Зубчатая передача для усталостных испытаний

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание. Целью изобретения является сокращение времени и числа испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения предела выносливости или построения кривой усталости, а также повышения достоверности результатов испытания. Целью изобретения является также создание нагрузок на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес, соответствующих различным точкам кривой усталости. В зубчатой передаче зубчатые колеса разного диаметра, отношение чисел зубьев Z б большего колеса к числу зубьев Z м меньшего колеса не равно целому числу и определено по зависимости. Одно из колес состоит из смещенных вдоль оси колеса нескольких групп центральных и боковых секторных участков, зубчатых и со срезанными зубьями, с одинаковыми числами соответственно зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности. Предложено несколько вариантов выполнения групп секторов. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (g1)g G 01 М 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4455135/25-28 (22) 05.07.88 (46) 23.. 07. 90. Бюл, К . 27 (71) Киевский политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (72) В.А. Стадник, H.В.Хильчевский, B.Ì. Тарасов и В.В.Стадник (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Н 1432366, кл. С 01 М 13/02, 1986 ° (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ HCIIHTAHHA (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание. Целью изобретения является сокращение времени и числа испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения предела выносливости или построения кривой устаИзобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание.

Цель изобретения — сокращение времени и числа испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения предела выносливости или построения кривой усталости, повышения достоверности результатов испытания путем уменьшения опасности поломки зубьев, лости, а также повышения достоверности результатов испытания. Целью изобретения является также создание нагрузок на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес, соответствующих различным точкам кривой усталости. В зубчатой передаче зубчатые колеса разного диаметра, отношение чисел зубьев Z g большего колеса к числу зубьев Z „, меньшего колеса не равно целому числу и определено по зависимости. Одно иэ колес состоит иэ смещенньж вдоль оси колеса нескольких групп центральных и боковых секторных участков, зубчатых и со срезанными зубьями, с одинаковыми числами соответственно зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности.

Предложено несколько вариантов выполнения групп секторов. 1 з.п.ф-лы, 5 ил. а также создание нагрузок на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес,соответствующих различным точкам кривой усталости.

На фиг. 1 показан стенд замкнуто,го контура с зубчатыми передачами для усталостных испытаний; на фиг.2 развертка меньшего колеса; на фиг.

3 — развертка большего колеса; на фиг. 4 — то же; на фиг. 5 — развертка меньшего колеса.

1580204.Стенд содержит две зубчатые передачи для усталостных испытаний, каждая иэ которых смонтирована в отдель ном картере и состоит иэ двух колес

1, 2 и 3, 4, причем колеса 2 и 4, например, имеют больший диаметр, чем колеса 1, 3.. Колеса 2 и 4 выполнены, например, трехвенцовыми, составленными иэ зубчатых секторов, а колеса

1 и 3 составлены из зубчатых секторов и венцов. Тихоходный 5 и быстро-. ходный б валы соединяют соответственно колеса 1, 3 и ?,4 с помощью муфты 7 нагружения и жесткой муф- . ты 8. Привод 9 через муфту 10 связан с одной из передач. Отношение числа зубьев Е большего колеса

2 к числу зубьев Z меньшего колем са 1 не равно целому числу и опредеka+ m ляется по зависимости, где а а и m — целые числа; k - неполное частное отношение чисел зубьев Е,г и Е ; m — - остаток; а — больше единицы и числа m.

Если отношение числа зубьев Z y и Z принять равным 5/4, то k равно единице, m . . — — также единице,,а а — 30 четырем. Меньшие зубчатые колеса 1 и 3 (фиг. 1 и 2) содержат несколько центральных 11-13 и отделенных от них технологическими проточками 15 и 16 боковых 17-19 зубчатых секторов, 35 чередующихся в шахматном порядке ло периметру с центральными 20-22 и боковыми 23-25 секторами со срезанными зубьями, расположенными с шагами, равными, a также кратными числу зубь- 40 ев Z+/a, равными Е /4, Z /4 и ZJ2 при а = 4. Меньшие колеса 1 и 3 содержат также отделенные от боковых секторов 17-19 и 23-25 технологическими проточками 2б и 27 дополнитель- 45 ные боковые зубчатые вен; ы 28 и 29 с одинаковыми числами зубьев на них, равными 7.

Ширина боковых зубчатых секторов

17-19, а также ширина дополнительных боковых зубчатых венцов 28 и 29 колес

1 и 3 выбирается из условия обеспечения контактной прочности или на изгиб расположенных на них зубьев за время испытания зубьев центральных зубчатых секторов 11-13 и должна быть равной не менее максимальной ширины центрального зубчатого сектора, и равна, например, В /2.

Соседние по периметру колеса боковые зубчатые секторы 17-19 содержат, например, различные числа зубьев Z 1с, Е с и Еэс причем 7 с < Егс i Z эс < (Е /а.

Каждый из секторов колес 1 и 3 с числом зубьев Z /à содержит одинаковое суммарное, количество, например, четыре секторных участка 30-33 (фиг. 2) центральных 11-13 и боковых

17-19 зубчатых секторов и секторов

20-22 и 23-25 со срезанными зубьями с числами зубьев или срезанных зубьев на этих секторных участках, равными

Z Z „Z и Z> и равными, наприр ° Zy = Ем/a — Еэс ю Z = Z, — Ейк.

Е = Е - Е 1си Z = Е1б где Zó, Z Z дс — числа зубьев соседних по периметру боковых зубчатых секторов.

Секторные участки 30-33 расположены на каждом из секторов с числом зубьев Е /а в одной и той же последовательности по признаку равенства чисел зубьев или срезанных зубьев, т.е. в порядке с числами зубьев Zä, 7 „ Z и Е (фиг.2). Отдельно выделенные по одному в пределах каждого. сектора с числом зубьев.2 /а секторные участки, зубчатые и со срезанными зубьями, с одинаковыми чис ìí ZÎ, Z„,Z1 и Ез соответственно зубьев и срезанных зубьев, расположены с шагом, равным числу зубьев

Z /а и образуют по суммарному количеству отдельно выделенных секторных участков, например, 4 группы центральных и боковых секторных участков.

Числа зубьев или срезанных зубьев на секторных участках каждой группы в отдельности равны: для первой группы

Z для второй Z » для третьей Zg и для четвертой Z .

Количество центральных секторных участков Ь „, со срезанными зубьями в каждой группе в отдельности различно и меньше числа а (или 4 при а = 4).

Для группы секторов с числом зубьев

Z bano О, с числом зубьев Z Ь,я,= 1, с числом зубьев Zz b «= 2, с числом зубьев Z p Ьмэ= 3.

Зубья центральных секторных участков в соседних по периметру группах с числом зубьев Е, 7., Z и Z выполнены с переменной длиной, кото рая уменьшается ступенчато при переходе от секторных участков группы с числом зубьев Z О и меньшим количеством центральных секторных участ5

15 ков со срезанными зубьями, равным

b = 0 н этой группе к секторным

<С участкам с числом зубьев Z, и большим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями в группе, равном Ь „,р 3. Поэтому длина зубьев на секторных участках с числом зубьев Z, Z, 7.г и Z3 равна соответственно Б, В „ Hг и В

«р« «ем B> ) 8 ) P г ) P>, поскольку мо c 1 м (b ("му вает на этих участках различные удельные нагрузки на зубья в зависимости от числа циклов их нагружения.

Зубчатые колеса 2 и 4 содержат одинаковое количество зубьев и выполнены с проточками 34 и 35, разделяющими венец на три отдельных венца, центральный 36 и боковые венцы 37 (Лиг. 1 и 3). Пентральный 36 и боковые венцы 37 колес 2 и 4 содержат центральные 38, 39 и 40 и 41 и боковые 42-44 секторы со срезанными зубьями и центральные 45-47 и боковые

48-51 зубчатые секторы, чередующиеся в шахматном порядке и расположенные с шагом, ранним, а также кратным числу зубьев Z«-,/ka + m и равным, например Z /5 и 2 /5 при k=1., m =

1иа=4.

И«ирина центральных секторов 38-41 и 45-47 по крайней мере не меньше суммарной ширины центральных и боковых секторов колес 1 и 3, снабженных дополнительными боковыми венцами 28 и 29, и равна L где Ь -суммарная ширина центральных и боковых секторов колес 1 и 3.

Проточки 52 и 53 делят центральные зубчатые секторы колес 2 и 4 на осно— нные центральные зубчатые секторы 54 и вспомогательные 55 и 56 (обозначены на фиг. 1 и 3 одной позицией).

Иирина боковых зубчатых секторов

48-51 и вспомогательных центральных зубчатых секторов 55 и 56 выбирается из условия обеспечения контактной прочности или на изгиб расположенных на них зубьев за время испытания и должна быть равна не менее половины ширины основного центрального венца 54, и равна В,>/2 (Лиг. 1).

