Устройство контроля @ -элементной аккумуляторной батареи

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля аккумуляторных батарей автономных систем электропитания. Цель изобретения - повышение точности контроля. Устройство обеспечивает стабилизацию режима диодов, связывающих вторичные обмотки трансформаторов с каждым элементом аккумуляторной батареи. Измерение напряжения на указанных обмотках обеспечивается с компенсацией падения напряжения на диодах путем питания цепей контроля от введенных двух генераторов тока и измерения компенсированного напряжения введенными элементами индикации. Последнее осуществляется с помощью введенных двух компараторов, триггеров, распределителя импульсов, элемента задержки, (N-1) трансформаторов и конденсаторов в их связи с известными узлами. Использование предлагаемого устройства при контроле аккумуляторной батареи автономной системы электропитания за счет сокращения погрешности контроля позволит расширить диапазоны напряжений элементов в цикле заряд-разряд, что приведет к существенному повышению эффективной удельной емкости аккумуляторной батареи и сокращению веса системы электропитания в целом. 1 ил.

СОЮЗ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК ((9) 5 (((I 1 2 А1 (gg)g Н 01 М 10/48 (сn (i. дМЕ :111-(::- " -: <

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУААРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ и ОТНРЫТИЯМ

flPH П(НТ СССР! (21) 4491059/24-07 (22) 05.10,88 (46) 23.09.90, Бюл, ¹ 35 (71) Институт проблем управления (72) .Ф.Ф.Пащенко и В.H.Ñóäàðèêîâ (53) 621.355.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 726608, кл. Н 01 М 10/48, 1978.

Авторское свидетельство СССР № 1078505, кл, Н О1 Ii 10/48, 1985.

1 (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ п-ЭЛЕМЕНТНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля аккумуляторных батарей автономных систем электропитания, Цель изобретения — повышение точности контроля. Устройство обеспечивает стабилизацию режима диодов, связывающих вторичные обмотки трансформаторов с каждым элементом аккумуляторной батареи, Измерение напряжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля аккумуляторных батарей автономных систем электропитания.

Цель изобретения — повышение точности контроля.

На чертеже. приведена схема устройства.

Устройство содержит п трансформаторов 1, и конденсаторов 2, и диодов

3, (n+I ) диодов 4, первый 5 и второй

6 генераторы тока, коммутатор 7,распределитель 8 импульсов, генератор

2 .на указанных обмотках обеспечивается с компенсацией падения напряжения на диодах путем питания цепей контроля от введенных двух генераторов тока и измерения компенсированного напряжения введенными элементами индикации. Последнее осуществляется с помощью введенных двух компараторов, триггеров, распределителя импульсов, элемента задержки, (n-1) трансформаторов и конденсаторов в их связи с известными узлами. Использование предлагаемого устройства при контроле аккумуляторной батареи автономной системы электропитания за счет сокращения погрешности контроля позволит расшири ь диапазоны напряжений элементов в цикле заряд-разряд, что приведет к существенному по" вышению эффективной удельной емкости аккумуляторной батареи и сокращению веса системы электропитания в целом.

1 ил.

9 импульсов, элемент 10 задержки, первый 11 и второй 12 компараторы, блок 13 опорных напряжений, первый

;14 и второй 15 триггеры, первый.!6 и второй 17 элементы индикации. При этом каждая i из входных шин 18 9

18 " соединена с первым выводом конденсатора 2, с вторым выводом конденсатора 2i+ с вторым выводом диода 3 1" и через первую обмотку

I9 трансформатора 1 с первым выводом диода 3, шина 18 соединена с

1 и первым выводом конденсатора 2 и чеi9

1594632 рез первую обмотку 19 трансформатора

1" с первым выводом диода 3", а шина 18 "+ соединена с вторыми выво-:дами конденсатора 2 " и диода 3 ° Вы" ход первого генератора 5 тока соединен с информационным входом 20 коммутатора 7, каждый из выходов которого через вторую обмотку 21 соответствующего трансформатора 1 соединен 10 с общей шиной (не показана), третьи обмотки 22 трансформаторов 1 вклю-" чены последовательно между собой и соединены крайними выводами с общей шиной и с первым выводом диода 4,вто- 15 рой вывод которого соединен с первыми входами компараторов 11,12 и с выходом второго генератора 6 тока. Вторые входы .компараторов 11 и 12 соединены с выходами 23 и 24 блока 13 20 опорных напряжений, а их выходы соединены с информационными входами 25 триггеров 14 и 15. Выход генератора

9 импульсов соединен с входом элемента 10 задержки и входом распреде- 25

-лителя 8 импульсов, выходы которого соединены с входами 26 управления коммутатора 7. Выход элемента 10 задержки соединен с входами 27 синхронизации триггеров 14 и 15; выходы которых соединены с входами элементов 16 и 17 индикации. Входные шины

18 устройства предназначены для подключения к элементам 28 аккумуляторной батареи 29, с помощью выводов

30 которой осуществляется ее заряд

35 и разряд. При этом на выходе 13 опорных напряжений устанавливается напряжение, равное предельному уровню заряда каждого из элементов 28 акку- 40 муляторной батареи 29, а на выходе

24 — напряжение, равное допустимому уровню разряда этих элементов. Токи генераторов 5 и 6 равны между собой; а все обмотки трансформаторов 1 иден- 45

«/ тичвы.

Устройство работает. следующим об- разом, Ток генератора 6 через диод, 4 и обмотки 22 трансформаторов 1 поступает на общую шину. При этом диод

4 находится в открытом состоянии и на его втором выводе устанавливается соответствунлцее напряжение П „, поступающее на первые входы компараторов

11 и 12 и устанавливающее на их выходах соответственно логические

"0" и "1", Импульс генератора 9 поступает на вход элемента 10 задержки и на вход распределителя 8 импульсов„ импульс одного из выходов которого поступает на соответствующий вход

26 управления, например на вход 26 компаратора 7. При этом ток генератора 5, поступающий на информационный вход 20 коммутатора 7,,на время действия импульса замыкания на общую шину через обмотку 21 трансформатора 1 вызывает наведение ЭДС в обмотке 19 этого трансформатора, В соответствующий момент времени диод

3 открывается и через него начинает протекать ток величиной I, который первоначально замыкается через конденсатор 21. При этом на обмотке

19 трансформатора 11 фиксируется напряжение

1 м +

0 у UZR Ц где U - напряжение на элементе 28

Zg аккумуляторной батареи 29;

Б — напряжение на диоде 3 при токе I<.

Такое же напряжение наводится на обмотке 22 трансформатора 1, вследствие чего на выходе генератора 6 тока формируется сигнал

6, 13 3 %

Поскольку токи диодов 3 " и 4 равны, можно записать

Ц П

Если величина Ut; оказывается в пределах

3)11 7Цй4ю на выходах компараторов 11 и 12 формируется логический "0", поступакпций . на информационные входы триггеров 14 и 15. По истечении времени, достаточного для завершения переходных процессов, на выходе элемента 10 задержки появляется импульс, постуПающий иа входы 27 синхронизации триггеров

14 и 15. При этом каждый из триггеров 14 и 15 переходит в нулевое состояние, которое поступает на входы элементов .16 и 17 индикации и поддерживает их в обесточенном состоянии.

При дальнейшем поступлении импульсов генератора 9 устройство работает аналогичным образом, формируя в каждом цикле на первых входах компараторов 11 и 12 сигналы, отражающие

94632 6

5 !

О!

20

5 15 напряжения на соответствующих элементах 28 аккумуляторной батареи 29, результаты допускового контроля . которых воспроизводятся элементами

16 и 17 индикации, При этом нахождение обоих элементов индикации в обесточенном состоянии указываеч на то, что все элементы 28 находятся в рабочем состоянии и аккумуляторная батарея может быть использована как в режиме заряда, так и в режиме разряда, которые реализуются путем воздействия на шины 30.

Заряд аккумуляторной батареи ocvшествляется током внешнего источника. котооый протекает от шины 30 к шине 30 . Пои этом напояжение на элемент тах 28 начинает увеличиваться и в некоторый момент времени напряжение на одном из них, например на элементе 28, достигает предельно допустимого значения, В этом случае при поступлении импульса на вхсд управления 26" коммутатора 7 происходит возбуждение обмотки 21 трансформатора

1, вследствие чего на первом входе компаратора 11 формируется сигнал, переводящий его в единичное состояние, которое при приходе соответствующего импульса с выхода элемента

10 задержки фиксируется триггером 14 и индицируется,элементом 16, возбужденное состояние которого указывает, на необходимость прекращения заряда аккумуляторной батареи 29 во избежании разрушения ее элементов.

При разряде аккумуляторной батареи 29 происходит съем тока с ее шин

30. При этом напряжение на элементах

28 начинает уменьшаться и в некоторый момент времени напряжение на одном из них, например на том же элементе 28 1, опускается ниже критического уровня, В этом случае аналогичным образом происходит возбуждение обмотки 21 трансформатора 1,вследствие чего на первом входе компаратора

12 формируется сигнал, подтверждающий его единичное состояние, которое при приходе соответствующего импульса элемента 10 задержки фиксируется триггером 15 и индицируется элементом 17, возбужденное состояние которого указывает на необходимость прекращения разряда аккумуляторной батареи 29 во избежание разрушения ее элементов.

Таким образом, устройство обеспечивает гальванически развязанный поэлементный контроль аккумуляторной батареи в любом из ее режимов.

Устройство обеспечивает при этом отсутствие изменения рабочих режимов диодов при любых комбинациях напряжений на элементах аккумуляторной батарее и сводит погрешность контроля к величине дифференциальной разности напряжений на диодах. формула из о бр етения

Устройство контроля и-элементной аккумуляторной батареи, содержащее и+1 входных шин для контроля напряжения, n+1 диодов, блок опорных напряжений, генератор импульсов, коммутатор и первый трансформатор, выводы вторичной обмотки которого соединены соответственно с анодом первого дио" да и с первой входной шиной, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля, в него введены два генератора тока, два компаратора, два триггера, два элемента индикации, распределитель импульсов,. элемент задержки, и-1 трансформаторов и п конденсаторов, причем выводы вторичных обмоток введенных трансформаторов соединены соответственно с анодом соответствующего диода с соответствующей входной шиной, входные шины с первой по и-1 соединены с катодами диодов соответственно с второго по и, конденсаторы соединены последоЭ вательно гмежду собой и подключены параллельно входным шинам, выход пер" вого генератора тока через коммута- тор и первые первичные обмотки трансформаторов соединены с общей шиной, вторые первичные обмотки трансформаторов соединены последовательно между собой и подключены крайними выводами соответственно к общей шине и к аноду диода п+1, катод которого соединен с выходом второго генератора тока и с первыми входами первого и второго компараторов, вторые входы и выходы которых соединены соответственно с выходами блока опорных напряжений и с информационными входами триггеров, входы синхронизации которых через элемент задержки соединены с выходом генератора импульсов и через распределитель импульсов с входами управления коммутатора, выходы первого и второго триггеров соединены с входами соответствующих элементов индикации, а входная шина n+I устройств а со единена с ка тодом перво ro диода.

1594632

Составитель Г,Веденеев

Редактор И,Шмакова Техред Л.Олийнык Корректор Т.Малец

Ь» .Заказ 2835 Тираж 357 Подписное

ВЯИЙПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35„ Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. У ж г оoр о д, . у л . Гагарина, 101

Устройство контроля @ -элементной аккумуляторной батареи Устройство контроля @ -элементной аккумуляторной батареи Устройство контроля @ -элементной аккумуляторной батареи Устройство контроля @ -элементной аккумуляторной батареи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнической промышленности, к химическим источникам тока и может быть использовано для определения правильности сборки аккумуляторов

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля напряжения аккумулятора самолета или автомобиля

Изобретение относится к электротехнической промышленности ,в частности, к системам автономного электропитания электротранспорта

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для измерения внутреннего сопротивления первичных источников тока, эксплуатируемых как в стационарных, так и в импульсных режимах

Изобретение относится к электротехнической промьшленности, в частности к устройствам контроля и диагностики систем электроснабжения транспортных средств с использованием аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении первичных активируемых источников тока

Изобретение относится к электроизмерительной технике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах бесперебойного электропитания

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на транспортных средствах

Изобретение относится к электротехнической промьшшенности, к системам автоматического поэлементного контроля напряжения химических источников тока (ХИТ)

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю электрических параметров аккумуляторных источников питания как отдельных аккумуляторов, так и батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве электрохимических элементов с индикатором состояния заряда

Изобретение относится к области космической электротехники и может быть использовано при проведении ресурсных испытаний оборудования ИСЗ, в частности аккумуляторных батарей (АБ)

Изобретение относится к гальваническому элементу и встроенному индикатору состояния заряда

Изобретение относится к электронике и может быть использовано при испытании и эксплуатации ХИТ, применяемых в системах автономного электроснабжения

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано на предприятиях по производству химических источников тока (ХИТ) при проведении контроля качества их изготовления

Изобретение относится к метке со встроенным тестером состояния работы электрохимического элемента

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на автономных объектах, в электротранспорте, использующем в качестве источника энергии аккумуляторные батареи
Наверх