Способ изготовления зубчатых колес из углеродистой стали

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для изготовления зубчатых колес, работающих при отсутствии или ограниченном количестве смазки. Цель изобретения - повышение долговечности колес. Способ включает выбор смолы с содержанием углерода менее 0,25%, изготовление колеса, закалку от температуры Т<SB POS="POST">H</SB>=920{1-0,21[C(K+1)]/0,8K+0,02}<SP POS="POST">.</SP>C где C - содержание углерода в стали

K - коэффициент соотношения мартенситных и ферритных фаз. 0,22≤K≤0,43 при C*980,16

1,93С - 0,076 ≤K ≤0,43 пРи 0,16≤ C ≤ 0,25. Способ позволяет улучшить прирабатываемость колесных пар. 1 табл.

00O3 CQBETCHHX

CNI

РЕСПУБЛИК (Ю (111 (gg)$ С 21 1 9/32

ГОсзЯ(4РстбинЯый КОмитет

1 1РИ FIGHT CGA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АЬТОРСНОМУ СЮИДВ ЮЪСТВУ (21) 4316165/31-02 (22) t6.10.88 (46) 07.04.90. Бюл. Ф 13 (71) Институт проблем надежности н долговечности машин АН БССР (72) С.А.Шлопак, М.Г.Морозов, В.Л.Басинюк, И.М,Морозова и Н.Ф.Андрюценко (53) 621.785.79(088.8) (56) Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Т.2. — М.:

Машиностроение, 1982, с.419-425.

Тайц Б.А. Производство зубчатых колес. Справочник. — М,: Машгиз, 1963, с.610-. 615.

Изобретение относится к машиностроению, конкретнее к изготовлению зубчатых колес технологического оборудования, работающих в условиях отсутствия или ограниченной смазки при больших удельных давлениях и высоких относительных скоростях скольжения.

Цель изобретения — повышение долговечности колес путем улучшения их аитифрикционных свойств, П р и и е р. Для изготовления колес выбирают углеродистую сталь с содержанием углерода менее 0,257, кон,кретнее сталь 20, и уточняются (по сертификату или лабораторяям способом) содержание в ней углерода (для данного примера 0,2X). Изготавливают

2 (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ИЗ УГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для изготовления зубчатых колес, работающих при отсутствии или ограниченном количестве смазки. Цель изобретения — повышение долговечности колес. Способ включает выбор смолы с содержанием углерода менее 0,25Х, изготовление колеса, закалку от температуры Т

920(1-0,211С(К+1)) /0,8K+0,02) С, где

С вЂ” содержание углерода в стали; Ккоэффициент соотношения мартенситных и ферритных фаз. 0,224 К 0,43 при

С а 0,16 1,93С-0,076 cй К с0,43 при

О, 16 и С "- О, 25. Способ позволяет улучшить прирабатываемость колесных пар.

1 табл. зубчатое колесо, исходя иэ конкретно.го содержания углерода в стали из одного иэ следующих соотношений: прн С и 0,16 0,22 а Кй0,43; (1) при О,lác С -0,25 1,93С— — 0,076 К 0,43, (2) где К вЂ” коэффициент соотношения мартенситных и ферритных фаэ, выбирают конкретное значение К (например, из выражения (2), при этом для С 0,2

0,386й К й0,43, а наиболее рационально К = 0,4, которое надежно обеспечивается известными средствами контроля температур, так как структура состоит иэ 25-293 мартенсита и 7175Х феррита.

155538) Предлагаазезй способ

Иокаэателв

ЗЬзестяаэ конструкана

Известный способ

0pNNO÷áNNO и О,ЭЗ К 0,43 t K 0,42

К - 0,1В К О 22

ГВ числителе тернообрабатнзаемаэ по яризедеязезн способам сталь

Брояэа 45+ Став 45+ Сталь 15+ сталь 20 сталь 45 сталь 20

Сталь 20+ Сталь 15+ Сталь 20+ сталь 20 сталь 20 стала 20

Сталь 25+ сталь 20

71атернал зубчатой

NOPhl

Сталь 20+ стала 20

727

Врана зазернаяиа прнработкн коятролируетса по знбрОакустической актизяостн

740

Температура закалки, С взо

765

765

740

775

0,4В 0,56

Брена приработка, ч

2, 4-3

0,56

0,34

0,44

0,27 о,г

О,1З

0,064 о,обг

О,22

0> I4 о,о»

О>15

Лняейн>ЗЗ износ зубьев эа 25 ч асзазтаяяй, NN

0,056

1Ъ>иейнза1 язяос зубваа нзнерн» ется на дзнзнтезза Окруззззсти

6,0 йесунаэ спо- ° 1 7-2,4 собноств смазки> кгс/зез

6>Э

7,4

5,1-6>4 5 ° 1

6,2

Определеа методом затука наего износа

5,6 р мюзз > кгс н AN С

490

310 ззо

190

510

Определено но азнеиеазез НОНаоста ара скза змааанн рабОчяк поаеркяостей

Определяют температуру нагрева зуб.— чатого колеса при закалке, равную

Т» = 762 С. Осуществляют нагрев зубчатого колеса до Тl, = 762 С, выдержку (4-5 мин), охлаждение в воду, низкий отпуск зубчатого колеса при

200 С.

