Устройство для тренировки памяти обучаемого

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти операторов различных систем управления. Цель изобретения - повышение дидактических возможностей устройства. Техническое решение обеспечивает контроль воспроизведенной информации, контроль введенных ошибок и дополнительно контроль прочности запоминания информации и подсчет штрафных очков за неправильные или несвоевременные действия обучаемого. Введение в устройство блока оценки, содержащего два триггера, элемент задержки, счетчик/штрафных очков/, группу элементов ИЛИ, группу элементов И и элемент дифференцирования позволяет повысить эффективность тренажа, проводить более глубокий анализ профессиональных возможностей операторов различных систем управления. 1 ил.

a@SUao 15 421

А1 ()) G 09 В 9/ОО

Н A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСВ ГВУ (ОСУДАРСТНЕННЫЙ НОМИЙ

ЛО ИЗОВРИтаНИЯМ И.ОТНРЪТИЯМ

ПРИ 1"ННТ СССР (21) 4493396/24-24 (22) 25.08.88 (46) 23.07.90. Бюл. Г 27 (72) И.Н.Замышляев, Л.Д.Злобинский, В.В.Иухортов и А.А.Петров (53) 627.327.12(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР 1305757, кл. G 09 В 9/00, 1986. (4) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ

ОБУЧАЕМОГО (57) Изобретение относится к автома.тике.и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти операторов различных систем управления.

Цель изобретения -. повышение дидактических возможностей устройства. ТехИзобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти операторов различных систем управления.

Цель изобретения - повышение дидактических возможностей устройства.

На чертеже изображена функциональная схема устройства. ,Устройство для тренировки памяти обучаемого содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, формирователь 3 кодов ошибок, блок 4 задания времени (экспозиции}, блок 5 задания эталонов (коли честваа стимулов), блок 6 коммутации, пульт 7 обучаемого, блом 8 регистрации, блок 9 оценки и блок 10 управлет ния °

2 ническое решение обеспечивает контроль воспроизведенной информации, контроль введенных ошибок и дополнительно контроль прочности запоминания информации и подсчет штрафных очков за неправильные или несвоевременные действия обучаемого. Введение в устройство блока оценки, содержащего два триггера, элемент задержки, счетчик штрафных очков, группу элементов

ИЛИ, группу элементов И и элемент дифференцирования, позволяет повысить эффективность тренажа, проводить более глубокий анализ профессиональных ,возможностей операторов различных систем управления. 1 ил.

Блок 1 содержит генератор 11 одиночных импульсов и генератор 12 тактовых импульсов, Блок 2 включает формирователь 13 случайной последовательности кодов, сумматор 14 по модулю два, кольцевой сдвигающий регистр 15 и первый 16 и второй 17 элементы И.

Формирователь 3 содержит одновибраторы 18 и 19 и кольцевые сдвигающие регистры 20.

Блок 4 вкпю-ает ждущие мультивибраторы 21 и 22, элемент ИЛИ 23, ключ

24 и источник 25 питания.

Блок 5 имеет счетчик 26 импульсов и инвертор ?7.

Блок 6 содержит кольцевой сдвига" ющий регистр 28, группы элементов

1580421

И 29 31, первый 32, второй 33 и третий 34 элементы ИЛИ.

Пульт 7 включает индикаторы 35, кнопки 36 места расположения стимулов и кнопки 37 цифрового ряда.

Блок 8 содержит группу элементов

И 38, первый и второй многовходовые элементь! ИЛИ 39 и 40, счетчик 41 правильных ответов и счетчик 42 ответов. 10

Устройство также содержит элемент

ЗАПРЕТ 43, элемент 44 задержки, эле мент ИЛИ 45. индикатор 46 повторного ввода ответа.

Блок 9 содержит первый 47. второй

48, третий 49 и четвертый 50 элементы

И, первый 51, второй 52, третий 53 и четвертый 54 элементы ИЛИ, элемент

55 дифференцирования, элемент 56 задержки, -первый 57 и второй 58 тригге- „-0 ры, счетчик 59, переключатель 60.

Блок 60 содержит кольцевой сдви— гающий регистр 61, счетчик 62 правильно указанных ошибок, элемент И

63, элемент 64 задержки и индикатор 25

"Укажите ошибку" 65.

Устройство работает следующим образом.

Включают питание. В исходное состояние устанавливаются регистры 15, 20 -и счетчики 26. 41; 42 и 59. В регистры 28 и 61 вводят по единице, причем единицу в регистре 28 устанавливают в положение, соответствующее числу стимулов, первоначальна предьявляемых обучаемому, например пяти. Затем с помощью кнопки "3aпись" (не показана) подключают генератор 12 к тактовым входам формиро,вателя 13 и через элемент И 17, на второй вход которого подается единич4( ный потенциал с выхода инвертора 27. к одному входу регистра I5. Импульсы с формирователя 13 через элемент

И 16, на второй вход которого подается единичный потенциал с инвертора

27, и сумматор 14 поступают одновременно на другой вход регистра 15,, заполняя его случайным образом, и на вход счетчика 26, подсчитывающего количество поступивших. единичных импульсов. С выходов счетчика 26 им1 пульсы подаются на первые входы соот1 ветствующих элементов И 29. Как только их. число достигает величины, соответствующей положению единицы на выходе, регистра 28 (пяти), которая прилагается к второму входу соответствующего элемента И 29, на выходе последнего появляется импульс, который через элемент ИЛИ 32 поступает на вход инвертора 27 и снимает единичный потенциал с вторых входов элементов И l6 и 17, отключает формирователь 13 от информационного входа регистра 15 и прекращает передачу тактовых импульсов. Записанные в регистре 15 единичные потенциалы подаются с его выходов на входы одчовиб" раторов 18, импульсы с выходов которых, поступая на соответствующие входы регистров 20, производят запись единицы в тот разряд, к которому подключен выход соответствующего одновибратора 18 или I9.

По готовности обучаемый нажимает кнопку "Экспозиция" (не показана), сигнал с выхода генератора 11, поступив на вход мультивибратора 21, выдает единичный импульс, длительность которого равна времени экспозиции, установленного заранее. Импульс с выхода мультивибратора 21, поступая через элемент ИЛИ 23 на управляющий вход к;,:.ча 24, обеспечивает подачу зажигающе-о напряжения с выхода источника 25 н входы индикаторов 35.

При этом высвечиваются только те индикаторы и цифры на них, на которые поступают управляющие сигналы с регистров 20.

Испытуемый (обучаемый) визуально фиксирует как цифры, так и размещение индикаторов, на которых высветились эти цифры. Затем воспроизводят запомненную информацию, нажимая на кнопку

36 высветившегося индикатора и кнопку 37 цифрового ряда, соответствующую высветившейся цифре на индикаторе 35.

При нажатии на кнопку 36 происходит переключение выходов соответствующего регистра 20 с индикатора 35 на элемент И 38. Если в индикаторе высвечивается стимул, то на вход одного из элементов И 38 поступает единичный потенциал. При правильном воспроизведении обучаемым данного стимула с помощью кнопки 37 с генерагора ll через соответствующий элемент И 38 и элепент И11И 39 в счетчик

41 записывается единица.

Если стимул или индикатор, на котором высветился стимул, указан обучаемым неверно или он не уложился в отведенное время, то — îëüêî на один из входов соответствующих эле580421 Б

5 t ментов И 38 подаются единичные потенциалы, т.е. в счетчик 41 импульс с выхода элемента ИЛИ 39 не поступает.

По окончании ответа на все высвеченные индикаторы и цифры на них счетчик 42, на который поступают импульсы с выхода элемента ИЛИ 40,. переполняется. Импульс с его выхода через элементы И 31 и ИЛИ 34 поступает на информационный вход элемента

ЗАПРЕТ 43. Так как на запрещающий вход элемента 43 подается нулевой потенциал с выхода элемента ИЛИ 33, то импульс с выхода элемента 43 поступает на вход элемента 44 задержки и на индикатор 46, предупредив обучаемого о допущенной ошибке (и повторном предъявлении той же информации).

Спустя время задержки, равное 2с, импульс с выхода элемента 44 включает индикатор 46 и через элемент ИЛИ 45 поступает на вход мультивибратора 22. который выдает единичный импульс.

Этот импульс обеспечивает повторное высвечивание индикаторов 35 и цифр на них. Если обучаемый правильно воспроизводит всю информацию, ro после воспроизведения последнего (пятого) стимула на выходе счетчика 41 появляется импульс переполнения, который через элементы И 30 и ИЛИ 33 посту.пает на вход элементов И 47 и 48. Так как триггер 57 находится в нулевом состоянии, импульс проходит только через элемент И 48, поступая на Sвход триггера 57, переводит его в едичное состояние и подготавливает элемент И 49 к прохождению следующего импульса Формирователя 13. Если формирователь 13 выдает единичный импульс на второй вход э.пемента И 49. то он через элемент И 49, через элемент ИЛИ 52 поступает на вход элемента 43, предотвратив включение индикатора 46, т.е. элемент 43 не пропускает импульс переполнения с выхода счетчика 42.

Если формирователь 13 не выдает импульс, то устройство имитирует такую ситуацию, когда обучаемый неправильно воспроизвел информацию.

Если обучаемый уверен в своем первоначальном ответе, он может либо . повторно воспроизвести всю информа. цию и тогда импульс с элемента ИЛИ 33 проходит через элемент И 47 (триггер, 57 находится в единичном состоянии), через элемент ИЛИ 51 обнуляет триггер

57 и проходит через элемент ИЛИ 52, что обеспечивает переход к предъявлению новой информации, либо нажать кнопку "Повторение" переключателя

60 и тогда потенциал с прямого выхода триггера 57 через вторую группу контактов кнопки переключателя 60. через элемент ИЛИ 51 обнуляет триггер

57 и проходит через элемент ИЛИ 52, что также обеспечивает переход к предъявлению новой учебной информации. Если обучаемый больше некоторого времени, определяемого временем задержки элемента 55, будет думать и не предпримет никаких действий (нажатие кнопки ".Подтверждение" переключателя 60 или повторное воспроизведение информации), то импульс с прямого выхода триггера 57 проходит через элемент 55 дифференцирования, через элемент И 50, на втором входе которого находится потенциал с инверсного выхода триггера .58, через элемент ИЛИ 54 и запишет в счетчик

59 штрафную единицу.

Если обучаемый ошибочно нажмет кнопку "Подтверждение" переключателя

60. т.е; он действительно неправильно первоначально воспроизвел информацию, тогда потенциал с инверсного выхода триггера 57 пройдет через первую группу контактов кнопки "Подтвер" ждение" переключателя 60, через эле35 мент ИЛИ 5«59 и также запишет штрафную единицу. Кроме того, этот потенциал .поступит через.элемент ИЛИ 53 íà S-вход триггера 58, переведет его в единичное состояние и тем самым заблокирует прохождение импульса с дифференцируюцего выхода триггера 57 в счетчик 59.

Одновременно импульс с выхода генератора 11 через кнопку 37, элемент

ИЛИ 40 и элемент И 63 поступает на вход регистра 61 и передвигает единицу на следующий разряд. Единичный потенциал с выхода регистра 61 пода50 ется на вход одновибратора 19 одного из узлов и импульс с его выхода передвигает единицу в регистр 20, т.е. вносит ошибку.

С выхода элемента И 63 импульс

55 также поступает на элемент 64 задержки, включает индикатор "Укажите ошибку" 65 и фиксирует в счетчике 62.

Через времг. задержки, равное 2с, импульс с выхода sëåìåíòà 64 включает

1580421 индикатор 65 и через элемент ИЛИ ч5 поступает на вход мультивибратора 22, который выдает одиночный импульс.

Этот импульс обеспечивает высвечивание индикаторов 35 и цифр на них..

Обучаемый визуально отыскивает, а затем и фиксирует индикатор, в котором обнаружил ошибку и цифровое значение ошибки. Если обучаемый правиль- 10 но воспроизводит ошибку, то последняя фиксируется счетчиком 62. Одно; временно импульс с выхода элемента

I И 63 поступает на вход регистра 61 и

:;rlepeABHraeT единицу HB следующий раз::ряд, обеспечив тем самым внесение .

: новой ошибки, Если обучаемый неправильно воспроизводит ошибку, то загорается инди катор 46 и снова предъявляются стимулы с той же ошибкой. Импульс с вы хода элемента ИЛИ 45 поступает на ,: :второй вход счетчика 62 и устанавли:: вает его в исходное положение.

Если обучаемый правильно восг ро- 2 изводит девять ошибок, то счетчик

62 переполняется. Импульс переполне. ния поступает на вход регистра 28 и переводит единицу в следующее (шестое) положение. На вход инвертора 27 с выхода следующего элемента И 29 через элемент ИЛИ 32 подается нулевой потенциал. Единичный потенциал с выхода инвертора 27 поступает на вторые входы элементов И 16 и 17 и обеспечивает запись дополнительной единицы в регистр 15, т.е. Увеличивает число предъявляемых стимулов в следу-: ющем цикле на один.. Импульс с выхода сумматора 14 поступает в счетчик

26, переводит единицу в следующее положение и обеспечивает появление единичного потенциала на первом входе следуюц|его элемента И 29, на вход которого подается потенциал с выхода регистра 28. Единичный потенциал с выхода элемента И 29 посту пает через элемент ИЛИ 32 и инвертор ,27 и снимает единичный потенциал с вторых выходов элементов И 16 и 17, прекратив подачу тактовых импульсов.

Цикл повторяется сначала, аналогично указанному, обучаемому предъявляется на опознание шесть стимулов, таким образом появляется возможность оценить качество запоминания информации обучаемым.

Формула и з о б р е т ения

Устройство для тренировки памяти обучаемого, содержащее блок предъявпения учебной информации, формирова тель кодов ошибок, блок задания эталонов, пульт обучаемого, блок задания времени, блок регистрации и блок управления, группа выходов которого подключена к управляющим входам фор- мирователя кодов ошибок, первый вход которого соединен с выходом блока регистрации, блок генераторов, первый выход которого соединен с тактовым входом блока предъявления учебной информации, информационные выходы которого соединены с входами формирователя кодов ошибок, вход считывания соединен с вторым выходом блока генераторов, входами считывания формирователя кодов ошибок и пульта обучаемого, управляющим входом блока задания эталонов и входом запуска блока задания времени, выход которого подключен к синхронизирующему входу пульта обучаемого, выходы которого соединены с информационными входами блока регистрации, управляющий вход блока предъявления учебной информации сс. динен с выходом блока задания эталоноь, счетный вход которого соединен с вых-злом блока предъявления учебной информации, элемент ЗАПРЕТ, индикатор повторного ввода ответа, элемент задержки, элемент ИЛИ и блок коммутации, информационные входы которого соединены с выходами группы блока задания эталонов и выходами первой и второй групп блока регистрации, первый выход блока коммутации соединен с информационным входом блока задания эталонов, а второй выход — с информационным входом элемента ЗАПРЕТ, выход которого подключен к индикатору повторного ввода ответа непосредственно и через элемент задержки, первый и второй выходы блока управления соединены соответственно с управляющим входом блока коммутации и первым входом элемента ИЛИ, выход которого соединен с вторым вхо дом запуска блока задания времени, а второй вход соединен с выходом элемента задержки, о т л и ч а ю щ е " е с я тем, что, с целью увеличения дидактических возможностей устройства, в него введен блок оценки,,содержащий первый и второй элементы И, первые входы которых соединены стретьим выходом блока коммутации, а вторые входы подключены соответственно к прямому и обратному выходам первого триггера, S-вход которого

158042

Составитель 0.Болдырев

Редактор А.Мотыль Техред М.Моргентал Корректор H.Кучерявая

Заказ 2016 Тираж 393 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

f13035, Москва, Ж-ÇS, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101 соединен с выходом первого элемента

И, à R-вход соединен с выходом первого .элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с выходом элемента ЗАПРЕТ, второй вход соединен с выходом

5 второго элемента И и первым входом второго элемента ИЛИ, а третий вход соединен с вторым входом -второго элемента ИЛИ, первым входом третьего элемента ИЛИ и первым выходом переключателя, второй выход которого соединен с вторым входом третьего элемента ИЛИ и первым входом четвертого элемента ИЛИ,. входы переключателя соединены соответственно с выходами первого триггера, прямой выход которого соединен с первым входом третьего элемента И, второй вход которого соединен с дополнительным 2О

1 выходом блока предъявления учебной информации, а выход соединен с треть. им входом второго элемента ИЛИ, выход которого соединей с вторым входом блока управления и управляющим входом элемента ЗАПРЕТ. прямой выход первого триггера соединен с входом элемента дифференцирования, выход которого соединен с первым входом четвертого элемента И, второй вход которого соединен с обратным выходом второго триггера, прямой выход которого через элемент задержки подключен к своему R-входу, à S-вход соединен с выходом третьего элемента

ИЛИ, выход четвертого элемента И соединен с вторым входом четвертого элемента ИЛИ, выход которого соединен с входом счетчика.

Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого Устройство для тренировки памяти обучаемого 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к созданию исследовательских моделирующих комплексов и учебно-тренировочных средств операторов транспортных средств, в частности к имитаторам визуальной обстановки для моделирования зрительных эффектов, возникающих при движении транспортных средств

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения водителей землеройных машин

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для обучения экипажей судоводителей или операторов при имитации реальных условий работы, в частности к тренажерам для персонала транспортных средств

Изобретение относится к технике информационно-вычислительных систем и может использоваться при обучении и тренировке операторов по управлению вычислительными процессами и комплексами на базе ЕС ЭВМ, а также обучению диспетчерским функциям

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для психофизиологических исследований, и может быть использовано при оценке профессиональной пригодности операторов различных систем управления

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для управления уровнем бдительности человека-оператора эргатических систем, в частности при управлении уровнем бдительности водителя транспортного средства

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для профессиональной подготовки крановщиков

Изобретение относится к средствам обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам

Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в высших и средних учебных специальных заведениях в качестве лабораторной установки

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх