Шаровой пробковый кран а.а.шишкина

 

Изобретение может быть использовано в качестве запорного органа для установки на трубопроводах. Цель изобретения - повышение надежности работы крана. Сварной корпус состоит из цилиндрической обечайки и присоединительных патрубков (П). В корпусе установлена шаровая поворотная пробка с цапфовыми опорами, взаимодействующая с уплотняющими узлами. Узлы размещены в расточках П. На торцах П и обечайки выполнены по их периметру кольцевые усы, сваренные между собой несиловым швом. На наружных цилиндрических поверхностях П и обечайки выполнены кольцевые выступы, охваченные соединительным силовым элементом. Каждый элемент выполнен из двух накладных полуколец. Кольцевые канавки полуколец входят в выступы П. Каждый уплотняющий узел выполнен из седла и кольцевой обоймы. Герметичность в кране при одностороннем давлении транспортируемой среды осуществляется по принципу самоуплотнения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1588970

А1 (51)5 F 16 К 5 20 1

ggc(j 1п !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ИГ011!.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4265568/25-29 (22) 19.06.87 (46) 30.08.90. Бюл. № 32 (75) А. А. Шишкин (53) 621,646 (088.8) (56) Патент ФРГ № 1235085, кл. 47 g, 22/01, 1967.

Авторское свидетельство СССР № 1076680, кл. F 16 К 5/06, 1982. (54) ШАРОВОИ ПРОБКОВЫИ КРАН

А. А. ШИШКИНА (57) Изобретение м. б. использовано в качестве запорного органа для установки на трубопроводах. Цель изобретения — повышение надежности работы крана. Сварной корпус состоит из цилиндрической обечайки и присоединительных патрубков (П). В корпусе

Изобретение относится к машиностроению, в частности к промышленной трубопроводной арматуре, и применяется в качестве запорного органа для установки на трубопроводы.

Цель изобретения — повышение надежности работы за счет дублирования герметичного несилового сварного шва соединительным силовым элементом, а также за счет осуществления самоуплотнения уплотняющих узлов относительно сферической поверхности шаровой пробки.

На фиг. 1 изображен шаровой пробковый кран с частичным разрезом, общий вид; на фиг. 2 — узел на фиг. 1; на фиг. 3— подшипниковая втулка, вид сверху; на фиг. 4 — то же, вид спереди (сечение А — А на фиг. 3).

Шаровой пробковый кран содержит сварной корпус, состоящий из цилиндрической обечайки 1 и присоединительных патрубков 2. В корпусе установлена шаровая по2 установлена шаровая поворотная пробка с цапфовыми опорами, взаимодействующая с уплотняющими узлами. Узлы размещены в расточках П. На торцах П и обечайки выполнены по их периметру кольцевые усы, сваренные между собой несиловым швом. На наружных цилиндрических поверхностях П и обечайки выполнены кольцевые выступы, охваченные соединительным силовым элементом. Каждый элемент выполнен из двух накладных полуколец. Кольцевые канавки полуколец входят в выступы П. Каждый уплотняющий узел выполнен из седла и кольцевой обоймы. Герметичность в кране при одностороннем давлении транспортируемой среды осуществляется по принципу самоуплотнения. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. воротная пробка 3 с цапфовыми опорами 4 и подшипниками 5. Шаровая пробка 3 взаимодействует с уплотняющими узлами, установленными в расточках 6 патрубков 2 с возможностью радиального и осевого перемещения. На торцах 7 и 8 каждого патрубка 2 и обечайки соответственно выполнены по их периметру кольцевые усы 9 и 10 соответственно, сваренные между собой герметичным несиловым швом. На наружных цилиндрических поверхностях 11 и 12 каждого патрубка 2 и обечайки 1 соответственно выполнены кольцевые выступы 13 и 14, охваченные соединительным силовым элементом.

Каждый соединительный силовой элемент выполнен из двух накладных полуколец 15 и 16. На внутренних поверхностях полуколец 15 и 16 выполнены кольцевые канавки 17, входящие в ответные кольцевые выступы 13 и 14 присоединительных патрубков 2 и обечайки 1. Два полу1588970 з кольца 15 и 16 соединены между собой сварными соединительными накладками 18 и 19.

Каждый уплотняющий узел выполнен из седла 20 и кольцевой обоймы 21. В седле 20 герметично закреплено эластичное кольцо 22, контактирующее со сферической поверхностью 23 шаровой пробки 3. В расточке 24 кольцевой обоймы 21 размещено с возможностью осевого и радиального перемещений седло 20, уплотненное по наружной цилиндрической поверхности уплотнительным кольцом 25. Между торцовыми поверхностями расточки 24 обоймы 21 и седла 20 соответственно размещены равномерно располоЖенные по окружности распорные пружины 26. Между сопрягаемыми торцовыми поверхностями кольцевой обоймы 21 и расточки

6 присоединительного патрубка 2 размещено употнительное эластичное кольцо 27, диаметр которого меньше диаметра сопрягаемых цилиндрических поверхностей 28 и 29 седла 20 и кольцевой обоймы 21 соответственно.

Шаровой пробковый кран как запорное устройство работает по принципу самоуплотнения. При направлении движения транспортируемой среды (показано стрелкой) при открытом кране все его внутренние полости находятся под одинаковым давлением (давлением транспортируемой среды), т. е. все детали, расположенные внутри корпуса крана, находятся в разгруженном состоянии. В закрытом кране давлением транспортируемой среды в направлении, как показано стрелкой, седло 20 с эластичным кольцом 22 (из полиуретана) беззазорно прижимается к сферической поверхности 23 пробки 3 с расчетным удельным давлением, создаваемым постоянным суммарным усилием пружин 26, и давлением среды на расчетную площадь (перпендикулярную оси проходного сечения крана), равную разности площадей круга с диаметром, равным диаметру уплотняющей поверхности кольца 25, и круга со средним диаметром уплотняющего эластичного кольца 22. Одновременно обойма 21 прижимается к базовой торцовой плоскости патрубка 2 постоянным суммарным усилием пружин 26 и давлением среды на расчетную площадь (перпендикулярную оси проходного сечения крана), равную разности площадей круга с диаметром, равным диаметру уплотняющей поверхности кольца 25, и круга с диаметром, равным диаметру уплотняющей поверхности эластичного кольца 27. Уплотнение разъемных стыков обечайки 1 корпуса и присоединительных патрубков 2 осуществляется посредством уплотняющего круглого элемента 30. И только после успешного межоперационного испытания крана на герметичность в затворе и по разъемам корпуса накладывается гарантийный уплотняющий сварной шов 31 по сопрягаемым усам 9 и 10 обечайки 1 и патрубкам 2 (допускающий

2 — 3-разовую его срезку и сварку), т. е. определяющий ремонтоспособность крана в про5

55 цессе изготовления и эксплуатации с последующим наложением полуколец 15 и 16 и сваркой их накладками 18 и 19.

Установочная центровка шаровой пробки

3 относительно базовой посадочной цилиндрической поверхности опор 4 осуществляется посредством компенсирующих колец 32 (из пластмассы типа фторопласт), одновременно выполняющих функцию самосмазывающихся упорных подшипников, вращающейся шаро- вой пробки 3. Сборка каждого патрубка 2 с обоймой 21, уплотнительным кольцом 27, пружинами 26, уплотнительным кольцом 25 и предварительно собранным уплотняющим элементом, состоящим из: седла 20, эластичного кольца 22, нажимного кольца 33 и соединительных полуколец 34, осуществляется посредством монтажных винтов 35, как отдельного узла. Также отдельным узлом собирается шаровая пробка 3 с компенсирующими кольцами 32, подшипниками 5 с рабочими элементами скольжения — вкладышами 36 и опорами 4. Этот узел стягивается монтажно-транспортным хомутиком по базовой цилиндрической поверхности опор 4 на половине их длины.

При общей сборке крана на базовую поверхность сборочно-испытательного стенда ставится собранный узел присоединительного патрубка 2 со штифтами 37 с вертикальным расположением его оси, На него устанавливается посредством разъемного монтажно-транспортного хомута (расположенного на его. нижней половине) собранный узел шаровой пробки на фиксирующие штифты 37. На стянутый монтажно-транспортным хомутом (по нижней половине) узел шаровой пробки 3 с опорами 4, на сопрягаемую цилиндрическую йоверхность последних, сажается обечайка 1 с уплотняющими элементами 30 до касания с торцом монтажнотранспортного хомута, который после этого снимается, а обечайка 1 опускается в расточку патрубка 2. На посаженную на место обечайку 1 монтируется сверху собранный узел второго патрубка 2. На фланец обечайки 1 монтируется узел шпинделя, состоящий из шпинделя 38, крышки 39 и уплотнительных колец 40 и 41.

В таком виде (до сварки гарантийного уплотняющего сварного шва 31 и установки силонесущих полуколец 15 и 16) собранный кран стягивается на сборочно-испытательном стенде в осевом направлении до беззазорного прилегания сопрягаемых торцовых плоскостей обечайки 1 и патрубков 2 и испытывается на герметичность в затворе и по стыкам обечайки с патрубками. После испытания на этом же сборочно-испытательном стенде выполняется сварной шов 31, накладываются полукольца 15 и 16, концы которых соединяются накладками 18 и 19 на сварке, и собранный таким образом кран передается на выполнение операций на обвязке, установке приводного устройства, проведению сдаточных испытаний.

1588970

Формула изобретения

Фиг. 1

Шаровой пробковый кран работает следующим образом.

При повороте пробки 5 из положения

«Закрыто» на 9О (вручную или приводом) происходит совмещение отверстий пробки 3 и патрубков 2 для свободного прохода рабочей (транспортируемой) среды. Закрытие крана осуществляется поворотом пробки 3 в исходное положение.

Герметичность крана во внешнюю среду на стыках обечайки 1 с присоединительными патрубками 2 достигается за счет сварных швов 31 по периметру кольцевых усов 9 и 10 и за счет дублирующего (технологического) уплотнения эластичными круглыми элементами 30.

Герметичность в кране при одностороннем давлении транспортируемой среды осуществляется по принципу самоуплотнения, т. е. автоматического поджатия усилием давления среды и пружин 26, седла 20 с эластичным кольцом 22 и сферической поверхности 23 шаровой пробки 3 и автоматического поджатия усилием пружин 26 и давления транспортируемой среды кольцевых обойм 21 к сопрягаемым торцовым поверхностям расточек 6 присоединительных патрубков 2.

1. Шаровой пробковый кран, содержащий сварной корпус в виде цилиндрической обечайки с присоединенными патрубками и установленную в корпусе шаровую поворотную пробку с цапфовыми опорами, взаимодействующую с уплотняющими узлами, размещенными в растечках патрубков, отличающийся тем, что, с целью повышения надеж6 ности работы, на торцах каждого патрубка и обечайки по их периметру выполнены кольцевые усы, сваренные между собой герметичным несиловым швом, при этом на наружных цилиндрических поверхностях каждого патрубка и обечайки выполнены кольцевые выступы, охваченные соединительным силовым элементом.

2. Кран по п. 1, отличающийся тем, что каждый соединительный силовой элемент выполнен из двух накладных полуколец с кольцевыми канавками на их внутренних поверхностях, входящих в ответные кольцевые выступы присоединительных патрубков и обечайки, причем два полукольца соединены между собой сварными соединительными накладками.

3. Кран по п. 1, отличающийся тем, что каждый уплотняющий узел выполнен из седла, в котором герметично закреплено контактирующее со сферической поверхностью шаровой пробки уплотнительное эластичное кольцо, и кольцевой обоймы, в расточке которой размещено с возможностью осевого перемещения седло, уплотненное по наружной цилиндрической поверхности, причем упомянутая кольцевая обойма установлена в расточке присоединительного патрубка с возможностью радиального перемещения в ней, а между торцовыми поверхностями расточки обоймы и седла размещены равномерно расположенные по окружности пружины, при этом между сопрягаемыми торцовыми поверхностями.кольцевой обоймы и расточки присоединительного патрубка размещено уплотнительное эластичное кольцо, диаметр которого меньше диаметра сопрягаемых цилиндрических поверхностей седла и кольцевой обоймы.

27

Составитель А. Бирюкова

Редактор М. Келеме ш Техред A. Кравчук Корректор М. Шароши

Заказ 2526 Тираж 557 Подписное

ВНИИГ!И Государственного комытета llo изобретениям и открытиям при ГКНТ CC и ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Шаровой пробковый кран а.а.шишкина Шаровой пробковый кран а.а.шишкина Шаровой пробковый кран а.а.шишкина Шаровой пробковый кран а.а.шишкина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к арматуростроению

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к шаровым кранам, и может быть использовано для перекрытия трубопроводов больших диаметров, находящихся под высоким давлением

Изобретение относится к трубопроводной арматуре И может быть использовано в качестве запорно-регулирующего устройства на трубопроводах, транспортирующих абразивные гНдро И аэросмеси

Изобретение относится к арматуростроению

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано на трубопроводах в качестве перекрывного устройства

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Задвижка // 2147704
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для перекрытия трубопровода в системах водо-, тепло- и газоснабжения

Изобретение относится к запорной арматуре магистральных трубопроводов и предназначено для перекрытия потоков рабочей среды

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и предназначено для управления потоками рабочей среды в системах их транспортирования

Изобретение относится к устройству вращающегося шарового клапана и способу сборки такого устройства

Изобретение относится к механизму, который благодаря объединению с корпусом клапана позволяет просто, быстро и надежно перемещать седла шарового клапана верхнего доступа, т.е

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трубопроводной арматуре, и предназначено для управления потоками рабочей среды в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трубопроводной арматуре, и предназначено для управления потоками рабочей среды в различных отраслях промышленности
Наверх