Автоматический гирокомпас

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в маркшейдерском деле при строительстве метро и туннелей, при топографической подготовке местности. Цель изобретения - повышение точности гирокомпаса за счет реализации дополнительного режима измерения вблизи направления на Юг. Изобретение позволяет обеспечить допустимую начальную скорость прецессии чувствительного элемента 1 и допустимое отклонение чувствительного элемента от ориентации на Юг, которое определяет логическое устройство 9. Устройство 10 коммутации по информации с логического устройства 9 подает команду на датчик 8 момента для перевода чувствительного элемента 1 я заданное положение . 1 ил.

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБ ЛИК

„„ЯО„„156520 (1) 0 01 С 19/38

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М A STOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4635917/22 (22) 21.01. р0 (46) 15,09. 91. Вюл. Р 34 (72) В ° M.Григорьев, A.С.Довгополый, О.С.Кисель, А.В.Поляков, В,Н.Турчанинов и В.П.Икляр (53) 528.526.6(088.8) (56) Воронков Н.Н. и др. Гироскопическое ориентирование. M.: Недра, 1980, с.284-285. (54) АВТОМАТИЧЕСКИЙ ГИРОКОМПАС (57) Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в маркшейдерском деле при строительстве метро и туннелей, при топографической подготовке местности.

Цель изобретения — повышение точности гирокомпаса за счет реализации дополнительного режима измерения вблизи направления на Юг. Изобретение позволяет обеспечить допустимую начальную скорость прецессии чувствительного элемента 1 и допустимое отклонение чувствительного элемента от ориентации на Юг, которое определяет логическое устройство 9. Устройство 10 коммутации по информации с логического устройства 9 подает команду на датчик 8 момента для перевода чувствительного элемента I в заданное положение. 1 ил.

1565209

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в маркшеРдерском деле при строительстве метро и туннелей, при топогра-фической подготовке местности.

Цель изобретения — повышение точности гирокомпаса (ГК) за счет реализации дополнительного режима измерения вблизи направления на Mr (определения неустойчивого положения равновесия по неуправляемому прецессионному движению чувствительного элемента (ЧЗ).

На чертеже изображена функциональная схема предлагаемого гирокомпаса.

Гирокомпас содержит подвешеннь|й

ЧЭ 1, автоколлимационную систему отслеживания (АСО) 2, датчик 3

"угол-кад выходного угла, связанный с вычислительным устройством 4,, пульт 5 управления, связанный с автоколлимационной системой отслеживания, механизм 6 арретироваяия, систему 7 демпфирования с датчикам

8 момента, логическое устройства 9., связанное с вычислительным устройством, с автоколлимацианной системой отслеживания и с устройством 10 коммутации. Устройства 10 сгязано с системой 7 и датчиком 8.

Гирокомпас работает сгедующим оз-.

30 разом.

После раз арретированкя ЧЗ 1 меха35 низмом 6 включаются одновременно сис-, темы 2 к 7. ACO 2, отслеживая двкж:.— ние ЧЭ t, вырабатывает сигнал, зав-г-, сящкй от скорости слежения, и -,îòîрый поступает на систему 7 в к»честве выходного сигнала. Систем» 7 с датчиком 8 накладывает на ЧЭ 1 в ртикальный момен". силы, пропорцио.— нальный сигналу ACO 2 либо монотонно зависящий от него. Пад действием мо-мента силы ЧЭ 1 практически через некоторое время останавливается, Оцнака ЧЭ 1 останавливаетс - oт начального положения на некоторый угол, при котором происходит разарреткровани".

Величина угла остановки =-ависи г ат энергии ЧЗ. полученной им —; мо: ент раэарретирования, и на практик;=- са".тавляет десятки угловых минут Для обеспечения измерснк:=: на Юге т .ебу1 55 ется, чтобы начальное допустимое o:."=. клонение ат положения неустойчквагo равнавескяббд© не превышало угл,кжн прк максимально до; - и ..коросY! .:

В-,Ьдп 1 угл ° <- /<- . Эту задачу перевода

ЧЭ из остановленного системой 7 положения в положение ориентации вблизи направления на Юг выполняют в автоматическом гирокомпасе устройства 9 и 10. Логическое устройства 9 определяет отклонение ЧЭ 1+ О(к от положения, в котором он был до момента разарретирования к демпфирования колебаний (от положения ориентации на

Юг) g,, в, вьгисляет путь, пройденный ЧЗ g = 1+ „— Q *,в, вырабатывает сигнал, соответствующий знаку отклонения ЧЭ от ориентации на Юг, и подает его на устройство 10, Устройство I0 подключает питание соответствующей полярности или фазировкк к датчику 8 и включает автоколлимационную систему 2, Момент перехода

ЧЗ в отсчет регистрируется в логяческом устройстве 9 и оценивается скоте рость ЧЭ в этом положении Q(-е ко торое сравнивается с О „ с,п . При Мтек6

„логическое устройствб 9 отключает автоколлимационную систему 2 Ъ через устройство 10 — датчик 8. Г. роцесс перевода ЧЗ заканчивается. Гслк устройство 10 выдает команду в систему 7 на додемпфирование ЧЭ.

Изобретение позволяет обеспечить допустимую начальную скорость ЧЭ

К. go@ к дог усткмое отклонение ЧЭ от ориентацик на Юг » °,. что дает

" oс 5 возможность добиться скорости слеженин автоколлимацканкой системой отслеживания ф po « 5 -угл.мин/с, вблизи направления ориентации ЧЗ на Юг при времени обработки информации об не-управляемом движении ЧЭ вблизи направления на Юг равном периоду коле-:.баний ЧЭ. Возможность реализации режима определения неустойчивого положения равновесия ЧЭ по неуправляемому слежению вблизи ориентации на Юг дает возможность повысить точность за счет исключения ь предлагаемом ГК погрешностей, вызваннь с действием на ЧЗ:".-и,:тематических вредньгх ма.-.>;.:нтав. Быстр; !, е- :ств:-:е ГК при этом у ;-. учшае гся -,. а ка "с измерение вблизи op:.".ента..г- н на Mr дает возможность исключить истематические rroгрешности,, в там числе к погрешнс:сть из-sa нестабильности нуля подвеся ЧЭ.

Время затрачиваемое на операцию

oriЯулеЯкя падя :;а в известHOM ГК

Точность ГК при этом повышается за счет компенсации следующих систематических погрешностей: из-за внешней и внутренней маг нитных неоднородностей и т.д. па15 раметры которых не остаются неизменяемыми во времени, в температурном и широтном диапазонах.

Сост ависте л ь Н. С та нк евич

Техред А.Кравчук Корректор С.П)екмар

Редактор Н.Федорова

Заказ 3726 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óÿòîðîä, ул. Гагарина, 101

15652 соизмеримо с временем, затрачиваемым на дополнительное измерение вблизи ICra. из-за смещения центра тяжести ЧЭ

10 из-за конвекционных воздушных потоков

09

Фор мула из обретения

Автоматический гирокомпас, содержащий чувствительный элемент, систему отслеживания, датчик выходного угла, связанный с вычислительным устройством, систему демпАирования и датчик момента, о т л и ч а ю m и и с я тем, что, с целью повышения точности, в него введены логическое устройство и устройство коммутации, .причем вход логического устройства связан с вычислительным устройством, выход логического устройства соединен с устройством коммутации и системой отслеживания, а выход устройства коммутации связан с системой демпФирования и датчиком момента.

Автоматический гирокомпас Автоматический гирокомпас Автоматический гирокомпас 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и монет быть использовано при определении азимута ориентиркь х направлений наземнымми маятниковыми гирокомпасами

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для определения плоскости меридиана наземными маятниковыми гирокомпасами

Изобретение относится к точному приборостроению, а более конкретно к инерциальным системам навигации

Изобретение относится к гидроскопической технике и может быть использовано в системах морской навигации

Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения и может быть использовано в современных морских гироскопических компасах с автономным, плавающим в жидкости чувствительным элементом

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК)

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано при создании прецизионных одногироскопных корректируемых гирокомпасов
Наверх