом для разгрузки смесей из транспорта. Используются полусухие бетонные смеси влажностью 7 — 11О с последующей укаткой до необходимой толщины и закрепляются жидкими составами, и могут использоваться пластичные смеси с осадкой конуса (О.К.) от 9 до 14 см, причем по составу смеси могут быть цементно-песчаные, грунтоценентно-песчаные, грунтобитумные асфальтопесчаные и т. д. (заполнитель крупнее 10 мм применять не рекомендуется). В технологический процесс входят следующие операции: выгрузка смеси, разравнивание, полив (смачивание), уплотнение с нарезкой швов и уход за бетоном, причем при использовании пластичных смесей исключаются. уплотнение и смачивание.

Выгрузка смеси производится или из самосвалов, или автобетоносмесителей непосредственно в канал с обоих берм в расчетные точки так, чтобы объема смеси хватило для облицовки площади канала между точками выгрузки, поэтому необходим

1546543

10 — 12Я-ный запас смеси, который может быть распределен во время движения с помощью шнекового питателя 9 по откосу.

Разравнивание осуществляется формой

1, начиная с носового отвала 5, который разделяет смесь на примерно равные части, а дальше смесь боковыми отвалами 4 транспортируется по откосам и распределяется по заданной толщине, причем избыток смеси скапливается под прямым отвалом 6 и частично заполняет полость бортикообразователя 8, 7, а если смеси скапливается больше, чем нужно, то шнековый питатель при включении оператором перемещает смесь по ходу вдоль бермы. Толщину облицовки определяют перед началом работы с помощью винтов 3, так как форма по вертикали перемещается относительно лыж 2, причем для пластичных бетонов толщина облицовки проектная (60 — 80 м), а при использовании полусухих смесей толщина устанавливается с учетом уплотнения. В концевой части формы 1 установлены заглаживающие пластины 25 из эластичного материала. Угол расхода боковых отвалов 4 должен быть в, пределах 40 — 50, что создает лучшее распределение смеси по откосам снизу вверх и наименьшее сопротивление движению, кроме того, при этом угле выявляются оптимальные размеры опалубки и ее вес, это важно при самоходном варианте (фиг. 1, 2, 6, 10, 11).

Полусухую смесь перед уплотнением необходимо смачивать, возможно применение закрепляющих жидкостей типа латексов или растворов силиката и т.п.

Уплотнение при использовании полусухих смесей осуществляется пол нопрофильным катком 30, буксируемым на жесткой сцепке за опалубкой, причем каток своей осью размещен на лыжах 32, которые позволяют создать необходимый просвет. Подшипниковые группы на оси перемещаются по вертикали с помощью винтов 33. Каток 30 одновременно с уплотнением облицовки ложа канала производит нарезку швов по откосам и продольных швов по дну канала с помощью размещенных на поверхности катка гребней 35, 36. При нарезке швов на пластичной облицовке, где укатка не нужна, каток 30 может быть выполнен в виде пространственной решетки той же формы, имея только необходимые гребни 35, 36, а движение осуществляется за счет сцепления с грунтом бортиковых валков 3L.

После уплотнения и нарезки швов необходима операция по закреплению поверхности облицовки и ухода за свежеуложенным бетоном, например, методом нанесения аэрозольных составов. При буксирном варианте используются маломощные тягачи типа ДТ-75, идущие по бермам канала на расстоянии не ближе 50, чтобы дать возможность выгружать смеси из автосамосвалов с боковой нагрузкой, в носовом

10 !

5 го

55 отвале 5 размещается буксирный крюк (фиг. 7, 8).

Для предотвращения рыскания опалубки на трассе канала желательно при разработке ложе землеройным агрегатом на бермах вырабатывать специальные пазы (100xl50 мм), по которым движутся лыжи

2(32) опалубки и катка 30, причем эти пазы заполняются бетоном и служат как бортики жесткости канала. Для образования пазов необходимо специальное приспособление на землеройном агрегате. Для ориентации опалубки (в самоходном варианте) без пазов предусмотрена установка перед лыжами 2 специальных катков 27, движущихся по краю откосов и контролирующих прямолинейность движения опалубки, причем катки имеют возможность перемещаться по вертикали и воздействуют синхронно на датчики (фиг. 13, 14). Например, при уводе опалубки влево правый каток 27 поднимается и действует на контакты датчика, при этом левый каток опускается вниз и тоже действует на датчик, в этом случае тормозит правый фракцион. выравнивая комплекс и наоборот. В случае попадания под один из катков 27 камня поднимается один из катков, и датчик сбрасывает только один, механизм разворота не срабатывает. Для того, чтобы под катки

27 не попадали куски смеси и камни. перед ними под углом устанавливаются отвалы-отражатели 28 (фиг. 6, 10). На срезах лыж

2 устанавливаются откидные лотки 26 для догрузки смеси непосредственно под боковые отвалы 4 и прямые отвалы 6. Самоходный комплекс, где опалубка навешивается на базовую машину, самостоятельно перемещается от объекта к объекту и устанавливает, и извлекает опалубку в ложе канала, причем базовая машина должна иметь возможность изменять ширину колеи. Форма

1 крепится с помощью изогнутых штанг 13 к раме трактора, а с помощью гидроцилиндров 15 форма опускается и поднимается, причем в транспортном положении форма устанавливается на выдвижные балки 22 с опорными подушками 23 на концах.

Для удобства управления комплексом на базовой машине установлен поворотный пульт 17 управления с защитным козырьком 19 и сиденьем 18 (фиг. 10). В рабочем положении тягач толкает впереди себя форму 1, а плоскости боковых отвалов 4, имеющие сложный изгиб (см. фиг. 3, 4, 5), способствуют легкому и правильному распределению смеси по откосам. Каток 30 может нести функцию уплотнения полусухих смесей с нарезкой поперечных и продольных деформационных швов или функцию только нарезки швов, причем чтобы при вращении катка швы не разрушались, гребни 35, 36 имеют в сечении конусную форму. Размещение радиальных гребней 35 по поверхности катка, т.е. их количество, зависит от

1546543

Формула изобретения

11 расчетного расстояния между швами в облицовке. Например, при глубине канала до

1 м можно швы нарезать через, примерно 2 м, тогда на поверхности катка устанавливается 4 гребня по диаметру. В самоходном варианте скользящая опалубка может устанавливаться как впереди базовой машины, так и сзади, в первом случае каток 30 крепится буксиром к базовой машине, а во втором шлангами-тягами 29 к лыжам 2 опалубки. Для перемещения катка на другой объект используется специальная тележка.

1. Способ облицовки каналов, включающий подачу смеси, распределение ее по периметру канала, уплотнение смеси, нарезку деформационных швов, отличающийся тем, что, с целью упрощения и ускорения процесса облицовки, подачу смеси осуществляют непосредственно в ложе канала дискретным складированием по его длине с обеих берм перед движущейся скользящей опалубкой с 10 — 12% избытком относительно объема облицовки канала на участке между точками складирования, причем распределение смеси по откосам осуществляют снизу вверх.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, уплотнение осуществляют методом продольной укатки полнопрофильным катком одновременно с нарезкой продольных и поперечных деформа ционных швов.

3. Устройство для облицовки каналов, включающее форму с направляющим, рас5 пределительным и уплотняющим узлами, бортикообразователи, шнековые питатели, приспособление для нарезки поперечных деформационных швов и заглаживающие пластины, отличающееся тем, что, с целью упрощения и ускорения процесса облицовки каналов, направляющий узел выполнен в виде боковых лыж, выполненных с возможностью перемещения в вертикальной плоскости и снабженных откидными лотками, а распределительный узел выполнен в

15 виде двух грейдерных отвалов, соединенных под острым углом с носовым отвалом и по мере удаления от места соединения выпрямляющих рабочие плоскости до вертикальных отвалов, сопряженных с полостями боковых лыж, где размещены шнековые питатели и бортикообразователи.

4. Устройство по п. 3, отличающееся тем, что уплотняющий узел выполнен в виде полнопрофильного катка, снабженного на25 правляющими лыжами, сопряженными с подвижными в вертикальной плоскости подшипниковыми группами на оси катка, на поверхности которого размещены продольные и поперечно-радиальные гребни для нарезки продольных и поперечных деформационных швов.

1546543

1546543

I 546543

1546543

/- / г.9

Фм. 1о l

l

l б б

4ЪГ f1

1546543

narra (макс ока (иии) ф

С с

4Ьг.12

1546543

1546543

Фиг. 19 Риг. Z0

Составитель А. Козловский

Редактор М. Бандура Техред И. Верес Корректор М. Кучерявая

Заказ 59 Тираж 524 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, >K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, О1

Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления Способ облицовки каналов и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническому строительству

Канал // 1532650
Изобретение относится к области гидротехнических сооружений

Изобретение относится к мелиорации сельскохозяйственных земель и, в частности, к укреплению откосов каналов и дамб

Изобретение относится к гидротехнике, а именно к каналам, используемым для транспортирования воды в ирригации, гидроэнергетике и водоснабжении

Изобретение относится к гидротехнике, а именно к удалению из русел рек, протекающих, преимущественно на урбанизированных территориях, донных наносных отложений, а также к регулированию русел на внутренних водных путях

Изобретение относится к гидротехническому строительству

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано для защиты откосов каналов и водоемов, работающих в условиях изменения уровня воды как в водопроводящей системе, так и в окружающей грунтовой среде

Изобретение относится к области гидротехнического строительства

Изобретение относится к области строительства

Изобретение относится к управлению землеройными и бетоноукладочными мащинами

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к способам борьбы с фильтрацией из выемок через дно и поверхность откосов, например каналов, дренажных траншей, или при ведении горных работ

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано в качестве селепроводящего канала

Изобретение относится к гидросооружениям и может быть использовано в открытых безнапорных каналах для транспортировки и распределения жидкости

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений и касается облицовок водоудерживающих сооружений

Изобретение относится к области гидротехники, а именно к конструкциям железобетонных облицовок каналов, сооружаемых в сейсмических районах в нескальных грунтах

Изобретение относится к гидросооружениям и может быть использовано в открытых безнапорных каналах для транспортировки и распределения жидкости

Изобретение относится к гидротехнике и предназначено для бетонирования откосов гидротехнических сооружений, преимущественно каналов

Изобретение относится к области мелиорации и может быть использовано при поливе по бороздам

Изобретение относится к гидротехническому строительству и реконструкции открытых водосбросов в составе напорных гидроузлов и быстротоков на каналах
Наверх