Конкретные режимы обработки и полученные свойства колес приведены в 30 таблице. Также в таблице указаны свойства колес после обработки по известному способу {закалка от температуры 830 С после выдержки 5 мин, отпуск при 200 С Ь течение 40 мин). 15

При реализации предлагаемого способа приводит низкий отпуск при 200250 С. Уровень механических свойств после закалки стали l5 от 760 С в воду и низком отпуске при 200 С состав- 20 ляет: (Эз 720 — 790 МПа, 67ТЗ = 530—

590 ИПау 47 !ЗЖ, 9 = 37X (в состоянии поставки бз = 510 МПа, G7- =" 330 NIa Р 24X, g = 65%).

Использование предлагаемого спосо- 25 ба обеспечивает не только не уступающие бронзе характеристики несущей способности, но и снижение виброакустической активности и сокращение срока прирабатываемости передачи и увелнче- 30 ние дс1пговечности.

Предлагаемый способ позволяет получить в зубчатых передачах, работающих при больших удельных давлениях и высоких относительных скоростях скольжения в условиях отсутствия нли ограни35 ченной смазки, более высокую чем у зубчатой пары сталь — бронза работоспособность при улучшении таких важных характеристик как прирабатываемостьз несущая способность смазки и виброактивность. При этом зубчатое колесо с предлагаемой структурой феррит-мартенсит эффективно работает в паре с шестерней или червяком из углеродистых сталей 35-50 со структурой феррит-мартенсит с соотношением фаэ

К 0,06-0,6 или со структурой сорбит.

Это позволяет снизить в 2,4-2,8 раза ебестоимоеть передачи и исключить из ее конструкции такой остродефицитный дорогостоящий материал как бронза.

Формула изобретения

Способ изготовления зубчатых колес иэ углеродистой стали, преимущественно с содержанием углерода менее 0,25X., включающий закалку рабочего профиля зубьев и низкий отпуск, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения долговечности колес путем улучшения их антифрикциониых свойств, закалку рабочего профиля зубьев осуществляют после нагрева до температуры

Т11, определяемой из соотношения

Т„= 920 (3-0,2 ®+ ), С, где С - содержание углерода в стали, 7;

К вЂ” коэффициент соотношения мартенситных и ферритных фаз;

ОТ22 К 0,43 при С 0,16;

i,93Ñ-0,076» К< 0,43 при

О, }6 С « 0,25.

6 йродолмение таблицы! 55538 !

Примечаю а

Покааатель

0,54

0>62

0,44

0,48

0,56

0,61

43 5 43

40,5 . 40,5 42,S 43

46 биброактив- 42 вость, в84

2В,4

98 l01 69

112

44,6

Составитель В.Русаненко Редактор Н.Рогулич Техред М.Ходанич Корректор М. Макс 304и30ине и

Заказ 539 Тирам 5!! йодписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауь2ская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Умгород, ул. Гагарина, 101

Отиоситель-: 10,4 иак склоивость к сквативаюва

Ьолтовечиость до виб 48 ракоаки иэиоса 0,25 w, Ч твав йввестаа1 Щицалатеюезв сзособ

tp7E слособ

° °

E 01Ü 1 и 0,22 Ж ОДЗ)В 6,43 ГК 0,42 В

0IIDOlWIOIO иа лолосковьк обраэвак истовою савве стива дебориавив

Способ изготовления зубчатых колес из углеродистой стали Способ изготовления зубчатых колес из углеродистой стали Способ изготовления зубчатых колес из углеродистой стали 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области термообработки и предназначено для обработки цилиндрических зубчатых колес с шлицевым отверстием

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при термообработке цементованных колес

Изобретение относится к термической обработке изделий и предназначено для закалки с индукционным нагревом ТВЧ звездочек и шестерен

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для охлаждения зубчатых колес в процессе закалки

Изобретение относится к термомеханической обработке и используется при изготовлении зубчатых колес внутреннего зацепления

Изобретение относится к электротермии , в частности к индукционному нагреву, и предназначено для поверхностного нагрева зубчатых венцов конических шестерен

Изобретение относится к машиностроению , в частности к технологии производства ведущих шестерен тяговых передач локомотивов и электроподвихного состава, и может быть использо вано также при производстве крупномодульных зубчатых колес и шестерен в тракторостроения, автомобилестроении и при производстве редукторов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении нереверсивных зубчатых передач

Изобретение относится к устройствам для индукционного нагрева и может быть использовано в промышленности при термической обработке вращающихся деталей, в том числе и переменной толщины, и при испытаниях на прочность и долговечность

Изобретение относится к области термической обработки деталей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу термообработки тонкостенных зубчатых полумуфт переменного сечения из сложнолегированных сталей

Изобретение относится к машиностроению и ремонту машин, в частности к восстановлению изношенных внутренних цилиндрических и шлицевых и наружных цилиндрических поверхностей

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при термической обработке стальных изделий

Изобретение относится к области термической обработки изделий и может быть использовано для упрочнения крупногабаритных изделий, в частности пазов дисков турбины газоперекачивающих агрегатов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для упрочнения самоуплотняющихся конических резьб, работающих при больших контактных нагрузках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении тяжелонагруженных деталей машин из стали с пониженной прокаливаемостью, например цилиндрических и конических шестерен
Наверх