Проточки 34,35,52 и 53, глубина которых делается больше высоты зуба, выполняются для вьделения основных

54 и вспомогательных 55 и 56 центральных зубчатых секторов. Основные центральные зубчатые секторы 54 ши80204 риной R предназначены для усталостных испытаний, а боковые 48-51 и вспомогательные 55 и 56 обеспечивают лишь непрерывность зацепления колес

1, 2 и 3,4 и для получения экспериментальных данных могут не использоваться.

Числа срезанных зубьев на центральных 38-40 и боковых 42-44 секторах,а также числа зубьев централь ных 45-47 и боковых 48-50 зубчатых секторов больших колес 2 и 4 равны числам срезанных зубьев на центральных 20-22 и боковых 23 — 25 секторах, а также числам зубьев центральных

11-13 и боконых 17-19 зубчатых секторон меньших колес и равны соответственно Z <, Z << и Z> . При этом

16 У

20 Z1к e Z г Г (Z з к (Z

Поскольку 4 /а = Z

25 числа зубьев, что и на меньших колесах 1 и 3, т.е. 7.О, 7.„, Zz«s Ез, равные соответственно Z <> = //(1-a+m)

Z36> 7, = 236 — 7ab 7г = Егб — 71к, 7 3 = 7 б-. Секторе«ь«е участк

57-60 расположены на каждом из секторов с числом зубьев Z //ka+m в одной и той же последовательности по признаку равенства чисел Z » Z и Z 3 и шагов Zg//ka+m, как и на колесах 1 и 3 (Аиг. 3).

Отдельно вьделенные секторные участки 57-60 с одинаковыми числами зубьев и срезанных зубьев, равными

Z, Z, Z и 7,, расположенные с ша4р гом 2 /ka+m или 2б/а+1 при k = 1, m = 1, образуют по суммарному количеству отдельно вьделенных секторных участков несколько групп, например четыре группь«центральных и боковь«х

45 секторных участков. Количество центральных секторных участков Ь со срезанными зубьями в каждой группе в отдельности на больших колесах 2 и 4 по сравнению с количеством централь5р ных секторных участков со срезанными зубьями на мень«>«их колесах 1 и 3 больше на ka+m-а секторных участков ипи на 1 участок при k = 1, m = 1 и равно: для групп секторных участков с числом зубьев 7., Ь -, = 1, с числом зубьев 7., b = 2, с числом зубьев 7. h g 2 = 3, с числом зубьев

4 при s oM >«< c kа + m или Ь g (5 при k = 1, m = 1 и а =- 4.

1580204

Это условие выполнено эа счет ныполнения дополнит ель но го цен трал ьного сектора со срезанными зубьями

41 с числом зубьев Z 6. Л так как сумма чисел зубьев, срезанных на каждом из центральных секторных участков, взятых по одному в группе, равна числу зубьев сектора Z /ka +

+m, т е ° Zo t Z„+ Z<+ Z> Е6/ka+

+ m то число зубьен дополнительного центрального сектора 41 равно числу зубьев на секторе Z

Е /a + 1 при k = 1 и m = 1, т.е.

7.„= Е1-/а + 1 или Z = Z6-/5 при

46 а = 4, а зубья срезаны, например, в пределах одного из секторов с числом зубьев Z /а + 1 (Аиг. 3).

Зубчатые колеса 1, 3 и 2, 4 установлены соответственно на валах

5 и 6 и расположены н окружном направлении таким образом, что крайний зуб одного из центральных секторных участкон одной из групп секторных участков меньших колес 1 и

3, например, группы, содержащей количество центральных секторных участков со срезанными зубьями Ь р 0 и число зубьев на секторном участке

Z н исходном положении находятся н контакте с крайним зубом любого из центральных секторных участков больших колес 2 и 4 с тем же числом зубьев Zo на участке, но с количест.— вом секторных участков со срезанными зубьями н группе, большим íà ka + m— — а или на 1 участок при 1с = 1 и

m = 1 по сравнению с меньшими колесами 1 H 3, и равном Ь 6 = 1, при этом остальные зубья этих же сектор-, ных участков обоих колес находятся по одну сторону линии центров колес

1, 2 и 3, 4 (фиг. 1). Крайний зуб участка 30 с числом зубьев Z колес

1 и 3 контактирует с крайним зубом участка 57 с числом зубьев Z колес .

2 и 4, а остальные зубья этих секторов находятся по одну сторону от линии центров колес 1, 2 и 3, 4 (фиг.

2и 3). !

При необходимости испытания на контактную прочность и изгиб зубьев ведомого колеса при различных числах циклов нагружения и удельной нагрузке дополнительные боковые зубчатые венцы и центральные секторные участки с переменной длиной зубьев в различных группах с числом зубьев, 5

39

55 равным Е, Е,, Z и Z» могут быть выполнены на большем колесе (фиг.4).

Кроме того, улучшается плавность работы передачи.

С этой целью отдельно выделенные секторные участки центральных зубчатых секторов в пределах секторов с числом зубьев, Z -/ka + m на большем и Е /а на меньшем колесе рассредотачивают по всему периметру колеса таким образом, чтобы по возможности каждый из секторов содержал секторные участки центральных зубчатых секторов, за счет чего увеличивается количество центральных и боковых секторов, зубчатых и со срезанными зубьями, более равномерно рас IoJIQEPHHbIx no периметру колес.

Поэтому большее колесо содержит семь боковых зубчатых секторов с

1 одинаковыми и различными числами зубьев, равными Е, Z<<, Z Z Е

Z 6- и Z 6 6 и paBHbMH числу срезанных зубьев на центральных секторах. мZ„; — Z,+Е;Е =Еэ, Еэ = Е Е46= Е, Е 6= Е, + Е +

+Е, Е .=7.

Меньшее колесо содержит 5 боковых зубчатых секторов с одинаковыми или различными числами зубьев, равными

Е, Z <6-, Е 6, Z и Z<6. При этом

16 Е1+ 7 Е26 Zg) Zgg Zfy

46 Е

Количество центральных секторных участков Ь со срезанными зубьями в каждой группе секторных участков в отдельности с числ ми зубьев„,на сект рни х участках, равннми Е, Z

o °

Z и 7., на большем колесе меньше числа ka + m или, например, меньше пяти при 1 = 1, ш = 1 и а = 4 и равно соответственно Ь ; — 1, b б., 2, Ь 6 = 3, Ь g = 4, а.на меньшем колесе — íà (ka + m — а) или на один участок, при h = 1, m = 1, меньше, чем на большем колесе, т.е. b«= 0 °

Центральные секторные участки со срезанными зубьями, принадлежащие одной и той же группе, обозначены на Аиг. 4 и 5 одной и той же геометрической фигурой.

Учитывая большой разброс экспериментальных данных при испытаниях на усталостное выкрашивание и изгиб, зубья центральных секторных участков н соседних по периметру группах с числами зубьев на секторных участ)О

1580204 венно большего и

Ь;иЬ .

Ъ, и Ь б-, 25

30 каху .равньп 70 у 71ъ 7-2 и Еэу нполнены с переменной длиной, которая уменьшается непрерывно при переходе от секторных участков группы с числом зубьев Z и меньшим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями, равным, например, Ъ р = 1 в этой группе к секторным участкам с числом зубьев Z>, и большим количеством центральных секторньж участков со срезанными зубьями, равным, например, четырем.

Поэтому средняя длина зубьев на 15 секторных участках центральных секторов с числом зубьев Ер у 7-1у Z т и

Z > равна соответственно В о, В, В тс и В эс причем Врс ) В с ) Втс

) В, поскольку Ь6 (Ъ < Ъ < c Ь, 20 вс 6 О 61 К 2 Кзу что обеспечивает на этих участках переменные удельные нагрузки на зубьях в зависимости от числа циклов нагружения„

При необходимости одновременного испытания на изгиб зубьев обеих зубчатых колес зубья с переменной длиной выполняются также на секторных участках основных центральных секторов меньшего колеса. меньшего колеса, содержащей наименьшее количество центральнкх секторных участков со срезанными зубьями; количество центральньж секторных участков со срезанными зубьями в отдельных группах секторных участков соотв ет твенно меньшего и большего колеса, рав ное, например, для меньшего колеса, Ь „= 1, b

2и Ь = 3, для большего колеса Ь -,= — 2, Ь =ЗиЬ

= 4; наименьшее количество центральных с екторных участков со срезанными зубьями в одной из групп с екторных участков соотв ет с тв е н но меньшего и большего колеса, равное, например, I

Ъ „.= 0, Ь -,— 1

Для создания на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес нагрузок и чисел циклов нагружения, соответствующих различным точкам кривой усталости, длина или средняя длина

В и В м, зубьев центральных сек1 торных участков каждой группы в отдельности определена по зависимости

>g = В для большего колеса или мр для меньшего колеса, где B. р и В, — длина или средняя длина зубьев центральных секторных участков в одной из групп секторных участков соответстр рави„п

2 или q, 35 где и — показатель степени кривой устало стного выкрашивания;

q — показатель степени кривой усталости на изгиб.

40 стенд работает следующим образом.

55 как частный случай из отношения а+ 1 а при ш и k, равных единице) н равном 5/4 при а = 4, после каждого оборота меньших колес 1 и 3 происхос

l

Нагружение зубчатых колес 1, 3

;и 2, 4 крутящим моментом постоянной величины производят за счет относи45 тельного скручивания фланцев муфты 7 нагружения на некоторый угол и соеди нения их болтами, затем включают .привод 9 и приводят во вращение все элементы стенда. При отношении чи50 сел зубьев Z р к Z зубчатых колес

2, 4 и 1, 3, определяемом в общем

ka+m случае по зависимости (и, а

ll

158 дит их смещение относительно больших колес 2 и 4 на один сектор с числом зубьев Z /а, равным 7. /4 при а = 4, контактирующий с секторами больших .колес 2 и 4 с числом зубьев 7. /а + 1, равным Z /5 при а = 4. По завершении а + 1 или пяти оборотов при а = 4 меньших колес 1 и 3 относительное положение колес 1, 3 и 2, 4 становится исходным, затем цикл повторяется. Поэтому каждый из а секторов ипи из четырех секторов при а = 4, меньших колес 1 и 3 с числом зубьев на каждом секторе, равным Е /а или

Е /4 при а = 4, периодически каждые а + 1 или каждые пять оборотов при а = 4 контактирует последовательно с каждым из а + 1 или иэ пяти секторов при а = 4 больших колес 2 и 4 с числом зубьев на каждом секторе, равным 7. /а + 1 или Z /5.при а = 4.

Непрерывность зацепления зубчатых колес 1, 3 и 2, 4 обеспечивается за счет того, что ширина центрального венца 36 больших колес 2 и 4 равна суммарной ширине центрального и боковых секторов меньших колес

1 и 3, а меньшие колеса 1 и 3 снабжены дополнительными зубчатыми венцами 28 и 29. Поэтому в процессе обкатывания колес 1, 3 и 2, 4 в зацеплении попеременно находятся или секторные участки центральных зуб- чатых секторов 11-13 меньших колес

1, 3 с секторными участками основных центральных зубчатых секторов

54 больших колес 2 и 4, или секторные участки боковых зубчатых секторов 17-19 меньших зубчатых колес 1 и 3 с секторными участками вспомогательных центральных зубчатых секторов 55 и 56 больших колес 2 и 4, или секторные участки дополнительных боковых венцов 28 и 29 меньших колес

1 и 3 с секторными участками боковых зубчатых секторов 48-51 больших колес 2 и 4. При этом симметричное расположение боковых зубчатых секторов, а также дополнительных венцов по отношению к сечению, проходящему через середину центральных секторов, обеспечивает постоянство линии действия нагрузки вдоль оси колеса, что обеспечивает снижение вибраций.

Так как количество Ь центральных секторных участков со срезанными

0204 l2 зубьями в каждой группе в отдельности с числами зубьев, равными Z, 2,, Z и Z3, различно и меньше числа а или 4 при а = 4, и равно соответственно bwo = О, b, = 1, Ь = 2 и

Ь „, = 3, то соответствующие участки секторов с числом зубьев Е, 2 „

Z и Z каждого иэ центральных секторов болыбих колес 2 и 4 с числом зубьев на секторе, равным Z

Выполнение зубьев центральных секторных участков в соседних по периметру группах с переменной длиной, 35 которая уменьшается ступенчато и равна, например, В»В, Б < r B при переходе от секторных участков группы с числами зубьев Zo и мень шим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями, равным, Ь „, = О, к секторным участкам группы с числами зубьев и боль-. шим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями в группе, равным Ь „у 3 (Ь мо с Ь м (Ъ |„ Ь „, ), обеспечивает на этих секторных участках с числами зубьев на них, равными 2©, Z „ Б и Е, различные удельные нагрузки и, q

1 У

q и q на единицу длины зуба.

Поскольку величина момента нагружения эа время испытания постоянная, а длина зубьев В ) В „ > В

55 rB>, To q 0 ,Тогда при k=1, и=1, а=4иколичестве центральных секторных участков со срезанными зубьями на меньших 1 и 3 и больших 2 и 4 колесах, равl3

14

1580204 ном соответственно Ь „, = О, Ь „„ = 1, Ь„,т = 2, b = 3 и Ь - = 1, Ь г-, = 2, Ь = 3, b - = 4, на зубьях обеих пар зубчатых колес 1, 3 и 2, 4 в пределах каждого иэ четырех секторов с числом зубьев на каждом секторе, равным Z /à для меньших или

Е /ka + m для больших колес, или

Ем/4 и Z

Hblx нагру "к q,. q, q, H q MTo соответствует четырем сериям опытов при четырех значениях нагрузок q, (q, <

< q < q и числах циклов нагружения 4N > 3N ) 2N ) N соответственно по 8, 6, 4 и 2 опыта в каждой серии опытов, Формула изобретения

35

А. Зубчатая передача для усталостных испытаний, содержащая зубчатые колеса разного диаметра, отношение чисел Z зубьев большего колеса к числу Е зубьев меньшего колеса не равно целому числу и определено

Zg ka + m по зависимости где

Z a а и m — целые числа; k — неполное частное отношение чисел зубьев; 40

m — - остаток, а — больше единицы и числа m одно из колес состоит из смещенных вдоль оси колеса нескольких групп центральных и боковых секторных участков, зубчатых и со сре- 45 заиными зубьями, с одинаковыми числами соответственно зубьев и срезанных зубьев в каждой группе в отдельности .и расположенных с шагом, равным Е для меньшего и Е /ka + m для большего колеса, выполненных чередующимися в шахматном порядке, количество центральных секторных участ,ков со срезанными зубьями в каждой группе в отдельности различно и меньme числа а для меньшего и ka + m для большего колеса, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью сокращения времени испытания и числа испытуемых зубчатых колес, необходимых для определения предела выносливости или построения кривой усталости, а также для повышения достоверности результатов испытания, на другом колесе выполнены центральные и боковые секторные участки со срезанными зубьями, количество центральных секторных участков со срезанными зубьями в. каждой группе в отдельности на большем колесе больше на ka + m — a, чем количество указанных секторных участков на меньшем колесе, передача снабжена выполненными на одном из колес дополнительными боковыми зубчатыми венцами, а ширина центральных секторных участков одного из колес по крайней мере не меньше суммарной ширины центральных и боковых секторных участков колеса с дополнительными зубчатыми венцами, зубья центральных секторных участков, принадлежащих различным группам одного или обоих колес, выполнены с переменной длиной, которая уменьшается ступенчато или непрерывно при переходе от секторных участков группы с меньшим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями в группе к секторным участкам группы с большим количеством центральных секторных участков со срезанными зубьями в группе.

2, Зубчатая передача по и. 1, о тл и ч а ю.щ а я с я тем, что, с целью создания нагрузок на зубьях отдельно выделенных центральных секторных участков испытуемых колес, соответствующих различным точкам кривой усталости, длина или средняя длина В . и В . зубьев центральных

1 М1 секторных участков каждой группы в отдельности определена по зависимостям

В . = В для большего колеса, или

В; =Вмо для меньшего колеса, где В и  — длина или средняя о длина зубьев центральных секторных участков в одной из групп секторных участков соответственно

15 1580204 большего и меньшего

10 р равно и/2 или q, где n — показатель степени кривой усталостного выкрашивания; q — - показатель степени кривой усталости на изгиб. колеса, с наименьшим количеством централь- ных секторных участков со срезанными зубьями, b u b, — количество центральМ б1 ных секторных участков со срезанными зубьями в отдельных группах секторных участков соответственно меньшего и большего колес, b и Ь вЂ” наименьшее количестмф Ко во центральных сектор. ных участков со срезанными зубьями в одной иэ групп секторных участков соответственно меньшеro и большего колес;

Фиг.1

1580204

Фиг. 2

1 580204

Составитель А. Верховский

Редактор Н. Лазаренко Техред Л.Сердюкова Корректор Т. Малец

Заказ 2005 Тираж 439 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитеra по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, iK-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний Зубчатая передача для усталостных испытаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к измерительной технике, и может быть использовано при обкатке и испытании одной пары мотор-редукторов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования изгибной и контактной прочности зубьев колес в условиях моделирования требуемого закона распределения нагрузки вдоль контактных линий зацепляющихся колес

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к газотурбиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при ресурсных испытаниях с имитацией эксплуатационных режимов комплекта агрегатов газотурбинного двигателя

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях и диагностировании ведущих мостов транспортных средств

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях ведущих мостов транспортных средств

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях агрегатов трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для ускоренной приработки, испытания и исследования зубчатых колес из токопроводящих материалов под нагрузкой по схеме замкнутого контура

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх