Реверсивный электропривод постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивных электроприводах постоянного тока. Цель изобретения - повышение быстродействия при реверсе. Это достигается за счет выполнения источника питания в виде трансформатора и соответственно включенных тиристоров 2-5. Так как тиристоры 2,4 и 3,5 попарно шунтируют друг друга, исключается режим сквозных токов, причем не требуется паузы между включением (выключением) соответствующих пар тиристоров. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК щ)5 Н 02 P 5/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н д ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

RO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4319088/24-07 (22) 26.11.87 (46) 30.08.90. Бюл. Ф 32 (71) Институт электросварки им. Е .О.Патона (72) О.К.Бесский, А.A.Ãàëèãóýoâ, Л.А,Искра, В.И.Корогод, В.А.Лебедев, Б.В.Порхун и Г.И.Роздобудько (53) 621.316.718.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1050076, кл. H 02 Р 5/12, 1983. (54) РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА

„„80„„1589361 А1

2 (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивных электроприводах постоянного тока. Цель изобретения — повышение быстродействия при реверсе. Это достигается за счет выполнения источника питания в виде трансформатора и соответственно включенных тиристоров

2-5. Так как тиристоры 2, 4 и 3, 5 попарно шунтируют друг друга, исключается режим сквозных токов, причем не требуется паузы между включением (выключением) соответствующих пар тиристоров, 1 ил.

1589361

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивных электроприводах постоянного тока. 5

Цель изобретения — повьпиение быстродействия при реверсе, На чертеже представлена электрическая принципиальная схема реверсивного электропривода постоянного тока.

Электропривод содержит электродвигатель 1, четыре тиристора 2 — 5, четыре элемента 2И-HE 6, 7, 15 и 16, два элемента ЗИ-HE 8 и 9, два инвертора 10 и 11, два пусковых элемента 15

12 и 13, силовой трансформатор 14, два RS-триггера 17 и 18 и схему 19 синхронизации.

Один вывод декорной обмотки электродвигателя 1 соединен с общим выво- gg дом вторичных обмоток силового трансформатора 14, а другой вывод — с точкой соединения катодов первого 2 и третьего 4 тиристоров и анодов второго 3 и четвертого 5 тиристоров. Пер- 25 вый выход схемы 19 синхронизации соединен с входами второго 7 и третьего

15 элементов 2И-НЕ, второй выход =оединен с входами первого 6 и четвертого 16 2И вЂ” ПЕ, а третий зыход -с вхо- 30 дами элементов ЗИ-ИЕ 8 и 9 и R-входами обоих триггеров 17 и 18. Выход первого триггера 17 соединен с входом второго элемента ЗИ-11Е 9, а выход, второго триггера 18 — с входом перво35

ro элемента ЗИ-НЕ 8, выходы которых

:через инверторы 10 и 11 соединены соответственно с входами первого 6 и третьего 15 элементов 2И-HE и входами второго 7 и четвертого 16 элементов 2И-HE. Первый пусковой элемент 12 соединен с входом первого элемента ЗИ-НЕ 8, а второй пусковой элемент 13 — с входом второго элемента

ЗИ-HE 9, выходы которых соединены с 45

8-входами первого 17 и второго 18 триггеров. Выходы элементов 2И-HE. соединены с входами управления соответствующих тиристоров, Схема синхронизаций может быть выполнена в виде двух однополуперподных выпрямителей со средней точкой и одного двухполупериодного выпрямителя, причем на первом выходе имо пульсы сдвинуты по фазе на 180 отно55 сительно импульсов на втором выходе и следуют с частотой первичного напряжения, а на третьем выходе с удвоенной частотой сети.

Электропривод работает следующим образом.

Сформированные на третьем выходе схемы 19 синхронизации прямоугольные импульсы в виде стробирующих импульсов поступают на вторые входы элементов ЗИ-ПЕ 8 и 9, запрещая нулевым уровнем прохождение управляющих импульсов через любой из пусковых элементов 12 или 13 на выход элемента

ЗИ-НЕ 8 или 9 в конце каждого полупериода сетевого напряжения, Одновременно стробирующие импульсы, поступая на R-входы триг> еров 17 и 18, устанавливают их з исходное состояние такое, чтобы на их выходах присутствовал сигнал "1 . Таким образом после окончания стробирующего импульса в начале каждого полупериода возможен проход управляющих сигналов в любом направлении от пусковых элементов 12 или 13, так как на всех входах элементов 8 и 9 присутствует сигнал "1". Предположим сигнал управления через пусковой элемент 12 пришел на элемент ЗИ-ПЕ 8 (управление Вперед ), при этом на выходе элемента 8 появляется "0", который, поступив на S-вход триггера 17, опрокидывает его, на его выходе появляется "0", который запрещает прохождение через элемент 9 до конца полупериода. Таким образом до конца полупериода триггер 17 помнит свое направление вращения (по отношению к электродвигателю 1), так что даже если в течение какого-либо полупериода пришла команда на другое направление вращения, то она в этом полупериоде не может быть выполнена, так как нужно, чтобы полупериод закончился, пришел стробирующий импульс и установил триггер 17 в исходное состояние, Тогда триггер 17 перестает запрещать прохождение другой команды.

Команда с выхода элемента ЗИ-НЕ 8 инвертируется инвертором 10 и в виде

"1" поступает на зторые входы элементов 6 и 15 четырехтактного распределителя импульсов. При этом включается тот из элементов 16 или 15, на первый вход которого поступает синхронизирующий однополупериодный импульс от схемы синхронизации 19. Предположим, что на первом входе элемента 6 сигнал

"1", тогда, так как и на втором его входе также сигнал "1", на выходе элемента 6 появляется сигнал "0", ко5

1589З тарый отпирает тиристар 2. Тиристор

2 продолжает быть «ткрытым в течение этого палупериад . Пос е окончания этого полупериода оптранный тиристар

2 продолжает быть открытым в течение части последующего полупериада из-за действия ЭЛС самоиндукции якоря электродвигателя 1. !1опустим, что в этом последующем полупериоде через элемент

9 .ат пускового элемента 13 прошла команда на другое направление вращения электродвигателя 1. Такая команда пройдет, так как в предыдущем иолупериоде стробирующий импульс с третьего выхода схемы синхронизации 19 сбросил триггеры 17 и 18 в исходное состояние. Команда другого направления с выхода иннертара 11 проходит. в виде " 1" на входы элементов 7 и 16 20 логического четырехтактного распределителя. Если в течение полупериода, в котором был включен оптронный тиристор 2, синхроимпульс с первого выхода схемы 19 синхронизации при- 25 ходил на вход элемента 16, та в течение последующего палупериада на этом входе импульса не будет, а синхраимпульс с второго выхода схемы синхронизации 19 появится на входе элемента ЗО

7. Тогда, несмотря на то, что команда приходит на элементы 7 и 16, команду пропускает элемент 7, так как только на ега входах имеются две "1", С выхода элемента 7 импульс попадает на

35 тиристор 4, но он не открывается пока его шунтирует тиристор 2. И только тогда, когда нарастающая на обмотке трансформатора 14 отрицательная полуволна питающего напряжения станет больше ЭДС сам«индукции якоря электродвигателя 1, ток через тиристор 2 становится меньше тока его удержания, тиристор 2 закрывается, а тиристор 4 открывается. двигатель 1 Реверсирует- 45 ся, Аналогичным образом схема работает в другие палупериоды, 11ринад отличается очень простой схемой, требующей минимального временаладкай и очень высокой надежностью. Моделирование отказон путем исключения каких †ли связей или элементов логического автомата ведет к

61 функционирования полного привода, на не приводит выходу из строя силовых прекращению цикла работы к аварийному элементов.

Формула изобретения

Реверсивный электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, якорная обмотка которого подключена к источнику литания, четыре тиристора, два элемента 2И-НЕ, два элемента ЗИ-HF,, два иннертара и два пусковых элемента, о т л и ч а юшийся тем, что, целью повышения быстродействия, источник питания выполнен в виде силан«го трансформатора с днумя последовательно согласно включенными вторичными обмотками и указанных тиристорон, включенных по двухполупериодной схеме выпрямления, адин вывод якорной обмотки электродвигателя соединен с общим выводом вторичных обмоток силового трансформатора, а другой вывод — с точкой соединения катодов первого и третьего тиристорон и анодов второго и четвертого тиристоров, введены два элемента 2И-НЕ, дна КБ-триггера и схема синхронизации, первый выход которой соединен со входами второго и третье-. го элементов 2И-НЕ, нторой выход соединен с входами первого и четвертого элементов 2И-НЕ, а третий выход — с входами элементов ЗИ-НЕ и с R-входами обоих триггеров, выход первого триггера соединен с входом второго элемента ЗИ-НЕ, а выход второго — с входом первого элемента ЗИ-НЕ, выходы которых через инверторы соединены соответственно с входами первого и третьего элементов 2И-НЕ и с входами второго и четвертого элементов 2И-НЕ, первый пусковой элемент соединен с входом первого элемента ЗИ-HF. а второй пусковой элемент — с входом второго элемента ЗИ-НЕ, выходы которых соединены соответственно с S-входами первого и второго триггеров, выходы элементов 2И-НЕ соединены с входами управления соответствующих тиристоров.

Реверсивный электропривод постоянного тока Реверсивный электропривод постоянного тока Реверсивный электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам с полупроводниковыми преобразователями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для сервоприводов подвижных объектов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электроприводах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе с двигателями последовательного возбуждения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизированному электроприводу, и может быть использовано для регулирования электропривода швейной машины

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх