Способ получения вяжущего для дорожного строительства

 

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению вяжущего для дорожного строительства. Цель - повышение качества вяжущего для холодного асфальтобетона. Получение ведут путем окисления кислородом воздуха (расход 4-8 л/ч) при повышенной температуре, предпочтительно при 145-155°С, смеси каменноугольной смолы и смеси, содержащей 25-35 мас.% кубового остатка ректификации сырого бензола, в которую дополнительно вводят 7,5-12,5 мас.% кислой смолки очистки коксового газа от аммиака, 7,5-12,5 мас.% кислой смолки очистки сырого бензола при общем количестве кислых смолок в смеси 40-60 мас.%. Способ обеспечивает получение вяжущего, отвечающее требованиям ТУ 14-6-7-83. 1 з.п.ф-лы, 8 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИМ

„„SU „„1595874

А1 (S>)S С 10 С 3/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬГГИЯМ

ПРИ П.1НТ СССР (21) 4446748/23-04 (22) 04.05.88 (46) 30.09.90. Бюл. 9 36 (71) Украинский научно-исследовательский углехимический институт (72) Л.С.Кузнецова, Г.И.Папков, С.Г.Воеводина, Е.А.Мовчан, В,Н.Рубчевский, Ю,А.Чернышев, В.М.Волох и Н.И.йиленко (53) 662.749(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1113400, кл. С 10 С 3/02, 198"., Авторское свипетельстно СССР

Р 12Р6612, кл. С 10 С 3/04, 1985. (54) СПОСОБ ПОЛУЧКНИЯ ВужЩГГП ПЛД

ЛОРО)КНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (57) Изобретение относится к нефтеИзобретение относится к способу получения вяжущего для дорожного строительства и может быть использовано в коксохимической промьппленности и дорожном строительстве.

Целью изобретения является повышение качества вяжущего для холодного асфальтобетона и расширение сырьевой базы.

Способ получения вяжущего осуществляется следующим образом.

В реактор загружают заданное количество каменноугольной смолы, кубовых остатков ректификации сырого бензола и к нагретой смеси при 70-80 С при.бавляют смесь кислой смолки очистки коксового газа от аммиака и кислой смолки очистки сырого бвнзола, взяхимии, в частности к получению вяжущего для дорожного строительства.

Цель — повышение качества вяжущего для холодного асфальтобетона. Получение ведут путем окисления кислородом воздуха (расход .4.-8 л/ч) при повышенной температуре, предпочтительно при

145-155 С, смеси каменноугольной смолы и смеси, содержащей 25-35 мас.7. кубового остатка ректификации сырого бензола, в которую дополнительно вводят 7,.5-12,5 мас.7. кислой смолки очистки сырого бензола при общем количестве кислых смолок в смеси 4060 мас.7., Способ обеспечивает получение вяжущего, отвеча|шцего требованиям ТУ 14-6-7-83. 1 з.п. ф- лы, 8 табл. тых в равном соотношении, Полученную смесь на."ревают и окисляют возду: з течение 1 ч. После чего ее охлаждают и получают целевой продукт. с<ислул смолку очистки коксового газа о" аммиака получают при улавливании в сульфатном отделении (КСУ).

Она образуется при отделении аммиака обработкой коксового rasa серной кислотой в результате реакций полимеризации непредельных соединений, содержащихся в газе, а также конденсации из rasa каменноугольной смолы.

Кислую смолку очистки сырого бензола (КСР) получают при ректификации сырого бензола, она является побочныИ продуктом при очистке сырого бензола от непредельных и сернистых соединениг

1 5 9 8 7 /f.

,В о< полном тн<1<Ъ <. "I < г 1 г . мологов1.

KCP образует.:» н < : ",<ьт -н реакций алкилирования, п ?п«и :1э:f:<ии, сополимериэации, конденсации If сульфирования, протекаю«в<х при воздействии на сырой бенэол «онцентрированной с рной кислот<„. Эта кислая смолка представля<.- -обой с<есь, состоящую иэ ,серной ки.лоты, суль :. единений бен10 зола и его примесей - .I

Кубовые остатки ре« -,;:<1лии сырого бенэола (K0), полу: .;. в процессе ре.», :.<» .а«ии бенэол., представляют соб: и;.<лмерь< непредельных соедине15

HI", . .; гы последних с тиофеном.

1i реактор емкостью t л эагт,.ь 250 г каменноуголь .: : п и 150 г кубовых о< т -«.»,:,тиАикации сырого бе«-;о,-1 3 нагретую до 70-80 С смесь

0 20 добавля с н.."варительно смешанные

КСУ (50 э KCP (50 r) (табл. 1) .

Смесь нагр »ают до 150 С и окисляют

«нсл<:р -,"<..< воздуха в течение 1 ч По25 г «. охлах<дек<ия получают вяжущее для .".жного строительства. табл. 2 приведены данные, иллюст<»"рую«;ие влияние количества испсльзуео гходов на качество вяжущего.

Квк следует иэ данных, приведенных, табл. 2, оптимальным содержанием в смеси является 40-á0 мас. отходов.

В табл. 3 приведены данные по выбору оптимального количества в композиции вяжущего кислой смолки очистки сырого бензола (КСР)„

Как следует из данных, приведенных в табл. 3, оптимальным количеством КСР в смеси является 7,5-12,5 мас. .

В табл. 4 приведены данные, иллюстривующие влияние на качество получаемого вяжуще о кубовых остатков ректификацни сь:зого бензола (КО). .ые табл. 4 свидетельствуют, оптимальное содержание в компоэ;ции КО составляет 25-35 мас. „

В табл, 5 представлены данные по ,лиянию содержания КСУ на качество вяжущеro.

Оптимальное количество в смеси КСУ

-50 составляет 7,5-12,5 мас. .

В табл. б приведены данные по определению оптимального расхода воздуха при окислении смеси отходов и ка55 менноугольной,молы.

Как следует из данных, приведенных в табл. 6, расход воздуха должен составлягь 4-8 и/ч. При расходе ниже,I/ч происходит частичное окисление и н<.возможно добиться качественных и казателей вяжущегo, расход выше

8 л/ч не влияет на качество вяжущего.

В табл. 7 приведены данные, иллюстрирующие влияние температуры на процесс окисления °

Как следует иэ данных табл. 7, оптимальная температура процесса 145155 С. При более низкой температуре не обеспечивается получение качественного вяжущего, при температуре выше 155 С показатели качества вяжущего остаются на том же уровне.

В табл. 8 приведены сравнительные характеристики вяжущего, полученного по предлагаемому и известному способам.

Из данных табл. 8 следует, что вяжущее, полученное по предлагаемому способу, характеризуется лучшими показателями по содержанию водорастворимых соединений и по содержанию воды, чем вяжущее, полученное известным способом, Последнее обладает повышенным содержанием водорастворимых соединений и содержанием воды и не удовлетворяет требованиям технических условий, Кроме того, применение способа позволяет расширить сырьевую баэу получения гяжущих за счет вовлечения дополнительных отходов.

Таким образом„ предлагаемый спо" соб позволяет получать вяжущее для дорожного строительства, отвечающее требованиям ТУ, с одновременным улучшением качества, а также утилизироват- кислую смолку очистки коксового газа от аммиака. формула изобретения

1. Способ получения вяжущего для дорожного строительства путем окисления кислородом воздуха при повышенной температуре смеси каменноугольной смолы с кубовым остатком ректификацли сырого бензола, о т л ич а ю ц и и с я тем, что, с целью повышения качества вяжущего для холодного асфальтабетона, используют смесь, содержащую 25-35 мас. кубового остатка ректификации сырого бензола, в которую дополнительно вводят

7,5-12,5 мас. % кислой смолки очистки коксового газа от аммиака, 7,512,5 мас.% кислой смолки очистки .сырого бензола при общем ко<плчестве

1595874 кислых смолок в смеси 40-60 мас.%, и процесс проводят при расходе воздуха

4-8 л/ч.

Способ по и. 1 о т л и ч а гггг и и с я тем, что процесс цровг лят при 145-155 С.

Таблица 1

Содержание., мас.%

Отходы

Серная Вода Водораство- Вязкость, кислота р< мые со"- с С

° а зо динения

Кислая смолка очистки коксово1-4

10-17 4-8,5

1400-1600

12-16 7-20 60-68

40-270

45-50

0,5-2

1-1, 5

Таблица2

Содержание, мас.%

КаменноКислая смолка (KCP) Кубовые остатки ректификации сырого бензола

Содержание водорастСодержание воды, мас.%.

Кислая смолка (КСУ) Вязкость,,„ f0 д У угольная смола воримых соединений, г ВРС), (ма! %. г (КУ) 30,А

60,0

50,0

10,0

10,0

20 г

5

25,0 г1 98 . г (9

50,0

50,0

50,0

50,0

40,0

25Ä0

I,0О

0 г

4,00

3,38

7,5

30,0

30,0

7ь5

52,5

52,5 го газа от аммиака (КСУ)

Кислая смолка от очистки сырого бензола (KCP)

Кубовые остатки, ректификации сырого бензола

КО) Качество готового продукта

155 3,42

Температ - 1,98 ра размягчения по Ки! Ч

54 С

5,0 10,9

25,0 5, 2-

Более 8,50

200,.0

145

" 874

Tt;$ t\

Содержание в с"! .. .: .. "-,: .", Кач . тii:.> .:. ового продукта!

Содержание, мас.%

КО

Водо- Bona наг" во

)!и!Я it сot . . и нения

-,,0 о

:), 98

О. 98

О, .) 7, . 0

Ф ! !

1 ..

» !

10,0

10,0 5,0

30. )

30. 0

Би.=200

Т а !.) л и .. а 4

Сс!де: -.алие в см .си, мас,%

Качество готового продукта

Содержание, мас.%!

ГГ . )!»P !. . °

Вя.3 кость у

С, с о водорастворимые соединения

Вода

5,41

1,04

20,0

10,!

25,0

1 0

10, !!

10 Д!

) а о .-! н и а 5

Содержание в смеси, мас.%

Качество готового продукта!

Вя вноств, <е

С, с

Зо

Содержание, мас.%

КСУ

KCP

КО водораст- Вода воримые

ooåäèíåния

0 0!

i0,0

1rf9 0!

:300 50 10 0

30,0 10,0 10, О

30,012,510уО

300 15 0 100

Боле е

165,

1,).0

100

Более

-т=

6,,)0

4,00

1 2 !, )Я

),!)О

3,96

3,42

4,88

6,42

3 38

3,42

3,40

3,18

1,00

0,98

0,98

0,96

1, i)

1,;)

0,98 о 7

1 0

159 . 8.

Таблица

Вязго воз шение компонентов кость, Зо духа, л/ч в смеси

КУ:КО:

:КСУ:КОР

6,09

1,00

123

0,98

3,42

155

0,98

3,0

2,3

0,98

)200

0,98

7200

2,3

Массовое соотношение компонентов

Температура про цесса

$0

Сsoэ с окисления, С

Вода

Водорастворимые соединев смеси

КУ:КО:

:КСУ:KCP ния

1.0

5,64

120 т

1,0

4„25

0,98

3,68

145

3,42

0,98

150

155

0 98

160

155

Более

200

0,98

1702,66

Массовое Количество соотно- подаваемо

0,5:0,3:

:О, i:0,1

0,5:0,3:

0,1:0,1

0,5:0,3:

:0,1:О,1

0,5:0,3:

:0,1:0,1

0,5:0,3:

:0,1:0,1

0,5:О, 3:

:0,1:0,1

0,5:0,3:

0,1:О, 1

0,5:0,3:

:0,1:0,1

0,5:0,3:

:0,1:0,1

0 5:0,3:

:0,1:0,1

0,5:0,3:

:О, 1. О„ i

0,5:0,3:

:0,1:0,1

Качество готового поодукта

Содержание, мас.7.

Водорагт- Вода норимые соет„ннения ВРС}

Таб:.ица 7

Качество готового продукта

Вязкость, Содержание, мас.".

Та блида Н

l ;: казатели

Смола тяжелая дорожная (СТД-5}

Предлагаемое вяжущее Зю

Содержание водорастворимых соединений BPC Ж 5,0

Содержание воды, 7. 3,0

Стадийность процесса 2

Вовлекаемые отходы

3,42

1,0

Кубовые остатки КСР, КО, КСУ и КСР

Составитель Н.Королева

Редактор Л.Веселовская Техвед N,Äèäûê Корректор М. Кучерявая

Заказ 2887 Тираж 443 Подписное

НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r . Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ получения вяжущего для дорожного строительства Способ получения вяжущего для дорожного строительства Способ получения вяжущего для дорожного строительства Способ получения вяжущего для дорожного строительства Способ получения вяжущего для дорожного строительства Способ получения вяжущего для дорожного строительства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству битумов и может найти применение при строительстве автомобильных дорог

Изобретение относится к производству битумов и может быть использовано в нефтепереработке

Изобретение относится к производству окисленных битумов из нефтяного сырья, в частности к устройству для осуществления окисления

Изобретение относится к области управления производством высокотемпературного пека и может быть использовано в коксохимической промышленности

Изобретение относится к строительным материалам ,в частности, к получению вяжущего

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к получению битума

Изобретение относится к автоматическому управлению реакторными установками для окисления нефтяных остатков до битума различных марок

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения строительных битумов

Изобретение относится к производству нефтяных битумов и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности при получении окисленного битума путем окисления нефтяных остатков при повышенной температуре кислородом воздуха

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к процессам получения битумов путем окисления кислородом воздуха остаточных продуктов прямой перегонки нефти и их смесей с асфальтами и экстрактами масляного производства

Изобретение относится к способу получения пека-связующего для электродных материалов

Изобретение относится к получению битумов окислением нефтяных остатков (гудронов, полугудронов и т.п.) и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к области производства нефтяных битумов и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности при получении окисленного битума путем окисления при повышенной температуре остаточных продуктов переработки нефти кислородом воздуха

Изобретение относится к способам получения окисленного битума и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности, дорожном строительстве и других отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к способам получения битума и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности, в частности при производстве дорожного битума

Изобретение относится к получению битума окислением нефтяных остатков (гудронов, полугудронов и т.п.) и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Наверх